Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Во-первых, в век Просвещения распространился идеал науки об обществе, полностью подобной физике как науке. Усиливалось представление о сложности и вариативности человеческого опыта в мире. Всё глубже укоренялось понимание того, что человеческое поведение в обществе носит социальный и культурный характер, то есть что причины человеческих действий и поступков находятся не в биологии, а в обществе, в его истории. Так обществоведение (обществознание) перестало быть неким придатком к биологии, оформилось в отдельную дисциплину или систему дисциплин со своим собственным предметом.
Во-вторых, стала применяться в самых разных сферах знания идея структуры. Появившись впервые в работах таких философов, как Гоббс, Локки Руссоприменительно к политической структуре государства, она к середине XVIII века широко распространилась, в том числе в работах физиократов и Адама Смита. Идея структуры заметна также в ряде работ по психологии человека и во всех исследованиях гражданского общества. Идеи структуры, позаимствованные из физических и биологических наук, стали фундаментальными в концепциях политической, экономической и социальной структур, которые сформировались в эпоху просвещения. Эти концепции структуры лишь с незначительными изменениями перешли в современные общественные науки.
В-третьих, прочно вошла в арсенал методологии научного поиска теоретическая концепция эволюционного изменения. Ее начальные корни в западноевропейском мышлении, как и общей концепции структуры, уходят в Древнюю Грецию, если не в еще более глубокую древность. В XVIII веке философия эволюционизма приняла форму прежде всего, так сказать, предвидения. Такие писатели, как Кондорсе, Руссо, Адам Смит, утверждали, что настоящее выросло из прошлого, что сегодняшнее общество есть результат длительной линии развития во времени, что эта эволюция была вызвана и определялась не Богом или случайными факторами, но условиями и причинами, имманентными человеческому обществу.
Сложилась концепция «естественного права».
В Западной Европе и Америке Просвещение принесло заметный упадок авторитета церкви и рост современного секуляризма. Оно послужило моделью для политического и экономического либерализма, для гуманитарных реформ западного мира в последующие века. Просвещение заложило всепроникающую убежденность в возможности и необходимости прогресса. Тогда же сложилось представление о природе как кладовой ресурсов или мастерской, где должен хозяйствовать человек.
Эти идеи сегодня подвергаются критике. Всё больше людей приходят к мысли о взаимодополнительности религии и науки. Непрерывный прогресс представляется слишком примитивным и просто опасным во многих отношениях, обнаруживаются пределы роста. Рационалистическое хозяйствование в природе привело к экологическим проблемам планетарного масштаба, появилось понятие «глобальных проблем».
Тем не менее, «Век разума» отмечен бурной динамикой культуры, он явился важной вехой в развитии европейской культуры. Особенно важны достижения в хозяйственной культуре, в технике и технологии, осуществлённые в Англии в ходе промышленного переворота.
Вопросы для самопроверки
- Как связано название периода с содержанием движения, с его направленностью?
- Где возникло Просвещение?
- Назовите имена наиболее известных представителей Просвещения в различных странах.
- Каковы основные идеи философии Просвещения, как они повлияли на менталитет и мировоззрение европейцев?
- Каковы основные особенности стиля рококо? Назовите наиболее ярких его представителей.
- Каковы основные особенности классицизма? Назовите наиболее ярких его представителей.
- Каковы основные особенности стиля ампир? Назовите наиболее ярких его представителей.
- Как повлияло Просвещение на дальнейшее развитие европейской культуры?
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 266 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!