Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Указатель




«Буря и натиск», 119

«Венская классическая школа, 123

«греческое чудо», 74

«Мост», 146

«Плеяды», 103

«Синий всадник», 146

«Стиль», 144, 148, 152

«Энциклопедия» Дидро и Даламбера, 118

абстрактное искусство, 136, 147

алгоритм, 22, 23

Александрия Египетская, 76

ампир, 122

Андре К., 149

анимизм, 27, 60

антикультура, 14

антропология, 6, 7, 8, 9, 11, 30, 43

Антропология культурная (культуральная), 6, 8

антропология социальная, 8

антропология социокультурная, 10

Аполлинер, 146

Арагон

Луи, 147

Арагон Л., 145

Аристотель, 31, 76, 97

Арп

Жан, 145

артефакт, 12, 16

архетип, 31, 42

Архипенко

А., 143

ассембляж, 147

Ахиезер А.С., 12

Байрон, 130

Балла

Дж., 144

Бальзак, 134

баптисты, 105

барокко, 101, 102, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 119, 120, 121, 123, 158, 160

Бах И.С, 49

Бах И.С., 80, 113, 114, 115, 167

Бах К.Ф.Э., 121, 123, 124

Бенедикт Р., 7, 9

Бентам И., 118

Бергсон, 129

Бердяев Н.А., 39, 40, 159, 163

Берлиоз, 132

Бернини, 111, 112

бесконечная сложность культуры, 18

Бетховен, 123, 124

Библия, 78

Блейк, 130, 131

Боас Ф., 7, 9

Бодлер, 131

большевизм (ленинизм), 129

Бор Н., 128

Борромини, 112

Босх

Иероним, ван Аакен, 147

Босх И., 103

Брак Ж., 136, 141, 146

Брак, Жорж, 141, 142, 143

Браманте Д., 100, 101

Брамс, 132

Бретон

А., 147

Андре, 148

Бретон А., 145, 146, 147

Буало, 122

буржуа, 108

буржуазная революция, 108

Буше, 120

Бэкон Ф., 110

Бюнюэль, 147

Вагнер Р., 132

Вазарелли

Виктор, 148, 149

ван дер Гоэс, Хьюго, 103

ван Гог, 136

Винсент, 145

ван дер Вейден, Рогир, 103

ван Эйк, 103

варвары, 85

Ватто, 120

Вебер М., 106, 107

Веласкес, 103

Великая Октябрьская социалистическая революция, 166

вера, 28, 57

Верди, 132

Версаль, 112

Вивальди А., 114

Византия, 82

Винер Н., 139

Висконти, 150

Вламинк, 141

Вольтер, 95, 117, 118, 119, 145

Вордсворт, 130

Габо

Наум, 145, 148

Гайдн, 123, 124

Гауптман Г., 135

Гегель, 129

Гейне, 130

Гейнсборо, 120

Гендель, 114

Гердер И.Г., 11

Гёте, 122

Гильгамеш, 30, 65

гильдии, 87

Глинка, 132

Глюк, 123, 124

Гоббс, 110, 117, 125

Гоген, 135, 136

Поль, 135, 136, 141, 145

Гойя, 131

Гомеровский период, 74

Гончарова Н., 148

Гофман Э.Т.А., 130

Гоэс Хьюго ван дер, 99

греческие мудрецы, 75

Григ Э., 133

Гропиус, 152

Гюго В., 131

Давид Ж.Л., 122

Дадаизм, 145

Даламбер, 118

Дали С., 147, 148

Данилевский Н.Я., 25, 38

Дарвин Чарльз, 6

Дворжак, 132

де Кирико, 147

Де Сика, Витторио, 150

Дебюсси, 136

Дега, 134, 135

Делоне

Роберт, 143, 144, 146, 147

демократия, 75

Депре Ж., 102

Дерен

Андре, 141

Джадд

Д., 149, 150

Джорджоне, 101

Дидро, 118, 119

Диккенс, 134

Дильтей, 129

Домье, 134

Достоевский

Ф.М., 49, 146

Драйзер, 134

Дюма (отец), 131

Дюмезиль, 32

Дюрер, Альбрехт, 103

Дюркгейм, 7, 9, 32

Дюркгейм Э., 7, 16, 25, 32

Дюшан М., 145, 151

Дюшан Марсель, 145

Жерико, 131

зиккурат, 65

Золя, 134

Иисус Христос, 31, 78

империя, 82

Импрессионизм в музыке, 136

индульгенция, 105

индустриальное производство, 140

инструментальная музыка композиторы классического периода, 123

Интернет, 140

искусство, 58

Каган М.С., 13, 19, 20, 21

Калдер А., 150

калокагатия, 75

Кальвин Дж., 105

Кальвино, 150

Кандинский В., 145, 146, 147, 148

Караваджо, 112, 134

Кассирер, 32

Кафка Ф., 146

Кирико

Джорджо де, 145

Китс, 131

Классический период в музыке, 123

Клее, 145, 146

Колеридж, 130

Колизей, 82

коллективное бессознательное, 31

компьютер, 53, 139

конвейерное производство, 140

Констэбл, 131

Конт О., 129

контркультура, 45, 46

Контркультура, 46

концептуализм, 150

Корелли, 114

Кубизм, 141, 143, 144, 148

кубизм аналитический, 136, 141, 142, 143, 144, 148

кубизм синтетический, 143

культура, 11

культура и потребности, 16

культура и природа, 16

Культурная антропология, 8

культурная психология, 7

культурный генезис, 11

культурный объект, 15

культурный регион, 36

Куперен, 121

Курбе, 134

Кьеркегор, 129

Кэмпбелл Дж., 32

Ларионов М., 148

Ле Корбюзье, 152

Леви-Строс К., 8, 43

Леже

Ф., 141, 143, 144, 148

Ленин

В.И., 144, 145

Ленин В.И., 166

Леонардо — см. Леонардо да Винчи, 96, 97, 98, 100

Леонардо да Винчи, 97, 98, 100

Лессинг, 122

линейная концепция истории, 6

Лисицкий

Эль, 145

Лист, 132

локальная культура, 11, 18, 28, 32, 33, 45

Локк, 110, 117, 125

Лонгфелло, 131

Лондон Дж., 134

Лопе де Вега, 103

Луначарский

А.В., 144

Льюит

С., 149

Лютер, Мартин, 105

магия, 26, 30, 61, 90

Магритт Р., 147

Малевич К., 146, 148, 164

Малер Г., 133

Малиновский Б., 7

Мане Э., 134, 135

маньеризм, 147

Маньеризм, 101, 102

Маринетти

Филиппо, 144

Марке, 141

Маркс К., 22, 139

Марксизм, 129

массовая культура, 152

массовое производство, 140

Массон

А., 147

Андре, 148

материальное производство, 23

Материальное производство, 139

Матисс А., 141

Матисс, Анри, 141, 142

мезолит, 63

Мелвилл Г., 131

Мендельсон, 132

методы исследования в культурологии, 10

Мид М., 7

Микеланджело, 97, 98, 100, 101

Милле, 134

Милль Дж.С., 129

Минимализм, 149

Минимализм в музыке, 150

Миро, 147

Мис ван дер Роэ, 152

миф, 7, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 43, 61

Мондриан

Пит, 143, 148

Мондриан П., 146, 148, 149

Моне К., 135

Монтеверди, 113

Монтень, 103

Мопассан, 135

Моравиа А., 150

Моррис

Р., 149

Мохенджо-Даро, 69

Моцарт, 123, 124

Музей Соломона Р. Гуггенхейма, Нью-Йорк, 151

Музыка стиля рококо, 121

Мунк Э., 145

Мюссе, 131

Направления современных исследований по культурной антропологии, 8

Натурализм, 135

Научная культура, 55

научно-техническая революция, 108, 138, 139, 152

неолит, 63

неолитическая революция, 63

Неолитическая революция, 140

неореализм, 150, 151

Ницше Ф., 48, 129, 146

Новалис, 130

О’Нил, 134

образ жизни, 16

Оп-арт, 148

опера классического периода, 124

определение культуры, 11, 12, 13, 22, 45, 50

определение культуры, 13

определение сущности культуры, 15

Орлова Э.А., 10, 12, 13, 15, 37, 45

Ортега-и-Гассет Х., 44, 50

осевое время, 72

палеолит, 62

Палестрина, 102

Пантеон, 82

Пармиджанино, 102

Певзнер

А., 145

Период архаики, 74

Перформанс — см. хэппенинг, 151

Пикабиа

Ф., 147

Пикассо, 136, 141, 142, 143, 145, 146, 147

Писарро, 135

пламенеющая готика, 92

Планк, 128

Плеханов

Г.В., 144

По, 131

познавательная ситуация, 13

полис, 74, 75, 84

политическая культура, 55, 70, 89, 118, 139, 171

полифония, 102

Поллок Дж., 148

Поп-арт, 148

Постимпрессионизм, 136

потребности, 7, 16, 17, 21, 41, 49, 54, 76

Потребности, 16

Правовая культура, 55, 89

Пратолини, 150

промышленная, или индустриальная, революция (промышленный переворот)., 108

Пуфендорф С., 11

Рабле Ф., 103

Равель, 136

Рамо, 121

Раушенберг

Р., 148, 149

Рафаэль Санти, 101

Рафаэль, Рафаэль Санти, 100

Рахманинов С.В., 133

реализм, 133

реализм в живописи, 134

Реализм в живописи, 134

регуляция социальной практики и взаимодействий, 10

реди-мейд, 145

Резерфорд, 128

Рей, Мэн, 147

религиозная культура, 56, 57, 119

Религиозная культура, 56, 57

Религия, 57

Ренуар, 135

рефлексия, 75

Римский-Корсаков Н., 133

ритуал, 31, 43, 61

Роден, 135

Рококо, 120

Рококо в музыке, 121

романтизм, 30, 31, 50, 119, 130, 131, 132, 133, 135, 146, 147

Ронсар, 103

Росселини, 150

Рубенс, 101, 112

Руссо, 24, 118, 119, 125, 146

Рэдклифф-Браун А.Р., 7

самосохранение общества, 17

Самосохранение общества, 17

Сати Э., 150

Сезанн, 135, 136

Сен-Санс, 132

Сёра, 136

Сервантес, 103

символ, 7

символизм, 147, 163

синкретизм, 60, 61, 63, 97

Сислей, 135

Скотт Вальтер, 131

Славяне, 153

Смит А., 125

смысл, 15, 17, 23, 30, 78

Современная архитектура, 152

создатели культурологии, 5

Сол

Льюитт, 150

Солонин Ю.Н., 19

сонатная форма, 123

Сорокин П.А., 25, 40, 41

социалистический реализм, 168

социальная антропология, 8

социальный эволюционизм, 7

социокультурная антропология, 10

социокультурный комплекс, 15

Спенсер Г., 7, 129

Стамиц, 121

Стендаль, 134

Стриндберг

А., 146

структурализм, 42, 43

структурный функционализм, 7

Супрематизм, 146

сущность НТР, 140

схоластика, 90, 94

сюрреализм, 145, 146, 147, 151

Сюрреализм, 146, 147, 148

табу, 14, 26, 61

Тайлор Э.Б., 6, 7, 12, 31

Танги, Ив, 147

Татлин, 148, 152

Тернер, 131

технология, 22, 23, 24, 62, 170

Технология, 23, 24

Тзара

(Тцара), Тристан, 145

Тициан, 100, 101, 102

Тойнби А., 38, 40, 41

Торо, 131

тотем, 61

Тулуз-Лотрек, 136

Уайт Л., 5

Уатт Д., 140

Уитмен У., 131

Уорхол

Энди, 148

Федоров Иван, первопечатник, 157

Фейербах, 129

феоды, 86

фетишизм, 61

Физическая (соматическая) культура, 54

Философская культура, 55

Фихте И.Г., 129

Флиер А.Я., 4, 9, 10, 19, 47

Флобер, 134

фовизм, 136, 141

фотореализм, 151

Фрейд

З., 19, 31, 41, 42, 146

Фрейд З., 31, 41, 42

Фридрих, 131

Фрэзер, 32

Фрэнк Ллойд Райт, 152

функционализм, 7

футуризм, 144

Хараппа, 69

Хейзинга, 13, 16, 43, 44

Хогарт, 120

Хозяйственная культура, 54, 74, 88, 108

Хуанхэ, река, 70

Художественная культура, 58, 91, 98, 119, 129, 141, 168

хэппенинг (хеппенинг), 148

Цвингли, 105

церковь, 79

цех в средневековом городе, 87

цивилизация, 7, 16, 17, 22, 23, 24, 25

Цивилизация, 22

Чайковский, 132, 133, 162

Шагал М., 148

Шамиссо, 130

Шарден, 120

Шекспир, 103

Шелли, 131

Шиллер, 122

Шопен, 132

Шопенгауэр А., 48, 129

Шпенглер О., 24, 25, 38, 39, 40

Штраус Р., 133

Шуберт, 132

Шуман, 132

шумеры, 64, 65, 66

эволюционизм, 6, 7

эволюционизм культурный, 6

Эгейская культура, 73

Эгейская культура — см. Крито-микенская культура, 73

Эйнштейн, 128

экспрессионизм, 136, 141, 145, 146

Экспрессионизм, 145

Элиот, 134

эллинизм, 72, 73, 76

Эль Греко, 103

Элюар П., 145

Эмерсон, 131

Энгр, 122

Эразм Роттердамский, 103

Эрнст, 147

М., 32, 145, 148

эстетическое отношение, 58

этнография, 6, 8

этнология, 6, 8

Юм, 118

Юнг К., 28, 31, 42

Юнг Ла Монт., 150

Янко

Марсель, 145



ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие.................................................................................................... 3

РАЗДЕЛ I

ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ

Глава 1. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ................................. 4

1.1. Культурология в системе гуманитарных наук..................................... 4

1.1.1. Антропология как источник и западная параллель культурологии 6

1.2. Предмет культурологии. Методы исследований в культурологии... 10

1.3. Термин «культура».............................................................................. 10

1.4. Проблемы определения культуры....................................................... 11

1.5. Явления культуры. Культурные объекты........................................... 14

1.6. Сущность культуры............................................................................. 14

1.7. Существование и действительность культуры.................................... 15

1.7.1. О системности культуры................................................................. 18

1.7.2. Функции культуры.......................................................................... 19

1.7.3. Состав и структура культуры.......................................................... 19

1.7.4. Культура и человек........................................................................... 20

1.7.5. Культура и деятельность................................................................ 21

1.7.6. Культура и цивилизация................................................................ 22

1.7.7. Магия (волшебство)........................................................................... 26

1.7.8. Понятие символа. Символ в культуре.............................................. 27

1.7.9. Миф в культуре................................................................................. 28

1.7.9.1. Что такое миф?................................................................................ 29

1.7.9.2. Мифология................................................................................... 30

1.7.9.3. Миф и психология........................................................................ 31

1.7.9.4. Функции мифа в обществе........................................................... 32

1.7.9.5. Миф сегодня.................................................................................... 33

Глава 2. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ И КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ

2.1. Проблема типологии культуры........................................................... 35

2.2. Типологии культуры в основных культурологических школах........ 38

Глава 3. МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

3.1. О морфологии культуры...................................................................... 45

3.2. Субкультура......................................................................................... 45

3.3. Массовая и элитарная культура.......................................................... 46

3.3.1. Элитарная культура....................................................................... 47

3.3.2. Массовая культура......................................................................... 49

3.4. Модель культуры................................................................................. 50

3.4.1. Обыденная культура......................................................................... 53

3.4.2. Трансляционная сфера культуры.................................................. 53

3.4.3. Специализированные сферы культуры......................................... 54

3.4.3.1. Хозяйственная культура........................................................... 54

3.4.3.2. Физическая (соматическая) культура....................................... 54

3.4.3.3. Политическая культура............................................................. 55

3.4.3.4. Правовая культура.................................................................... 55

3.4.3.5. Научная культура...................................................................... 55

3.4.3.6. Философская культура.............................................................. 55

3.4.3.7. Религиозная культура............................................................... 56

3.4.3.8. Художественная культура......................................................... 58

РАЗДЕЛ II

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

Глава 1.

КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

1-1. Основные черты первобытной культуры.............................................. 60

1-2. Динамика первобытной культуры......................................................... 62

Глава 2.

КУЛЬТУРА ПЕРВЫХ ВЕЛИКИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ДРЕВНОСТИ

2.1. Культура древней Месопотамии (Двуречья)...................................... 64

2.2. Культура древнего Египта................................................................... 67

2.3. Культура Древней Индии.................................................................... 69

2.4. Культура Древнего Китая.................................................................... 70

Глава 3.

КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО МИРА

3.1. Что такое античный мир?..................................................................... 72

3.2. Культура античной Греции.................................................................. 73

3.2.1. Эллинизм......................................................................................... 76

3.3. Культура античного Рима.................................................................... 80

Глава 4.

КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА

4.1. Понятие средних веков......................................................................... 85

4.2. Общественное устройство.................................................................... 86

4.3. Город и деревня в средневековой Европе........................................... 86

4.4. Христианское сознание — основа средневекового менталитета........ 87

4.5. Хозяйственная культура средневековой Европы............................... 88

4.6. Политическая культура средневековой Европы................................. 88

4.7. Правовая культура в Средние века.................................................. 89

4.8. Философская и научная культура....................................................... 90

4.9. Художественная культура.................................................................... 91

4.9.1. Романский стиль.............................................................................. 91

4.9.2. Готический стиль............................................................................. 92

4.9.3. Музыка и театр в Средние века...................................................... 93

4.10. Культура Средних веков — «духовные леса» построения европейской культуры...................................................................................................................... 93

Глава 5.

КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

5.1. Термин и понятие Возрождения.......................................................... 95

5.2. Исторические условия возникновения и развития Возрождения...... 95

5.3. Гуманизм............................................................................................... 96

5.4. Философская, научная и хозяйственная культура Возрождения...... 97

5.5. Художественная культура Возрождения............................................ 98

5.5.1. Проторенессанс (Предвозрождение)............................................. 98

5.5.2. Раннее Возрождение....................................................................... 99

5.5.3. Высокое Возрождение.................................................................. 100

5.5.4. Позднее Возрождение................................................................... 101

5.5.5. Музыка Возрождения................................................................... 102

5.6. Северное Возрождение...................................................................... 103

Глава 6.

РЕФОРМАЦИЯ И ЕЁ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

6.1. Реформация......................................................................................... 105

6.2. Протестантизм.................................................................................... 106

6.2.1. Протестантская трудовая этика...................................................... 106

Глава 7.

КУЛЬТУРА НАЧАЛА НОВОГО ВРЕМЕНИ В ЕВРОПЕ

7.1. Понятие Нового времени................................................................... 108

7.2. Хозяйственная культура нового времени......................................... 108

7.3. Европейская культура ХVII века....................................................... 110

7.4. Барокко в художественной культуре Нового времени..................... 111

7.4.1. Основные особенности.................................................................. 111

7.4.2 Историческое развитие.................................................................. 112

7.4.3. Литература барокко..................................................................... 113

7.4.4. Музыка барокко............................................................................ 113

Глава 8.

КУЛЬТУРА ПРОСВЕЩЕНИЯ................................................................. 116

8.1. Термин и понятие Просвещения........................................................ 116

8.2. Истоки Просвещения.......................................................................... 116

9.3. Менталитет просветителей................................................................. 117

8.4. Просвещение как общественное движение........................................ 118

8.5. Просвещение в политической культуре............................................ 118

8.6. Просвещение и религиозная культура.............................................. 119

8.7. Художественная культура Просвещения.......................................... 119

8.7.1. Рококо............................................................................................ 120

8.7.2. Продолжение традиций классицизма.......................................... 121

8.7.3. Ампир............................................................................................ 122

8.7.4. Классицизм XVIII века в музыке.................................................. 123

8.8. Конец Просвещения........................................................................... 124

8.9. Вклад Просвещения в культуру........................................................ 125

Глава 9.

ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XIX — НАЧАЛА XX ВЕКОВ

9.1. Культура победившей буржуазии..................................................... 127

9.2. Хозяйственная и научная культура «классического» капитализма. 127

9.3. Политика и право............................................................................... 128

9.4. Религиозная и философская культура............................................... 129

9. 5. Художественная культура................................................................. 129

9.5.1. Романтизм..................................................................................... 130

9.5.3. Натурализм................................................................................... 134

9.5.4. Импрессионизм............................................................................. 135

9.5.5. Постимпрессионизм...................................................................... 136

Глава 10.

ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА XX ВЕКА

10.1. Основные черты и тенденции развития западной культуры в ХХ веке 138

10.2. Научно-техническая революция...................................................... 139

10.3. Художественная культура Западной Европы в XX веке................ 141

10.3.1. Авангардные течения первой половины века: фовизм, кубизм, дадаизм, экспрессионизм, супрематизм и сюрреализм........................................ 141

10.3.2. Абстрактное искусство и основные течения современного западного искусства................................................................................................................. 147

РАЗДЕЛ III

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РОССИИ

Глава 1.

СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1. Предыстория...................................................................................... 153

1.2. ЯЗЫЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ СЛАВЯН........................... 154

1.3. Принятие христианства —переломный пункт в истории русской культуры 155

1.4. КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ....................................................... 156

Глава 2.

РАСЦВЕТ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

2.1. Культура Московского царства (XVI-XVII вв.)................................ 157

2.2. Культура императорской России (XVIII-XX века)........................... 159

2.2.1. Русская культура XVIII века........................................................ 159

2.2.2. Русская культура XIX века........................................................... 161

2.2.3. Русская культура конца XIX — начала XX вв. «Серебряный век» русского искусства.................................................................................................. 162

Глава 3.

КУЛЬТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА РАЗВИТИЯ РОССИИ......... 166

Глава 4.

ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДА....................................................................................................................... 170

ЛИТЕРАТУРА........................................................................................... 172

Указатель....................................................................................................... 174


[1] Культура: теории и проблемы. / Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. — М.: Наука, 1995, с. 38.

[2] Л. Уайт придерживался концепции культурного эволюционизма — направления, основанного в ХХ в. Гербертом Спенсером, Льюисом Х. Морганом и Эдвардом Тайлором. По Уайту, эволюции культуры способствовало развитие технологии, особенно рост использования энергии на душу населения. Л. Уайт считал своим самым большим вкладом в антропологию свою концепцию культурологии («Наука о культуре», 1948).

[3] «Цивилизация» в данном контексте обозначает конкретное общество, культура которого достигла определённого уровня развития — см. выше, § 1.7.6.

[4] Эпитимия или епитимья (греч. «наказание по законам»): у католиков означает покаяние, наказание или возмездие за грех, которое накладывается духовником. Обычно заключается в исполнении тех или иных дел благочестия (продолжительная молитва, милостыня, усиленный пост, паломничество и т.п.). Эпитимия могла назначаться и судом на основании уголовных законов, за вероотступничество, ложную присягу, прелюбодеяние и др. В данном контексте имеется в виду, что в средние века церковь считала целью земной жизни искупление первородного греха и, соответственно, человек должен был нести наказание.

[5] Иоганн Себастьян Бах(1735-82), великий немецкий композитор и виртуоз органа, музыка которого является вершиной барокко. Большая часть его самой прекрасной музыки была написана для церкви, включая «Страсти по Матфею» и Мессу в си бемоль миноре.

[6] Георг Фридрих Гендель (1685-1759) — один из самых крупных композиторов периода барокко. Родившийся в Германии, Гендель сочинил большинство самых известных работ, включая его знаменитую ораторию «Мессия» (1741), в Лондоне.

[7] Вольфганг Амадей Моцарт(1756-1791) повсеместно считается крупнейшим из всех когда-либо живших композиторов. Он начал писать менуэты в возрасте 5 лет, и ко времени его смерти в 35 лет он создал 626 каталогизированных работ.

[8] Людвиг ван Бетховен(1770-1827), один из самых крупных мастеров музыки. Хотя Бетховен около 1800 года начал глохнуть, он продолжал создавать превосходную музыку, включая Девятую Симфонию и Тожественную мессу (Missa Solemnis).

[9] Франц Иозеф Гайдн(1732-1809), австрийский композитор классического периода. Гайдн сочинил большинство своих работ, будучи придворным композитором семейства князей Эстергази. Развитие сонатной формы в симфониях и струнных квартетах Гайдна глубоко повлияло на Моцарта и Бетховена.

[10] Вильям Вордсворт(1770-1850), один из передовых лирических поэтов Англии, служил сильной связью между 18-ым и поэзией 19-ого столетия. Публикация его «Лирических Баллад» считается рождением романтического движения.

[11] Сэмюэль Тэйлор Колеридж (1772-1834) написал большинство своих выдающихся стихов в течение шести лет близкой дружбы с Вильямом Вордсвортом. Их сотрудничество закончилось «Лирическими балладами» (1798), поэтическим манифестом английского романтического движения.

[12] Лорд Байрон(1788-1824), английский поэт, который повлиял на литературу романтизмакак своим ярким образом жизни, так и своей поэзией. Он сбежал из Англии, чтобы избежать скандала, и погиб в борьбе за греческую независимость.

[13] Джон Китс (1795-1821), был одним из выдающихся английских романтических поэтов. Несмотря на короткую карьеру, входит в число наиболее известных английских писателей.

[14] Виктор Гюго(1802-85), известный французский писатель-романтик, считается одной из передовых литературных фигур XIX столетия. Наиболее известны его романы «Собор Парижской богоматери» (1831) и «Отверженные» (1862).

[15] Александр Дюма(1802-70), французский писатель, прославился историческими романами: «Три мушкетера», «Граф Монте Кристо, «Человек в железной маске» и др. Он известен как Дюма«старший» или «отец»; следует отличать его от его сына, Александра Дюма(1824-95), известного как «Дюма-сын».

[16] Фредерик Шопен (1810-1849) — польский композитор, писавший виртуозные лирические пьесы и танцы. Его музыка, написанная почти вся для фортепьяно, отличается яркой романтичностью и классической ясностью.

[17] Франц (Ференц) Лист (1811-86) — венгерский композитор, дал свой первый концерт на фортепьяно в возрасте девяти лет и в конечном счете стал признанным пианистом-виртуозом своего времени. Оставил больше 700 произведений, включая симфонию «Фауст» и 20 «Венгерских рапсодий».

[18] Немецкий композитор Феликс Мендельсон (1809-1847) считался одним из передовых композиторов начала XIX столетия. В границах классических форм он создал лирически экспрессивную характеристику раннего романтичного движения. Среди его наиболее известных сочинений — «Увертюра к сну в летнюю ночь», «Итальянская симфония», Концерт для скрипки в ми миноре, два фортепьянных концерта.

[19] Роберт Шуман был одним из передовых немецких композиторов периода романтизма. В своих песнях, фортепьянных произведениях, камерной музыке и симфониях он передавал литературные идеи и визуальные сцены в выразительных музыкальных образах. Шуман был также влиятельным критиком, который помог начать карьеры Шопену и Брамсу.

[20] Джузеппе Верди (1813-1901) — один из крупнейших итальянских композиторов XIX столетия, создал драматические оперы редкостной мелодичности, с тонко характеризованными образами. Его сочинения входят в наиболее популярный международный оперный репертуар. Среди них «Травиата» (1853), «Аида» (1871) и «Отелло» (1887) — его наиболее высоко ценимые оперы.

[21] Рихард Вагнер (1813-1883), считающийся самым крупным немецким оперным композитором, использовал для либретто немецкие мифы и легенды. Его наиболее известные оперы — «Тангейзер», «Лоэнгрин» и тетралогия «Кольцо Нибелунгов».

[22] Иоганнес Брамс (1833-97) был самым крупным немецким композитором инструментальной и вокальной музыки 19-ого столетия. Брамс соединил в своих работах глубокое владение техникой композиции с теплотой романтизма.

[23] Чешский композитор Антонин Дворжак (1841-1904) стал известен, когда многие чехи выступали за независимость от австрийской Империи. Дворжак отразил этот возвышающийся дух национализма в своей музыке, черпая большую часть своего вдохновения из мелодий народа родной Чехии.

[24] Сезар Франк (1822-1890) — французский композитор-романтик и органист. Сделал много для придания французской музыке эмоциональности, технического совершенства и серьезности, сопоставимыми с музыкой немецких композиторов. Популярны его симфония в ре миноре, фортепьянный квинтет в фа миноре, струнный квартет в ре мажоре и др.

[25] Сен-Санс К. (1835-1921), автор симфонических поэм и оперы «Самсон и Далила». Сен-Санс был также одаренным пианистом и органистом, писал критические статьи, стихи, эссе, театральные пьесы. В своих концертах и симфониях он соединил виртуозность стиля Франца Листа с французскими традициями гармонии и формы. Часто исполняется его Третья Симфония.

[26] Пётр Ильич Чайковский(1840-1893) — вероятно, самый популярный на Западе русский композитор XIX столетия. Среди его наиболее известных работ — балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик», опера «Евгений Онегин» и увертюра «1812 год».

[27] Сергей Рахманинов (1873-1943) — российский композитор, пианист и дирижёр, поселился после российской Революции 1917 в Соединенных Штатах Америки. И как исполнитель, и как композитор он превосходил других романтиков; его музыка отличается плавной мелодией и массивными аккордами, используемыми для того, чтобы разрдить драматические эффекты.

[28] Рихард Штраус (1864-1949), немецкий композитор и дирижёр, был последним композитором романтичной традиции. Он больше всего известен своими музыкальными поэмами, типа «Так говорил Заратустра», и операми, включая «Саломею» и «Кавалера роз».

[29] К. Дебюсси(1862-1918) — французский композитор, который развивал оригинальную систему гармонии и музыкальной структуры.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 274 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.07 с)...