Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Образование в Русском государстве в XIV—XVII вв



В XIV—XVI вз. в распространении просвещения важнейшую роль на Руси играли монастыри. Зачинателем монастырских центров книжного обучения
XIV—XVII вв. явился великий русский просветитель и религиозный деятель Сергий Радо­нежский (1314—1391). В монастырских школах можно было
получить энциклопедическое по тем временам образование. Однако акцент в них делался не столько на усвоение суммы знаний, сколько на нравственно-религиозное воспитание,
духовное самосовершенствование.

На западных рубежах древнерусских земель в XV—XVI вв. развивались формы «ученья книжного», обогащенные све­дениями о школьном деле в Западной Европе. Потомки русского населения Украины и Белоруссии, пытаясь со­хранить в неприкосновенности свое вероисповедание, со­здали в православных общинах так называемые «братские школы». В XVI—XVII вв. в братских школах Львова, Луцка, Киева и других крупных городов изучали славянскую и гре­ческую грамматику, латинский язык, диалектику, риторику, философию, математику и другие школьные науки, тракто­вавшиеся в духе православия. На основе братских школ ки­евским митрополитом Петром Могилой в 1632 г. было ос­новано высшее учебное заведение — коллегиум. Выпускни­ки Киевского коллегиума получали образование на уровне западноевропейских схоластических стандартов. Некоторые из них (Е. Славинепкий, А. Сатановский, С. Полоцкий и др.) приняли деятельное участие в создании на Руси новых учебных заведений, приближавшихся по своей сути к запад­ноевропейским образцам, где изучали так называемые семь свободных искусств.

Известно, что в 40-е годы XVII в. в московском Андреев­ском монастыре боярином Ф. М. Ртищевым была основана школа, учителями которой назначались выпускники Киевского коллегиума Арсений Сатановский, Епифаний Славинецкий, Дамаскин Птицкий, ориентированные на греческую школь­ную традицию,

В середине 60-х годов в Спасском монастыре в Москве Симеоном Полоцким, поборником латинской ориентации, была открыта школа повышенного типа. Он ставил перед этой школой задачу подготовки особо доверенных чиновни­ков личной канцелярии царя Алексея Михайловича, подь­ячих Приказа тайных дел. Особое внимание в ней уделялось изучению латинского языка, который в то время являлся языком международной дипломатии. В 1681 г. иеромонахом Тимофеем была открыта Типографская школа при москов­ском Печатном дворе.

В Богоявленском монастыре в Москве в 1685 г. была от­крыта школа докторами Падуанского университета, гречески­ми иеромонахами братьями Иоанникием и Софронием Лихудами. Они ставили перед собой задачу создать не среднюю школу, поскольку она в России уже существовала, а высшую.

В 1687 г. в Москве было открыто первое собственно выс­шее учебное заведение в России — Эллино-греческая, впос­ледствии Славяно-греко-латинская академия, выпускники которой стали деятелями просвещения уже петровской эпо­хи развития школьного дела в нашем отечестве — поэты А. Кантемир, К. Истомин, математик Л. Магницкий, первый русский доктор медицины П. Постников и др. Инициато­ром создания этой Академии был С. Полоцкий.

Академический курс начинался с подготовительного клас­са, который назывался «русской школой». После него ученики переходили в «школу греческого книжного писания», затем приступали к изучению грамматики. Риторику, логи­ку, физику и пиитику изучали и на греческом, и на латин­ском языках. Учебники по этим предметам были составле­ны братьями Лихудами, которые следовали образцам учеб­ных книг европейских университетов. Следует, однако, отметить, что учебный материал осмыслялся с позиций пра­вославного учения. Например, «Риторика», по определению Лихудов, не просто должна научить красиво говорить, рито­рически отстаивать свою позицию, что характерно для за­падноевропейской возрожденческой культуры, цель ее в России была определена иначе — помочь ученикам научиться защищать православные духовные ценности. Такой подход к обучению был характерен для всех учебных заведений того времени.

Необходимо отметить, что границы между средними и высшими школами в России XVII в. были размыты. Все за­висело от уровня образованности преподавателей и целей учебного заведения. Например, Заиконоспасская школа Си­меона Полоцкого приближалась по своему характеру к выс­шему учебному заведению европейского типа. Должность старосты этой школы занимал москвич, русский поэт Силь­вестр Медведев. Латинский язык преподавался по извест­ному в Европе методическому пособию иезуита Альвара, а курс обучения включал пиитику, риторику, диалектику, философию и богословие.

Этот тип школ вызывал резкий протест православной мос­ковской общественности, опасавшейся, что вместе с такой направленностью школьного образования в Россию проник­нут западноевропейские «ереси». Крайними выразителями этой позиции были старообрядцы, боровшиеся против ла­тинского влияния, но и к греческому относившиеся с подо­зрением. Их идеалом являлась традиция монастырского об­разования, сложившаяся в России к XVII в. Нужно заме­тить, что московские правители предпочитали ориентацию на греческую школу, византийскую систему образования. Ти­пографская школа при Печатном дворе (1681—1687) как раз и была примером подобного учебного заведения. Препода­вателем греческого языка в этой школе был москвич Карион Истомин, учитель царевича Петра Алексеевича, автор многих учебников.

Совокупность многих фактов позволяет сделать вывод: Россия XVII в. вместо западного университета получила как бы духовную семинарию. Несмотря на довольно широкую программу обучения, преподавались здесь лишь те дисцип­лины, которые не противоречили православию, способст­вовали подготовке верных слуг царя и патриарха.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 574 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...