Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Киммерийцы



Древнейшими обитателями северопричерноморских степей, имя которых сохранилось в памятниках письменности, были киммерийцы. Впервые они упоминаются еще в библейской “Книге Бытия”. В текстах клинописных документов Ассирии конца VIII-VII вв. до н.э. многократно говорится о народе “гамиррай”, в котором абсолютное большинство исследователей видят исторических киммерийцев. О внешнем виде киммерийцев можно судить по изображению киммерийских воинов на стене одного из древних саркофагов из греческого города Клазомены (Табл. 7,1). Клазоменский мастер, изображая сцену боя киммерийцев с эллинами, показывает мчащуюся конницу грозных северян и с трудом отбивающихся от нее греческих гоплитов.

Четкие, но скупые свидетельства клинописных документов о киммерийцах дополняют сообщения греческих авторов. Наиболее раннее из них мы находим у Гомера. Рассказывая о своих приключениях, главный герой его поэмы “Одиссея” сообщает:

“Скоро пришли мы к глубокотекущим водам Океана;

Там киммериян печальная область, покрытая вечно Влажным туманом и мглой облаков...

Ночь безотрадная там искони окружает живущих”

Греческий историк Геродот в 11 и 12 главах четвертой книги своего труда сообщает, что киммерийцы издревле населяли ту землю, которая в его время принадлежала уже скифам. По его словам, с приближением скифов киммерийцы стали держать совет, что им делать перед лицом столь многочисленного вражеского войска. Мнения разделились. Народ был за отступление, цари же, напротив, считали необходимым упорно защищать родную землю от захватчиков. Народ не внял совету царей, а цари не пожелали подчиниться народу. Киммерийские правители разделились на две группы, вступили в сражение друг с другом и все погибли. Народ похоронил погибших царей у реки Тираса (современный Днестр) и покинул свою землю. А пришедшие скифы завладели безлюдной страной. Могилы этих киммерийских царей, по словам Геродота, были видны еще в его время.

Сообщение Геродота дает ряд очень важных сведений. Так, например, мы можем судить об общественном строе киммерийцев. Главный вопрос любого общества — вопрос о войне и мире у них решает народное собрание. Значит — это высший орган власти. Но тут же выясняется, что решение народного собрания не обязательно для царей. Следовательно, можно говорить о выделении представителей военной знати и отрыве их от основной массы населения, что характерно для последней стадии развития родоплеменной организации и начала оформления государственности.

Сведения Геродота дополняют отрывочные сообщения греческим географов Страбона и Дионисия. Память о киммерийцах сохранилась также в названиях мест и населенных пунктов. Античные авторы отмечают название Керченского пролива в древности как “Боспор Киммерийский”. В тех же краях близ пролива они помещают “киммерийские укрепления”, “киммерийские переправы”, область Киммерию, Киммерийский остров, города Киммерий и Киммерик. Концентрация топонимических данных в районе Керченского пролива, как будто, дает основания думать, что здесь был центр их державы. Дошедшие до нас единичные имена киммерийских царей (Лигдамис, Теушпа), позволяют увидеть в них племена восточноиранского происхождения. Однако с абсолютной уверенностью связывать их с какой-либо археологической культурой в настоящее время все еще затруднительно.

Первым выделил могилы конных воинов и четко определил их как киммерийские А.И. Тереножкин. По его мнению киммерийцы населяли причерноморские степи от Дона до Дуная в IХ-VII вв. до н.э. В их культуре он выделил два этапа: камышевахско-черногоровский (900-750 гг. до н.э.) и новочеркасский (750-650 гг. до н.э.). По происхождению (и это признается всеми исследователями) они были связаны с племенами последнего (белозерского) этапа срубной культуры, продвинувшимися из-за Волги. В настоящее время в степях Северного Причерноморья известно около 50 погребений предскифского времени, но из них лишь 10-12 содержат вещи, поддающиеся достаточно точной датировке. Вследствие этого общепризнанной является лишь конечная дата истории киммерийцев - середина VII в. до н.э.

Основным типом памятников киммерийцев являются погребения в большинстве своем впущенные в курганы более раннего времени, а также клады бронзового оружия и предметов конского снаряжения. Поселений, которые бы могли абсолютно точно относиться к этим культурам, не обнаружено. Это, вероятно, связано с тем, что земледельческо-скотоводческое хозяйство племен срубной культуры сменяется скотоводческим и кочевым образом жизни. Косвенным доказательством этого является состав стада домашнего скота на позднесрубных поселениях. Если в целом по срубной культуре среди домашних животных 50-60% коров, 30% лошадей, а остальное составляет мелкий рогатый скот и свиньи, то на позднесрубных – кости домашней свиньи почти исчезают из культурного слоя.

Захоронения чаще всего производились в сравнительно небольших прямоугольных или овальных ямах, над которыми в насыпи курганов находят вымостки или каменные наброски. Широко применялось дерево для постройки примитивных срубов в ямах. В отдельных случаях зафиксированы ямы с уступами по всему периметру или с одной-двух сторон. Крупными размерами и необычным устройством отличается могила 5 в кургане “Высокая могила” и с. Балки на нижнем Днепре (Табл. 8,11). Над могильной ямой была сделана каменная вымостка, а внутри ее - деревянный сруб в один венец, перекрытый бревенчатым накатом. Сруб изнутри оштукатурен глиной, окрашенной красной краской и рельефом в виде косых полос.

Погребальный обряд не отличается постоянством. Применяется скорченное положение покойника на левом или правом боку и ориентированное в большинстве случаев на восток, иногда с отклонениями к югу и северу. Однако, было и вытянутое положение погребенного с явным преобладанием западной ориентировки. Резкой хронологический границы между этими типами погребального обряда нет, но вытянутые погребения преобладают на новочеркасском этапе культуры киммерийцев.

Инвентарь погребений камышевахско-черногоровской культуры состоит, как правило, из железного меча или кинжала, наконечников стрел, круглой булавы, топорика или молотка, кубков или кубковидных сосудов. Иногда встречаются большие биконические корчаги. Появляются неизвестные ранее деревянные бочонковидные сосуды с прямыми краями, вдоль которых шли маленькие золотые пластинки, прибитые золотыми гвоздиками. Распространение деревянных сосудов также объясняется переходом к подвижному образу жизни.

В новочеркасский период обряд несколько изменяется. Главным оружием остаются длинные мечи и кинжалы. Обычным же типом керамики стали биконические корчаги с резным орнаментом и коническими налепами по плечикам (Табл. 8,10). Сколь-нибудь строгие каноны в расположении инвентаря в могилах отсутствуют. Лишь кубки и кубковидные сосуды чаще всего стоят у головы или лица покойного. Следует, пожалуй, особо отметить, что эти сосуды по типам, как правило, наиболее характерны для культур соседей киммерийцев, а не для их собственной. Видимо, степные кочевники по какой-то причине предпочитали брать с собой в потусторонний мир парадную посуду своих соседей. Рядом с сосудами встречаются кости жертвенных животных (обычно мелкого рогатого скота).

Главным оружием киммерийцев были лук и стрелы. О размерах и форме луков мы можем судить по изображениям на каменных изваяниях — надмогильных каменных плитах (Табл. 7, 4). Наконечники стрел в ранних погребениях костяные и бронзовые, в более поздних — железные. Для ношения стрел использовались колчаны или специальные карманы на горите — футляре для лука. Оружием ближнего боя у киммерийцев были длинные и короткие мечи, а также кинжалы из бронзы и железа. Характерным признаком большинства мечей киммерийской эпохи является грибовидное или валиковое навершие на рукоятке и их перекрестье в виде опущенных вниз острых треугольников (Табл. 8,12). Копья киммерийцами употреблялись, видимо, редко. В погребениях они ни разу не встречены. Зато присутствуют каменные цилиндрические молотки, имеющиеся в составе воинского снаряжения и у племен Северного Кавказа. Среди предметов конского снаряжения киммерийцев выделяются удила, псалии (Табл. 7,5-6) и бронзовые бляхи с петлей на обороте, служившие украшениями уздечек.

Интересным памятником киммерийской культуры являются каменные изваяния, близкие аналогичным памятникам ананьинской и протомеотской культур и “оленным камням” Центральной Азии, на которых отсутствуют изображения оленей. Одна их группа представляет собой простые камни-столбики с изображениями в верхней части отдельных значков: ожерелий, кругов, клиновидных и других фигур. На другой кроме значков обозначены портупейные пояса и висящие на них предметы вооружения: меч или кинжал, лук в налучье и точильный брусок.

Таким образом, исторические, реальные киммерийцы были кочевниками, занимались скотоводством и, будучи людьми воинственными, держали в повиновении оседлое или полуоседлое население, проживающее в зоне причерноморских степей. Впоследствии часть из них эмигрировала на юг, другие были ассимилированы завоевателями-скифами или переселились в приморские и горные районы Крыма.

Литература

1. Иванчик А.А. Киммерийцы. Древневосточные цивилизации и степные

кочевники в VIII-VII вв. до н.э. - М.: Наука, 1996. - 324 с.

2. Иванчик А.А. Современное состояние киммерийской проблемы. Итоги

дискуссии. // Вестник Древней истории. - 1999. - № 2. – С. 77-97.

3. Тереножкин А.И. Киммерийцы. - Киев: Наукова Думка, 1976. - 224 с.

СКИФЫ

В настоящее время специалистами по истории Скифии наиболее обосновано мнение о распространении единообразной скифской культуры в Предкавказье и Северном Причерноморье во второй половине — конце VII в. до н.э. Смена киммерийской культуры скифской в причерноморских степях совпала с переходом здесь от бронзового века к веку железа. Уже киммерийцы, как мы отмечали, имели наряду с бронзовым и железное оружие. У скифов же оно становится преобладающим.

Скифы состояли из ряда племен северо-иранской языковой группы и пришли в причерноморские степи из-за Волги. Основные источники по истории скифов и их культуре - свидетельства античных авторов, древневосточные документы и памятники археологии. Ведущими специалистами в области отечественной скифологии являются М.И. Ростовцев, Б.Н. Граков, А.И. Тереножкин и А.И. Мелюкова.

Скифы вытеснили киммерийцев в Малую Азию и сами вскоре последовали за ними. Археологические находки свидетельствуют, что в течение всего VII в. до н.э. они неоднократно совершали походы через Кавказ. Причем это были именно военные походы, в которых принимали участие только мужчины. Материальные свидетельства об этих походах - ассирийские и урартские вещи, сосуды кавказских народов встречаются в курганах скифской знати на территории от Северного Кавказа до современной Киевской области. Главными же свидетелями скифских набегов в Азии являются бронзовые наконечники стрел. Десятки и сотни их встречаются в руинах многих городов Передней Азии, в том числе и в таких столичных центрах как Ашшур и Вавилон. В иракском городе Мосуле найдена бронзовая литейная форма для отливки стрел. Специально поставленный опыт показал, что с помощью такой формы литейщик мог производить в неделю до 10000 наконечников!

Основным районом расселения скифов после прекращения их походов в Азию стала территория степей между Дунаем и Доном, включая и степной Крым. Отсюда они еще некоторое время (до середины IV в. до н.э.) продолжали свои походы, но теперь уже преимущественно на запад. Скифские погребения, клады и отдельные вещи находят на огромной территории — в Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Германии и даже в центральной Франции. Разумеется, эти набеги скифов были эпизодическими и не повлияли на процесс формирования европейских народов. Но они внесли свой вклад в развитие некоторых элементов европейской культуры.

Рис. 1

В V в. до н.э. скифы разделялись на ряд племен, границы между которыми не вполне ясны (рис. 1). Главным среди племен Геродот называет “царских скифов”, “самых храбрых и самых многочисленных, считающих всех прочих скифов своими рабами”. Они расселились на огромной территории в междуречье Днепра и Дона, а также в степном Крыму. Указание Геродота на то, что они считали всех прочих скифов своими рабами, по-видимому, свидетельствует о взимании ими дани со своих сородичей. Среди названных им племен таковыми были племена скифов-кочевников, скифов-пахарей, скифов-земледельцев, каллипидов и алазонов. Вопрос о локализации всех этих племен на исторической карте до сих пор остается спорным. Наиболее вероятно, размещение каллипидов и алазонов в районе Бугского лимана близ греческого города Ольвии; скифов-кочевников в степях на восточном берегу Днепра; скифов-земледельцев в излучине этой реки на ее правом берегу, а выше к северу — скифов-пахарей. Любопытны, сходные наименования скифы-земледельцы и скифы-пахари. Слово “пахари” более древнего происхождения в греческим языке, а земледельцы (георги) — более новое, известное со времени Геродота. Так Геродот назвал их для того, чтобы отличить их местное название “борисфениты” от такого же названия жителей города Ольвии.

В ранний период своей истории скифы были кочевниками. Переход к земледелию у них начался вследствие изменения экологических условий, социального расслоения общества и влияния греческих городов колоний с конца V в. до н.э. Скифы кочевали по степям в больших четырехколесных кибитках (Табл. 10,14) с огромными стадами скота. В стадах преобладали лошади и овцы. Костяки лошадей в скифских курганах - обычная находка. На поселениях, кроме того, встречаются кости коров и собак. В IV-III вв. до н.э. у племен Приднепровья и Керченского полуострова широко развивается пашенное земледелие. Появляются и укрепленные поселения. В настоящее время выделяются три локальные группы скифских памятников: основная или степная, располагавшаяся от Дуная до Приазовья; нижнедонская, занимавшая устье Дона и крымская.

В первой группе важнейшими памятниками являются Каменское городище на Днепре (близ г. Никополя) и царские курганные захоронения, среди которых наиболее значительными являются курганы Солоха, Чертомлык и Толстая могила. Каменское городище возникло в конце V в. до н.э. и занимает площадь около 12 кв. км. По-видимому, это была первая столица скифов. Городище открыто и исследовано Б.Н. Граковым. Здесь выявлено две линии укреплений: внешняя и внутренняя (акрополь). На акрополе открыты остатки домов скифской знати. На основной же территории поселения находились жилища рядовых граждан, представлявшие собой полуземлянки и дома столбовой конструкции, разделенные на несколько комнат. Внутри жилищ находились глинобитные очаги. Перед землянками находились углубленные в землю дворики. Характерной особенностью Каменского городища является обилие находок остатков металлургического производства вокруг каждого дома, что позволило Б.Н. Гракову определить его как поселение металлургов. Городище прекращает свое существование в конце III в. до н.э. На акрополе жизнь продолжается до III в. н.э. Кроме Каменского городища к этой группе относятся Белозерское городище близ г. Херсона и Надлиманское городище на Днестре.

Погребения в регионе, в основном, курганные. Известны лишь 4 бескурганных могильника. По обряду бескурганные могилы практически ничем не отличаются от курганных. Подавляющее большинство курганов (около 2500) относятся к IV-III вв. до н.э. Наиболее распространенной формой могильных сооружений были простые прямоугольные ямы. Наряду с ними использовались деревянные гробницы и катакомбы. Причем последние становятся господствующими в степной части Скифии с IV в. до н.э. Основной обряд погребения - ингумация на спине в вытянутом положении. Умершего клали на подстилку из травы, коры, тростника, реже из ткани, шкуры, войлока. Под голову иногда клали деревянную подставку или подушку из травы. Встречаются коллективные (12%) или повторные (8%) захоронения. Ориентировка погребений западная и северо-западная. Набор вещей невелик: обычно это лук и стрелы, реже наконечники копий, еще реже меч, кинжал, доспехи; кроме того, присутствуют предметы конской сбруи, иногда захоронения коней в уздечном наборе или с седлом, что свидетельствует о захоронении именно верховых коней, напутственная мясная пища, посуда. Напутственная пища помещается обычно у головы. В женских захоронениях чаще всего непарные серьги и браслеты, свинцовые или керамические пряслица и мелкие украшения. Погребения женщин-амазонок составляют 28-29% рядовых женских захоронений.

В районе Днепровских порогов располагаются основные скифские царские курганы. Курган Чертомлык расположен близ г. Никополя. Исследовался он И.Е. Забелиным в 1859-60 гг. На вершине кургана найдено каменное антропоморфное изваяние. Насыпь его с каменным цоколем имеет высоту 20 м. Диаметр насыпи около 100 м. В ней находилась глубокая шахта с четырьмя камерами по углам. Через одну из этих камер шел ход к погребению царя. Оно было ограблено еще в древности, но в тайнике сохранилась золотая обкладка горита (футляра лука), на которой изображены сцены из жизни греческого героя Ахилла. Погребение наложницы царя не было ограблено. Здесь найдено большое количество различных украшений, среди которых особенно выделяется серебряная амфора высотой около 1 м с изображениями сцен из жизни скифов (Табл. 11,1). Кроме того, в одной из камер находилось погребение “оруженосца” с дорогим оружием и золотыми украшениями, а у входа в камеры находились захоронения слуг (6) и боевых коней (11). Курган датируется второй половиной IV в. до н.э.

Курган Солоха открыт и исследован в 19121-13 гг. Н.И. Веселовским. Это также царское погребение IV в. до н.э. Высота насыпи 18 м. Насыпь скрывала две могилы, одна из которых ограблена и разрушена в древности. В другой могиле было захоронение царя с двумя слугами. Перед ней захоронения лошадей. В погребении найдено также большое количество оружия, золотая фиала, серебряная посуда и многочисленные украшения. Среди находок уникальным является золотой гребень с двусторонним изображением сражения конного воина в греческом доспехе с двумя пешими воинами скифского вида (Табл. 11,2). Есть предположение, что это поединок царя Скила с братьями в борьбе за власть.

В 1971 г. Б.Н. Мозолевским был открыт и исследован курган Толстая могила, расположенный на окраине г. Орджоникидзе (Днепропетровская область). Высота кургана 8,6 м., диаметр насыпи - 70 м. Окружность кургана обведена рвом. В нем и вокруг него обнаружены следы грандиозной тризны. По подсчетам специалистов на тризне было выпито не менее 13 амфор вина и съедено 35 коней, 14 кабанов и 2 оленя. По количеству съеденного мяса в тризне принимали участие не менее 1300 человек.

В кургане открыты 2 гробницы, одна из которых - царская, была ограблена. В боковой гробнице находилось захоронение жены царя, ребенка и четырех слуг. У входа в погребальную камеру еще одно захоронение слуги. В насыпи кургана еще несколько захоронений слуг и 6 лошадей. Среди находок оружие, бунчук, украшенный золотом, бронзовый котел, сковорода, остатки повозок, многочисленные украшения. Самой замечательной находкой является золотая пектораль (шейно-нагрудное украшение). Диаметр ее 30 см, вес 1150 гр. На ней три пояса изображений из жизни скифов, растительного орнамента и сцен борьбы животных. По своей художественной ценности пектораль не имеет себе равных (Табл. 11,4). Дата погребения - IV в. до н.э.

Нижнедонская группа скифов представлена Елизаветовским городищем, целой серией небольших поселений в дельте Дона и погребениями. Елизаветовское городище, бывшее экономическим и политическим центром округи, занимало площадь около 55 га. Оно состоит из двух линий укреплений: внешней, состоящей из рва и вала и внутренней (акрополя), состоящей из рва вала и каменной стены, толщиной 2 м., выделяющей площадь около 12 га. Во второй половине IV в. до н.э. площадь поселения расширяется, и внешняя линия его укреплений переносится на 20-40 м к северу. На акрополе открыто более 20 строительных комплексов, состоящих из жилищ и хозяйственных построек. Все постройки земляночного типа, заглубленные в землю на 1,5-2,1 м. Общим признаком является отсутствие очагов и печей. Основную массу находок на поселении (свыше 80%) составляют фрагменты греческих амфор. Есть следы промыслового рыболовства, земледелия, скотоводства и охоты. О металлургическом производстве свидетельствуют находки литейных форм, изделия местных форм.

Вокруг городища располагался курганный некрополь. Отличия от обряда основной группы скифов незначительные. Прежде всего, отметим, что большинство местных курганов - небольшие, все - со следами тризн. Могильные ямы перекрывались камышом или деревянными плахами, катакомбы единичны. Напутственная пища помещалась не в головах, а в ногах. Из курганов наиболее крупный курган № 8 из группы 5 братьев. Насыпь его высотой 9 м, диаметром 62 м. Под насыпью каменный склеп с дромосом. Склеп перекрыт дубовым накатом и камышом. Из двух погребений одно ограблено, другое принадлежало местному аристократу, возможно, царю. В нем золотые обкладки меча и горита, аналогичные Чертомлыкским, золотая гривна, перстни, несколько серебряных сосудов, бронзовый котел и т.д. В особой могиле похоронен верховой конь с удилами и бронзовыми бляшками. По числу находок колчанов (9) и стрел (более 1000) этот курган превосходит все скифские погребения. Грунтовые рядовые погребения аналогичны степным.

Крымская группа отличается, прежде всего, тем, что здесь на территории Керченского полуострова скифы впервые еще в V в. до н.э. переходят к оседлому образу жизни и начинают заниматься земледелием. Дома в поселениях здесь глинобитные на каменных цоколях с глинобитными же очагами. Среди находок много античной керамики, преимущественно фрагментов амфор. В III в. до н.э. на окраине современного Симферополя строится новый административный центр Скифии - Неаполь Скифский. В городе открыты мощные крепостные стены из больших камней и ворота, защищенные двумя башнями. Внутри города располагались большие общественные и частные здания, построенные, в основном, по эллинистическим образцам. Много зерновых ям. У внешнего фасада крепостной стены открыт склеп-мавзолей скифской знати. Там в каменной гробнице был похоронен царь, а вокруг него в деревянных саркофагах еще 71 человек. В мавзолее находились также 4 конских костяка и большое количество оружия, золотых и серебряных вещей. В городе открыты следы ремесленных производств. Керамика в это время начинает изготавливаться на гончарном круге.

Местный погребальный обряд имеет некоторые отличия: тризна здесь распространена меньше и не столь пышная; ориентировка более разнообразная - восток, запад и юг; среди рядовых погребений много каменных ящиков, заложенных мелким камнем; для знати характерны подкурганные каменные склепы с уступчатым или плоским покрытием; часто встречаются повторные захоронения от 2 до 25 умерших в одной могиле; конские захоронения встречаются реже и число коней в них от 1 до 8; у женщин кроме обычных крашений есть зеркала (Табл. 9,7), но совсем нет оружия.

Наиболее знаменитый курган Крыма, Куль-Оба, расположен в 6 км от г. Керчи. Исследован он в 1830 г. П.И. Дюбрюксом и И.А. Стемпковским. Здесь под курганной насыпью открыт каменный склеп, в котором открыто погребение скифского вождя с женой и слугой. С вождем находились железный меч в золотых ножнах, золотые же диадема и накладка на горит, одежда и головной убор покрыты золотыми бляшками, на одной из которых запечатлен обряд побратимства. При женском костяке были золотые серьги тончайшей работы, золотая гривна, 2 браслета, небольшой электровый сосуд и изображениями из жизни скифов (Табл. 11, 3).

Для скифского искусства характерно изображение животных в определенных позах. Олень и козел обычно изображались с подогнутыми ногами, хищники кошачьих пород - свернувшимися в кольцо. Когти, хвосты и лопатки хищников часто оформлялись в виде головы хищной птицы. Иногда на лопатках помещали полное изображение животного. Эта художественная манера получила в археологии название звериного стиля. Этот стиль известен на огромной территории от Кубани до Сибири и везде имеет свои особенности.

Религия скифов характерна для обществ эпохи военной демократии. Основным объектом культа для них был акинак - короткий, железный, колющий меч (Табл. 10, 9). Для совершения обряда он вонзался в кучу хвороста или вершину кургана, затем приносились жертвы и совершались ритуальные действия.

В целом для всех групп скифов наиболее характерными признаками их культуры являются оружие, элементы упряжи и характерный для памятников их искусства звериный стиль. Эти элементы составляют понятие “скифская триада”, которое используют археологи для выделения памятников скифской культуры. Скифское государство гибнет в III в. н.э. под ударами готов.

Литература

1. Алексеев А.Ю. Хронография Европейской Скифии. - СПб.: государственный Эрмитаж, 2004. - 416 с.

2. Граков Б.Н. Скифы. - М.: МГУ, 1971. - 169 с.

3. Ильинская В.А., Тереножкин А.И. Скифия VII-IV вв. до н.э. - Киев: Наукова Думка, 1983. - 342 с.

4. Ильинская В.А., Тереножкин А.И. Скифия. // Археология Украинской ССР. – Киев: Наукова Думка, 1986. Т. 2.

5. Раевский Д.С. Мир скифской культуры. М.: Языки славянских культур, 2006. - 600 с.

6. Скржинская М.В. Скифия глазами эллинов. - СПб.: Алетейя, 1998. - 304 с.

7. Скифо-сарматский звериный стиль в искусстве народов Евразии. - М.: Наука, 1976. - 272 с.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 1660 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...