Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
[87] Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 45-46.
[88] Чаадаев П.Я. Философические письма. Апология сумасшедшего // Вопросы философии и психологии. 1984. Кн. VII. С. 74-75.
[89] Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. М., 1971. С. 68.
[90] Т. Мальтус (1766-1834) — английский экономист и священник, сформулировал «закон», согласно которому народонаселение всегда растет в геометрической прогрессии и опережает темпы роста производства продуктов питания, который происходит в арифметической прогрессии, что и является причиной все усиливающейся нехватки последних. Этот процесс фатально неизбежен, и никакие благотворительные мероприятия не в силах помочь страдающему человечеству. Всякая помощь только отодвигает, а вместе с тем и углубляет приближающуюся катастрофу.
[91] Гете И.В. Собрание сочинений. М.; Л., 1932-1937. Т. 4. С. 160.
[92] Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М, 1932. Т. 1. С. 208.
[93] Монтескье Ш. Избранные произведения. С. 417.
[94] Монтескье Ш. Избранные произведения. С. 737.
[95] Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1966. Т. 5. С. 211.
[96] Вавилов С.И. Собрание сочинений. М., 1956. Т. 3. С. 607.
[97] Разве может этика пройти мимо проблемы клонирования, особенно если эту идею пытаются реализовать на человеке? Это не просто умаляет, но грубо оскорбляет человеческое достоинство. Невольно вспоминаются слова Шекспира о человеке: «Краса вселенной! Венец всего живущего!» Бог создал человека не в качестве подопытной крысы, а как свое подобие, и все попытки его клонирования есть тяжкий грех перед священным даром, перед гордым светочем мироздания в нескончаемом множестве никогда не повторимых уникальностей. Было бы не только драматично — трагично, если бы люди и духовно, и физически оказались на одно лицо. Представим себе, что биохимики в союзе с медиками найдут способ самозванной регуляции рождения детей по желанию. Этот механизм дан природой, и нельзя заменить его своеволием: хочу только мальчиков, а теперь только девочек. Что может получиться при вмешательстве человека в этот процесс? Скорее всего, полный хаос: переизбыток то мальчиков, то девочек. Разум природы строго сохраняет баланс полов — и в мире животных, и в социальном мире. Видимо, тайны жизни должны храниться не только органами безопасности, но и всем благоразумно мыслящим человечеством от научно-технических фанатиков с дурно направленным интересом. Ведь есть же и нравственно оправданные, т.е. мудрые, пути использования достижений науки, в том числе и генной инженерии, для поддержания здоровья человека, продления, в рамках возможного, его жизни и многое другое, а не механическая штамповка однотипных «людей-кукол».
[98] Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 290-291.
[99] Цит. по: Гулыга А.В. Кант. М., 1977. С. 162.
[100] Достоевский Ф.М. Собрание сочинений: В 12 т. М., 1982. Т. 3. С. 53-54.
[101] Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. I. С. 499-500.
[102] Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: В 2 т. М., 1970. Т. 1. С. 212.
[103] В античности были разработаны не только фундаментальные категории красоты и гармонии, но и более «технические» эстетические понятия, которые лежат в основе современных представлений. Это прежде всего понятия мимесиса (подражание) и катарсиса (очищение). В понятии мимесиса античность отразила проблему особой формы подражания миру, которая свойственна ремеслам и искусству, создающим вторую наряду с природным миром реальность, а в понятии катарсиса заложено учение об очищающей психологической силе искусства, которое путем потрясения добивается от слушателя эффекта сопереживания и эстетического удовлетворения.
[104] Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965. С. 275.
[105] Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. СПб., 1911-1918. Т. XIX. С. 77
[106] Это особенно выражается в игре талантливых и уж тем более гениальных актеров, для которых сцена — любимое поприще для самостоятельного творчества, не ограничивающегося умелым и достоверным изображением того, что задумано автором. Такой актер стремится в олицетворение созданного автором образа вложить свое личное понимание духовной сущности и бытовых условий этого образа. Становясь истолкователем автора публике, он нередко своим пониманием внутреннего мира изображаемого лица уясняет самому автору то, что им, быть может, бессознательно, было вложено в это лицо как возможность, и обращает эту возможность в действительность (см.: Кони Л.Ф. Воспоминания о писателях. М., 1989. С. 126).
[107] Существует три мировые религии («мировые» потому, что имеют широкое межнациональное распространение): христианство, ислам и буддизм.
[108] Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М., 1956. Т. III. С. 37.
[109] Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М., 1981. С. 50-51.
[110] Франк С.Л. С нами Бог. Париж, 1964. С. 80.
[111] Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. Л., 1976. Т. 14. С. 289.
[112] См.: Лейбниц Г.В. Сочинения: В 4 т. М., 1984. Т. 3. С. 380.
[113] Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М., 1948. Т. VIII. С. 19.
[114] Бердяев Н.А. Русская идея. СПб., 1907. С. 3.
[115] Гейне Г. Полное собрание сочинений. СПб., 1904. Т. 4. С. 390.
[116] Достоевский Ф.М. Записки из подполья // Собрание сочинений: В 12 т. М., 1982. Т. 2. С. 422.
[117] Например, и на Западе, и у нас широко и некритически повторяют представление XIX в. о социализме как некоем общественном идеале, основанном на справедливости, равенстве распределения жизненных благ. Современные прогрессивные публицисты у нас теперь нередко усматривают социалистические черты то в Шведском устройстве общества, то едва ли не в современном капитализме США и Германии. Соответственно неуспех, мягко говоря, социального эксперимента в нашей стране интерпретируется, как то, что «социализма мы не построили», «социализма у нас еще не было» и т.д. Вопрос не праздный, ибо от ответа на него зависит, что делать дальше, к чему стремиться в практической деятельности. Неожиданными для многих могут прозвучать слова А.И. Солженицына, что на самом деле социализм с древних времен (социалистические учения в первую очередь, и социалистические государства, например, империя инков) был вовсе не прогрессом, а явлением реакционным, «реакции: Платона — на греческую культуру, гностиков — на христианство, реакции — одолеть распрямление человеческого духа и вернуться к приземленному бытию самых примитивных государств древности» (Сочинения. Т. 10. Вермонт; Париж, 1981. С. 456).
[118] Молох — в мифологии древних финикиян, карфагенян, израильтян и др. бог солнца, огня и войны, которому приносились человеческие жертвы; символ жестокой силы, требующей множества человеческих жертв.
[119] Герцен А.И. Собрание сочинений: В 30 т. М., 1956. Т. VI. С. 35-36.
[120] По остроумному замечанию Вл. Соловьева, сторонники «теории прогресса» мыслят странным силлогизмом: человек произошел от обезьяны, следовательно, мы должны любить друг друга.
[121] Богданов А.А. Всеобщая организационная наука. Тектология. М.; Л., 1929. С. 89.
[122] Современные социологи пользуются понятием «качество жизни», более широким, чем «уровень», включающим также общественную защищенность, устойчивость существования и т.д.
[123] «При рыцарях не было концлагерей! И душегубок не было!» (Солженицын А. В круге первом. Вермонт; Париж, 1978. С. 369.)
[124] Хотя... Вот крупноблочное строительство — вполне очевидно прогрессивнее дедовских методов. Но выясняется, что железобетон разрушается едва не в 50 лет (корродирует и лопается стальной прут), а старые каменные дома, сложенные вручную, практически вечны.
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 221 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!