Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Слово «шаман» впервые встречается в документах 17 века. У народов Севера, Сибири и Дальнего Востока существовали свои названия: ЭН'ЭН'ЫЛЬЫН - у чукчей, САМАН - у эвенков, ТАДЕБЯ - у ненцев, ТЭТЫПЫ - у селькупов, НГА - у нганасан, СЕНИНГ - у кетов и т.д.
Камлание (от тюркского «кам» - шаман) – обряд, совершаемый шаманами, представлял собой театрализованное действо. Движениями, пением, речью шаман пояснял присутствующим, где он странствует.
Посох (жезл) шамана «...обязательно входит в комплекс шаманской атрибутики у эвенов, эвенков, кетов, ненцев, удэгейцев, тувинцев, юкагиров и других народов Сибири.
... все шаманские посохи схожи в одном - люди пытались отразить свои представления о космосе. По сути, каждый жезл шамана представлял собой копию мирового дерева. А пять или семь поперечин на нем связывались с параллельными мирами Вселенной». (Т. Сем Посох шамана // Северные просторы. -1992. - № 5-6.)
Давайте по описанию этнографа Татьяны Сем представим шаманский посох эвенов. На верхней части посоха – голова лося. К ней соединен цилиндр, инкрустированный оловом в виде зигзагообразных поясов. Они символизировали параллельные миры Вселенной. По поверью эвенов Верхний мир состоял из двух ярусов, Земной из одного, а Подземный - из двух. На нижнем конце посох заканчивается лосиным копытом.
«К вершине жезла прикрепляли подвески. Такой жезл символизировал мировое шаманское дерево как центр Вселенной, через которое можно проникнуть в иные миры.
Главная из подвесок шаманского посоха - в виде человека, составленная из кусочков меха нерпы, окрашенного в красный цвет. Так изображали духа - предка шамана, того самого, что приходит к нему в момент его становления и ведет всю жизнь, давая силу, помогая в общении с духами миров.
Вторая подвеска посоха - цепочка с семью нашитыми охранителями изображением духов - предков. Они сшиты из красных тряпочек и символизируют линии родовых предков и их реинкарнации в потомках» (Т. Сем Посох шамана //Северные просторы. - 1992. - № 5-6.).
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 455 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!