Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Церковная реформа



У Петра I отношения с русской православной церковью не складывались. Его общение с европейцами и поездки за границу вызвали подозрения о его тайном переходе в протестантизм. Не являлась примером личная жизнь царя. Противники петровских реформ, включая некоторых священнослужителей, группировались вокруг царевича Алексея, который был у отца на подозрении. Близкие к Алексею епископ Досифей и протопоп Иаков Игнатьев были казнены.

Привилегии Церкви, вступавшие в конфликт со складывающимся абсолютизмом, заключались в праве землевладения и суда над духовными лицами по всяким делам. Поземельные владения церкви были огромны, население этих земель, в большинстве случаев освобождённых от уплаты податей, было бесполезно для государства. Монастырские и архиерейские торгово-промышленные предприятия тоже не платили ничего в казну, благодаря чему могли дешевле продавать свои товары, подрывая тем самым позиции купечества. Не прекращавшийся прирост монастырского и вообще церковного землевладения грозил государству огромными убытками.

В 1700 году умер патриарх Адриан. Имущество патриарха было взято под государственный контроль, осуществлявшийся созданным Монастырским приказом. Хозяйство монастырей было поставлено под жесткий контроль. Монашествующим определялось денежное и хлебное жалование, а вотчинами и угодьями владеть запрещалось.

Вместо патриарха делами церкви руководил местоблюститель патриаршего престола, но многие важные вопросы (назначение архиреев, открытие новых монастырей) решал Сенат. В 1721 году была создана Духовная коллегия, позже получившая название Святейшего правительствующего Синода. Это был государственный орган, руководивший церковью и возглавлявшийся государственным чиновником – обер-прокурором Синода.

В правление Петра I произошло огосударствление, подчинение русской православной церкви государству, возникла система отношений, которую определяют термином цезарепапизм.

История в терминах – цезаропапизм. Также цезарепапизм, византинизм (от лат. Caesar – «цезарь» и лат. papa— «папа») – термин, введённый католической историографией XIX века для обозначения таких отношений между императорской властью и церковью в Византии, в которых глава государства (император) выступал главой Церкви. Согласно такой точке зрения, цезарепапизм возник в Римской империи при Феодосии Великом (346-395) и получил формальное закрепление в Кодексе Юстиниана. Сама византийская традиция признаёт соединение (но не полное слияние) и сотрудничество государственной и церковной власти («симфонию властей»). Термин «цезарепапизм» не пользуется популярностью в Русской православной церкви.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 999 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...