Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Модели социального познания



Исторически сложилось множество социальных концепций, которые можно свести к следую-

щим моделям социального познания:

1. Натуралистическая – общество рассматривается как организм, социальная эволюция как продолжение эволюции живой природы; абсолютизируется объективная сторона общественной жизни. Считается, что законы общества действуют как законы природы. Человек – только орган, «винтик» системы, самостоятельной ценности не имеющий. Типы общества выделяются по какому-либо одному критерию, например, экономическому. Социальная эволюция – прямая линия, сменяющих друг друга обществ, идущих к некоему совершенному состоянию.

2. Этико-телеологическая (телеология – философское учение о целях деятельности) – общество есть продукт духовной деятельности человека. Здесь нет места закономерности, а есть только стремление к идеалу – тому, что должно быть. Абсолютизируется субъективная сторона социальной жизни.

Получается, что рассмотренные выше модели социального познания суть крайности, абсолютизирующие объективную либо субъективную стороны общественной жизни. Общественная же жизнь глубже этих крайностей. Да и человек – двойственное существо: он и составная часть природы, подчинённая её законам, и самопроизвольная духовность, возвышающаяся над природой. Необходима иная модель.

3. Антропологическая – связана с анализом межчеловеческих связей и отношений, стремится не столько к описанию социальных фактов, сколько к пониманию мотивов человеческих действий. Возможен взгляд на общество как на сумму индивидов, связанных взаимным договором (Т.Гоббс); на систему, структурированную на части, к которым оно полностью не сводится, где отношения людей определяются не договором, а консенсусом (согласием).

К.Марксом разработана концепция материалистического понимания истории, согласно которой связывает людей в единый организм не общая идея или общий Бог, а производительные силы и производственные отношения, как объективные закономерности общественного развития, видоизменения которых составляют основу общественно-экономических формаций как этапов мировой истории. Эта концепция не отрицает и субъективного фактора истории. По Марксу, общественные законы, в отличие от законов природы возникают позже, реализуются только через сознательную деятельность людей, следовательно, более сложны по механизму проявления и в высокой степени вероятностны (законы-тенденции).





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 762 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...