Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общественная мысль



Общественная мысль XVIII в. развивалась под влиянием идей Просвещения. Всем идеологам Просвещения свойственно предпочтение медленного эволюционного развития, стремление с помощью новых законов сформировать новое гуманное общество.

Интересным мыслителем был приближенный Елизаветы Петровны И.И. Шувалов. Он предлагал ввести "непременные законы", направленные на поддержание "общего блага". Отчасти эта мысль опиралась на идеи Петра I о "службе" монарха. Но главный источник шуваловских проектов - взгляды французского философа-просветителя Монтескье, который считал, что монархия отличается от деспотии, что покоится на "основных законах", обязательных и для самого монарха.

По предложению Шувалова императрица должна была присягнуть в том, что будет соблюдать "непременные законы", а подданные - в том, что они будут наблюдать за тем, как монарх их соблюдает. Хотя подданными здесь именовались дворяне, это было бы значительным шагом к внедрению договорных отношений между властью и населением. Правительство даже в более поздние годы не решилось на обсуждение проекта Шувалова.

Значительное влияние на развитие общественной мысли оказал "Наказ" Екатерины II Уложенной комиссии, провозгласивший важнейшие просветительские идеалы: гарантии свободы, частной собственности, защиты от судебного произвола. Екатерина II утвердила в России идеал просвещенной монархии.

Крупнейшим деятелем российского Просвещения был Н.И. Новиков. Новиков выступал против крепостнического гнета, судебного произвола, сословных привилегий. Но одновременно стремился противостоять упрощенному пониманию французского Просвещения (вольтерианства), считая необходимым сочетать образованность с развитием нравственного чувства.

Новиков издавал журналы "Трутень", Живописец". В его типографии печатались учебники, словари, граммтики. Одним из важнейших изданий Новикова была "Древняя российская вифлиофика" - собрание источников по древнерусской истории. Издания Новикова способствовали формированию в России не только образованности, но и общественного мнения.

Иная, радикальная форма просветительской идеологии была представлена в творчестве А.Н. Радищева, в особенности в "Путешествии из Петербурга в Москву" и оде "Вольность". Радищев не просто именовал помещиков "пиявицами ненасытными", он призывал к расправе с ними, к цареубийству и свержению монархического правления. Крайний радикализм Радищева побудил Екатерину II назвать его "бунтовщиком хуже Пугачева".

Во второй половине XVIII в. в России существовало и иное, консервативное направление общественной мысли. Оно было представлено трудами М.М. Щербатова. Его памфлет "О повреждении нравов в России" представил взгляды своеобразной оппозиции Екатерине справа. Щербатов отстаивал необходимость сохранить крепостное право и укрепить дворянские привилегии. Он требовал запретить предоставление дворянских званий купцам и другим представителям непривилегированных сословий, которые, по его мнению, лишены дворянской чести и лишь компрометируют высшее сословие. Екатерину Щербатов критиковал за безнравственность и деспотизм, который проявлялся, с его точки зрения, в ущемлении дворянских привилегий и предоставлении чрезмерных прав государственным чиновникам в ущерб дворянским корпорациям. Сочинения Щербатова, несмоненно, выражали точку зрения значительной части российскорго дворянства.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 1071 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...