Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в средние века и эпоху Возрождения



Начало западноевропейского средневековья связано с раз­ложением Римской империи. Гибель Римской империи со­провождалась распадом структуры рабовладельческого об­щества, общеэкономическим кризисом, утратой прежних ценностных ориентиров. В этот период, начавшийся с кон­ца V в., на смену изжившему себя рабовладельческому об­ществу приходит новый жизненный уклад, связанный с за­рождением феодальных отношений, оплотом которого ста­ло христианство. Его деятели отвергали античную культуру как языческую и греховную, отрицая при этом и античный идеал воспитания.

Средние века — огромный исторический пласт, захваты­вающий более двенадцати столетий. В рамках средневеко­вья обычно выделяют три периода: V—X вв. — раннее сре­дневековье, XI—XIII вв. — развитое, или «высокое», сре­дневековье и Х1у—XVI вв. — позднее средневековье, известное как эпоха Возрождения.

Культурное наследие средних веков в истории человечест­ва чрезвычайно богато. Известны великолепные образцы ико­нописи этого периода, появление готического и романского стиля в архитектуре, непревзойденные шедевры живописи Леонардо да Винчи, Микеланжело и др., поэзии Петрарки и Данте. Не случайно именно в средние века появляется кате­гория поглощенных знаниями людей — ученых.

Возникновение и становление средневекового образования связываются обычно с развитием церковной культуры и ее роли в обществе, поскольку знания требовались как для проповедования церковной дог­матики, усвоение которой было необходимо каждому чело­веку для принятия крещения, так и для борьбы с еретиками. Впервые вопрос о необходимости разработки программы цер­ковного обучения в целях осознания народом христианства был поставлен философом и богословом поздней античнос­ти Аврелием Августином (Блаженным), который одним из первых выступил против присутствия языческих начал знания в христианском воспитании. В начале VII в. на террито­рии Ирландии и Британии благодаря активности монашест­ва появляются первые церковные школы. Открытию школ при монастырях благоприятствовало то, что там сохраня­лись античные рукописи, служившие хорошими учебными пособиями. Содержание образования в монастырских шко­лах черпалось главным образом из сочинений Августина. Его образовательная программа предусматривала светские зна­ния, необходимые христианскому полемисту и проповедни­ку, — изучение языков, истории, диалектики, риторики, ос­нов математики, способствующих также, по его мнению, углубленному пониманию религии. Эта программа предна­значалась как для закрытых, «внутренних» монастырских школ, готовящих учеников для монашества (пострига), так и для открытых, «внешних», обучающих будущих священ­нослужителей и лиц мирской службы. Из философов, заслу­живающих изучения в школе, Августин Блаженный реко­мендовал произведения последователей Платона как наибо­лее полно отражающих христианство.

Основное внимание как в монастырских, так и в откры­ваемых при городских соборах кафедральных (епископских) школах уделялось воспитанию нравственности, которого до­бивались наставлениями, постами, отказом от пристрастия к богатству, чтением сочинений на религиозные темы. Осо­бенно это относилось к ученикам «внутренних» школ.

В раннесредневековой школе имели место различные уровни обучения. Элементарного уровня, включающего чте­ние, письмо, счет и пение, учащиеся достигали приблизи­тельно за пять лет. Для среднего уровня предназначался курс тривиума, куда входило изучение латинской грамма­тики, риторики и диалектики. И наконец, повышенный, содержащий полный курс «семи свободных искусств», в котором к тривиуму добавлялись еще четыре науки — ариф­метика, геометрия, астрономия и теория музыки, — так называемый квадривиум. Основной книгой для обучения грамоте служила Псалтырь. Обучение начиналось с меха­нического заучивания наизусть на ставшем языком науки латинском языке молитв и всех 150 псалмов, после чего переходили к изучению латинской азбуки, чтению и пись­му. Позже появились специально разработанные для школ учебные пособия от грамматических руководств (например, Присциана и Доната) и латинских разговорников (Эльфрика) до словарей и хрестоматий. А составленные Севери-ном Боэцием (480—524) учебники логики, арифметики и музыки служили школе в качестве основных учебных мате­риалов вплоть до XIII в.

В результате широкого распространения монашества по всей территории Западной Европы средоточием образова­ния и воспитания долгое время оставались именно монас­тырские школы. Аскетический идеал, проповедуемый в мо­настырях, требовал от монаха тяжелой борьбы с самим со­бой и с миром. Поскольку в этом более всего помогала школа, устроению школ, разработке программ обучения и написа­нию учебных пособий придавалось большое значение. Кро­ме того, согласно монастырским уставам, монахам предпи­сывалось много времени проводить в чтении. «Монастырь без библиотеки все равно что крепость без оружия» — гла­сила средневековая поговорка.

Пик развития монастырских школ пришелся на период правления франкского короля Карла Великого в начале IX в., указами которого повелевалось повсюду расширять сеть школ, открывая их при каждой церкви (в основном на тер­ритории Франции и Германии).

Одним из главных деятелей школьной реформы Карла Великого был преподаватель англосаксонской монастырской школы Альбин Алкуин (ок. 735—804). В написанных им обращениях к народу «Письмо об изучении наук», «Всеоб­щее увещевание» обосновывалась необходимость система­тического всеобщего образования, подготовки квалифици­рованных учителей для этой цели. Впервые после трехсо­тлетнего забвения античного наследия образование получило статус организации, способной сохранить все его достиже­ния. Период правления Карла Великого вошел в историю под названием «Каролингское возрождение», поскольку за­долго до эпохи Возрождения возникла тяга к изучению клас­сической древности и сохранению ее культуры. В рукописях того времени до нас дошли многие сочинения «золотого» и «серебряного» века римской литературы. В монастырских школах изучались произведения Вергилия, Горация, Ови­дия, Ювенала, Цицерона, Саллюстия и др. В переписанных от руки монахами произведениях в уголке рукописи стояла специальная пометка «для школы». Это был период куль­турного подъема, расцвета литературы, искусства, архитек­туры. Ко двору были привлечены образованнейшие люди, объединившиеся в так называемую Академию, руководимую Алкуином.

Следует заметить, что на протяжении всего средневеко­вья школа обеспечивала возможность социального продвижения для людей даже с низким общественным положени­ем. Вместе с тем образование служило и средством совер­шенствования человека, средством укрепления государствен­ного и церковного порядка.

Со временем последние правители империи Каролингов перестали уделять должное внимание школьному делу и оно постепенно пришло в упадок. Живший античными тради­циями мир раннесредневековой школы полностью изменил направление своего развития в XI—XIII вв. Период разви­того средневековья, приходящийся на эти века, отмечен по­литической централизацией в странах Западной Европы, кон­центрирующей власть в руках монархии. Это вызывало ярост­ное сопротивление Церкви, не желавшей сдавать своих позиций. В условиях глубоких изменений в политической и духовной жизни общества добивается господствующего по­ложения новый вид религиозной философии — схоластика (от лат. 8спо1а8йсш — школьный, ученый). Она вырабатыва­ет иной тип культуры, ориентированный на формальную логику Аристотеля и абстрактное богословие. Важнейшая роль в этой ориентации принадлежала философу и теологу Фоме Аквинскому (1225/26—1274). В своем основном тракта­те «Сумма теологии» он по-новому интерпретирует церков­ную традицию, пытаясь подчинить светское знание вере, опираясь при этом на Аристотелеву этику, логику, психоло­гию. Вся его деятельность была направлена на отработку вероучения в форме научного знания.

В течение столетий сочинения Фомы Аквинского служи­ли основным источником изучения богословия в школах по­вышенного типа — коллегиях и университетах. Развитие схо­ластики и подогнанных под нее учебных заведений привело к упадку старой церковной школы с грамматикой и ритори­кой. Ее вытеснили формальная логика и новая латынь. В этой связи требовала пересмотра и организация преподава­ния. Почти в каждом монастыре учреждались школы средней ступени, а для завершения образования — высшей.

Курс обучения в школах был рассчитан на 6—8 лет. Пер­вые два года посвящались философии, два следующих — изучению богословия, церковной истории и права, два пос­ледних — углубленному изучению богословия. Через 13 лет, получив предварительно степень бакалавра, выпускники могли стать магистрами богословия, т. е. получить один из высших духовных санов.

В связи с огромным ростом школ схоластической направленности появляется определенная прослойка общества, занимающаяся педагогическим трудом. Учителя и ученики объ­единяются в корпорации, называемые университетами. По­явление университетов было признаком возрастающей спе­циализации и дифференциации внутри средневекового об­разования. Обычно они состояли из четырех факультетов — младшего, артистического, где изучались «семь свободных искусств», и трех старших — юридического, медицинского и богословского. Средневековая университетская образован­ность расширила рамки книжной учености, сложившейся в раннесредневековый период и выработала тип высокообра­зованного ученого, не только поглощающего знания для самосовершенствования, но и пополняющего их ради всего человечества. Интенсивное развитие сети университетов в конце XII—XIII в. говорило о заинтересованности общества в развитии образования.

Центрами образования и культуры оставались города. Их рост и усиление торговли породили новое сословие — бюр­герство, из которого позже выделилась буржуазия. Для удов­летворения потребностей в образовании торгово-ремесленного городского населения появляется ряд городских школ — магистратских, цеховых, гильдейских. Это были относительно независимые от церкви учебные заведения различного типа — школы «счета», латинские школы и школы родного языка. Первые такие школы появились в Италии, где сконцентри­ровалось наибольшее количество образованных учителей. Затем известность приобретают парижские школы, главным образом благодаря их руководителям. Один из них, Гуго сен-Викторский (ок. 1096—1141), прославился своим знамени­тым педагогическим трактатом «Дидаскаликон», в котором была представлена не только классификация наук, подле­жащих изучению в школах, но и методика обучения этим наукам. Лучшим методом обучения считался им поиск наи­кратчайшего пути достижения знания. В разнообразие ме­тодов обучения, практикуемых в это время в школах, внес свою лепту и известный французский ученый Пьер Абеляр (1079—1142), предложивший оригинальный метод «да—нет», заключающийся в сопоставлении противоречивых точек зре­ния, дискуссиях, комментариях.

Появление со второй половины XII в. многочисленных сочинений, посвященных вопросам воспитания и образова­ния, свидетельствовало о тенденции к обособлению педаго­гической проблематики в специальную отрасль знания.

Помимо распространения городских церковных и нецерковных школ средневековье выработало и такую форму образования, как ученичество. К этой категории относилось воспитание детей купцов и ремесленников и воспитание детей феодалов (рыцарство). В ремесленной и купеческой среде такой вид образования осуществлялся следующим об­разом. Мастер брал к себе в обучение одного-двух учеников за определенную плату. Об умении мастера осуществлять обучение судили представители ремесленного или гильдей­ского цеха. Выучка у мастера давала возможность ученику по прохождении полного курса, продолжавшегося от двух до шести и свыше лет, работать подмастерьем до тех пор, пока он не заработает себе средств на открытие собственно­го предприятия.

В рыцарской системе воспитания мальчик в возрасте 10— 12 лет попадал в дом знатного феодала или ко двору короля. Принимая участие в жизни семьи и выполняя роль пажа, прислуживая своим благодетелям, ребенок одновременно учился хорошим манерам, игре на музыкальных инструмен­тах, пению, танцам, стихосложению, верховой езде, обра­щению с оружием. Для этого приглашались в дом учителя. Домашний священник наставлял воспитанника на «путь ис­тинный» и учил грамоте. В 14—16 лет подросток становился оруженосцем, а в 18 лет его торжественно посвящали в ры­цари. Идеал рыцарского воспитания, предполагающий раз­нообразие умений и навыков, широту культуры, высокую нравственность, явился эталоном гуманистического воспи­тания эпохи Возрождения, поскольку именно в нем просле­живалась идея всестороннего развития личности. Особен­ности такого развития разработаны в сочинений крупней­шего мыслителя средневековья Винцента из Бове (1190—1264) «Об обучении детей благородных особ». По широте охвата педагогической проблематики, включающей все аспекты образования и воспитания как мальчиков, так и девочек, по глубине анализа христианских источников и сочинений анти­чных авторов по вопросам воспитания этот труд можно смело отнести к разряду блестящих энциклопедий по воспитанию.

Девочки знатных семей воспитывались преимуществен­но дома или в монастырях. В программу их обучения входи­ло освоение грамоты, изучение языков, рукоделие, музыка, чтение религиозных книг. В менее знатных семьях девочки получали либо домашнее воспитание, либо воспитывались в специально открываемых для них городских школах.

Несмотря на религиозную направленность, средневеко­вое понимание всестороннего развития ребенка обогатило античное представление о гармонии души и тела необходимостью трудового воспитания не как Божьей кары, а как средства развития в общей системе воспитания личности. Испанский философ Раймунд Луллий (ок. 1235 — ок.1315) в трактате «Детское учение» объясняет, почему в бедных се­мьях, где дети обучаются ремеслу, воспитание приносит луч­шие плоды, чем там, где они воспитываются в праздности. Он указывает на хороший обычай мусульман посвящать своих детей в какую-либо профессию с раннего возраста.

Начиная с XIII в. в связи с начавшейся экономической переориентацией европейских стран на буржуазные отно­шения школьное образование оказывается на перепутье, переживая кризис. Преподавание многих дисциплин сво­дится к минимуму, необходимому для понимания схоласти­ческих трактатов. Античная литература почти совсем исче­зает из учебных программ. Вместо этого школа довольству­ется изучением сочинений назидательного характера и зазубриванием наизусть учебных поэм новых грамматиков, использующих так называемую «вульгарную латынь». По мере того как содержание образования становилось все более ограниченным, зубрежка и телесные наказания занимали все большее место в школе.

Ограничение образования, особенно в городах, элемен­тарным обучением в течение двух-трех лет, несмотря на по­стоянный в связи с возрастающими потребностями количе­ственный рост школ различного направления, означало ка­чественную деградацию образовательной системы периода развитого средневековья, давшую основание гуманистам Воз­рождения окрестить его «темными веками».

Едва ли не единственными учебными заведениями, со­хранявшими свои традиции, оставались университеты. В их лоне образовался новый тип среднего и высшего учебного заведения, совмещавший общежитие со школой, — колле­гии. Именно они послужили образцом для формирования гуманистического образования позднего средневековья.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 6908 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...