Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Греко-римский период



Глава 5

Греки

Древнейшее оружие первобытных обитателей Эллады было каменнoe. Шантр делит его на два главных типа: 1- остроконечное или с заостренным лезвием, и 2- топоры и молоты - составляющие собст­венно разновидности цельтов и делавшиеся из твердых камней: диорита, серпентина, яшмы, кварца и других. Ножи и наконечники изготовля­лись из обсидиана, добывавшегося исключительно на острове Милосе, так как кремень редко встречается в Греции.

Каменные топоры находимы были почти повсюду, особенно в Аттике, Пелопоннесе и Эвбеи; и они имеют обыкновенно яйцевидную форму, чем отличаются от подобных им Центральной Европы. Все они - неоли­тического периода, так как существование в Греции оружия в палеоли­тический период до сих пор не доказано. Искусство работать бронзу скоро достигло здесь высокого совершенства. Топоры, ножи, наконечни­ки копий, мечи - принадлежат к наиболее совершенным типам.

В топорах можно различить четыре вида: 1- простой клин (рис. 117), 2- топор с одним (рис. 118) или 3- двумя лезвиями (рис. 119) и 4- лопа-тообразный топор, у которого верхняя часть образуется двумя ушками.

Рис. 117-119. Типы греческих бронзовых топоров.

Замечательные раскопки Шлимана в Микенах и Тиринфе познако­мили с производством бронзовых изделий в то время, когда еще не вышло из употребления каменное оружие, несмотря на то, что умели уже с неменьшим искусством изготовлять драгоценные металлы. Впрочем, такое явление не представляет какого-либо исключения, так как и в передней Азии вместе с каменными боевыми топорами находят бронзо­вые доспехи; такое же смешанное вооружение было и в числе добычи, которую захватил фараон Тутмос III в одном из своих походов в эту страну. В героических усыпальницах, разверстых рукою Шлимана, зо­лотые маски и латы царских останков покоятся рядом с топорами из шлифованного диорита и бронзы.

Микенские мечи исключительной красоты и поражают своей рос­кошью. Некоторые из них сплошь золоченые, как клинок, так и рукоять; у других - в последней золотые гвозди, а вершина ее из алебастра. Ножны покрыты золотыми бляхами прекрасной работы: во всю длину деревян­ных накладок идет непрерывный ряд искусно сделанных золотых круж­ков. Форма соответствует этому изобилию роскоши: клинок узок и длинен (около одного метра) при ширине в 2 или 4 см. Клинки шпаг или узких мечей достигают 85 см и имеют обыкновенно по нескольку дол. Среднее ребро выдается значительной выпуклостью, так что это ору­жие, надо думать, подобно позднейшей рапире, употреблялось исклю­чительно для укола.

Рис. 120. Греческий меч из Микен.

У коротких мечей с двумя лезвиями одно из них с зубцами, как у пилы, особенность, которую мы замечаем в XVI веке у западноевропейского оружия для левой руки; у некоторых ножны сделаны из ткани. Ма­лые мечи не превышают 67 см длины; у них мас­сивная рукоять, оканчивающаяся кольцом, что и составляет отличительную черту типа. Кольцо делалось, вероятно, с целью привешивать ору­жие, а не для того, чтобы удобнее держать его в руке. И теперь еще китайцы и тонкинцы упот­ребляют палаши с такой же рукоятью.

На рисунке 120 изображен микенский меч, обломки которого найдены в погребальном кост­ре; рукоять его деревянная, покрытая толстой золотой пластинкой, богато украшенной резны­ми камнями; две бронзовые заклепки, шляпки которых видны снаружи, прикрепляли ее к клинку. Вершина рукояти выложена золотом, украшенным тиснеными спиралями.

На одном трупе из микенских могил была на­дета кираса из цельного золота, имевшая 39 см длины и 23 ширины. Единственное ее украшение состояло в двух выпуклостях на груди. У другого подобного доспеха, кроме того, вся поверхность была украшена высту­пающими спиралями. Но эти кирасы исключительно погребальное воо­ружение, так как они были слишком тонки для боевого.

Наконечники копий такого же типа, как и в других странах Европы, равно как и бронзовые обоюдоострые топоры с трубкой, и о них мы будем говорить подробнее ниже.

Ножи имели иногда костяную ручку, а кинжалы часто около 30 см длины были о двух клинках, хотя и спаянных по средней линии, но все черты лезвия оставались совершенно свободны. Подобного же типа саб­ли еще не так давно употреблялись турками.

Бронзовые наконечники стрел встречаются крайне редко, зато изо­билуют наконечники из обсидиана, и Шлиман вполне основательно считал это доказательством глубокой древности открытых могил, так как в "Илиаде" упоминаются только бронзовые наконечники; действи­тельно, эти могилы должны быть крайне древни, так как Паросские мраморы свидетельствуют, что уже за 1432 года до Р.Хр., т.е. за 248 лет до взятия Трои, греки знали употребление железа.

Но, по-видимому, герои этой знаменитой войны мало употребляли железное оружие; по крайней мере, его не было в числе различных металлов, послуживших для Ахиллесова щита. У Менелая был бронзо­вый топор с длинной рукоятью из хорошо полированного оливкового дерева; нагрудник Астеропея окаймлен оловом, поножи Ахиллеса также из "гибкого олова". Все это доказывает, что железо в это время не было еще во всеобщем употреблении. Гомер не оставляет нас в сомнении, что он отлично знал железо и сталь. Так, Аякс получает на игрищах в "Илиаде" железный диск; в "Одиссее" мы присутствуем при закаливании топора и т.д.

Греки сражались под Троей бронзовым оружием; это, вероятно, было оружие, подобное своими прекрасными формами оружию приозерных местностей Швейцарии. Греки вооружены были мечами, тогда как тро-янцы или совсем их не имеют, или имеют такие короткие, что их можно принять за ножи, так как клинок и рукоять не превышают 30 см.

Раскопки, предпринятые Шлиманом в Гиссарлике, воскресили много памятников троянской древности различной эпохи, из которых особенно много оружия во втором доисторическом городе гиссарликского холма. В его развалинах найдены наконечники копий, нож, бронзовые и камен­ные топоры, кинжалы с клинками о двух лезвиях и со стержнем, всажен­ным в деревянную рукоять. Шлемы, хотя и покрыты окисью и частью поломаны, но сохранились настолько, что можно еще различить их главнейшие части. Иногда рукояти кинжалов придавали причудливые формы. Так, у одного небольшого кинжала она сделана в виде бычьей головы с длинными рогами.

Щиты иногда имели вид плоского овала с неширокой выпуклой кай­мой, выдающейся до 4 см и с бороздкой вокруг навершья высотой в б см. Диаметр такого щита 50 см. Отделка его напоминает медную оправу, украшавшую щит Аякса, сделанного из бычьей кожи. Щит Сарпедона, описанный Гомером, был из медных полос, наложенных на толстую бычью кожу, укрепленных с внутренней стороны длинными золотыми гвоздями.

Рис. 121. Шлем гоплита.

Единственную особенность троянского копья составляют зубчики, расположенные по обеим сторонам острия его. Возможно, что кремневые зубчатые копья Скандинавии служили им прототипами, равно как и копья Лабионки на северо-западе Кавказа. В общем же, все рода брон­зового оружия, найденного в Трое, напоминают образцы, открытые в швейцарских озерах, в озере Бурже (Савоя) и в terra marre Италии. Топоры с двумя лезвиями прекрасны; они имеют длину в среднем 25 см и насаживаются на круглую руко­ять. Все доказывает, что троянцы были искусными металлургами, так как сами изготавливали себе оружие и умели па­ять медь, чего не знали греки Ми-кен.Между тем, эти последние имеют на своих запястьях выгравированные изображения больших топоров с двумя лезвиями, столь характерные для тро-янцев и всей средней Азии, так как Ка­рийский Юпитер (Zeus Labrandeus) получил оттуда свое имя.

Греки, хотя и не замедлили восполь­зоваться железом для своего наступа­тельного оружия, но продолжали носить шлемы, щиты, кирасы и поножи из бронзы. До римского владычества пехотинец был с ног до головы покрыт блестящей бронзой, имеющей цвет красного золота. Его доспех состоит из шлема, лат, пояса, поножей и щита.

Рис. 122-123. Греческие латы.

Шлем всегда отличается прекрасной формой; самый употребительный для пехотинца - это шлем веотийский (рис. 121), снабженный на-носником для защиты носа и двумя нижними чешуями, образующими щеки, которые почти соединяются спереди, так что видны одни глаза. Украшения этого шлема заключаются в маленьких жилках, идущих вдоль краев; заклепки укрепляли внутреннюю оправу.

Латы состоят из двух частей: нагрудника (рис. 122), предохраняю­щего грудь, и спины, (рис. 123); по бокам они застегивались пуговицами или крючками. Изображенные на рисунке латы имеют слабые очерта­ния мышцевых выпуклостей туловища; у других эти разделения гораздо более явственны. Доспех этот был найден на юге Италии, в окрестностях Неаполя, где могилы так изобилуют древними памятниками.

Этрусское влияние здесь могущественнее, чем где-либо, так что труд­но с точностью определить происхождение этих форм. В течение столе­тий этруски были главными производителями и купцами бронзовых орудий и оружия; их изделия расходятся по всей стране. В Ирландии, в Галльштадте встречаются образцы их производства; их зубчатые укра­шения покрывают галльское оружие, а галльские каски нередко не что иное, как копия этрусских.

Металлический пояс носился под латами, пристегиваясь к платью, и защищал бедра и живот. Металлические пластинки, его составлявшие накладывались на кожу, крепость которой усиливалась рядами гвоздей. Застежки, обыкновенно отличающиеся роскошью, покрыты позолотой и чеканкой. Греко-этрусские пояса, находимые в Италии, часто велико­лепны; некоторые для защиты нижней части живота имели род передни­ка из кожи или даже кольчуги из бронзы.

Рис. 124. Книмида (понож).

Поножи (книмиды) составляли защиту ног, точно принимая формы последних (рис. 124). Гибкие, выделывающиеся из од­ного куска, они плотно облегали ногу, засте­гиваясь сзади ремнями. Все они более или менее высоки и имеют часто украшения. Не­редко воин покрывает поножей только пра­вую ногу, менее защищенную щитом. Иногда на поножах нет и следов застежек, ни даже отверстий для укрепления внутрен­ней оправы; в таком случае они держатся на ноге исключительно благодаря своей гибко­сти и эластичности.

Щит имел круглую или овальную фор­му, достигая более метра в диаметре. Обык­новенно делаясь из какого-нибудь легкого дерева, например из ивы, он покрывался бычьей кожей, на которую для большей прочности накладывали металлические пластинки и волоски. Щиты греческих геро­ев были настолько велики, что закрывали всего человека.

Рис. 125-126. Аргский щит.

Аргийские щиты (aspis) имеют круглую форму, а виотийские, обык­новенно, овальную, с характерными выемками по сторонам; вокруг щита металлическая кайма, прерывающаяся этими выемками, служа­щими для того, чтобы воин мог видеть неприятеля, а также отражать его ору­жие. Щиты эти не превышали 80 см в диаметре и имели крайне выпуклую форму (рис. 125). Кожа, обыкновенно, покрывалась известковым грунтом, на котором начерчивались украшения, животные, эмблемы, по которым воин узнавался в общей свалке. Средняя вы­пуклость щита - навершье, обыкновен­но металлическое, не всегда встречается в греческих щитах. Пусто­та внутренней впадины служит в щитах малого размера'помещением для левой руки, которая держит поперечную ко­жаную скобу. Но в больших щитах по­мещены особые ремни, называемые энармы, которые пристегиваются к кольцам внутри щита. Сквозь эти ремни продевается левая рука, пол­учая возможность держать и действовать щитом, а в случае надобности это может быть произведено обеими руками (рис. 127). В большинстве

Рис. 127-129. Внутренняя сторона греческого щита.

случаев, один ремень проходит посередине, и через него пропускается левая рука, а другой помещается ближе к краю и служит рукоятью. Большие средние ремни прикрепляются в точках С.С. для того, чтобы щит не спустился вследствие своей тяжести. В греческих щитах встреча­ется иногда большой средний ремень (рис. 128), который прикрепляется на двух внешних краях щита и проходит неправильным четырехугольником, образуемым связкой, укреплявшейся в четырех местах на вогну­тости поля.

Рис. 130. Бронзовый греческий щит (Луврский музей).

Через А. проходит рука, а кулак захватывает один из паралдельных ремней В. Большого среднего ремня может и не быть. Иногда щит снабжен гигом (рис. 129) или ремнем, за который щит вешался при ходьбе, В Лувре хранится великолепный бронзовый щит (рис. 130), покрывшийся прекрасной зеленой патиной, сохранившей значитель­ную часть его изящной и оригинальной орнаментовки. Вокруг навершья, украшенного лучеообразно расположенными линиями и двумя поясами высеченных розеток, развертывается круглый фриз с двойным рядом крылатых чеканных грифов различной величины, в изображении кото­рых сказались традиции восточного искусства. Этот центральный диск, оканчивающийся полукруглым карнизом с лучеобразными желобками, выделяется на гладком поле, образующем кайму. В центре внутренней стороны щита помещается простая рукоятка, снабженная для большего удобства продолговатыми выпуклыми полосками. Подобное оружие употреблялось, без сомнения, только в торжественных случаях, потому что в некоторых местах, а именно у края, толщина щита не достигает 6 мм; диаметр - 48 см, вогнутость довольно значительна, но навершье не образует пустоты с внутренней стороны.

Некоторые греческие щиты имеют внизу четырехугольную привесь (рис. 131), спускающуюся до земли и защищающую ноги воина, подобно тому, как и теперь еще употребляются плащи в битвах на ножах. При­весь эта была из мягкой и толстой материи или, может быть, кожи, реже из меди; она всегда изображается украшенная линиями, узорами, раз­личными фигурами и т.п. Замечательно, что везде, где встречаются щиты с привесью, у воинов совсем нет поножей.

Рис. 131-132. Щит с привесью. Наконечник стрелы.

Пельтасты (воины, вооруженные пельтой) имели по два дротика длиной до 1,5 метра, с острым желез­ком; дротики эти снабжались ремнем -аментумом, который привязывался при основании дротика и завивался вокруг древка, образуя дужку; нередко он со­стоит из двух, связанных узлом, ре­мней, для того, чтобы можно было по надобности увеличить или уменьшить его длину, что делалось, обыкновенно, перед битвой. На этрусских изображе­ниях аментум прикрепляется посреди древка или, по крайней мере, в центре тяжести оружия, так что его положение зависит от веса наконечника. Всякий помещает его там, где ему кажется луч­ше. При бросании в дужку ремня просо­вывается указательный или указатель­ный и безымянный пальцы и дротик, брошенный таким образом, попадал в цель на расстоянии 65 метров.

У греков, без сомнения, были наемники, которые метали пращи и стреляли из лука, потому что найдено много ядер и бронзовых наконеч­ников стрел (рис. 132). Стрелками из лука были жители Крита, пращи употреблялись родосцами или фсссалийцами, дротик - жителями Это-лии и Акарнавии, а Малая Азия имела своих стрелков из самострелов и арбалетов.

Шлем (рис. 133), принадлежащий тому же вооружению, что и брон­зовый щит (рис.130), представляет прекрасный образец этрусского ис­кусства, которое до половины республики пользовалось таким почетом у римлян. Наносник его менее развит, чем у виотийского шлема, имеет форму лопатки и украшен выпуклым рубчиком, который над висками завертывается в завиток; между линиями ресниц рельефно выступает головка; небольшие науши подобны уже позднейшим у римских шле­мов, тыльная часть его имеет наверху украшение в виде двураздельного пальмового листа, конец которого образу­ет завиток; над лобовой кос­тью выступают три возвышения, предназначае­мые для укрепления султана из перьев. Внизу наушей имеются отверстия, через ко­торые проходят завязки.

Рис. 133. Греческий шлем (этрусского типа). (Луврский музей).

Латы этого доспеха менее сложной работы, воспроизво­дят мышцевые возвышения и довольно длинны, так что прикрывают верхнюю часть живота; они стягиваются бронзовым поясом, две за­стежки которого имеют фор­му копейных железок.

Поножи также очень про­сты, хотя прекрасного стиля и строго соответствуют форме ноги.

Меч гоплита был прямой обоюдоострый, напоминающий своей фор­мой ирисовый лист, имел широкий стержень, на котором укреплялись заклепками пластинки эфеса. Первоначально меч делался из железа, но этот металл очень скоро должен был уступить место стали. Украшенное и поддерживаемое пластинками, обручами, металлическими привеска­ми это оружие носилось с левой стороны, на короткой перевязи.

В Пестуме найден небольшой меч (рис. 134), который заржавел на­столько, что стал нераздельным со своими ножнами, от которых оста­лись лишь железные полоски, обращенные к лезвиям, и десять бронзовых обручей, служивших некогда для скрепления деревянных пластинок, теперь совершенно исчезнувших. Наконечник ножен обра­зуется из соединения полосок, составляющих верхушку треугольника, которому одиннадцатый обруч служит основанием. Рукоять в виде кре­ста очень широка и коротка; на стержне сохранились следы пластинок из слоновой кости и укреплявших их заклепок.

Копье или пика имеет широкий, длинный и острый наконечник в форме листа лавра, шалфея и проч., с выпуклым ребром для большей устойчивости. Пика македонской фаланги называлась сарисой и была длиною в 14 локтей.

Рис. 134. Греческий меч (из Пестума).

Гоплиты, построенные в боевом порядке, имели в 3 метрах перед собой стену копий и, будучи покрыты щитами, шлемами и поножами, легко могли обходиться без лат, почему эта часть вооружения часто отсутствует. Спартанцы носили войлочные латы, но точно неизвестно, был ли это род куртки, стеганой юбки или они делались из материи, получившей, благодаря известным процессам, твердость и жесткость, подобно военному платью, которое Амазис прислал в Спарту.

Вооружение легкой пехоты (велитов) гораздо проще и состоит из легкого шлема в виде горшка, державшегося иногда только наушами, меча, небольшого щита и дротика, поножей не было. Щит, называвшийся пелта, очень легкий, обыкновенно имел форму полумесяца (рис. 135); щит этот делался из легкого дерева или ивовой плетенки, покрытой медью, и имел одну рукоять или ремни - энармы; во время ходьбы он вешался на плечо посредством ремня - гига или второй перевязи, которая перекрещи­валась с перевязью меча. Пелта обязан своим происхождением варварам; у греков он появля­ется через посредство македонян и фракийцев. Поэты и скульпторы сделали этот щит характер­ным оружием амазонок, придав ему форму сеч­ки (рис. 136).

Рис. 135-137. Пельта. Щит амазонок. Лезейон.

Все небольшие щиты были восточного проис­хождения; азиатские народы, входившие в со­став армии великого завоевателя, познакомили греков с различными доспехами этого рода, которые, однако, не были в большом употреблении в Элладе. К числу таких доспехов принадлежит лезейон, род небольшого круглого щита из кожи, дерева или металла, который и доныне в употреблении в Китае и в Индии. Навершье его образует выпуклость, часто довольно выдающу­юся, вроде той, которая встречается на рондашах XVI века. Шпильки, кольца, металлические пластинки украшают диск и придают ему проч­ность (рис. 137). При раскопках в Амафонте найдено несколько предме­тов такого типа, несомненно имеющих восточный характер, так как еще доныне азиаты и восточные африканцы носят подобное оружие из дере­ва, кожи гиппопотама или носорога.

Конница появляется в Греции позднее; первоначально сражались на колесницах, запряженных лошадьми - обычай ассирийцев и египтян, который распространился в Элладе и даже пережил героические време­на. Впрочем, употребление в битвах коня не было национальным обы­чаем, почему греческое конное войско и состоит преимущественно из наемников. Конный воин защищен лучше, чем пеший, его поножи выше и спускаются иногда на подъем; кроме того, он мог носит напятники, наколенники из бронзы, а на бедрах - набедренники.

Шлемы отличаются всегда изяществом форм, имеют резкие украше­ния, султаны из перьев и пр. Отличительную черту шлема Минервы составляет отлогий, очень выдающийся личник и выпуклый тыльник, который облегает сверху. Личник имеет два отверстия, расположенных таким образом, что если надеть каску плотно на голову, то череп войдет в тыльник, а лицо будет защищено личником. Это видоизменение виотийского шлема, который прошел сквозь столько изящных, прекрасных форм в руках Фидия и его соревнователей.

Рис. 138-139. Греческие шлемы.

Рис. 140. Греческий шлем. (Луврский музей).

Дорийский шлем представляет практическое применение предыду­щего. Шлем этот, имеющий очень значительную выпуклость, может надеваться двумя способами: или оставляя лицо свободным, или скрывая его совершенно. Это уже настоящий замкнутый шлем. У ита­ло-греческих племен встречаются шлемы, напоминающие этот, но они всегда менее способны прини­мать такие различные положения. Эти головные доспехи редкой кра­соты и прекрасно пригнаны к чере-пу, оставляя в то же время достаточное расстояние от лба до затылка.

Нашлемники очень разнообраз­ны: их арматура, более или менее скрывающая гребень тыльника, до­стигает иногда значительных раз­меров, и образцы ее часто встречаются в живописи ваз. Пре­красный шлем коллекции Кампаны (Луврский музей) имеет невысокий нашлемник и умеренностью своих форм напоминает уже римские; по своему общему виду он похож на фригийскую шапку, украшенную ожерельем из продолговатых жемчу­жин, застежкой которого служит маленькая головка, помещаемая над лобовой костью. Головка Медузы рельефно выступает среди ложного забрала, а крылатые сфинксы с человеческими головами, покрытыми фригийской шапкой, говорят о заимствовании из азиатского и этрусско­го искусства (рис. 138).

У другого, найденного в греческой могиле около Каподиньяно, между Пестумом и Палермо, забрало украшено плоскими выбитыми жилками; посреди их возвышается голова Медузы той же работы, а науши укра­шены двумя конскими головами в сбруе (рис. 139).

Другие шлемы, напоминающие азиатские формы, и, следовательно, этрусского происхождения,отличаются еще большей простотой; часто они походят на горшок, окаймленный по борту глубокой бороздкой или удлиняются в усеченную форму (рис. 140). Науши, состоящие из двух пластин, вращаются на стержне так, что могут по желанию закрывать и не закрывать щек; в последнем случае, они пристегиваются к нашлем­нику, представляющему род сфинкса или крылатого льва; изображение того же животного повторяется и на медальоне, украшающем часть лба.

У некоторых касок этого вида нашлемник состоит из широких, расстав­ленных дуг, подобно расходящимся дугам лиры, которые, однако, не исключают употребление перьев, султанов, конских грив и хвоста.

Вооружение конного воина состояло из меча, копья, бердыша и бронзовой палицы, глава которой была усеяна остриями.

Сохранились образцы бронзовых кольчуг, без сомнения принадле­жавших грекам. Например, часть кольчуги, составленной из парал­лельных цепочек, двойные кольца которых входят одно в другое и соединяются от цепи к цепи поперечным звеном. На нижней части этой кольчуги цепи не соединены и образуют короткие зубцы.

Но этот род доспехов, вероятно, ведет свое происхождение из Азии и носился скорее вспомогательными союзниками, конными воинами, чем самими греками, несмотря на то, что у них встречаются всевозможные образцы лат из кусков металла, соединенных различными способами.

На некоторых статуях, как, например. Марса в Ватикане, кольчуга состоит из пластинок, соединенных шнурками из кожи, а ее продолже­нием служит зубчатая юбка, как у римских доспехов. Но нельзя безус­ловно верить древним изображениям как потому, что часто неизвестно точно ни их происхождение, ни время, к которому относятся, так и потому, что здесь играет немалую роль фантазия художника.

Конская броня соответствует доспехам самого воина. Голова лошади покрывалась наглавником, который делался по форме головы из плоско­го куска железа, с вытесненными украшениями и большими выемками для глаз; грудь покрывали латы из бронзы в виде полукруга, соединяясь с покрывалом или ковром, служившим вместо седла. Стремян совсем не было. На древних рисунках всадник часто изображается тяжело воору­женным и он садится на лошадь при помощи небольшой приступки, укрепляющейся под прямым углом на древке копья в двух футах от наконечника. Острые и короткие шпоры носятся только на левой ноге и привязываются ремнем на лодыжке. Некоторые из них, наиболее про­стые, имеют форму заостренного листа, затем стебель удлиняется, равно как и разветвления, которые обнимают пятку и укрепляются посредст­вом верхней и нижней штрипки; последняя пристегивается на пугови­цах или проходит через отверстия на конце разветвлений.

Узда поддерживала своими боковыми частями и оголовком удила, которые состояли из цельных или складных полосок и отличались иногда прекрасной работой с выпуклыми сквозными украшениями, изобража­ющими лошадей. Кование лошадей не было в обычае, несмотря на труд­ности, сопряженные с обыкновением оставлять лошадей с обнаженными копытами. Древняя история полна примеров, что отряды конницы не могли продолжать путь вследствие повреждения ног лошадей, и мы видим латинских агрономов - Катона, Колумелла, Варрона - дающих те ж.е советы и наставления, как и Ксенофонт, относительно предохране­ния копыт. Последний, как средство против повреждения копыт, реко­мендует эмбатаи, так назывались кожаные башмаки, а греческий ветеринар Апоирт предлагает накопытники и плетеную обувь из ветвей дрока - способ, практиковавшийся в Ассирии и затем нашедший себе применение в Японии. В Риме употреблялись конские башмаки (гиппосандалии).





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 1039 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...