Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 1 Древний Египет



1. Образование древнеегипетского госу-

дарства В долине Нила великой африканской реки, именно

здесь в этой таинственной стране фараонов сформирова-

лась цивилизация. Здесь все приняло самобытный, обособ-

ленный характер: и религия, и культура. и государство.

Уже древним грекам Египет казался страной чудес. Даже

могучий Рим, вступив в тесные отношения с Египтом, не

смог сорвать с него мистического покрывала таинствен-

ности.

Елиптяне не были туземным населением. Пришельцы Ниль-

ской долины дали новую расу. слившись с местными племе-

нами. Египтяне должны были невольно подчинить весь

строи своей жизни характеру Нила. С древнейших времен

люди научились хранить живительную влагу, так как летом

не выпадает ни одной капли дождя. Чтобы регулировать

водоснабжение египтяне строили водоемы, дамбы, каналы.

Сама природа способствовала инженерному искусству.

Строительство и поддержание оросительной системы упро-

чивало положение племенных вождей. ускоряло образование

сельской общины. В IV тысячелетии до н.э. в долине Нила

по обеим его берегам образовалось сорок областей (но-

мов). Есть все основания думать. что эти административ-

ные формирования образовались на основе того или иного

племени. Во главе каждого такою нома стоял царек, но-

сивший среди прочих титулов титул "начальника канала".

Экономической, а впоследствии и политической ячейкой

египетского общества становится сельская община. Она

явилась результатом разложения рода, который распался

на отдельные семьи. Последние получали во владение зе-

мельный участок. Семью со старой родовой организацией

еще роднит коллективная собственность на землю и сов-

местные работы по строительству и содержанию жизненно

важных ирригационных сооружений. Взаимопомощь внутри

общины еще существует, но в исключительных случаях.

Продажа или покупка земли каждым общинником невозможна,

эту функцию выполняет вся община. Община перераспреде-

ляет землю между своими членами. Община имеет общие

угодья (резервный фонд), которые обрабатывают сообща, и

собранный с этой земли урожай предназначался на случай

голода. По мере усиления имущественного неравенства по-

ложение сельской общины меняется. Часть общинных земель

оказалась в руках номарха (главы нома), храмов, чинов-

ников. Однако существование сельских общин неизбежно

поскольку сооружение и эксплуатация водоносных систем

требует коллективного труда. По мере того, как системы

орошения становятся все более связанными друг с другом,

а нужда во вновь отвоеванных у пустыни землях все уве-

личивается, общины были заинтересованы в сильной цент-

ральной власти. Для массы сельских общин центральная

власть со временем сделалась связующим единством. Общи-

на на востоке оказалась живучей. Ее существование было

важнейшей причиной сравнительно медленного развития

азиатских обществ. В Египте создаются реальные предпо-

сылки к объединению областей, поскольку выросшая и ок-

репшая рабовладельческая знать была заинтересована в

реальной силе, которая могла бы держать крестьян-общин-

ников и все народные массы в повиновении и обеспечить

постоянный приток рабов, увеличить земельный фонд за

счет орошения новых земель. В силу названных причин

процесс объединения нашел свое завершение с возникнове-

нием и оформлением древнеегипетской рабовладельческой

государственности в конце IV тысячелетия до н. э. Сна-

чала возникло два независимых государства, которые при-

нято называть Верхним и Нижним Египтом.

2. Общественный строй

История Древнего Египта подразделяется на

Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства. И

все эти царства состояли из двух основных классов: ра-

бовладельцев и рабов. Основными кормильцами

этого рабовладельческого общества были крестьяне-общин-

ники и ремесленники. Рабовладельческая знать складыва-

лась из жрецов и светских вельмож-землевладельцев, выс-

тупавших вместе с тем и в роли крупных чиновников.

Египтяне по словам Геродота были самыми набожными из

людей. Они верили, что все на свете принадлежит богам.

Почему такая набожность? Вечный страх перед голодом,

врагами, природой. Так, если Нил не разливался и весен-

ние воды не заливали долины, то народу грозил голод.

Куда бы не обращал свои взоры египтянин, всюду он видел

творения бога. И вся жизнь казалась ему божественной

тайной. Небесные тела с их загадочным движением, плодо-

родная земля с плодами урожая, благословенный Нил каза-

лись египтянину творением могущественных божеств. Мир

мертвецов у него был населен бесконечным числом демонов

и богов, то в человеческом образе, то в образе конкрет-

ного животного. Жрецы истолковывали волю богов. Обряды,

совершаемые во всех храмах Египта, проходили в глубокой

тайне от всех, во мраке "святая святых". Жрецы были

непременными советниками фараонов, ими готовились зако-

нопроекты и они толковали законы. Египтяне часто обра-

щались в храмы за разрешением гражданских споров, где

жрец выступал и в качестве судьи. Храмы становились

крупными землевладельцами. Жрецы постепенно преврати-

лись в особую замкнутую касту, располагавшую огромными

богатствами и исключительным влиянием на государствен-

ный аппарат. Жречество Нового царства ни чем не отлича-

лось от высшей знати. При XVIII династии одежда жрецов

долгое время была такой же, как и у вельмож. Жрецы, как

и прочие представители знати, увлекались охотой, а иной

верховный жрец мог с удовольствием вспоминать, как хо-

дил в поход вместе с фараоном. Масштабы хозяйства глав-

ного государственного божества Амона в Фивах можно

представить себе исходя из количества людей - "голов".

переданных фараоном Рамсесом III (или по другому счету

- IV) в его поминальный храм. Их было 62 626 человек.

Писцовая книга XX династии перечисляет множество зе-

мельных наделов, находившихся во владении отдельных

жрецов. Жрецы бывали владельцами внушительного коли-

чества рабов. Значение храмов в государстве было огром-

ным. Храмы отправляли правосудие, ими было занято веду-

щее место в денежном обращении. Известно, что все опе-

рации осуществлялись посредством серебра, которое обра-

щалось в качестве денег.

Правление Аменхетепа VI было ознаменовано религиозной

реформой. Она была направлена на ослабление жреческой

потомственной знати. Нововведения Аменхетепа-Эхнатона

сопровождались крутыми мерами. Из Фив столица была пе-

ренесена во вновь основанный город на полпути между

Мемфисом и Фивами. Это место теперь известно под назва-

нием городища Эль-Амарны. Бог солнца Амон и храмы в Фи-

вах впали при дворе в немилость. Главным божеством был

объявлен бог солнечного диска Атон. Жрецы нового бога

хвалились своей принадлежностью к новым людям. Все это,

естественно, наносило ощутимый удар по старой знати,

жречеству старых богов. Культы их лишились прежней щед-

рой государственной поддержки и вытеснялись единым го-

сударственным культом, а то и вовсе прекращались. По-

добная религиозная реформа была направлена на подрыв

безмерной власти жрецов и укреплению светской власти.

Особую категорию населения составляли чиновники, полу-

чавшие особый земельный надел. Их хозяйства обслужива-

лись подневольными людьми и рабами. Положение знатного

человека определялось в Египте не только его происхож-

дением и богатством, но и его должностью. Служилое чи-

новничество - управители царских имений, телохранители

царя, надсмотрщики - обзаводятся собственными имениями,

покупают и получают в дар десятки рабов. Представители

власти носят титул "стоящий над людьми". Такие чиновни-

ки кроме того имели и придворные титулы: "царский зна-

комый", "друг", "единственный друг". Получить последний

было пределом желаний и венцом карьеры: с ним было свя-

зано получение гробницы. В Египте содержалась огромная

армия так как нужны новые завоевания и постоянный при-

ток рабов. Будущего пехотного командира воспитывали с

колыбели. Когда ребенок достигал роста двух локтей, его

отдавали в казарму. Там его обучали, да так, что на го-

лове и теле оставались шрамы на всю жизнь. Основу войс-

ка составляли египтянеобщинники, сирийцы и ливийцы.

Резко возрастает применение рабского труда. Постоянные

войны и разорение общинников создали в стране огромный

рабовладельческий рынок. Люди среднего достатка владели

десятками рабов, которые были предметами всевозможных

сделок (дарения, купли-продажи, завещания и др.). Ог-

ромная масса рабов принадлежала фараону. Их труд приме-

нялся на строительстве пирамид, дорог, рытье каналов,

сооружении

дамб. Из рабов состояла обширная дворня знатного чело-

века. Рабский труд используется и в сельском хозяйстве.

В отношении "свободного" крестьянина государство не ог-

раничивалось сбором налогов и принуждением к работам.

Во время периодически проводившихся смотров крестьяне

могли быть рекрутированы в армию, переведены в царское

хозяйство или на храмовые земли. За малейшую провин-

ность свободный египтянин мог оказаться в армии рабов.

Что касается простого народа, то здесь, кроме бедствую-

щего и обремененного земледельческого класса, можно бы-

ло встретить и египетских рабочих. Этот класс был не

вполне лишен образования и должен был уметь наносить

иероглифы на гробницы, определять сопротивление балки

или каменной плиты и т.д. Дошедшие до нас источники по-

вествуют о взбунтовавшихся рабочих из-за неполучения

жалования, удерживаемого чиновниками.

3.Государственный строй

Во все периоды своей истории рабовладельчес-

кий Египет был государством восточной деспотии. Харак-

терными особенностями всех деспотических государств бы-

ли: а) вся полнота власти (законодательная, исполни-

тельная и судебная) сосредоточена у единоличного главы

государства; б) постоянный приток рабов как результат

завоевательных войн; в) привлечение в массовом масштабе

рабов и крестьян-общинников к работам общегосударствен-

ного значения (рытье каналов, возведение дамб, сооруже-

ние водохранилищ и др.). Характерная особенность всех

государств восточной деспотии - наличие сельской общи-

ны. И это объяснимо. Общинный быт с его сравнительно

слабым развитием частной собственности и разделением

труда, с присущим ему консерватизмом и самоизоляцией от

внешнего мира, составлял, говоря словами Ф. Энгельса,

"в течение тысячелетий основу самой грубой государс-

твенной формы, восточного деспотизма..."' Необходимость

проведения трудоемких работ в общегосударственном масш-

табе, содержания огромной армии, угнетения собственного

народа - основные причины становления деспотической

формы правления. Эти обстоятельства и определили три

основные ведомства рабовладельческого государства: фи-

нансового, или ведомства по ограблению собственного на-

рода; военного, или ведомства по ограблению соседних

народов; публичных рабов, или ведомства по принуждению

собственного народа и рабов к изнурительному труду в

общегосударственном масштабе. ' Ф. Энгельс. Анти-Дю-

ринг. М., 1957. С. 170.

К титульной странице

Вперед

В Египте с самого древнего времени и до конца египетс-

кой культуры верили, что фараон - бог. Целый ряд изоб-

ражений в храмах и гробницах представляет нам происхож-

дение царя непосредственно от божества. Божественное

достоинство обязывало. Боги благи, правосудны и милост-

ливы, а потому и фараоны должны были обладать этими ка-

чествами. Но теория не всегда подкреплялась практикой.

На заре египетской истории мы застаем уже централизацию

с чиновной знатью. Во главе ее стоит всемогущий визирь

(джати), соединивший в себе административную и судебную

власть, а впоследствии и полицейскую- градоначальство

столицы. Визирь именовался: "начальник всего государс-

тва, юга и севера", "созерцающий тайны фараона". Вот

как определил свои полномочия визирь Птахотеп: "изда-

вать законы, повышать в чинах, устанавливать погранич-

ные камни, улаживать несогласия чиновников, быть главой

верховного суда, заставлять трепетать того, кто был

враждебен фараону". В присутственном месте визиря и под

его надзором находился государственный архив, и под его

председательством - шесть судебных палат. Другим важным

чиновником был хранитель печати или казначей, контроли-

рующий сбор налогов, как правило, в натуральном виде

(зерно, скот, гуси, плоды и др.). Казначей носил титул:

"заведующий тем, что дает небо, что производит земля и

что приносит Нил", а также "заведующий всем, что есть и

чего нет". Под его ведомством состояли смотрители "бе-

лой палаты" (т.е. казначейства), "двух житниц" и мно-

жество писцов. Многочисленное государственное, точнее

царское имущество, также входило в ведомство этого ми-

нистра. В источниках упоминаются еще два важных чинов-

ника, называемых "казначеями бога". Это были чиновники,

несущие функции военного и морского министра и "началь-

ника работ" - министра общественных работ (крестьянских

повинностей). Провинциальное управление лежало на но-

мархах- губернаторах, имевших также судебную власть и

собиравших подати. Они титуловались "заведующими об-

ластью", или "начальниками поручений", а также правите-

лями городов. В отдельных городах и округах были мест-

ные судьи, писцы, всевозможные начальники. Несмотря на

множество должностей, не было четкого разграничения их

функций, не были строго урегулированы их отношения, и

египетские ведомства спорили и враждовали между собой.

Доступ к службе был, конечно, открыт прежде всего для

знати, но он не был закрыт и для других сословий. Все

зависело от грамотности и связей. Однако служебную

карьеру должны были начинать снизу - с должности обык-

новенного писца. С течением времени образовались целые

роды чиновников, даже несколько напоминавшие касты.

То же было и с жречеством, которое первоначально едва

ли различалось строго от чиновничества: жрецы получали

гражданские чины, а гражданские чиновники отправляли

жреческие функции. Характерным примером может служить

придворный капельмейстер, "увеселявший сердце своего

господина прекрасным пением внутри дворца" и бывший в

то же время жрецом. Особым вниманием в Египте была ок-

ружена армия. Каждая удачная война обогащала казну го-

сударства и наполняла владения рабовладельцев пленными

рабами. Многие рабы оказывались собственностью храмов.

Но еще в большей степени армия была силой политической,

так как все активнее принимала участие в решении госу-

дарственных вопросов, с ней вынуждены был считаться как

фараон, так и высшее чиновничество.

4. Основные черты права Древнего Египта

Египетские правовые сборники до

нас, к сожалению, не дошли. Однако многочисленные ис-

точники дают возможность представить общие тенденции

развития правовых институтов. Земельный фонд Египта

считался собственностью государства и верховное право

распоряжаться им находилось у фараона. Существенным

препятствием для развития частной собственности на зем-

лю долгое время являлась сельская община. Со временем

храмы приобрели почти неограниченное право собственнос-

ти на свои земельные владения, а часть жрецов получила

земли в частную собственность. Начиная с Древнего царс-

тва, общинные земли постепенно переходили в частные ру-

ки. Что касается орудий труда и движимого имущества, то

эти вещи перешли в частную собственность с древнейших

времен и стали предметами всевозможных сделок (куп-

ли-продажи, мены, дарения, залога, наследования и т.д.)

Говоря об обязательственном праве, следует заметить,

что основным договором был договор займа, что говорит о

развитии денежных отношений. Средством обеспечения дан-

ного договора было битье палками должника и долговая

кабала. Наличие рабов-египтян - убедительное свидетель-

ство тому. Важное место в системе договорных отношений

занимали договоры найма рабов, скота, имущества. Была

известна срочная (на год) сдача в аренду земельного

участка. Знали обязательства из причинения вреда лич-

ности или имуществу (деликты). Брачно-семейное право

постоянно развивалось. Древнеегипетская семья была

семьей патриархальной. Главой ее был муж. Однако

жена имела некоторую имущественную самостоятельность.

За ней сохранялось право на принесенное ей по брачному

контракту имущество. Развод был легко осуществим, как

для мужа, так и для жены. Жена могла завещать свое иму-

щество. В наследственном праве с древнейших времен су-

ществовал принцип майората- единонаследия недвижимого

имущества (земля, строения) старшим сыном. Но существо-

вала и завещательная свобода для главы семьи. Воля за-

вещателя озвучивалась перед тремя свидетелями или пись-

менно. Дети обоего пола имели равное право на наследс-

тво, кроме старшего сына, который получал недвижимость.

Религия и право требовали от детей безусловного подчи-

нения воле отца как главы семьи. В богатых домах расп-

ространено многоженство, но первая жена именовалась

"хозяйкой дома" и имела преобладающее положение перед

другими женами. В уголовном праве самым тяжким преступ-

лением считался мятеж или иные формы выступления против

существующего строя. Некоторое представление о составах

преступления дает нам "Книга мертвых". В ней содержится

стандартная защитительная речь умершего перед богом: "Я

не лгал перед судилищем, я не делал ничего запретного,

я не морил голодом, не убивал и не подстрекал к убийс-

тву, я не совершал подлогов, не похищал из храмов жерт-

венных хлебов, не собирал мошеннических барышей, не из-

менял меры хлеба, не обманывал и не обвешивал, не мешал

разливу воды...". Таков, по-видимому, был круг основных

преступлений. Кроме того, источники упоминают: подлог,

ложный донос, убийство священного животного (кошки,

козла и др.), нарушение принятых способов лечения, если

больной умирал (наказывалось как умышленное убийство),

кража раба, хищение имущества и т. д. В уголовном праве

господствовал принцип устрашения. Распространенными на-

казаниями были битье палками, отрезание ушей и носа,

отдача в рабство, взыскание стоимости похищенной или

поврежденной вещи в двойном размере, заключение в тем-

ницу и т. д. Суд не отделен от администрации. Судопро-

изводство носило письменный характер. В следствии широ-

ко применялась пытка. Возбуждение уголовного преследо-

вания основывалось на жалобе потерпевшего (за исключе-

нием государственных преступлений).





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 384 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.03 с)...