Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
А. Блок (1880-1921) считал, что в символизме господствует не эстетическое, а этическое начало. Поэтому его концепцию символизма с большим основанием можно было бы определить как панэтическую. Что касается эстетизма, то он утверждается сознательно, как жизненная и творческая проблема для художника. Можно даже сказать, что эта была одна из важнейших жизненных проблем и для самого Блока. В пространстве его поэзии, предстающем перед читателем как данность, вне временных (циклических, спиральных) изменений, сосуществует и его эстетизм:
Так береги остаток чувства,
Храни хоть творческую ложь:
Лишь в легком челноке искусства
От скуки мира уплывешь;
Его категорический нравственный императив:
Да. Так диктует вдохновенье:
Моя свободная мечта
Все льнет туда, где униженье,
Где грязь, и мрак, и нищета
Туда, туда, смиренный, ниже,
Оттуда зримей мир иной...
Показательно, однако, и в том и другом случае исходное требование поэтической свободы: Блок настаивает, что именно свободное вдохновение ведет его гражданскую позицию, определяет свободу морального выбора. И "эстетское" и "гражданское" равно противостоят любому закабалению творчества, любому подчинению предвзятой идее – религиозной, философской, политической. Можно сказать, что в его творчестве эстетическое и этическое сплетаются в поистине роковом противоборстве:
Пускай зовут: забудь, поэт!
Вернись в красивые уюты!
Нет! лучше сгинуть в стуже лютой!
Уюта – нет. Покоя – нет.
В определенном смысле это и было его противостоянием символизму по двум линиям: от теории – к действительности, "где люди есть и есть дела", а с другой стороны, от теории – к свободной эстетической игре. Но во всяком случае это всегда – острая проблема, и игнорировать ее – значить не видеть истинного трагизма блоковской эстетики, а только – "красивый" трагизм. Именно потому, что Блок был более художником, чем его собратья по символизму, для него эта проблема и вставала острее: недостижимость идеала, к которому так стремились все символисты, то есть слияние красоты и добра; реальная антиномичность, а порой и трагическая противоречивость этих понятий ("проклятье искусства").
Колебание между полюсами художественного своеволия, эстетической игры – и идеей "верности земле" в разных обличьях (мифологизированном, философском, и прямо – служением народу, России) было существенной особенностью творчества Блока и символистов в целом.
Н. Бердяев дал развернутую характеристику эпохе русского ренессанса, отмечая, что его несчастье было в том, что в нем культурная элита была изолирована в небольшом круге и оторвана от широких социальных течений того времени. Многие сторонники и выразители культурного ренессанса оставались левыми, сочувствовали революции, но было охлаждение к социальным вопросам, была поглощенность новыми проблемами философского, эстетического, религиозного, мистического характера. В большинстве своем они оставались чужды тем, кто активно участвовал в социальном движении. Интеллигенция совершила акт самоубийства.
Бездна, разверзшаяся между верхним утонченным культурным слоем и широкими народными и интеллигентскими кругами, привела к тому, что революция начала уничтожать этот культурный ренессанс и преследовать творцов культуры. Деятели русской культуры в значительной своей части принуждены были выехать за рубеж. Отчасти это было расплатой за социальное равнодушие творцов культуры.
Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 214 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!