Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Политическая культура средневековой Европы



Одной из ведущих идей средневекового сознания была имперская идея. Память о Римской империи наложила стойкий отпечаток на менталитет средневекового европейца, и попытки создать империю на европейской земле в Средние века периодически повторялись. Император в средневековой Европе был правителем наиболее высокопоставленным, но не располагавшим самой большой властью. При этом императоры и короли до 10-го века повсюду в Европе были избираемыми. Постепенно устанавливались наследственные династии.

Авторитет и власть императора и королей считались происходящими от Бога, что символизировалось коронацией — её осуществлял папа или иной высокопоставленный прелат католической церкви. Тем не менее власть часто ускользала из рук коронованных правителей, переходя к менее высокопоставленным властителям, её можно было просто захватить и удерживать силой. При этом феодальный контракт устанавливал систему политических отношений, фундаментально отличавшуюся от имперской. Рыцари-вассалы, получившие фьефы (земельные владения вместе с населением) от императора или короля, могли требовать, чтобы этот их сеньор, связанный феодальным договором, не нарушал их прав в их фьефах. На этой основе английские бароны в 1215 году добились от короля Джона (Иоанна) Великой хартии (Грамоты, Magna Carta), гарантировавшей сохранение их прав и свобод. И хотя конфликт между имперской идеей и феодальным договором существовал, оба этих принципа действовали в политической культуресредневековой Европы.

Наряду с идеей монархической власти в политической культуреЕвропы в Средние века продолжала существовать идея власти представительной, выборной — некое продолжение опыта античной демократии. И города, и религиозные ордена в течение XII и XIII веков развивали представительные институты. Феодалы начиная с 1300-х годов широко использовали в своих феодальных советах представителей городов и церкви. В Англии король своей властью собирал в парламент представителей каждого графства и города. Точно так же он организовывал собор из поверенных духовенства каждой епархии. Во Франции Генеральные Штаты, в Испании кортесы, в Германии рейхстаг — все это были представительные органы. Их основная власть распространялась на сферу налогообложения. Однако когда в позднем Средневековье представительные органы попытались расширить свою власть, короли утратили заинтересованность в созыве представительных органов. Стал развиваться абсолютизм.

4.7. Пра­во­вая куль­ту­ра в Сред­ние ве­ка

За­кат Рим­ской им­пе­рии в За­пад­ной Ев­ро­пе в V сто­ле­тии и подъ­ем гер­ман­ских пле­мен пре­кра­ти­ли раз­ви­тие пра­во­вой куль­ту­ры поч­ти во всей Ев­ро­пе. За­вое­ван­ные гер­ман­ские пле­ме­на вза­мен рим­ско­го пра­ва до­ба­ви­ли весь­ма не­мно­го. Гер­ман­ское пра­во на­чи­на­лось как не­пи­са­ные обы­чаи племен, а не как ука­зы или выс­ший ав­то­ри­тет в го­су­дар­ст­ве. Са­ли­че­ская прав­да, со­став­лен­ная око­ло 500 го­да н.э., бы­ла наи­бо­лее важ­ной из запи­сан­ных гер­ман­ских пле­мен­ных ко­дек­сов; тем не ме­нее, в срав­не­нии с Ко­дек­сом Юс­ти­ниа­на она вы­гля­дит край­не сы­рой и ру­ди­мен­тар­ной. Ка­ж­дое гер­ман­ское пле­мя управ­ля­лось по сво­им обы­ча­ям и пра­ви­лам. Еди­но­об­ра­зие и сис­тем­ность рим­ской юрис­пру­ден­ции рез­ко кон­тра­сти­ро­ва­ла с мно­го­об­рази­ем пле­мен­ных за­ко­нов.

Сис­те­ма юс­ти­ции бы­ла раз­ру­ше­на. Ка­ж­дый ре­ги­он управ­лял­ся ад­мини­ст­ра­тив­но и раз­ви­вал­ся в соб­ст­вен­ных гра­ни­цах и пи­сал свои ло­каль­ные за­ко­ны. Ран­нее Сред­не­ве­ко­вье при­нес­ло не­ко­то­рый про­гресс в раз­ви­тие право­вой куль­ту­ры. Возникли пра­во­вые шко­лы. Пре­по­да­ва­ли в них мо­на­хи и свя­щен­ни­ки. Уси­ли­ваю­щее­ся влия­ние при­об­ре­ла Рим­ская като­ли­че­ская цер­ковь и её ка­но­ни­че­ское пра­во. Ка­но­ни­че­ское пра­во бы­ло по­за­им­ст­во­ва­но из рим­ско­го пра­ва, и по­это­му оно со­хра­ня­ло сис­те­му рим­ско­го пра­ва вплоть до её воз­ро­ж­де­ния в кон­це XI ве­ка.

В Бо­ло­нье (Ита­лия) око­ло 1100 го­да сно­ва воз­ро­ди­лось об­ра­зо­ва­ние в об­лас­ти пра­ва. Под ру­ко­во­дством Ир­не­риу­са и его сту­ден­тов бы­ли воскре­ше­ны и ста­ли изу­чать­ся ра­бо­ты Юс­ти­ниа­на. Спус­тя сто­ле­тие в Бо­ло­нье учи­лись уже сот­ни сту­ден­тов-пра­во­ве­дов. Эти сту­ден­ты разъ­ез­жа­лись по Ев­ро­пе. Прин­ци­пы рим­ско­го пра­ва при­ме­ня­лись к гер­ман­ским и фео­даль­ным обы­ча­ям, транс­фор­ми­ро­ва­лись в италь­ян­ское право. В те­че­ние XII, XIV и XV сто­ле­тий юри­ди­че­ские фа­куль­те­ты бы­ли откры­ты в Ис­па­нии, Фран­ции, Гер­ма­нии и Ни­дер­лан­дах. Про­во­див­шие­ся там ис­сле­до­ва­ния фор­ми­ро­ва­ли ос­но­вы сис­тем со­вре­мен­но­го гра­ж­дан­ско­го пра­ва этих стран. В XVII и XVIII ве­ках юри­ди­че­ские шко­лы, та­кие, как шко­ла Гу­го Гро­циу­са и Са­му­эля Пуф­ен­дор­фа, про­дви­ну­ли тео­рию ес­те­ст­вен­но­го пра­ва и от­стаи­ва­ли опо­ру на ра­зум со­вме­ст­но с прин­ци­па­ми рим­ско­го пра­ва.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 839 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...