Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Классификация религиозных организаций 29 страница



Украи́нская Правосла́вная Це́рковь (УПЦ; в литературе обычно — Украинская Православная Церковь (Московского Патриархата), УПЦ (МП)) — единственная признанная прочими поместными православными церквами православная церковная структура на территории Украины, самоуправляемая Церковь в составе Московского Патриархата «с правами широкой автономии». Крупнейшее религиозное объединение Украины по численности приходов и священнослужителей, второе — по количеству членов, согласно самоидентификации при социологических опросах. Как и прочие религиозные объединения Украины, УПЦ, в соответствии с 7-й статьёй закона «О свободе совести и религиозных организациях» от 23 апреля 1991 года № 987-XII, не зарегистрирована в органах государственной власти как централизованная организация, но имеет официальную регистрацию своих структур и органов управления как самостоятельных юридических лиц (Гл. I, п. 6 Устава о управлении УПЦ).

25 — 27 октября 1990 года под председательством Патриарха Алексия в синодальной резиденции в Свято-Даниловом монастыре состоялся Архиерейский Собор в составе 91 иерарха РПЦ. После рассмотрения Обращения Архиерейский Собор определил:

1. Украинской Православной Церкви предоставляется независимость и самостоятельность в её управлении.

2. В связи с этим наименование «Украинский Экзархат» — упраздняется.

3. Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается Украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.

4. Предстоятель Украинской Православной Церкви носит титул «Митрополит Киевский и всея Украины».

5. Митрополиту Киевскому и всея Украины, в пределах Украинской Православной Церкви, усвояется титул «Блаженнейший».

6. Митрополит Киевский и всея Украины имеет право ношения двух панагий и предношения креста во время Богослужения.

7. Синод Украинской Православной Церкви избирает и поставляет правящих и викарных архиереев, учреждает и упраздняет епархии в пределах Украины.

8. Митрополит Киевский и всея Украины как Предстоятель Украинской Православной Церкви является постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви.

9. Настоящее Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви подлежит утверждению Поместным Собором Русской Православной Церкви с внесением соответствующих изменений в Устав об управлении Русской Православной Церкви.

Новый статус УПЦ был утвержден на Поместном Соборе РПЦ в Москве в конце января 2009 года. Первым Предстоятелем «независимой и самостоятельной в управлении» УПЦ стал митрополит Филарет (Денисенко), получивший Благословенную Грамоту Московского Патриарха Алексия II о даровании Украинской Церкви независимости и самостоятельности в её управлении 28 октября 1990 года в историческом кафедральном соборе киевских митрополитов — Святой Софии. 22 января 1992 года епископы УПЦ обратились к Синоду РПЦ с требованием предоставления самостоятельности (автокефалии). Филарет был смещен с поста УПЦ (МП). Синод вынес решение временно передать функции Предстоятеля Украинской Православной Церкви старейшему по хиротонии архипастырю на территории Украины — митрополиту Харьковскому и Богодуховскому Никодиму (Руснаку). Ему было поручено до праздника Святой Троицы созвать Архиерейский Собор для того, чтобы принять отставку митрополита Филарета и избрать нового Предстоятеля Украинской Церкви.

Исполняя Определение Священного Синода от 21 мая 1992 года, митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак), 27 мая собрал и возглавил Собор Украинской Православной Церкви, который по месту своего проведения вошел в историю УПЦ как Харьковский. Собор внёс некоторые изменения и дополнения к Уставу УПЦ, касающиеся порядка избрания и статуса Предстоятеля УПЦ. Изменялось наименование государства, в пределах которого осуществляет свою миссию УПЦ. Основным деянием Харьковского Собора было выражение недоверия митрополиту Филарету, смещение его с Киевской кафедры, с поста Предстоятеля Украинской Православной Церкви. После этого состоялось избрание нового предстоятеля УПЦ. Во втором туре митрополит Владимир (Сабодан) был избран митрополитом Киевским и Предстоятелем Украинской Православной Церкви. Юбилейный Архиерейский Собор РПЦ 2000 года принял Определение об Украинской Православной Церкви, которым подтвердил статус управленческой независимости и самостоятельности Украинской Православной Церкви. УПЦ обладает правами и каноническим статусом, которые значительно шире, чем у любой из автономных Церквей, и фактически приближают её к уровню автокефальной Церкви. УПЦ признаёт себя правопреемницей древней Киевской митрополии (в пределах Украины) и Украинского экзархата Русской Православной Церкви. Предстоятель УПЦ избирается украинским епископатом и благословляется Патриархом Московским и всея Руси. Предстоятель УПЦ является членом Священного Синода РПЦ, а украинский епископат участвует в Архиерейских и Поместных Соборах РПЦ, в выборах Патриарха Московского и всея Руси. Предстоятель УПЦ с 1992 года — Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан); резиденция — Киево-Печерская Лавра. Во время богослужения Предстоятель Украинской православной церкви поминается как «Господин и Отец наш». Согласно Уставу УПЦ, высшими органами церковной власти и управления УПЦ являются: Собор УПЦ, Собор епископов УПЦ (Архиерейский собор) и Священный Синод УПЦ под председательством Митрополита Киевского и всея Украины. По данным2008 года, «Украинская Церковь состоит из 43 епархий, которые управляются 54 архиереями (из них 43 правящих и 11 викарных), и насчитывает около 10.900 реальных общин. В Украинской Православной Церкви несет послушание 8 962 священнослужителя (из них 8.517 священников и 445 диаконов), действуют 20 учебных заведений (одна академия, 7 семинарий и 12 училищ), 3 850 воскресных школ. 4.650 монашествующих пребывает в 175 монастырях, из которых 85 мужских и 90 женских». Крупнейшими монастырями являются: Киево-Печерская Лавра, Почаевская Лавра, Святогорская Лавра (Горловская епархия), Успенский Патриарший Одесский монастырь (Одесская епархия). За исключением трёх областей Галичины (Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской), УПЦ (МП)является доминирующей конфессией на всей территории страны.

Одним из новых явлений, которые органично вплетаются в социально-политическую жизнь украинского народа, является нетрадиционная религиозность. В Европе и Америке неорелигии возникли в условиях ослабления традиционной религиозности и упадка авторитета традиционных церквей и сект. В Украине возникновение неомистицизма совпало с периодом религиозного возрождения, поэтому одновременно является и следствием кризиса традиционных религий, и одновременно как подъем и плюрализм религиозной жизни. На Западе неокульты являлись некоторой религиозной альтернативой традиционным религиям, в Украине долгое время они являлись специфической формой протеста против официальной идеологии, своеобразной формой диссидентства. для многих последователей неорелигии есть не поиск Бога, Абсолюта, Мирового Разума, а способ решения личных проблем за счет использования различных оздоровительных методик, медитаций, удовлетворение своих амбиций, заполнение духовного вакуума и проч. Нетрадиционными принято называть религиозные учения, которые исторически не передавались от предыдущих поколений, которые не укорены на данной территории, или получили значительное расширение вследствие миссионерства проповедников (употребляется также понятие - новые религиозные течения (НРТ). Нетрадиционные учения проповедуют своим приверженцам решение глобальных проблем современного человека, государства и всего мира в целом. Большинство из этих религиозных направлений в Украине находятся в зародыше, однако многие из них уже известны своей деятельностью. Особенностью для Украины можно считать, что все эти религиозные направления пришли через посредников, не с Родины религии, а через западных учеников. В Украине на сегодняшний день представлены почти все формы нетрадиционной религии. Среди новых религиозных течений — неохристианство. Эти религиозные течения, которые возникают в рамках традиционного христианства с учетом требований времени. Основным веропроповедническим источником неохристианских церквей выступает Библия, центральной фигурой религиозных доктрин — Иисус Христос. Неохристианство от исторического христианства отличается своим пониманием природы Иисуса Христа, Троицы, сущности Святого Духа, ада и рая. В Украине к неохристианским движениям относятся принесенные из-за границы миссии и новые церкви (Христианская миссия “Эммануил”, “Армия спасения”, Церковь Христа Святых Последних Дней (мормоны), Церковь полного Евангелия, Международная Церковь Христа, Киевский христианский центр “Новая жизнь”, Христианская церковь “Хвала и поклонение”, пророссийское неохристианское образование Церковь Воскресающейся Богородицы и другие), христианские объединения украинского происхождения — Союз христианского межконфессионного договора “Логос” и Собор евангельских церквей и др. Религии ориенталистского направления представлены в Украине неоиндуизмом, течениями буддистского направления, движениями синтоистской ориентации. Характерным для неоиндуистских течений является опора на древнюю ведическую традицию с использованием достижений других культур, ценностей многих религий. Во всех неоиндуистских течениях популярны идеи универсализма, равенства всех религий, как разных путей к Богу. В Украине неоиндуизм представлен общинами и центрами Международного Сообщества Сознания Кришны, Ошо Раджниша, Шри-Чинмоя, Миссии “Свет души”, Международного сообщества “Мировая чистая религия” (сахаджи), Саи-Бабы, последователями Трансцендентальной медитации и другими. Буддистские течения представлены в Украине преимущественно их модернистскими отраслями, которые в своей совокупности получили название необуддизм. Необуддистские течения претендуют на ортодоксальное толкование учения Будды, объединяя в своих религиозных системах идеи различных похожих традиций, включая христианство. Буддизм в Украине представлен такими направлениями как, дзен-буддизм, нитерен, различными школами тибетского буддизма (карма, кагъю, дзогчен, гелугпа). Нетрадиционными являются также искусственные религии, которые хотят объединить элементы восточных и западных традиций древних и современных культур, философских, экзотерических и религиозных учений и вывести некую общую формулу. Синтетические религии разнятся вероучением, философией, социальными установками, однако все они пропагандируют сотворение системы этического оздоровления государства. Объединение элементов христианства и буддизма, христианства и ислама, ведических учений наблюдаются в религиозных новообразованиях, которые действуют сейчас на Украине, как Вера Бахаи, Общество ведической культуры, Церковь Унификации (Объединение) Муна, Великое Белое братство. Большой разнообразностью отличаются теософские и эзотерические группировки, которые развивают учения Рерихов, О.Блаватской, А.Безант, Д.Андреева, О.Бердника. Все теософские учения придают огромное значение мистическому опыту. Достигнуть непосредственного контакта с духовной реальностью можно с помощью интуиции, медитации, откровения или других измененных состояний сознания. Теософия питает большой интерес к оккультным явлениям. Она признает только одно начало дух или разум. Интересно также неоязычество, которое на Украине представлено многими течениями (Родная Вера, РУНВера, Ладовера, Ягновера и другие), которые объединены идеею дохристианских верований украинцев. Эти религиозные направления не реконструируют давние верования украинцев, а дают новую модель тех религиозных проявлений, к которым пришли бы украинцы в религиозном развитии без влияния других религий. Среди неоязычников одни проповедуют пантеизм, другие монотеизм. Основной контингент неоязычников - национально ориентированная интеллигенция, которая расценивает христианство как чуждую религию, а процесс возрождения язычества как основную возможность возрождения Украины. Языческие церкви возродились в Украине несколько лет назад, но силу набрали только сейчас. Судя по высказываниям их "отцов", их основной целью является изгнание "захватнической христианской церкви" со всей исконной территории Киевской Руси. В их рядах немало писателей, художников и прочих представителей интеллигенции страны. В сферу интересов "поборников исторической правды на Киевской Руси" входят и Россия, и Белоруссия, где они пытаются создать свои представительства. Еще одним представителем новых религиозных течений на Украине является Саентология (от английского science — наука, и греческого logos — учение). Саентология пытается объединить в себе науку и религию. Большинство действующих на Украине движений (Дианетика-Фонд Хаббарда, Наука разума, Христианская наука и другие) имеют иностранное происхождение, однако находят большое количество последователей в нашей стране, например действует, “Международный альянс нового мышления”, в который входит Киевский центр Науки Разума, существуют общества в Донецке, Крыму.

В эмигрантских кругах возникла идея возрождения дохристианских древнеславянских верований, в форме Родной Веры. Обоснование свое впервые она получила в работах профессора В. Шияна, прежде всего, в книге "Вера предков", являющейся священной для родноверцев. Из Родной Веры берет свое начало РУН-вера (Родная Украинская Народная вера) - искусственно созданная религия, не имеющая глубоких традиций, которая строится на принципах стандартов монотеистических религий мира. В качестве религии РУН-вера оформилась благодаря усилиям Льва Силенка, который создал ОСИДУ (Объединение сынов и дочерей Украины). Центр РУН-веры находится вблизи Нью-Йорка, в Ориане, где расположено главное культовое сооружение - Собор Святыня Матери Украины. Священным писанием провозглашена книга Л. Силенка "Мага Вера". В "Мага Вере" сформулированы так называемые святые заповеди, молитвы, семь законов правильного бытия. Святые заповеди (всего их семнадцать) должны исполняться верующими беззаветно. Первые шесть заповедей направлены на укрепление веры, остальные являются специфическим пониманием общечеловеческих ценностей. Среди них такие: понимай и люби Бога по-родному; не почитай иноземных понятий Бога; воспитывай детей в духе Родной веры; почитай праздники Родной веры; почитай духовность своих предков; совершенствуй свой разум, душу и тело; верь в себя; люби родных своих. Для реализации этих заповедей необходимо следовать семи законам правильной жизни: - правильное мышление: воля. цель, победа; - правильные желания: любовь, справедливость, последовательность; - правильное исполнение: ответственность, точность, дисциплинированность; - правильное отношение к себе: полноценное "Я", независимое "Я", уравновешенное "Я"; - правильное питание: качественная еда, обрядовость; - правильная любовь: сочувствие и жертвенность, отсутствие ненависти и опрятность, душевная красота и верность; - правильная вера: рождение, блаженное понимание, правильное предназначение. Следование этим законам способствует всестороннему совершенствованию личности и максимальному приложению человеком своих способностей для национального возрождения. Для развития украинской цивилизации народ должен воспитывать в себе изобретательность, настойчивость, сознательно и подсознательно совершенствовать себя и свое окружение. Приверженцы РУН-веры придерживаются обрядов, связанных с культом Солнца (первый выход в поле, когда пахарь обращается с молитвой об урожае к Солнцу; рождение Солнца - праздник зимнего солнцестояния), культом природы (праздник жаворонков, праздник первой борозды, весенний обход полей, обжинки), культом земли и предков. Космологические взгляды РУН-веры основываются на вере в извечное существование мира: Дажбог не создавал его, но является некоей константой благодаря таким своим качествам, как Явь (материальная основа), Навь (духовная основа) и Правь (система законов, правил материальной и духовной жизни). Эти три основы мира и символизирует обрамленный солнцем тризуб. РУН-вера должна стать самобытной верой в бессмертие украинского народа, современным духовным украинским пониманием Бога, Веры, Морали, Правды, Воли, Единства, Любви. Последователи РУН-веры - приверженцы монотеизма, веруют в единого и вездесущего господа Дажбога (источника бытия). Основатель РУН-веры Силенко полагает, что значительное число религий объясняется множеством различных пониманий Бога. Но Бог, независимо от того, кто и как его понимает и называет, только один, и именно он предоставил каждому народу возможность понимать его по-своему. Народ, правильно понимающий Бога (свою национальную веру), правильно определяет свой жизненный путь, свои законы морали, святыни, обряды, традиции.

Огромный общественный резонанс вызвало Великое белое братство (Белое братство) - религиозная организация, сформировавшаяся в Киеве в 1990 г. как небольшая община посвященных, объединившихся вокруг Международного института души "Атма". Вероучение "Белого братства" являло собой хаотическое нагромождение обрывков христианства, индуизма, буддизма, теософии, антропософии, Каббалы, оккультных "теорий". Но главная суть «учения» - культ поклонения так называемой живой богине - Марине Цвигун (Марии Деви Христос). Не принявшим этот культ обещаны жуткие страдания в аду. Основателями общины были Иоанн (Юоанн) Свами (Иван Кривоногов, бывший программист) и Мария Дэви (Мария Цвигун, бывший врач-терапевт), которые утверждали, что в прошлой жизни они были Адамом и Евой, Кришной и Рамой, Дионисом и Персефоной, Богоматерью и Крестителем, Кием и Лыбедью, Ромео и Джульеттой. Теперь же они якобы явились людям с миссией Иисуса Христа, чтобы передать им последний Завет Божий и принять мученическую смерть за грехи людские. Они якобы составляли троицу ЮСМАЛОС: Юоанн Свами (Иоанн Креститель - ЮС); МАрия (Богородица - МА), и ЛОгоС (Слово, Иисус Христос - ЛОС). Второе значение: Юпитер, отождествляемый с апокалиптическим всадником на белом коне; Сатурн, отождествляемый со Смертью, восседающей на бледном коне; Марс, отождествляемый с апокалиптическим всадником на рыжем коне; Лось - древнерусское название созвездия Большая Медведица, символизирующих семь апокалиптических Звёзд, то есть семь Сефиротов (высших ангелов), составляющих мистический ковш живой воды божественной благодати, которая изольётся на Землю в грядущий Золотой Век Эры Водолея. По их мнению, ЮСМАЛОС был уполномочен самим Богом, и потому только он мог диктовать и устанавливать религиозные законы. Основные положения: ЮСМАЛОС - это программа преображения Земли; цель - фохатизация ("насыщение светом" избранных людей). Женщина Мария Дэви Христос открыла миру Последний (Третий) Завет - завет Святого Духа. Цель её миссии определяется как «утверждение вселенской гармонии между мужским и женским началом», а «дух есть сочленение инфракрасных и ультрафиолетовых световых частиц». Религиозно-нравственная деятельность интерпретируется в контексте накопления Фохата (благодати), посредством которой укрепляется аура (жизнь как аналог электрического поля) и невидимым образом уничтожается зло. В Последние Дни власть Антибога (Сатаны) в мире существенно укрепится и в мир придёт Антихрист, называемый апостолами Белого братства Эммануилом. Отвергнувшие Марию Дэви Христос будут превращены Сатаной посредством компьютерных сетей в биороботов, и каждому на тело будет нанесена «метка зверя». Прообразом и смыслом этой метки являются паспорта, ИИН, страховые свидетельства, медицинские карточки, кредитные карты, которые со временем превратятся в единый идентификационный код, который будет храниться на крошечной электронной микросхеме, имплантированной под кожу. Без него ничего нельзя будет ни купить, ни продать. Прообраз грядущего перед концом света мира Сатаны - компьютеризированная Япония. Земля погибнет в результате стихийных бедствий и экологической катастрофы. Спасутся лишь последователи Марии Дэви Христос, которые увидят преображённую Землю, называемую Богемой, и составят шестую расу её обитателей. Тогда-то и наступит Золотой Век Эпохи Водолея - Царство Божие на Преображённой Земле, когда наступит Второе пришествие, называемое БогоСоитие. В начале 90-х годов ХХ в. общины "Великого белого братства" действовали во многих крупных городах Украины. Большинство их членов являлись молодыми людьми или подростками с несформировавшейся психикой, легко поддававшиеся убеждению и готовые без раздумий подчиняться приказам Кривоногова, который утверждал, что тот, кто погибнет за Мари. Дэви, попадет в "золотой век". На протяжении 1992-1993 гг. братство готовилось ко "второму пришествию Христа", который якобы должен был посетить Киев - "Новый Иерусалим". Предрекали, что Иисус появится во время одной из проповедей братства. Человечество узрит его и не позволит распять во второй раз. Затем состоится суд Божий, во время которого судьей будет Иисус Христос. В роли Иисуса должна была выступить Мария Дэви (именовалась Мария Дэви Христос). После этого суда и наступит якобы "золотой век". Члены братства вели изолированный раз жизни, порывали связь с семьями, не учились и не работали, соблюдали многодневные посты: вернуть детей в семьи было непросто в связи с болезненными сдвигами в их мировосприятии и психике. После массового выступления осенью 1993 года на Софийской площади в Киеве многие участники - члены братства были вынуждены пройти длительный курс лечения и психологической реабилитации. Руководители братства были осуждены по ряду статей Уголовного кодекса (покушение на личность и и права граждан под предлогом исполнения религиозных обрядов, мошенничество). Отбыв определенные судом сроки лишения свободы, руководители Белого братства возобновили свою деятельность, однако прежнего размаха движение не приобрело.

Религиозная политика в Украине базируется на таких правовых документах, как Конституция Украины и Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях». Конституцией Украины гарантируется равенство прав независимо от религиозной принадлежности (ст. 24), свобода вероисповедания (ст. 35) и поддержка религиозной самобытности (ст. 11). Каждый может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, беспрепятственно отправлять единолично или коллективно религиозные культы и ритуальные обряды, вести религиозную деятельность. Осуществление этого права может быть ограничено законом только в интересах общественного порядка, здоровья и морали населения или защиты прав и свобод других людей. Вместе с тем церковь в Украине отделена от государства, а школа от церкви; никакая религия не может быть признана государством обязательной. Религиозные убеждения не освобождают от необходимости выполнения гражданских обязанностей (допускается только замена военной службы альтернативной) и выполнения законов (ст. 35). Разжигание религиозной вражды запрещается. Закон «О свободе совести и религиозных организациях», кроме констатации равенства верующих всех конфессий, указывает на то, что школа в Украине отделена от церкви, а также определяет юридический статус религиозных организаций и их права в соответствии с гражданским законодательством Украины. Государственный контроль за деятельностью религиозных организаций до последнего времени осуществлялся «Государственным комитетом Украины по делам религий».

Большинство граждан Украины составляют атеисты или "стихийные верующие" (то есть люди, верящие в существование Бога-Творца или какой-то Высшей Cилы, но не относящие себя к какой-либо определенной религиозной конфессии, не посещающие храмов, не соблюдающие соответствующих предписаний и не отправляющие церковных обрядов). Поэтому многих людей, которые внутренне положительно воспринимают высокое нравственное содержание религиозных заповедей (например, того же христианства), часто не устраивает слишком уж фундаменталистско-догматическая, архаичная, и часто примитивно-произвольная их трактовка некоторыми представителями различных церковных институтов. Вызывают раздражение, отталкивают людей и такие явления, как религиозные фанатизм, исключительность, экстремизм и политико-мирские устремления определенных церковных кругов, что объективно несовместимо с истинной верой и служением Богу. Наиболее понятными и приемлемыми для граждан становятся как те отдельные элементы всех этих доктрин, которые имеют четкую гуманистическую направленность, непосредственно ориентированы на человека, его интересы и проблемы или имеют какое-то отношение к общечеловеческим ценностям.

Лекция 16. ИСЛАМ

Ислам (араб. – предание себя Богу, покорность) – самая молодая мировая религия. Основателем ее является Мухаммед (Мухаммад, Магомет).

Период арабской истории до ислама именуется джахилийа (невежество; так же может пониматься как время неведения, незнания, и как язычество; может также пониматься как дикость, варварские обычаи). Под влиянием монотеистических религий народов, живших по соседству с арабами, в 6 в. появились проповедники единобожия - ханифы (вероятно, потомки иудеев, попавших в Аравию; слово ханиф может пониматься как аскет, а может - как "отступник, нечестивец", ибо монотеизм проповедовали представители иудейских или христианских (несториане, ариане, монофизиты) сект), учение которых сложилось из элементов иудаизма и христианства; они призывали поклоняться единому богу - Рахману, то есть Милостивому (впоследствии это стало одним из эпитетов Аллаха, и каждая проповедь начиналась словами "Бисмилляхи-р-рахмани-р-рахим" - "Во имя Аллаха милостивого, милосердного"; по исламской традиции Аллах имеет 99 эпитетов). В частности, единого бога, именуемого "Рахман" - "Милостивый", проповедовал пророк Маслама (Мусейлима), и другие: пророк Асвад в Йемене, Тулейха в Центральной Аравии. Многие пророки обращались к слушателям, завернувшись в плащ или иное широкое одеяние (в Коране даже есть сура, которая называется "Завернувшийся"). Очень часто в проповедях ханифов осуждались раздоры, грабительские набеги и стычки между многочисленными арабскими племенами. Некоторых пророков заклеймил Коран: "Есть ли кто нечестивее того, кто выдумывает ложь, ссылаясь на Аллаха, или говорит: "Мне было откровение", тогда как ему никакого откровения не было?". Арабы и ранее признавали высшее существо под именем Аллах-Тааль (Всевышний Бог), в котором видели творца неба и земли, существо возвышенное и мудрое, посылающее дожди и управляющее миром; его именем клялись, злых людей называли "враг Аллаха". Но жрецов у этого божества не было, и храмов ему не воздвигали. Само слово "Аллах" состоит из артикля "ал - «и компонента "лах", производного от "илях" (бог, божество), родственного аналогичному по смыслу общесемитскому "ил" ("эл"). Древнееврейское элохим означало "боги", а в арабском языке артикль "аль - «как бы выделяет из сонма богов (алиха) одного, определенного бога, стоящего выше других (однако при совершении жертвоприношения дары делились на две части (для верховного бога, которую отдавали беднякам и путникам, и племенного), распределявшиеся по жребию, но даже если жребий предназначал лучшую долю верховному божеству, ее отдавали племенному идолу, а худшую - Аллах-Таалю). Также верили в джиннов - существ, состоящих из огня и воздуха; они могли причинять как добро, так и зло, поэтому их следовало умилостивлять, почитать и обожать. Каждый джин имел определенное местопребывание: в камнях, в деревьях, в идолах; у каждого племени или у группы племен был свой собственный идол. Порой поклонялись любому красивому или имеющему причудливую форму камню; если не было камня (во время кочевий), наваливали кучу песка, над которой выдаивали верблюдицу, и поклонялись этой куче все то время, что находились в данной местности. Поклонялись также небесным светилам - Солнцу и Луне (в Коране сказано: "не поклоняйтесь солнцу и луне, а поклоняйтесь Аллаху, который сотворил их). Существовал ряд богинь, считавшихся дочерьми Аллах-Тааля: Лат (богиня-матерь), Узза ("Могучая"), Манат, а также боги Сува (покровитель скота), Вадд (бог дружбы), Наср и прочие. Центром богопочитания в Аравии была Мекка, в которой находился почитаемый всеми храм Ка'ба (Кааба), что значит "куб", так как издали храм представлялся в виде правильного куба; он много раз перестраивался и во времена Мухаммада представлял из себя четыре стены из неотесанных камней, сложенных насухо, без раствора, но покрытых тканью (в настоящее время находиться в центре "неприкосновенной" мечети аль-Масджид уль-харам, рядом с ним священный источник Замзам). Кааба являлась пантеоном огромного числа племен, и каждое поставило в храме своего идола (их насчитывалось до 360). Главной святыней был так называемый "Черный камень» (аль-хаджар уль-асвад) - по словам очевидцев, кусок базальта красновато-коричневого, почти черного цвета, вулканического или метеоритного (аэролит) происхождения, усеянный маленькими остроконечными кристаллами, вделанный в одну из стен Каабы. Несколько раз камень разбивали, и сейчас он состоит из двенадцати кусков, собранных вместе. Из уважения к Каабе пространство вокруг Мекки на несколько миль считалось священным и неприкосновенным: никто на этой территории (она считалась "запретной" - харам) не должен был подвергаться нападению, ни одно животное не должно было умерщвляться; ежегодно к последнему месяцу туда стекались огромные толпы паломников (на этот период, по традиции, прекращались все войны и распри). Ханифы же стали учить, что Кааба создана Авраамом (Ибрагимом), предком арабов через своего сына Исмаила.

Мухаммад родился в 570 г. в Мекке, где жил, занимаясь торговлей. Он любил потолковать о религиозных вопросах с представителями различных религий, бывал нервным, мечтательным и задумчивым, был подвержен припадкам эпилепсии или, скорее, мышечной истерии, вероятно, испытывал галлюцинации и видения. Сбывающиеся сновидения стали первым проявлением пророческой миссии Мухаммеда, а первой, кто поверил в то, что он пророк, была его жена Хадиджа. Сначала в проповедях новоявленного пророка говорилось о необходимости помощи ближним, о всемогуществе Бога, о необходимости покорности Богу и о близости Судного дня, до которого надо успеть очиститься от грехов. Мухаммед обличал богачей, призывал к благотворительности, убеждал уверовать в Аллаха и следовать за его посланником. О компиляционном характере ислама свидетельствует наличие многочисленных заимствований из религиозных представлений других религий: "курбан» (жертва) и "шайтан" (черт, сатана) заимствованы из древнееврейского, "фирдаус" (рай) и "дин" (вера, религия) из персидского, "иблис" (дьявол) - из греческого ("диаболос"), джинн (дух, злой гений) - из латыни ("гениус"). Публичную проповедь он начал в 610 г. Мухаммад считал себя пророком единого бога - Аллаха, избранным им для того, чтобы наставить людей на путь истинной веры: "...О люди! Я - посланник Аллаха к вам всем, Того, которому принадлежит власть над небесами и землей, - нет божества кроме Него... Веруйте же в Аллаха и Его посланника... и следуйте за ним..." Своих последователей Мухаммед называл "мослим" (мюслим), что значит "повинующийся" (имеется ввиду человек, который отдается Богу и подчиняется его велениям, какими бы странными, суровыми и притеснительными они ни казались), отсюда - мусульмане. Ислам требует от верующих не бесконечного совершенствования, но только безусловной преданности Богу. За это их ожидает фирдаус - рай. Мусульманский рай живописуется Кораном в виде огромного вечно плодоносящего сада, полного всяческих земных благ, чувственных утех и вкусовых удовольствий. Гурии (от слова "хур" - "черноглазые") - прекрасные юные девы - ожидают там правоверных, лежа "на зеленых подушках" в шатрах, стоящих по берегам четырех рек - "реки из воды не портящейся", "реки из мёду очищенного", "реки из молока, вкус которого не меняется" и "реки из вина, приятного для пьющих". В исламе существуют представления о некоем ужасном существе Даджжаль, который прикован цепями к утесу на необитаемом острове посреди океана. Перед концом мира Даджжаль установит свое недолгое, но разорительное и жестокое царство на земле. Лишь спустившийся с небес Иса ибн Марьям сможет с помощью махди - "богонаправленного" существа - покончить с царством Даджжаля и восстановить чистоту и силу ислама. Таким образом, в исламе сохраняются отголоски идей мессианизма и второго пришествия.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 298 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...