Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Музыкальные залы



Вотличие от речевых программ оценка качества звучания музыки в зале осуществляется по целому ряду субъективных критериев. Она в большой степени индивидуальна и зависит от общего и музыкального образования слушателей, их профессии и вкусов, а также от их физического и психического состояний.

Первые шаги в выборе метода субъективной оценки качеств музыкальных залов состояли в использовании анкетных данных опроса ведущих дирижеров и музыкантов, а в последнее время – в применении специальных тестов.

Оценка проводилась, естественно, на качественном уровне, и лишь затем, по мере систематизации материала, были предложены некоторые количественные критерии.

Первой попыткой составить своеобразный «словарь» критериев оценки акустики музыкальных залов были предложения американского акустика Беранека. Им было предложено аж свыше пятнадцати различных оценок (!), среди которых были как положительные (+), так и отрицательные (–) критерии. Система Беранека была построена на принципе «аддитивно-сти», то есть независимости действия различных факторов; причем он считал, что недостатки зала по одним оценкам могут быть в какой-то степени скомпенсированы по другим. При всех своих несовершенствах данная система послужила толчком для последующих разработок.

В настоящее время оценка акустических качеств музыкальных залов проводится по следующим основным критериям: гулкость зала (реверберация), ясность (прозрачность), пространственность, громкость и тембр звучания, а также группа «мешающих акустических факторов».

Если понятия (критерии) гулкость зала, громкость и тембр звучания

вполне «осязаемы» и для рядового слушателя, то такие оценки акустических качеств музыкального зала, как ясность и пространственность звучания не столь «очевидны» и предполагают у слушателей наличие музыкального образования и сравнительного опыта прослушивания камерных и симфонических произведений в различных залах.

Ясность звучания – характеризует разделение звуков отдельных инструментов или групп инструментов как во времени (особенно при быстрых пассажах), так и в звуке одновременно играющих инструментов.

Пространственность звучания – субъективный параметр, характеризующий ощущение закрытого (замкнутого) пространства.

Установлено, что ощущение пространства возрастает с увеличением энергии боковых отражений, причем отражения, приходящие по направлению оси уха слушателя, вызывают наибольшее пространственное впечатление.

Пространственный эффект не меняется, если запаздывание боковых отражений находится в пределах 8–100 мс, а также в том случае, когда небольшое число интенсивных боковых отражений заменяется большим числом слабых отражений, имеющих такую же общую энергию.

Отражения от потолка не увеличивают пространственного впечатления, однако и не оказывают маскирующего действия на отражения от боковых стен.

Потолочные отражения увеличивают ясность звучания; боковые же отражения с запаздыванием к прямому звуку со сцены 25–80 мс увеличивают как пространственность, так и ясность звучания.

К сожалению, для музыкальных залов еще не установлены однозначные соответствия между всеми субъективными качественными критериями и объективными физическими характеристиками звукового поля, как это, например, сделано для разборчивости речи.

Имеются лишь отдельные попытки количественной оценки субъективных параметров через анализ вклада в ту или иную характеристику энергии прямых и отраженных звуков, приходящих к слушателю в течение определенных временных интервалов. Последние можно оценить по измерениям импульсного отклика зала р(t) (cм. п. 6.2. – структура звуковых отражений.)

Для разборчивости речи важна предложенная Р. Тиле величина, называемая «четкостью», – отношение полезной энергии Е50 (пришедшей в точку зала за первые 50 мс)ко всей энергии Е¥ импульсного отклика за длительное время:

DT = Е50 / Е¥. (6.7)

Для количественной оценки ясности звучания чаще всего используют индекс ясности:

R = 10×lg ( / ) дБ, (6.8)

где числитель под логарифмом – это энергия, пришедшая в точку за первые 80 мс, а знаменатель – вся остальная энергия.

Область оптимальных значений для R – от -1 до +3 дБ.

Количественный критерий для оценки пространственности звучания более сложен, так как для анализа импульсного отклика здесь требуются микрофоны с определенными диаграммами направленности (в виде восьмерки и круговой диаграммы).

При проведении измерений направленный микрофон располагается таким образом, чтобы ось его минимальной чувствительности была направлена на источник звука. Тогда он измеряет в основном энергию боковых отражений. Эту энергию (ЕR) измеряют в интервале от 25 до 80 мс. Затем повторяют звуковой импульс, и уже микрофоном с круговой диаграммой направленности измеряют всю энергию импульсного отклика за первые 80 мс (ЕК) .

По предложению В. Йордана за показатель пространственности звучания берется величина:

LJ = 10×lg ( (ЕR) / (ЕК) ) дБ. (6.9)

Область оптимальных значений LJ от –5 до –7 дБ.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 895 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...