Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Василий III



У Ивана III от первого брака с Марией Тверской был сын Иван (Молодой). Иван (Молодой) неожиданно умер. Лекарь, прибывший в Москву по рекомендации Папы римского, не смог спасти Ивана (Молодого) и лишился головы. После Ивана (Молодого) остался малолетний Дмитрий. Таким образом, после смерти Ивана III (1505 г.) было два претендента на трон: сын Василий от Палеолог и внук Дмитрий. В 1498 г. Иван III наложил опалу на Софью. Всех женщин, приходивших к Софье, утопили. В этом же году Иван III торжественно венчал своего внука в Успенском соборе шапкой Мономаха. Однако за три года до смерти Иван III наложил опалу на внука. В октябре 1505 г. Иван III умер и сын его Василий стал царем. Он тут же арестовал Дмитрия, который через четыре года умер в тюрьме.

После вступления Василия III на престол казанский хан отказался признавать зависимость от Москвы. Поход русских войск на Казань в 1509 г. закончился для них тяжелым поражением. В этом же году Василий III расправился с Псковом. Вечевой колокол был снят. В 1510 г. состоялась новая карательная экспедиция против Пскова. Около 300 знатных семейств были переселены в Москву. На выборы людям дали только один день. В 1517 г. выселили часть жителей Рязани, а на их место прислали москвичей. Две попытки отвоевать Смоленск у Литвы (1512 и 1513 г.) закончились для Василия III неудачно. Лишь с третьей попытки царь взял Смоленск. В Казани свергли ставленника Москвы и поставили брата крымского хана. В 1521 г. крымский хан Мухамед Гирей прорвался вглубь страны. Василий III бежал в Волоколамск. Крымцы разгромили Подмосковье. Напуганный столь масштабным крымским нашествием, Василий III дал хану грамоту, в которой обязывался платить дань. События 1521 г. показали Василию III, что Крым и союзная с ним Казань, представляют угрозу, и в таких условиях продолжать войну с Литвой было невозможно. В 1522 г. удалось заключить пятилетнее перемирие с Литвой. Литовская сторона признавала переход Смоленска под управление России.

Неровно складывались отношения Ивана III и Василия III с Православной церковью. Возвышение власти Ивана III привело к конфликту с церковью. Православная церковь выражала недовольство вмешательством великого московского князя в ее дела. Так, во время обряда освящения Успенского собора в 1479 г. он запретил продолжать обряд, настаивая на том, что митрополит Геронтий проводил его неправильно. Возник богословский спор, в результате которого была признана неправота Ивана III. Еще более серьезную угрозу церковь для себя видела в секуляризационных планах Ивана III, стремившегося расширить фонд государственных земель за счет церковных вотчин.

Князь принял участие в дискуссии по внутрицерковным делам. Инициатором спора выступил Нил Сорский, духовный наставник так называемых нестяжателей. Он осуждал стремление официальной церкви к роскоши, богатству, душевладению, проповедовал аскетизм христианской жизни, праведность трудового подвижнечества монахов, идею о независимости церкви от государства. Нил Сорский пытался поднять авторитет церкви в глазах общества путем возвращения раннего христианства, когда нищенствующая церковь была моральным примером. Это означало, прежде всего, отказ от церковных вотчин. Нил Сорский полагал, что божественные книги надо изучать критически. Сорский тяготел к новгородским идеям. Он был против преследования еретиков.

Оппонентом Нила Сорского выступил настоятель Волокаламского монастыря Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин). Волоцкий тяготел к московским идеям. Его идеалом была сильная богатая церковь, союзником которой нарекалась государственная власть. Волоцкий называл еретиков «жидовствующими», сразу же отправляя их в лагерь врагов истинной веры. Так называемая «ересть жидовствующих» не содержала следов иудейских вероучений. Суть так называемого «учения жидовствующих»: отрицание монашества и духовной иерархии; отказ от поклонения иконам; отрицание таинства причащения, троичности божества и божественности Иисуса Христа. Проповеди Иосифа Волоцкого призывали светскую власть начать беспощадные гонения на еретиков. Церковные соборы 1488 и 1491 приговорили еретиков к ссылке и тюремному заключению. На церковном соборе 1504 г. еретики были прокляты, а некоторые из них были сожжены. С тех пор число желающих вести богословские споры резко сократилось. Верховная власть, не заинтересованная в сильной церкви, поддержала нестяжателей и, прикрываясь их идеалами, пыталась осуществить секуляризацию (отчуждение) монастырских земель. Однако пока это было ей не под силу.

В 1511 г. митрополитом стал Варлам, последователь наиболее видного идеолога нестяжателей Нила Сорского, умершего в 1508 г. Он поощрял великокняжескую политику в отношении церковного землевладения. Но союз великого князя московского с митрополитом оказался непрочным. Василий III стремился укрепить свою власть над церковными феодалами и установить судебную зависимость монастырской братии от великокняжеского суда, с чем Варлам согласиться не мог. Это заставило Василия III искать союза с противниками нестяжателей – осифлянами. Острота противоречий между осифлянами и нестяжателями нисколько не мешала Василию III приближать к себе по мере надобности как тех, так и других. В этой атмосфере кристализовалась важная религиозно-социальная идея святого Христианского Православного Царства. «Старец» Филофей из Елизарова монастыря, в Пскове, в первой четверти XVI в. определил эту идею в виде православной философии истории. Согласно Филофею, Москва – «Третий Рим». Когда первый Рим откололся от ортодоксии (истинного вероучения) центром православного христианства («Вторым Римом») стал Константинополь. Объединение греков с «Первым Римом» на Флорентийском соборе (15 в.) означало предательство ими православия, за что они были наказаны турецким завоеванием Константинополя и падением Византийской империи (1453 г.). Теперь Москва стала «Третьим Римом» – единственным прибежищем православного христианства. «Два Рима пали, третий стоит, и четвертому не быть». Поскольку, по мысли Филофея, русский царь стал наследником императора в православном христианском мире, на него возлагаются обязанности византийского императора относительно церкви. Новое русское царство должно быть, подобно Византийской империи, симбиозом церкви и государства, прочно связывающим духовную и мирскую сферы.

После захвата Константинополя турками на Руси становится популярной «Повесть о взятии Царьграда» Нестора-Искандера. Повесть содержала пророчество, что «русый» народ освободит Царьград от неверных. Появляются и другие повести. Например, в «Сказании о князьях владимирских» утверждалось, что московские князья прямые потомки вавилонских правителей, которые передали наследство Византии. Иван Грозный часто ссылался на «Сказание о князьях владимирских». Грозный утверждал, что он ведет свой род от императора Августа. Четырнадцатое колено от брата Августа Пруса – это Рюрик.

К нестяжателям примкнул Максим Грек. Он не знал по-славянски. Он был родом из Албании, сын знатных родителей эллинского происхождения. Учился во Флоренции и Венеции. В Италии он не ужился; слишком образован и прямодушен. Грек был последователем учения Савонаролы, учившего сжигать предметы роскоши. Обличения Максима Грека касались мирской власти и суда. В 1524 г. Максима Грека арестовали. Он был против развода Василия III с Соломонией Сабуровой. Был арестован Берсень Беклемишев, Савва Грек и другие. Беклемишева казнили, а Федору Жареному урезали язык. Максим Грек был заточен в Иосифо-Волоколамском монастыре, у своих противников – осифлян, где, по его словам, «морили дымом, морозом и голодом». Осуждение М. Грека усилило позиции иосифлянского духовенства.

Практически на протяжении всего XVI в. Московия расширялась территориально. В 1510 году к Москве был присоединён Псков. В 1514 г. Смоленск был отвоёван у Литвы. В честь этого события в Москве построили Новодевичий монастырь, куда была перевезена икона Смоленской Богоматери. В 1521 г. Рязанское княжество прекратило независимое существование. Объединение русских земель, в основном, завершилось. Вместо бывших самостоятельных княжеств появляются уезды. Уезды подразделялись на волости. К XVI веку в России (это название появилось в конце XV века) проживало 7 млн. человек. Плотность населения была в 2- 6 раз ниже европейской и составляла 5 человек на 1 квадратный километр. Только 2% населения проживало в городах, которых насчитывалось около 170. Но лишь в 16 городах было по 500 дворов. В Москве проживало около 100 тысяч человек, в Пскове и Новгороде – по 30 тысяч. Иван III провел реформу календаря с 1492 г. (с 7000 г. от сотворения мира) новый год стали отмечать не 1 марта, а 1 сентября. Введение нового календаря не было простой формальностью. Он был более пригоден для исчисления доходов, поскольку урожай собирался к 1 сентября.

После проникновения в Сибирь в середине XVII века русские цари управляли самым большим в мире государством (1,5 млн. кв. км.). За 150 лет России пришлось провести более 160 войн с иноземными вооруженными силами Швеции, Литвы, Ливонии, Монголии. Это вынуждало содержать огромную армию. Разрасталось служилое сословие. В Московском государстве XVI-XVII веков усиливалось значение армии, всеобщего подчинения, закрепощения, а также централизации власти. Страна всё больше становилась похожей на военный лагерь.

Всякие ростки гражданского общества, свободомыслия искоренялись. Ограничениям подвергалась частная собственность и частные собственники. В XVI в. царская власть максимально приблизилась к деспотии. В западной Европе аристократия создавалась из верхнего слоя завоевателей. В Московском государстве цвет боярства состоял из завоеванных князей. В Москве собралось слишком много падших и побежденных. В отличие от французских баронов, располагавших укрепленными замками, боярская знать не жила по своим вотчинным усадьбам, а теснилась в столице под рукой государя, которому легко было достать любого для расправы. После 1550 г. бывших удельных князей лишили их войска и большей части земель. Их вольные слуги были введены в общий состав государевых служилых людей. Таким образом, удельные князья из вольных союзников Москвы превратились в ее подданных.

Немецкий дипломат Герберштейн, оказавшийся в Москве через 7 лет после вступления Василия III на престол писал: «Властью, которую он имеет по отношению к своим подданным, он легко превосходит всех монархов всего мира; и докончил он так же то, что начал его отец, а именно отнял у всех князей и других влиятельных лиц все их города и укрепления; всех одинаково гнетет он жестоким рабством, так что, если он прикажет кому-нибудь быть при его дворе, или идти на войну, или править какое-нибудь посольство, тот вынужден исполнить все это на свой счет; он применяет свою власть к духовным так же, как и к мирянам, распоряжаясь беспрепятственно и по своей воле жизнью и имуществом всех».





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 508 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...