Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

МНС УКРАЇНИ 46 страница



расположенных вокруг ума. Так оно наслаждается определенным набором объектов

чувственного восприятия.

КОММЕНТАРИЙ: Другими словами, если живое существо оскверняет свое

сознание качествами собак и кошек, то в следующей жизни оно получает тело

собаки или кошки и наслаждается в нем. По своей сути сознание чисто, как вода,

но если добавить в воду краску, то цвет ее меняется. Точно так же сознание

чисто, ибо душа чиста. Но сознание изменяется от взаимодействия с материальными

качествами. Истинное сознание - это сознание Кришны. Поэтому, когда

человек пребывает в сознании Кришны, его жизнь чиста. Но если его сознание

оскверняется каким-либо видом материального мышления, то в следующей жизни он

получает соответствующее тело. Совсем не обязательно, что это будет снова

человеческое тело. Он может получить тело кошки, собаки, свиньи, полубога или

любое другое, из 8400000 существующих.

уткрамантам стхитам вапи бхунджанам ва гунанвитам

вимудха нанупашйанти пашйанти джнана-чакшушах

уткрамантам - покидающего тело;

стхитам - расположенного в теле; ва апи - либо;

бхунджанам - наслаждающегося; ва - или; гуна-анвитам - под чарами

гун материальной природы; вимудхах - глупцы; на - никогда;

анупашйанти - не могут видеть; пашйанти - могут видеть;

джнана-чакшушах - того, кто обладает глазами знания.

Глупец не способен понять, как живое существо оставляет свое

тело, как не понимает он и каким типом тела наслаждается под воздействием гун

природы. Но тот, чьи глаза открыты знанием, может увидеть все это.

КОММЕНТАРИЙ: Слово джнана-чакшушах очень важно. Не имея знания,

нельзя понять, каким образом живое существо покидает свое нынешнее тело, какой

вид тела обретает в следующей жизни, и даже почему в данный момент оно

находится в теле определенного типа. Это требует огромных знаний, которые можно

почерпнуть из “Бхагавад-гиты” и подобных источников, услышанных от истинного

духовного учителя. Счастлив человек, подготовленный к тому, чтобы воспринять

все это. Каждое живое существо покидает свое тело при определенных условиях,

живет в определенных условиях и наслаждается при определенных условиях,

околдованное материальной природой. В результате этого оно испытывает

различного рода радости и страдания, в иллюзии чувственного удовлетворения.

Люди, постоянно охваченные похотью и желаниями, теряют всякую способность

понять природу изменения тела и своего пребывания в данном теле. Это

непостижимо для них. Однако человек, развивший в себе духовное знание, может

понять, что душа отлична от тела, что она меняет тела и наслаждается различными

способами. Человек с таким знанием может понять, как обусловленное живое

существо страдает в материальном мире. Поэтому находящиеся на высокой ступени

сознания Кришны прилагают все усилия, чтобы донести это знание до людей, ибо их

обусловленная жизнь полна беспокойства. Им следует выйти из этого состояния,

быть в сознании Кришны, освободиться и перейти в духовный мир.

йатанто йогинаш чаинам пашйантй атманй авастхитам

йатанто 'пй акритатмано наинам пашйантй ачетасах

йатантах - стремясь; йогинах - трансценденталисты;

ча - также; энам - это; пашйанти - могут видеть; атмани - в

себе; авастхитам - расположенное; йатантах - стремясь; апи - хотя;

акрита-атманах - без самоосознания; на - не; энам - это;

пашйанти - видят; ачетасах - имея неразвитый ум.

Трансценденталисты, достигшие самоосознания, могут ясно

видеть все это. Но те, чьи умы неразвиты, и кто не осознали себя, не способны

понять, что происходит, даже если постараются.

КОММЕНТАРИЙ: Существует много трансценденталистов, следующих путем

духовного самоосознания, однако тот, кто еще не достиг самоосознания, не может

увидеть, каким образом в теле живого существа происходят изменения. В этой

связи важно слово йогинах. В настоящее время есть много так называемый йогов,

и много так называемых обществ йоги, но в действительности они слепы в вопросах

самоосознания. Они просто привержены к определенным гимнастическим упражнениям

и довольны, если тело хорошо сложено и здорово. Иного знания у них нет. Они

называются йатанто 'пй акритатманах. Несмотря на их усилия в рамках так

называемой йоги, они не достигли самоосознания. Такие люди не способны понять

процесс переселения душ. Лишь те, кто действительно пребывает в йоге, кто

постигли свою сущность, мир и Верховного Господа, иными словами, бхакти-йоги,

занятые чистым преданным служением в сознании Кришны, могут понять, каким

образом все происходит.

йад адитйа-гатам теджо джагад бхасайате 'кхилам

йач чандрамаси йач чагнау тат теджо виддхи мамакам

йат - то, которое; адитйа-гатам - в солнечном сиянии;

теджах - сияние; джагат - весь мир; бхасайате - освещает;

акхилам - полностью; йат - то, которое; чандрамаси - луны;

йат - то, которое; ча - также; агнау - огня; тат - то;

теджах - сияние; виддхи - понимай; мамакам - от Меня.

Сияние солнца, рассеивающего мрак целого мира, исходит из

Меня. И сияние луны, и свет огня также исходят из Меня.

КОММЕНТАРИЙ: Неразумный человек не может понять, как все

происходит. Человек может начать обретать знание, если он поймет то, что

Господь объясняет здесь. Каждый видит солнце, луну, огонь и электрический свет.

Следует просто постараться понять, что сияние солнца, луны, электрический свет

и огонь исходят из Верховной Личности Бога. Такое понимание жизни, являющееся

началом сознания Кришны, представляет собой большой духовный прогресс для

обусловленной души в этом материальном мире. Живые существа являются по сути

неотъемлемыми частичками Верховного Господа, и Он дает здесь понять, как они

могут вернуться назад к Господу, в свою истинную обитель.Из этого стиха мы

можем понять, что солнце освещает всю солнечную систему. Существуют различные

вселенные и солнечные системы, и там также есть различные солнца, луны и

планеты, однако в каждой вселенной есть только одно солнце. Как говорится в

“Бхагавад-гите” (10.21), луна - это одна из звезд (накшатранам ахам

шаши). Солнечный свет происходит от духовного сияния Верховного Господа,

находящегося в духовном небе. С восходом солнца начинается деятельность людей.

Они зажигают огонь, чтобы приготовить себе еду, чтобы пустить фабрики и т.д.

так многое делается с помощью огня. Поэтому восход солнца, огонь и лунный свет

столь приятны для живых существ. Без их помощи не могло бы существовать ни одно

живое существо. Итак, если человек сможет понять, что блеск и сияние солнца,

сияние луны и свет огня исходят от Верховной Личности Бога, Кришны, он начнет

осознавать Кришну. Лунным светом питаются все овощи. Лунный свет столь приятен,

что люди могут легко понять, что живут милостью Верховной Личности Бога, Кришны.

Без Его милости не может быть солнца, без Его милости не может быть луны, без

Его милости не может быть огня, а без солнца, луны и огня никто не мог бы жить.

Таковы некоторые мысли, которые должны пробудить сознание Кришны у обусловленной

души.

гам авишйа ча бхутани дхарайамй ахам оджаса

пушнами чаушадхих сарвах сомо бхутва расатмаках

гам - планеты; авишйа - входя; ча - также;

бхутани - живые существа; дхарайами - поддерживаю; ахам - Я;

оджаса - Моей энергией; пушнами - питаю; ча - также;

аушадхих - овощи; сарвах - все; сомах - луна;

бхутва - становясь; раса-атмаках - давая сок.

Я пребываю в каждой планете, и благодаря Моей энергии все

планеты остаются на орбите. Я становлюсь луной, и тем самым даю жизненный сок

всем овощам.

КОММЕНТАРИЙ: Отсюда можно заключить, что все планеты движутся в

пространстве только благодаря энергии Господа. Господь входит в каждый атом, в

каждую планету и в каждое живое существо. Это обсуждается в “Брахма-самхите”.

Там говорится, что одна полная экспансия Верховного Господа, Параматма, входит

в планеты, вселенную, живые существа и даже атомы, и благодаря этому все должым

образом проявляется. Когда в теле присутствует душа, человек может держаться на

воде, но когда жизненная искра покидает тело, и тело умирает, оно тонет.

Конечно, когда оно разложится, то плавает, как соломинка или подобные предметы,

но сразу после смерти человека тело его тонет в воде. Подобным образом, все эти

планеты плавают в пространстве, и это происходит благодаря присутствию высшей

энергии Верховной Личности Бога. Его энергия поддерживает каждую планету,

словно горстку пыли. Если кто-либо держит горстку пыли, то эта пыль не может

упасть, но если человек подбросит ее в воздух, она падает. Так же и движущиеся

в пространстве планеты держатся на ладони вселенской формы Верховного Господа.

Благодаря Его силе и энергии все движущиеся и неподвижные предметы остаются на

отведенном для них месте. В ведических гимнах говорится, что благодаря

Верховной Личности Бога солнце сияет, и планеты постоянно движутся. Если бы не

Он, то все планеты рассеялись бы, как пыль в воздухе, и исчезли. Подобно этому,

именно благодаря Верховной Личности Бога луна питает все овощи. Вследствие

влияния луны овощи приобретают чудесный вкус. Без лунного света овощи не могли

бы вырасти и приобрести приятный вкус. Человеческое общество осуществляет свою

деятельность, люди имеют жизненные блага и наслаждаются пищей благодаря тому,

что Верховный Господь предоставляет для этого все необходимое. Слово

расатмаках имеет здесь большой смысл. Все приобретает приятный вкус под

воздействием луны, направляемой Верховным Господом.

ахам ваишванаро бхутва пранинам дехам ашритах

пранапана-самайуктах пачамй аннам чатур-видхам

ахам - Я; ваишванарах - Моя полная часть в качестве

огня пищеварения; бхутва - становясь; пранинам - всех живых существ;

дехам - в теле; ашритах - расположенный; прана - выходящий воздух;

апана - воздух, идущий вниз; самайуктах - поддерживая равновесие;

пачами - Я перевариваю; аннам - пищу; чатух-видхам - четырех

видов.

Я - огонь пищеварения в телах всех живых существ, и Я

соединяюсь с воздухом жизни, входящим и выходящим, чтобы переваривать четыре

вида пищи.

КОММЕНТАРИЙ: Айур-ведическая шастра говорит, что в желудке

присутствует огонь, переваривающий всю пищу. Когда огонь не горит, мы не

испытываем чувство голода, а когда он горит, мы хотим есть. Иногда, если огонь

не горит должным образом, требуется лечение. В любом случае этот огонь является

представителем Верховной Личности Бога. Ведические мантры

(Брихад-аранйака-упанишад, 5.9.1) также подтверждают, что Верховный Господь,

или Брахман, присутствует в виде огня в желудке и переваривает все виды пищи

(айам агнир ваишванаро йа 'йам антах пуруше йенедам аннам пачйате).

Следовательно, поскольку Он помогает переваривать всякую пищу, живое существо

не независимо в процессе питания. Если бы Верховный Господь не помогал ему в

пищеварении, у него не было бы возможности питаться. Таким образом, Он

производит и переваривает пищу, и Его милостью мы наслаждаемся жизнью. В

“Веданта-сутре” (1.2.27) это также подтверждается: шабдадибхйо 'нтах

пратиштханач ча - “Господь присутствует в звуке, теле, воздухе и даже в

желудке, где Он представляет силу пищеварения. Существует четыре вида пищи: та,

которую нужно глотать; та, которую нужно пережевывать; та, которую нужно лизать

и та, которую нужно сосать, и Он представляет собой силу, посредством которой

переваривается вся эта пища.

сарвасйа чахам хриди саннивишто

маттах смритир джнанам апоханам ча

ведаишча сарваир ахам эва ведйо

веданта-крид веда-вид эва чахам

сарвасйа - всех живых существ; ча - и; ахам - Я;

хриди - в вердце; саннивиштах - будучи расположенным; маттах - из

Меня; смритих - память; джнанам - знание; апоханам - забвение;

ча - и; ведаих - Ведами; ча - также; сарваих - всеми;

ахам - Я есть; эва - непременно; ведйах - познаваемый;

веданта-крит - составитель Веданты; веда-вит - знаток Вед;

эва - непременно; ча - и; ахам - Я.

Я нахожусь в сердце каждого, и от Меня исходят память, знание

и забвение. Цель всех Вед - познать Меня. в действительности

Я - составитель “Веданты”, и Я - знаток Вед.

КОММЕНТАРИЙ: Верховный Господь присутствует как Параматма в сердце

каждого, и Она - источник всех действий. Живое существо забывает все о

своей прошлой жизни, но ему приходится действовать по указаниям Верховного

Господа, свидетеля всей его деятельности. Поэтому оно начинает свои действия в

соответствии со своими прошлыми поступками. Требуемое знание дается ему, наряду

с памятью, но оно забывает все о своей прошлой жизни. Таким образом, Господь не

только - всепроникающий, но Он также помещается в каждом сердце. Он

вознаграждает человека различными плодами его кармической деятельности. Он

почитаем не только как безличный Брахман, Верховная Личность Бога и

локализованная Параматма, но также как воплощение в форме Вед. Веды указывают

людям правильный путь, с тем, чтобы они могли должным образом построить свою

жизнь и вернуться домой, назад к Господу. Веды дают знание о Верховной Личности

Бога, Кришне, а Кришна, в Его воплощении Вйасадевы, является составителем

“Веданта-сутры”. Комментарии Вйасадевы к “Веданта-сутре”, изложенные в

“Шримад-Бхагаватам”, дают истинное понимание “Веданта-сутры”. Верховный Господь

настолько совершенен, что для освобождения обусловленной души Он поставляет и

переваривает пищу, является свидетелем деятельности этой души, дает ей знание в

форме Вед и как Верховная Личность Бога, Шри Кришна, учитель “Бхагавад-гиты”. Он

почитается обусловленной душой. Таким образом, Господь бесконечно добр и

милостив.

Антах-правиштах шаста джананам. Живое существо забывает о

прошлом, как только оставляет свое тело, но оно снова начинает действовать,

побуждаемое Верховным Господом. Несмотря на его забывчивость, Господь дает ему

разум, позволяющий возобновить его деятельность с того момента, где она

прервалась в его предыдущей жизни. Таким образом, живое существо не только

наслаждается и страдает в этом мире согласно указаниям Верховного Господа,

пребывающего в его сердце, но и получает от Него возможность постичь Веды. Если

человек серьезно намерен понять ведическое знание, Кришна дает ему разум,

необходимый для этого. Почему Он предоставляет живым существам ведическое

знание (Он поступает так, ибо каждое живое существо в отдельности испытывает

необходимость осознать Кришну. Ведические источники подтверждают это: йо 'сау

сарваир ведаир гийате. Во всей ведической литературе, начиная с четырех Вед,

“Веданта-сутры”, Упанишад и Пуран, воспеваются достоинства Верховного Господа.

Его можно достичь, совершая ведические обряды, обсуждая философию Вед и

поклоняясь Господу в преданном служении. Таким образом, назначение

Вед - постижение Кришны. Веды дают нам указания, как постичь Кришну, и

описывают процесс осознания Его. Конечная цель есть Верховная Личность Бога.

“Веданта-сутра” (1.1.4) подтверждает это следующими словами: тат ту

саманвайат. Совершенства можно достичь, пройдя через три стадии. Через

понимание ведической литературы человек может осознать свою связь с Верховной

Личностью Бога следуя различным процессам, человек может приблизиться к Нему и,

в конце концов, он может достичь конечной цели, то есть Верховной Личности

Бога. В этом стихе дается ясное определение назначения и смысла Вед.

двав имау пурушау локе кшарашчакшара эва ча

кшарах сарвани бхутани кута-стхо 'кшара учйате

двау - два; имау - эти; пурушау - живые существа;

локе - в мире; кшарах - подвержены ошибкам; ча - и;

акшарах - безупречный; эва - непременно; ча - и;

кшарах - склонный к ошибкам; сарвани - всех; бхутани - живых

существ; кута-стхах - в единстве; акшарах - безгрешный;

учйате - сказано.

Имеется два вида существ: подверженные ошибкам и

непогрешимые. В материальном мире каждое живое существо подвержено ошибкам, а в

духовном мире каждое - непогрешимо.

КОММЕНТАРИЙ: Как уже объяснялось, Господь, явившись в образе

Вйасадевы, составил “Веданта-сутру”. Здесь Господь излагает вкратце содержание

“Веданта-сутры”. Он говорит, что живые существа, а их бесчисленное количество,

могут быть разделены на два класса - подверженные ошибкам и непогрешимые.

Живые существа являются вечно отделенными составными частичками Верховной

Личности Бога. Когда они соприкасаются с материальным миром, они называются

джива-бхута, и санскритские слова, приведенные здесь, кшарах сарвани

бхутани, означают, что они склонны ошибаться. Те же существа, которые

находятся в единстве с Верховной Личностью Бога, называются непогрешимыми.

Единство означает не то, что у них нет индивидуальности, но что они не отделены

от Господа. Все согласны с Господом касательно цели творения. Конечно, в

духовном мире отсутствует творение, но эта концепция объясняется тем, что

Верховная Личность Бога, как говорит “Веданта-сутра”, есть источник всех

эманаций.

Согласно утверждению Верховной Личности Бога, Кришны, живые

существа подразделяются на две категории. Веды свидетельствуют об этом, так что

тут не приходится сомневаться. Живые существа, борющиеся в этом материальном

мире с умом и пятью чувствами, обладают материальными телами, которые

постепенно изменяются. Пока живое существо находится в обусловленном состоянии,

его тело изменяется, вследствие взаимодействия с материей. Материя изменяется,

и потому кажется, что изменяются живые существа. Однако в духовном мире тело не

сотворено из материи, и потому там нет изменений. В материальном мире живое

существо претерпевает изменения шести видов, а именно: рождение, рост,

существование во взрослом состоянии, размножение, увядание и, наконец,

исчезновение. Таковы изменения материального тела. Однако в духовном мире тело

не меняется, там нет старости, рождения и смерти. Там все существует в

единстве. Кшарах сарвани бхутани. Всякое живое существо, пришедшее в

соприкосновение с материей, начиная с первого сотворенного существа, Брахмы, и

кончая мельчайшим муравьем, обладает изменяющимся телом. Поэтому все они

способны совершать ошибки. Тем не менее, в духовном мире они всегда пребывают в

освобожденном состоянии и единстве.

уттамах пурушас тв анйах параматметй удахритах

йо лока-трайам авишйа бибхартй авйайа ишварах

уттамах - лучшая; пурушах - личность; ту - но;

анйах - другая; парама - верховная; атма - душа; ити - таким

образом; удахритах - сказано; йах - тот, кто; лока - вселенной;

трайам - три разделения; авишйа - входя; бибхарти - поддерживает;

авйайах - неисчерпаемый; ишварах - Господь.

Помимо этих двух, существует величайшая личность, Верховная

Душа, Сам вечный Господь, который вошел в три мира и поддерживает их.

КОММЕНТАРИЙ: Смысл данного стиха очень хорошо выражен в

“Катхе-упанишад” (2.2.13) и в “Шветашватаре-упанишад” (6.13). Там ясно

говорится, что над бесчисленными живыми существами, как обусловленными, так и

освобожденными, стоит Верховная Личность, Параматма. Стих из Упанишад гласит:

нитйо нитйанам четанашчетананам. Смысл заключается в том, что среди всех

живых существ есть одно высшее живое существо, Верховная Личность Бога, которое

поддерживает их и предоставляет им всем возможность наслаждаться в соответствии

с их деятельностью. Эта Верховная Личность Бога пребывает в сердце каждого в

форме Параматмы. Совершенного покоя может достичь лишь мудрец, способный понять

Его, и никто другой.

йасмат кшарам атито 'хам акшарад апи чоттамах

ато 'сми локе веде ча пратхитах пурушоттамах

йасмат - потому что; кшарам - подверженному ошибкам;

атитах - трансцендентный; ахам - Я; акшарат - выше непогрешимого;

апи - также; ча - и; уттамах - лучший; атах - поэтому;

асми - Я есть; локе - в мире; веде - в ведической литературе;

ча - и; пратхитах - восхваляемый; пуруша-уттамах - Верховную

Личность Бога.

Поскольку Я трансцендентен, выше ошибок и непогрешимости, и

поскольку Я величайший - и мир, и Веды восхваляют Меня как Верховную

Личность.

КОММЕНТАРИЙ: Никто не может превзойти Верховную Личность Бога,

Кришну - ни обусловленная, ни освобожденная душа. Поэтому

Он - величайшая из личностей. Отсюда становится ясным, что как живые

существа, так и Верховная Личность Бога обладают индивидуальностью. Различие

между ними состоит в том, что живые существа, как обусловленные, так и

освобожденные, не могут превзойти в количественном отношении непостижимое

могущество Верховной Личности Бога. Неверно думать, что Верховный Господь и

живые существа находятся на одном уровне, или - что они равны во всех

отношениях. Разделение на высшую и низшие личности присутствует всегда. Слово

уттама имеет большой смысл. Никто не может превзойти Верховную Личность

Бога.

Слово локе означает “в пауруша агама (смрити)”. Как

подтверждает словарь “Нирукти”, локйате ведартхо 'нена - “Цель Вед

объясняется в смрити”.

Верховный Господь, в Его форме локализованной Параматмы, также

описывается в самих Ведах (Чхандогйа-упанишад, 8.12.3): тавад эша сампрасадо

'смач чхарират самуттхайа парам джйоти-рупам сампадйа свена рупенабхинишпадйате

са уттамах пурушах - “Параматма, выходящая из тела, соединяется с

безличным брахмаджйоти; затем, в Своей форме, Она остается в Своей духовной

сущности. Этот Всевышний называется Верховной Личностью”. Это означает, что

Верховная Личность проявляет и распространяет Свое духовное сияние, которое

есть высшее освещение. Эта высшая личность имеет также локализованный

аспект - Параматму. Явившись как Вйасадева, сын Сатйавати и Парашары, Он

объясняет ведическое знание.

йо мам эвам асаммудхо джанати пурушоттамам

са сарва-вид бхаджати мамсарва-бхавена бхарата

йах - любой, кто; мам - Меня; эвам - так;

асаммудхах - без сомнения; джанати - знает;

пуруша-уттамам - Верховная Личность Бога; сах - он;

сарва-вит - знающий все; бхаджати - преданно служит; мам - Мне;

сарва-бхавена - во всех отношениях; бхарата - о сын Бхараты.

Всякий, знающий Меня как Верховную Личность Бога, и не

сомневающийся в этом, знает все, и потому он полностью отдает себя преданному

служению Мне, о сын Бхараты.

КОММЕНТАРИЙ: Существует множество философских спекуляций,

касающихся изначального положения живых существ и Верховной Абсолютной Истины.

В этом стихе Верховная Личность Бога ясно объясняет, что каждый, знающий

Господа Кришну как Верховную Личность, в действительности знает все. Не

обладающий совершенным знанием продолжает предаваться абстрактным размышлениям

об Абсолютной Истине, тогда как овладевший полным знанием, не теряя

драгоценного времени, непосредственно обращается к сознанию Кришны, преданному

служению Верховному Господу. В “Бхагавад-гите” этот факт подчеркивается

повсеместно. Тем не менее есть множество упрямых комментаторов “Бхагавад-гиты”,

которые отождествляют Верховную Абсолютную Истину с живыми существами.

Ведическое знание именуется шрути, что значит, что оно

постигается на слух. Человек должен получить это ведическое послание из уст

авторитетов, таких, как Кришна или Его представители. Здесь Кришна все ясно

определяет, и следует внимать этому источнику. Но просто слушать, подобно

свиньям, недостаточно; необходимо и понять все это, с помощью авторитетов. Не

следует считать, что можно просто предаваться академическим размышлениям.

Необходимо в смирении выслушать сказанное в “Бхагавад-гите” о том, что живые

существа всегда находятся в положении подчиненных Верховной Личности Бога.

Каждый, кто сумеет понять это, - говорит Верховная Личность Бога, Шри

Кришна, - познает назначение Вед. Но никто другой не способен постичь

назначение Вед.

Очень важно здесь слово бхаджати. Это слово употребляется во

многих местах в связи со служением Верховному Господу. Если человек занят в

преданном служении Господу, в полном сознании Кришны, следует считать, что он

понял все ведическое знание. В парампаре вайшнавов говорится, что для того,

кто посвятил себя преданному служению Кришне, нет необходимости прибегать к

какому-либо другому духовному процессу для познания Верховной Абсолютной

Истины. Такой человек уже достиг назначения, ибо он занят преданным служением

Господу. Он уже завершил все подготовительные процессы понимания. Но если

человек после размышления в течение сотен тысяч жизней не пришел к заключению,

что Кришна есть Верховная Личность Бога, и что каждый должен вручить себя Ему,

то все его раздумия в течение стольких лет и жизней - пустая трата

времени.

ити гухйатамам шастрам идам уктам майанагха

этад буддхва буддхиман сйат крита-критйашча бхарата

ити - таким образом; гухйа-тамам - наиболее

сокровенная; шастрам - шастра; идам - эта; уктам - открыта;

майа - Мной; анагха - о безгрешный; этат - это;

буддхва - понимая; буддхи-ман - разумным; сйат - человек

становится; крита-критйах - наиболее совершенным в своих усилиях; ча - и;

бхарата - о сын Бхараты.

Это - самая сокровенная часть ведических писаний, о

безгрешный, и Я открыл ее тебе. Всякий, кто поймет ее, обретет мудрость, и его

усилия приведут к совершенству.

КОММЕНТАРИЙ: Господь со всей определенностью объясняет здесь, что

это суть всех писаний. И это знание следует принимать в том виде, в каком оно

изложено Верховной Личностью Бога. Таким образом, человек обретет разум и

совершенство в трансцендентном знании. Иными словами, поняв эту философию

Верховной Личности Бога и посвятив себя трансцендентному служению Господу,

любой человек может освободиться от всей скверны гун материальной природы.

Преданное служение - это процесс духовного осознания. Там, где есть

преданное служение, материальная скверна не может существовать. Преданное

служение Господу и Сам Господь суть одно и то же, ибо их природа духовна;

преданное служение происходит в границах внутренней энергии Верховного Господа.

Говорят, что Господь - солнце, а невежество - тьма. Там, где

солнце, не может быть тьмы. Поэтому, где бы ни осуществлялось преданное

служение Господу, под надлежащим руководством истинного духовного учителя, там

не может существовать невежество.

Каждый человек должен обратиться к этому сознанию Кришны и отдать

себя преданному служению, для того, чтобы обрести разум и чистоту. Как бы

человек ни был умен с точки зрения обычных людей, он все же не слишком умен,

если не приходит к такому пониманию Кришны и не посвящает себя преданному

служению.

Слово анагха, употребленное в качестве обращения к Арджуне,

очень важно в этом стихе. Анагха, “о безгрешный”, означает, что человеку, не

свободному от последствий своих греховных поступков, очень трудно понять Кришну.

Нужно очиститься от всякой скверны, от всех греховных действий, и только тогда





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 359 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.047 с)...