Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

МНС УКРАЇНИ 55 страница



духовной учитель может помочь нам услышать «Бхагавад-гиту»

непосредственно, как услышал ее Арджуна. В мире много мистиков и йогов,

но повелителем всех форм йоги является Кришна. В «Бхагавад-гите» воля

Кришны выражена предельно ясно: «Предайся Мне». Тот, кто предался

Кришне, становится совершенным йогом, что подтверждает последний стих

шестой главы: йогинам апи сарвешам.

Нарада является учеником Самого Кришны и духовным учителем Вьясы.

Поэтому авторитет Вьясы, принадлежащего к цепи духовных учителей, ничуть

не меньше, чем авторитет Арджуны, а Санджая является непосредственным

учеником Вьясы. Таким образом, по милости Вьясы Санджая смог, очистив

свои чувства, увидеть Кришну и услышать Его речи. Тот, кто слушает

Самого Кришну, обретает способность постичь это сокровенное знание. Но

услышать Кришну можно, только принадлежа к ученической преемственности.

Поэтому знание любого человека, полученное не по цепи ученической

преемственности, останется несовершенным, по крайней мере это относится

к пониманию «Бхагавад-гиты». Такой человек не вправе высказывать

какие-либо суждения о «Бхагавад-гите».

В «Бхагавад-гите» описаны все системы йоги: карма-йога, гьяна-йога и

бхакти-йога. И всеми ими повелевает Кришна. Однако необходимо понять,

что, хотя Арджуне посчастливилось постичь Кришну непосредственно,

Санджая по милости Вьясы смог точно так же услышать слова Самого Кришны.

На самом деле слушать послание Кришны в изложении истинного духовного

учителя, такого как Вьяса, — все равно что услышать его от Самого

Кришны. Духовный учитель также является представителем Вьясадевы.

Поэтому, согласно ведической традиции, в день рождения духовного учителя

ученики проводят церемонию, которая называется Вьяса-пуджей.

ТЕКСТ 76

раджан самсмртйа самсмртйа самвадам имам адбхутам

кешаварджунайох пунйам хршйами ча мухур мухух

раджан — о царь; самсмртйа — вспомнив; самсмртйа — вспомнив;

самвадам — учение; имам — это; адбхутам — удивительное; кешава —

Господа Кришны; арджунайох — и Арджуны; пунйам — священному;

хршйами — радуюсь; ча — также; мухух мухух — снова и снова. О

царь, снова и снова я вспоминаю эту удивительную священную беседу

Кришны и Арджуны, и всякий раз испытываю бесконечное наслаждение.

КОММЕНТАРИЙ: Знание, содержащееся в «Бхагавад-гите», столь возвышенно,

что каждый, кто поймет, о чем говорили Кришна и Арджуна, станет

добродетельным человеком и уже никогда не забудет этот диалог. Такова

трансцендентная природа духовной жизни. Иными словами, тот, кто услышит

«Бхагавад-гиту» от Самого Кришны, достигнет совершенства в сознании

Кришны. В результате он обретет духовное знание и будет каждое мгновение

наслаждаться непреходящим блаженством.

ТЕКСТ 77

тач ча самсмртйа самсмртйа рупам атй-адбхутам харех

висмайо ме махан раджан хршйами ча пунах пунах

тат — тот; ча — также; самсмртйа — вспомнив; самсмртйа — вспомнив;

рупам — образ; ати — в высшей степени; адбхутам — удивительный;

харех — Господа Кришны; висмайах — удивление; ме — мое; махан —

велико; раджан — о царь; хршйами — испытываю блаженство; ча —

также; пунах пунах — снова и снова. О царь, всякий раз, когда в

памяти моей встает тот дивный облик Господа Кришны, я поражаюсь

этому чуду и радости моей нет конца.

КОММЕНТАРИЙ: Из данного стиха явствует, что по милости Вьясы Санджая

смог увидеть вселенскую форму, которую Кришна явил Арджуне. Известно,

что Господь Кришна никогда ранее ни перед кем не представал в этом

облике. Он явил его только Арджуне, и все же некоторые великие преданные

также смогли увидеть в это время вселенскую форму Кришны. Одним из таких

преданных был Вьяса, которого считают могущественным воплощением Кришны.

Вьяса дал увидеть эту чудесную форму Кришны своему ученику Санджае,

который, вспоминая ее, всякий раз испытывал великое блаженство.

ТЕКСТ 78

йатра йогешварах кршно йатра партхо дханур-дхарах

татра шрир виджайо бхутир дхрува нитир матир мама

йатра — где; йога-ишварах — повелитель всех йогов-мистиков; кршнах

— Господь Кришна; йатра — где; партхах — сын Притхи; дханух-дхарах

— носящий лук и стрелы; татра — там; шрих — изобилие; виджайах —

победа; бхутих — исключительная сила; дхрува — твердая; нитих —

мораль; матих мама — мое мнение. Где бы ни находился Кришна,

покровитель всех йогов и мистиков, и где бы ни находился Арджуна,

непревзойденный лучник, там всегда будет изобилие, победа, сила и

нравственная чистота. Таково мое мнение.

КОММЕНТАРИЙ: «Бхагавад-гита» началась с вопроса Дхритараштры. Он

надеялся, что в этой битве победу одержат его сыновья, на стороне

которых сражались такие великие воины, как Бхишма, Дрона и Карна. Но,

рассказав царю о том, что происходило на поле битвы Курукшетра, Санджая

сказал: «Ты надеешься на победу, но я считаю, что удача всегда будет на

той стороне, где находятся Кришна и Арджуна». Он прямо говорит, что у

Дхритараштры нет оснований рассчитывать на победу своих сыновей. Победа

будет на стороне Арджуны, ибо рядом с ним находится Кришна. Согласившись

стать колесничим Арджуны, Кришна продемонстрировал еще одно из Своих

совершенств. Кришна обладает всеми совершенствами, и одним из них

является самоотречение. Это Свое качество Он проявлял множество раз, ибо

в мире нет никого более способного к самоотречению, чем Кришна.

Битва на Курукшетре происходила между Дурьйодханой и Юдхиштхирой.

Арджуна сражался на стороне своего старшего брата, Юдхиштхиры. Поскольку

Кришна и Арджуна выступали на стороне Юдхиштхиры, его победа была

предопределена. Исход сражения должен был решить, кто будет править

миром, и Санджая предсказал, что власть перейдет к Юдхиштхире. Он также

предсказал, что, одержав победу, Юдхиштхира приведет страну к

процветанию, ибо он был не только праведным и благочестивым царем, но и

человеком высоких нравственных принципов. За всю свою жизнь он ни разу

не солгал.

Многие недалекие люди воспринимают «Бхагавад-гиту» как изложение беседы

двух друзей на поле битвы. Но такая книга не может быть священным

писанием. Некоторых возмущает то, что Кришна заставил Арджуну вступить в

сражение, что, по их мнению, безнравственно, но здесь сказано ясно:

«Бхагавад-гита» — это свод принципов высшей нравственности. Высшая из

всех нравственных заповедей провозглашена в тридцать четвертом стихе

девятой главы: ман-мана бхава мад-бхактах. Человек обязан стать

преданным Кришны, и высшая суть религии в том, чтобы предаться Кришне

(сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа). Наставления,

изложенные в «Бхагавад-гите», составляют свод высших религиозных и

моральных принципов. Все остальные методы духовного

самосовершенствования могут помочь нам очистить сознание и подняться на

более высокий уровень, но последнее наставление «Бхагавад-гиты» является

последним словом морали и религии: предайся Кришне. Таков смысл

восемнадцатой главы.

Из «Бхагавад-гиты» мы узнаём, что в процессе философских поисков истины

или с помощью метода мистической йоги можно постичь себя, но высшей

ступени совершенства достигает лишь тот, кто полностью покорился Кришне.

Такова суть учения «Бхагавад-гиты». Исполнение различных религиозных

обрядов и своих обязанностей в обществе варнашрамы является сокровенным

путем познания истины. Еще более сокровенным, чем путь дхармы —

ритуальной религиозности, являются пути медитации и философского

познания истины. Однако самым сокровенным наставлением является

повеление Кришны предаться Ему, всегда памятуя о Нем и служа Ему. В этом

суть восемнадцатой главы.

«Бхагавад-гита» провозглашает также, что высшей истиной является

Верховная Личность Бога, Кришна. Абсолютную Истину постигают в трех

аспектах: безличного Брахмана, Параматмы в сердце каждого живого

существа и наконец Верховной Личности Бога, Кришны. Полное понимание

Абсолютной Истины приходит к тому, кто в совершенстве постиг Кришну.

Знание о Кришне включает в себя все остальные виды знания. Кришна

трансцендентен к этому миру, ибо всегда пребывает в Своей вечной

внутренней энергии. Живые существа, порожденные Его энергией, делятся на

две категории: вечно обусловленных и вечно освобожденных. Им нет числа,

и все они являются неотъемлемыми частицами Кришны. Материальная энергия

состоит из двадцати четырех начал. Побуждаемая вечным временем, внешняя

энергия Господа творит и разрушает все мироздание. Материальный мир то

проявляется, то вновь переходит в непроявленное состояние.

В «Бхагавад-гите» были затронуты пять основных тем: Верховная Личность

Бога, материальная природа, живые существа, вечное время и различные

виды деятельности. Основой и источником всего сущего является Верховная

Личность Бога, Кришна. Тот, кто постиг Верховную Личность Бога,

постигает все остальные аспекты Абсолютной Истины — безличный Брахман,

Параматму в сердце живого существа и любой другой трансцендентный аспект

Абсолюта. Хотя, на первый взгляд, Верховная Личность Бога, живое

существо, материальная природа и время кажутся отличными друг от друга,

все сущее тождественно Всевышнему. Однако Сам Господь всегда отличен от

всего остального. Господь Чайтанья дал нам эту философию «непостижимого

тождества и различия», которая является совершенной формой понимания

Абсолютной Истины.

По своей природе живое существо является чистым духом. Оно — бесконечно

малая частица Высшего Духа. Поэтому Господа Кришну сравнивают с солнцем,

а живых существ — с солнечным светом. Будучи пограничной энергией

Кришны, живые существа склонны попадать под влияние либо материальной,

либо духовной энергии. Иными словами, живое существо занимает

пограничное положение между двумя энергиями Господа, но, относясь к Его

высшей энергии, обладает некоторой долей независимости. Правильно

используя предоставленную ему независимость, живое существо соглашается

действовать под непосредственным руководством Кришны. Так оно

возвращается в свое естественное состояние, попадая в сферу энергии,

дарующей наслаждение.

Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к восемнадцатой,

заключительной главе «Шримад Бхагавад-гиты», которая называется

«Совершенство отречения».

МНС УКРАЇНИ





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 444 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...