Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Экспрессионизм: отчужденный человек во враждебном мире



Экспрессионизм (Термин «expressionism» появился после серии картин художника Ж.А. Эрве, «Expressionimes», 1901; по другой версии: назва­ние дано критикой по доминантному признаку — повышенной, взвинчен­ной эмоциональности, экспрессивности) трудноуловим для обобщающей характеристики из-за многообразия его групп, оттенков, ответвлений. И все же это особое направление, и следует найти его концептуальный инва­риант.

Экспрессионизм — художественное направление, утверждающее: от­чужденный человек живет во враждебном мире В качестве героя времени экспрессионизм выдвинул мятущуюся, захлестываемую эмоциями лич­ность, не способную внести гармонию в разрываемый страстями мир

Экспрессионизм как художественное направление возник на основе взаимоотношений с различными сферами научной деятельности: с психо­анализом Фрейда, феноменологией Гуссерля, неокантианской гносеоло­гией, философией «Венского кружка» и гештальтпсихологией.

Приближение Первой мировой войны, а затем ее жестокие события и последствия вызвали глубокий кризис в художественном сознании. Эконо-

мический и политический кризис, охвативший в начале ХХ в. Европу, по­влек за собой и духовный кризис, нашедший выражение в философском со­чинении Шпенглера «Закат Европы». Экспрессионизм стал художествен­ной формой проявления этого кризиса. Философские корни экспрессио­низма восходят к апологетике бессознательного Э. Гартманом и А. Бергсо­ном, к социальному пессимизму А. Шопенгауэра, к концепциям Ф. Ницше.

В начале ХХ в. в Германии возникло движение против академизма, господствовавшего в живописи. Его инициаторами были студенты-архи­текторы экспрессионизма Кирхнер, Ф. Брейль, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуфф, образовавшие в 1905 г. группу «Brucke» («Мост») Ни­кто из них не имел опыта в живописи, и их художественные эксперимен­ты привели к рождению экспрессионизма как нового художественного на­правления.

Это направление не озаботилось своим теоретическим оформлением и обошлось без манифестов. Экспрессионизм — отклик на острейшие противоречия эпохи, плод общественного разочарования, протест против тотального отчуждения.

Технический прогресс экспрессионизм воспринял как бич и истори­ческое наваждение. Он упрощал форму, вводил новые ритмы, тяготел к интенсивному цвету.

Экспрессионизм проявил себя в разных видах искусства: М. Шагал, О. Кокошка, Э. Мунк — в живописи; А. Рембо, А. Ю. Стриндберг, Р. М Рильке, Э. Толлер, Ф. Кафка — в литературе; И. Стравинский, Б. Барток, А. Шенберг — в музыке.

Экспрессионизм отклонялся от обыденного опыта: в сновидческих картинах-воспоминаниях Шагала предметы опыта расчленены на эле­менты, которые комбинируются. С точки зрения эмпирического опыта че­ловека невозможно, чтобы жених и невеста летали над крышами и жених поднимал свой бокал, сидя на плечах невесты. Однако художник стремил­ся изобразить не столько реальность, сколько процессы ее осознания. Экспрессионизм совершает поворот от внешней созерцательности к внутренним, душевным процессам и делает последние более доступны­ми изобразительному искусству.

Экспрессионизм деформирует непосредственный жизненный опыт, искажает привычные предметные формы. Это — недоверие к реальности: под сомнение ставится связь явления и сущности, сущность не является, а лишь выдает свою подноготную под «пыткой» деформации. Разорван­ность становится ведущей категорией эстетики экспрессионизма. Анг­лийский искусствовед Дж. Гуддон отмечает принципы экспрессионизма: художник сам определяет форму, образ, пунктуацию, синтаксис. Любые правила и элементы писательства можно деформировать во имя цели.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 387 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...