Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Об использовании метафор в политической коммуникации



Прежде всего уточним наше понимание термина «политическая коммуникация». Говоря о политической коммуникации, мы, вслед за Е.И. Шейгал, имеем ввиду политический дискурс. В свою очередь, под термином «политический дискурс» мы понимаем любые речевые образования, субъект, адресат или содержание которых относятся к сфере политики.

Цели, которые преследуют политические деятели, обусловливают выбор приемов, используемых в актах политической коммуникации. В этой связи следует отметить, что политический дискурс имеет ряд сходств с религиозным дискурсом. По мнению Е.И. Шейгал, точками соприкосновения религиозного и политического дискурсов являются мифологизация сознания, вера в магию слов, роль лидера-божества, использование приемов манипулятивного воздействия, ритуализация коммуникации.

Утверждение о мифологизации сознания в ходе политической коммуникации представляется совершенно обоснованным в силу целого ряда причин. Общепризнанной является точка зрения о том, что человек не в состоянии жить без мифов. Существует множество определений мифа. В политической коммуникации миф трактуется как принимаемые на веру определенные стереотипы массового сознания. Мифологические структуры представляют интерес для политических деятелей, поскольку включение в воздекйствие такого рода структур значительно повышает его эффективность. С психологической точки зрения миф – это способ интерпретации актуальных явлений, вызывающих интерес или беспокойство; не случайно активизация мифологического мышления отмечается именно в кризисных политических ситуациях. В подобных ситуациях мифология становится практически единственной формой организации массового сознания, так как, оказавшись перед лицом хаоса, человек начинает повторять более примитивные формы мышления и поведения.

Зачастую для формулировки и закрепления мифов в обществе политические деятели прибегают к помощи метафор. По нашему мнению, это обусловлено рядом причин. Оратору намного проще прибегнуть к яркой метафоре для объяснения явления или события, чем искать для этого логически верифицируемые доводы. И поэтому необходимость использования метафоры часто возникает тогда, когда требуется найти неординарный выход из проблемной ситуации. Часто выступающему требуется создать в сознании слушающего определенную модель видения окружающего мира, для того чтобы последний воспринимал события сквозь призму, нужную оратору. Это возможно в силу того, что метафоры образуют единую сеть в сознании индивида, они также направляют движение мысли в определенном направлении. Таким образом, яркая метафора, используемая политическим деятелем, способна отвлечь внимание аудитории от определенных аспектов ситуации и направить его в русло, нужное выступающему, создавая определенное видение явления. В силу того, что кризисные ситуации случаются в политике довольно часто, а перед политическими деятелями всегда стоит проблема убеждения граждан в своей правоте и ошибочности направления, выбранного оппонентами, метафора еще долгое время останется неотъемлемой чертой языка политики.

Материалы для анализа:

1. «Политическая коммуникация. В этом тексте говорится о “политической коммуникации”, как ее используют политики, к каким приемам они прибегают, чтобы объяснить те или иные явления или события»; «“Формулировки” политических деятелей. Текст посвящен политике, политической деятельности, политической коммуникации».

2. «Политическая коммуникация. Автор текста рассказывает о таком понятии, как политическая коммуникация. Он сопоставляет политический и религиозный дискурсы и находит точку соприкосновения в использовании приемов манипулятивного воздействия. Ярким примером этого является частое использование ярких метафор в выступлениях ораторов, что служит для отвлечения аудитории от определенных аспектов ситуации и направления мыслей зрителей в нужное выступающему русло»; «Политическая коммуникация. Данный текст рассказывает о методах воздействия политических деятелей на общество при помощи метафор. Данные способы помогают направить мысли индивида в определенное русло».

3. «Мифологизация сознания в политической коммуникации. Текст посвящен мифологизации сознания в ходе политической коммуникации. Мифы представляют интерес для политических деятелей, поскольку включение их в способы управления обществом повышает эффективность этих способов. Мифология является формой организации массового сознания, и политические деятели этим пользуются»; «Миф в политической коммуникации. Статья посвящена мифологизации сознания. В ней говорится о том, что точками соприкосновения религиозного и политического дискурсов является мифологизация сознания. Автор доказывает, что мифологические структуры представляют большой интерес для политических деятелей».

4. «Миф в политической коммуникации. В тексте говорится о том, что человек не может жить без мифов и мифология становится формой массового сознания. Для закрепления мифов используют метафору, которая является неотъемлемой чертой языка политики»; «Миф как неотъемлемая черта политической коммуникации. Основная мысль данного текста в том, что мифологизация является формой организации массового сознания в ходе политической коммуникации. Для закрепления мифов в обществе политические деятели прибегают к помощи метафор. Они могут отвлечь внимание аудитории от определенных аспектов ситуации»; «Политическая коммуникация, мифы и метафоры. Данный текст показывает значение мифов и метафор для политической коммуникации и ряд причин, обуславливающих это. Объясняет, почему политические деятели обращаются к метафорам и как они их используют»; «Политическая коммуникация, ее понятия и приемы. Текст посвящен раскрытию понятия политической коммуникации и приемам, которые используются политическими деятелями для достижения той или иной цели. В тексте рассматриваются два приема: мифологизация сознания и метафора».

II.

Гендерная личность в социокультурном пространстве старого и нового мира (на примере образа Елены Гончаровой в пьесе Ю.Олеши «Список благодеяний»)

Главная героиня пьесы «Список благодеяний» ведет дневник, представляющий собой разделенную на две половинки тетрадку, одна из которых – список преступлений советской власти, другая – список ее благодеяний.

Елена Гончарова сочетает аним и анимус, олицетворяющие собой соединение старого и нового миров. Леля – богиня, олицетворяющая весну, расцвет обновленной природы. В данном случае можно отождествить Лелю с ее матерью Ладой – мифологическим воплощением архетипа Жены, что и являлось женским идеалом на протяжении всей дореволюционной культуры. Но Елена Гончарова играет мужской персонаж – Гамлета, т.е. в ней воплощается и активный архетип с наличием мужских черт психики, который и стал революционным идеалом новой эпохи.

Два персонажа пьесы – Федотов (представитель советской стороны) и Татаров (белоэмигрант) – являются персонификацией этих двух списков. Татарова – Демона можно отождествить и с библейским змием-искусителем, соблазнившим слабую Еву. Архетип пассивной женщины в образе Елены Гончаровой описан не чертами верной русской Лады, но его западными вариантами: слабой Евы или ветреной греческой Афродиты, изменившей угрюмому кузнецу Гефесту с богом войны Аресом.

Происходит воссоздание архетипической схемы: змий-искуситель Татаров соблазняет с помощью яблока (платья) Еву – Гончарову. Гончарова поддается соблазну, и за это ее ждет расплата, как и ее библейскую предшественницу.

Олеша на протяжении всей пьесы реализует архетипическую схему искушения змием Елены Гончаровой и изгнания ее из рая. Смысловое пространство пьесы выглядит следующим образом: рай – Советский Союз, ад – Европа. Гончарова считает, что советская власть ограничивает свободу личности и поэтому стремится в Европу. На этом пути «смены берегов» она вкушает запретный плод – платье парижской модистки.

Леля понимает, что между двумя мирами нет никакой разницы, свободы личности нет и в Европе, но по сравнению с Европой Советский Союз является раем. Леля прельщается мнимой свободой Запада так же, как Ева прельщается запретностью плода, и нарушает запрет – берет в долг у своих классовых врагов платье. Но в отличие от своей библейской предшественницы, которая взамен райских благ приобретает свободу выбора, Елена Гончарова не обретает ничего.

Олеша жестоко судит главную героиню, тем самым присоединяясь к миру ее преследователей, к миру жестоких мужчин, которые последовательно уничтожают ее в пьесе.

Материалы для анализа:

1. «Нарушенный запрет. В данном тексте описывается пьеса Олеши под названием “Список благодеяний”. Смысловую суть можно уловить лишь в предпоследнем абзаце. В целом текст не производит впечатления связного»; «Краткое содержание пьесы “Список благодеяний”. В данном тексте представлено краткое описание фабулы пьесы “Список благодеяний”. Характеристика главных персонажей этой пьесы дана довольно-таки развернуто, но запутанно».

2. «Поиск свободы личности в пьесе “Список благодеяний”. В статье рассматривается проблема личностной свободы в Европе и Советском Союзе. Автор выражает это, проецируя мифологические, библейские образы на персонажей»; «“Список благодеяний” как история о грехе и наказании. Текст посвящен анализу персонажей и их поступков в религиозно-культурном аспекте. В пьесе “Список благодеяний” говорится об искушении Елены Гончаровой и в итоге о ее соблазнении. Но мировой сюжет вписан в идеологический. Это противопоставление Советского Союза и Европы. И автор жестоко судит героиню, четко говоря читателям, какой выбор правильный, а какой нет».

3. «Список благодеяний. В данной статье речь идет о том, что смысловое пространство пьесы “Список благодеяний” выглядит таким образом, что Советский Союз – это рай, а Европа – ад. Главная героиня этой пьесы Елена Гончарова стремится в Европу, так как считает, что советская власть ограничивает свободу человека. Олеша жестко судит свою героиню»; «Советская власть: преступления и благодеяния. Главная героиня ведет список преступлений и благодеяний советской власти. Реализуется архетипическая схема в пьесе: рай – Советский Союз, ад – Европа. Мир советской власти побеждает. Олеша судит главную героиню».

4. «Елена Гончарова. Данный текст является рецензией на пьесу Ю. Олеши “Список благодеяний”. В ней подробно рассмотрен образ главной героини и дан анализ этого образа»; «Ева советской эпохи. Главная героиня пьесы Ю. Олеши “Список благодеяний” – Елена Гончарова. Она воплощает в себе библейский сюжет искушения Евы змием и мифологический, связанный с ее именем Елена–Леля. Это воплощение женственности».

5. «Эдем в сердце ада. Попурри из христианской и греческой мифологии на современный манер. Пьеса содержит мелодраматический сюжет с некоторой долей иронии»; «Пьеса повествует о двух пространствах: Советский Союз – рай, Европа – ад. Различные герои по-разному относятся к этим двум мирам. Кто-то понимает, что между ними нет никакой разницы, кто-то считает, что советская власть ограничивает свободу личности».





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 622 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...