Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

И контекстно-вариативное членение текста



Цель – расширить и углубить знания об уровнях и единицах членения текста; получить более полное представление об объемно-прагматическом (композиционном) и контекстно-вариативном уровнях членения текста; выработать и закрепить навык анализа объемно-прагматического (композиционного) и контекстно-вариативного членения текста.

Ключевые понятия: объемно-прагматическое членение текста, абзац, композиция, заголовок, зачин, концовка, контекстно-вариативное членение текста, диалог, полилог, монолог, речь (несобственно-прямая, чужая, прямая косвенная), прагматическая установка текста, прагматическая установка автора, функционально-смысловой тип речи, описание, повествование, рассуждение,

Вопросы и задания

1. Назовите единицы композиционного членения текста. Объясните этимологию альтернативной номинации этого типа членения (объемно-прагматическое), предложенной И.Р. Гальпериным. Что называют прагматической установкой текста и прагматической установкой автора? Какова их роль в композиционном членении текста?

2. Охарактеризуйте структурно-логические принципы композиционного членения основного текста учебных изданий. Проанализируйте 3 любых учебных издания и укажите принцип(-ы) их объемно-прагматического членения на разделы (части, главы, параграфы). Аргументируйте свой ответ, выписав названия разделов из оглавления.

3. Объемно-прагматическое членение в поэтическом тексте осуществляется в графическом выделении строф [38], по своей сути напоминающих прозаические абзацы, хотя имеющих принципиально иную природу благодаря ритмико-мелодической организации поэтической речи. Строфа представляет собой ритмическое и синтаксическое целое, состоящее из двух и более рифмованных стихотворных строк (= стихов), отделенная от смежных сочетаний стихов большой паузой, завершением рифменного ряда. обнаруживается разная степень проявления объемно-прагматического членения: от максимального (например, лесенка В. Маяковского) до минимального, вплоть до нулевого.

Охарактеризуйте объемно-прагматическое и структурно-смысловое членение стихотворения А. Ахматовой «Родная земля» и фрагмента стихотворения О. Мандельштама «Чарли Чаплин», ответив на предложенные ниже вопросы:

РОДНАЯ ЗЕМЛЯ

И в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.

(1922)

В заветных ладанках не носим на

груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным раем.

Не делаем ее в душе своей

Предметом купли и продажи,

Хворая, бедствуя, немотствуя на

ней,

О ней не вспоминаем даже.

Да, для нас это грязь на

калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, и крошим

Тот ни в чем не замешанный

прах.

Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно —

своею.

А. Ахматова

Чарли Чаплин

вышел из кино,

Две подметки,

заячья губа,

Две гляделки,

полные чернил

И прекрасных

удивленных сил.

Чарли Чаплин –

заячья губа,

Две подметки –

жалкая судьба.

Как-то мы живем неладно все –

чужие, чужие…

Оловянный

ужас на лице,

Голова

не держится совсем.

Ходит сажа,

вакса семенит,

и тихонько

Чаплин говорит:

«Для чего я славен и любим

и даже знаменит…»

Совпадает ли строфическое и абзацное членение текста?

Осуществите структурно-смысловое членение текста, выделив микротемы и соответствующие им ССЦ.

Соотнесите выделенные ССЦ с единицами объемно-прагматического членения. Сделайте вывод о том, как соотносится объемно-прагматическое и структурно-смысловое членение текста.

Определите функции абзацного членения фрагмента.

4. Познакомьтесь с материалом, представленным в [21] и [142], сделайте краткий конспект и подготовьтесь к ответам на вопросы:

Каковы основания для выделения функционально-смысловых типов речи (ФСТР)?

Какие ФСТР, помимо основных: повествования, описания, рассуждения, – известны современной филологической науке? Какова их специфика? Приведите примеры текстов разной жанрово-стилевых разновидностей, иллюстрирующие эти типы речи.

Охарактеризуйте ФСТР с точки зрения:

– типа заключенной в них информации (констатирующие / аргументирующие);

– формирующей их позиции говорящего (пишущего);

– соответствующей мыслительной формы (доп. о формах мышления см.: Гетманова А.Д. Учебник по логике. М., 1994. С. 8 –12.)

5. Прочитайте тексты.

Вероятно, не многие из моих читателей имели случай заглядывать в деревенские кабаки; но наш брат, охотник, куда не заходит! Устройство их чрезвычайно просто. Они состоят обыкновенно из темных сеней и белой избы, разделенной надвое перегородкой, за которую никто из посетителей не имеет права заходить. В этой перегородке, над широким дубовым столом, проделано большое продольное отверстие. На этом столе или стойке продается вино. Запечатанные штофы разной величины рядком стоят на полках, прямо против отверстия. В передней части избы, предоставленной посетителям, находятся лавки, две-три пустые бочки, угловой стол. Деревенские кабаки большей частью довольно темны, и почти никогда не увидите вы на их бревенчатых стенах каких-нибудь ярко раскрашенных лубочных картин, без которых редкая изба обходится.

И. С. Тургенев. Певцы.

Быть может, эта весна моя последняя. Да, конечно, каждый молодой и старый, встречая весну, должен думать, что, может быть, это его последняя весна и больше он к ней никогда не вернется. От этой мысли радость весны усиливается в сто тысяч раз, и каждая мелочь, зяблик какой-нибудь, даже слово, откуда-то прилетевшее, являются со своими собственными лицами, со своим особенным заявлением на право существования и участия и для них тоже в последней весне.

М. М. Пришвин. Радость (Последняя весна).

Ответьте на вопросы:

1. Какой тип речи представлен в каждом из данных фрагментов — повествование, описание или рассуждение?

2. Какие языковые средства отражают этот тип речи?

3. Укажите примеры, отражающие тип речи на уровне лексики.

4. Какие синтаксические признаки типа речи можно указать в отрывках?

5. Назовите слова и выражения, отражающие тональность текстов.

6. Проанализируйте контекстно-вариативное членение текста, отметив композиционно-речевые формы авторской речи (описание, повествование, рассуждение) и особенности отображения чужой речи (внутренняя / внешняя, монологическая / диалогическая, прямая / косвенная / несобственно-прямая). Охарактеризуйте функции, типы рематических доминант и особенности (лексико-грамматические приметы) языковой формы функционально-смысловых типов речи.

Где тут господский двор? – крикнул Кузьма плечистой бабе в белой рубахе и красной шерстяной юбке.

Баба стояла на каменном пороге и держала за руку голосившую девочку. Девочка голосила с невероятной пронзительностью.

Двор? – повторила баба. – Чей?

Господский.

Чей? Ничего не слыхать… А, да захлебнись ты, родимец те росшиби! – крикнула баба, дернув девочку за руку так сильно, что та перевернулась.

Расспросили в другом дворе. Проехали широкую улицу, взяли влево, потом вправо и мимо чьей-то старосветской усадьбы с забитым наглухо домом стали спускаться под крутую горку, к мосту через речку. С лица, с волос, с чекменя Меньшова падали капли. Умытое толстое лицо его с белыми крупными ресницами казалось еще тупее. Он с любопытством заглядывал куда-то вперед. Глянул и Кузьма. На том боку, на покатом выгоне – темный казаковский сад, широкий двор. Обнесенный разрушающимися службами и развалинами каменной ограды; среди двора, за тремя засохшими елками – обшитый серым тесом дом под ржаво-красной крышей. Внизу, у моста – кучка мужиков. А впереди, на крутой размытой дороге, бьется в грязи, вытягивается вверх тройка худых рабочих лошадей, запряженных в тарантас. Оборванный, но красивый батрак, бледный, с красноватой бородкой, с умными глазами, стоял возле тройки, дергал вожжи и, надсаживаясь, кричал: «Но-но! Н-но-о!» А мужики с гоготом и свистом подхватывали: «Тпру! Тпру!» И отчаянно простирала вперед руки сидевшая в тарантасе молодая женщина в трауре, с крупными слезами на длинных ресницах. Отчаяние было и в бирюзовых глазах толстого рыжеусого человека, сидевшего с ней рядом. Обручальное кольцо блестело на его правой руке, сжимавшей револьвер; левой он все махал, и, верно, ему было очень жарко в верблюжьей поддевке и суконном картузе…

И. Бунин. Деревня

7. Прочитайте текст.

Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших обессилевших детей, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем билось долго и напрасно всю его жизнь и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием. Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точнее и действительней. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем.

Он еще раз поглядел со ступенек вагона в хвост поезда на удаленных детей. Он уже знал теперь, что это были его дети, Петрушка и Настя. Они, должно быть, видели его, когда вагон проходил по переезду, и Петрушка звал его домой к матери, а он смотрел на них невнимательно, думал о другом и не узнал своих детей.

Сейчас Петрушка и Настя бежали далеко позади поезда по песчаной дорожке возле рельсов; Петрушка по-прежнему держал за руку маленькую Настю и волочил ее за собою, когда она не поспевала бежать ногами.

Иванов кинул вещевой мешок из вагона на землю, а потом спустился на нижнюю ступень вагона и сошел с поезда на ту песчаную дорожку, по которой бежали ему вослед его дети.

А. П. Платонов. Возвращение.

ü Определите тематику абзацев и причинно-следственную связь их содержания.

ü Опишите композиционную организацию текста.

ü Прочитайте «Возвращение» А. П. Платонова полностью. Определите роль отрывка в композиционно-синтаксической организации всего произведения.

ü Выявите связь между объемно-прагматическим, композиционным и уровнем содержания отрывка.

8. Воспользовавшись материалом газетного / журнального интервью (любой фрагмент на ваш выбор), продемонстрируйте (трансформируя соответствующим образом фрагмент) основные способы передачи (отражения) чужой речи. Охарактеризуйте пунктуационные, структурно-грамматические и стилистические особенности каждого из них.

Рекомендуемая литература: [9, с. 167–182], [21, с. 26–43, 58–96, 170–181], [26], [32], [33], [34], [39], [41], [58], [80], [81], [90], [94], [100], [102], [112], [127], [132], [142], [149], [166].





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 1106 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...