Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

О грехе проклятия



В Священном Писании синонимом творческой силы служит слово. Словом Господа сотворены небеса (Пс. 32, 6), ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось (Пс. 32, 9), правда Его пребывает во век (Пс. 110, 3). Через Слово Божие созидается мир. Через слово благословляется каждый акт творения. В Евангелии от Иоанна Сын Божий назван Словом (Ин. 1, 1). В Сыне Божием является сущность Отца; в Нем как Слове отражается познание Бога. Через Него творится все из ничего. Слово Божие – Сын Божий – совершенно как Отец. Человек – образ и подобие Божие. У святых Отцов он назван словесным существом; через слово он мыслит, через слово обращается к Богу с молитвой; через слово Пророки и Апостолы возвестили миру о Спасителе. Слово Божие воплотилось, Сын Божий стал Человеком. Весть о спасении через слово была пронесена до концов вселенной. Таинства Церкви совершаются через слово; с произнесением сакральных слов священнослужителя соединены действия Святаго Духа. Через слово Церковь благословляет своих чад, а родители – своих детей. Через благословение передаются обетования и милости Божии.

Благословение – это благое слово. В благословении родителей присутствуют благословение Небесного Отца – Бога и Небесной Матери – Церкви. Библия открывает нам божественную животворящую силу благословения (родители-христиане соответственно являются образом и символом: отец – Бога, мать – Церкви): благословение отца утверждает домы детей (Сир. 3, 9), «домы» – это значит последующие поколения. Благословение отца не исчерпывается жизнью сына или дочери; если оно сохранено, то переходит к их детям и к детям их детей.

В Палестине существует небольшое пастушье племя рехавитов. Оно сохранилось с библейских времен до наших дней. Палестина была ареной нескончаемых войн. Ассирийцы, вавилоняне, египтяне превращали ее города в пепелища, а поля – в пустыни. Римские легионы во время восстания Варкохбы разрушили Иерусалим и славу его – Храм, срыли до основания крепости иудеев, точно железный сапог наступил на грудь Палестины. Арабы, крестоносцы и турки, сменяя друг друга, орошали кровью ее землю. Ураган истории разметал ее жителей по всем концам мира, но племя рехавитов не покидало Палестины, как будто пламя войн и нашествий проходило мимо, не опаляя его сынов. Милость Божия хранила этих людей, потому что они берегли благословение своего родоначальника, считали его самым большим сокровищем и сохраняли завет, данный им.

Через слово созидается душа ребенка. Святитель Василий Великий вспоминал, что когда он был младенцем, то старшая сестра сажала его на колени и учила произносить имя Иисуса – это было его первое слово, которое он говорил своим лепечущим языком. Когда будущая мать еще до рождения ребенка посещает храм и читает молитвы, она уже через слово освящает и благословляет свой плод. Благословение и молитва – это сакральные слова, но есть слова, подобные яду или удару ножа – это проклятие. Если благословение родителей спасает детей от многих бедствий, выравнивает их духовный путь, а иногда избавляет и от неминуемой смерти, то проклятие родителей – это черный траурный покров, подобный крыльям сатаны, который простерт над их жизнью. Когда отец проклинает своего ребенка, то он совершает такую же жестокость, как если бы убил его своей рукой. Проклиная ребенка, он отрицается от своего отцовства и словом проклятия вручает ребенка демону. Проклятие – это пожелание бедствий в земной жизни и гибели в вечной.

В древности финикийские язычники приносили детей в жертву демону, бросая их в пламя. Христианские родители, проклиная своих детей, призывают темную силу овладеть их ребенком, мучить его всю жизнь и взять в вечности как свою добычу. Они толкают ребенка в ад. Не менее страшно то, что проклятие, как и благословение, переходит на последующие поколения и печать его будет лежать на еще не родившихся младенцах. Сирах пишет, что проклятие матери разрушает дома детей (Сир. 3, 9). Есть семьи, на которые постоянно обрушиваются несчастья, в которых расстраиваются все дела, умирают дети, рождаются калеки и больные. Есть люди, на лицах которых лежит печать какой-то обреченности, и чаще всего это – следствие проклятия их родителей или предков.

Проклятие, произнесенное даже на своего кровного врага и обидчика, остается несправедливостью и жестокостью, так как его пагубное и разрушительное действие превосходит то зло, которое один человек может нанести другому. Поэтому святой апостол Павел не только заповедует христианам, но и умоляет их: благословляйте, а не проклинайте (Рим. 12, 14). Самое страшное из проклятий – это проклятие духовного отца, а затем – родителей. Священник, который проклинает своих обидчиков и врагов, превращается в убийцу, который держит в одной руке крест, а в другой топор. Родители, проклинающие своих детей часто по пустякам, а иногда по привычке – это змеи, кусающие ребенка ядовитыми зубами. Проклятие – это молитва диаволу о том, чтобы он отомстил за нас человеку, был преткновением на путях его, стал болезнью в теле его, взял как добычу сердце его, чтобы Ангел-хранитель отошел от человека и Бог отвернулся от него.

Часто человек проклинает сам себя. Тогда он похож на безумца, который вонзает нож в свое собственное тело и зовет сатану, чтобы тот взял его к себе. Душа такого человека идет по мытарствам как бы закованная цепями. Если самая большая заповедь – это заповедь любви, то проклятие – самый большой грех против этой заповеди.

Замечено, что те народы, где распространено проклятие, постепенно, но неуклонно вырождаются. Христос пришел на землю, чтобы снять со всего человечества древнее проклятие. Значит, тот, кто проклинает, противится делу Христа. Как поступить тем, кто проклинал своих детей? – Прежде всего исповедать этот грех в Церкви, просить Бога о том, чтобы его безумные слова не исполнились, понести за это епитимью; если позволяют условия, то заказывать службы о спасении и благополучии тех, кого он проклинал, или раздавать за них милостыню бедным. Свои уста, оскверненные проклятием, как человеческой кровью, надо очистить и омыть постоянным призыванием Иисуса Христа. Что делать тем, кого прокляли родители? В ответ на проклятие горячо молиться за родителей, осознавать свои ошибки, за которые последовало проклятие, просить, чтобы священник прочел особую молитву на снятие проклятия и назначил епитимью, стараться часто причащаться Святых Таин, если есть возможность, то сказать об этом архиерею. Легче нанести рану, чем ее залечить, но покаяние и милость Божия врачуют всякую рану или дают человеку силы перенести испытание[61].

Есть слова, которые животворят, есть слова, которые умерщвляют. Благословение – это воды, текущие в вечную жизнь. Проклятие – мертвые воды, текущие в аду и выплескивающиеся на землю через уста безумных людей.

Об иных цивилизациях и о «летающих тарелках»

Библия ничего не говорит о жизни в космосе, духовная космология Библии геоцентрична, для нее Земля является центром мироздания, только не физическим, а аксиологическим, духовным. В материальном измерении Земля – песчинка в океане космоса, но в духовном смысле она – наивысшая ценность и центр всей Вселенной, так как на Землю сошел Сын Божий; из Земли Он взял Свое Тело, которое остается навечно соединенным с Его Божеством; на Земле жила Матерь Божия. Потому-то Земля драгоценнее всего из видимого мира, окружающего ее. Остальные же небесные тела, как открывает нам святая Библия и святые Отцы, – это лишь картина, свидетельствующая о Божественном величии.

Некоторые удивляются: ведь Бог премудр, почему же Он так нецелесообразно сотворил столько галактик, если они необитаемы, если они – только мертвые тела, несущиеся куда-то в необъятном пространстве?! Зачем же все это? Здесь ошибка в том, что человек опирается на свои собственные понятия, основанные на его ограниченных способностях и возможностях. Человек забывает, что для Бога одинаково просто и легко сотворить один атом или миллиарды галактик, что Бог – это Дух Всемогущий. Само по себе звездное небо является одним из яснейших свидетельств присутствия во Вселенной Божества, это величественная и живописная картина, написанная Создателем для нас. Только представьте, что Земля одна, не существует звездного неба. Тогда для нас исчезли бы самые яркие образы всемогущества Божия, Его бесконечности, Его силы и величия, Его славы! Звездное небо приводило древних мудрецов к глубоким размышлениям о жизни человека, о смысле его существования. По иудейскому преданию, Авраам из язычества пришел к монотеизму через размышление о безграничности Божества, когда рассматривал звездное небо. Согласно преданию церковному, святая великомученица Варвара также пришла к мысли о Едином Создателе мира, Едином Боге, наблюдая из окна башни звезды. Итак, миллионы и миллиарды галактик – это не впустую, бесцельно созданное творение, это явление всемогущества Божия – для нашего ума, красоты – для нашего сердца. Неужели же все это только ради человека?! Но одна душа для Бога драгоценнее, чем весь этот видимый мир!

Существуют ли другие разумные существа в каких-либо звездных пространствах? Раньше люди думали, что есть обитаемые планеты; так, еще в семнадцатом веке был написан ряд философских трактатов, где говорилось, что населены Луна и все небесные тела. Затем, по мере развития науки, люди стали предполагать, что условия для наличия жизни в нашей Солнечной системе могут быть (кроме Земли) только на планетах Марсе и Венере. Современная же наука приходит к выводу, что, кроме Земли, на иных планетах Солнечной системы жизнь нигде не обретается, нет там ни следов, ни признаков органической жизни, все они мертвы.

Но что же тогда представляют собой неопознанные летающие объекты – НЛО, о которых столько говорят, пишут, изображения которых демонстрируют? Можно предложить несколько решений этой загадки.

Есть такая отрасль видеотехники – голография, позволяющая при помощи определенной оптической аппаратуры создать некий объемный образ, изображение в пространстве. То есть можно создать иллюзорное представление любого предмета и в любой точке – и при том не только неподвижного, но и движущегося предмета. Таким образом сейчас открывается, можно сказать, широкая и просторная сцена для демонстрации разных иллюзорных явлений и представлений, и потому даже в нашей религиозной сфере к различным визуальным сверхъестественным явлениям надо относиться весьма осторожно. Это первое.

Второе: каждое государство имеет свои технические тайны и секреты. И эти неопознанные объекты могут быть аппаратами, принадлежащими той или иной стране. Но это тоже лишь одно из предположений.

И наконец, здесь может проявляться активное вмешательство в нашу жизнь духовных, демонических сил, которые преобразуются в материальные предметы или людей; иными словами, эти явления могут быть бесовскими.

Наша земля, то есть мы, люди, все больше отходим от Бога, хотя по статистике примерно пять шестых от всего народонаселения верующие. Но здесь один арифметический подсчет ничего не значит, показательно действительное отношение людей к вере, которое проявляется в реальной жизни. Трагично не только безбожие и прямой атеизм, но и то, что религия не является нормой жизни современных людей, не слита органично с ее направлением; даже для формально «верующих» религия – сама по себе, а жизнь, интересы, поступки – сами по себе. Здесь получается некая двойственность, психологический дуализм у людей: человек верит, а живет так, как будто Бога нет. Или скажем по-другому: условно силы человеческие можно разделить на ум, чувство и волю. Человек умом может принимать идею бессмертия и Божественного бытия, но волю свою он не включает в деятельное исполнение заповедей, хотя это – необходимое условие для того, чтобы душа вошла в общение с Божеством. Вера такого человека остается только на уровне сознания, как бы застывает где-то в далеком уголке души. Иногда к такой вере подключаются эмоции – во время молитвы, богослужения или чтения духовной литературы. Но они не подкреплены волею, то есть они не переходят в императив действий, в жизнь верующего. Поэтому-то человечество отдаляется от Бога, и, значит, создаются все более благоприятные условия для явления иных, темных сил. Вакуума в духовной жизни быть не может: человечество, дехристианизируясь, в то же время подпадает под мощные импульсы демонических сил и, таким образом, представляется все больше объективных возможностей для явления демона во плоти.

Теперь следует задать вопрос: а зачем это нужно демонам? Зачем демонам ставить такие «сценарии»? Что это дает им? Объяснение просто: учение о неопознанных летающих объектах как инопланетных – это новая возможность распространения материализма в человеческой ментальности. Здесь ход мысли таков: мир бесконечен, и в тех частях его, где есть благоприятные условия, возникают сами по себе новые формы органической жизни, то есть где-то существуют или более древние, или более молодые цивилизации. Тем самым подспудно развивается материалистическая точка зрения на происхождение жизни. Уже сама Библия для людей, верящих в эти объекты как в инопланетные, воспринимается весьма условно (в свете релятивизма, что ли). Здесь, дескать, на Земле, дана нам Библия, а там где-то, в других мирах, даны другие, неведомые нам откровения и так далее.

Таким образом, человек отвлекается от самого главного: от спасения, от общения с Богом и принимается искать выход из того тупика – духовного, социального, политического – в который зашло современное человечество, в «контактах» с «внешними», неземными цивилизациями. Ведь сегодня не только мы, христиане, имеющие Священное Писание и Откровение, видим в происходящих вокруг нас событиях грозное предвестие неких страшных событий. Нет – и люди, далекие от Бога, тоже не могут не чувствовать, не видеть, как нарастают те процессы, которые ведут к непоправимой трагедии, катастрофе. Как быть, как избежать этой опасности, этих бедствий?!

Священная История имеет примеры, когда не только люди, но и целые народы перед лицом неотвратимой угрозы обращались с покаянием к Богу. Когда надежды на спасение уже нет, человек прибегает к Своему Творцу. Ищет спасения и находит его – у Бога. Поэтому сегодня, чтобы не допустить нашего обращения, нашего устремления к Богу, диавол и подбрасывает «выход»: искать спасения в опыте иных цивилизаций, в общении с ними, ждать помощи от обитателей иных планет и галактик. Вот причина подобного рода «феноменов». Мне, во всяком случае, такая теория представляется наиболее вероятной.


[1] О монашестве, его смысле и сути см. также беседу на Введение во храм Пресвятой Богородицы (с. 154)

[2] Говоря о мирских людях, автор имеет в виду не вообще всех людей, живущих в миру. Конечно, нет. Здесь слово «мирские» нужно понимать в том же ключе, что и слово «мир», как объясняет его значение о. Рафаил выше. — Ред.

[3] Обет посвящения ребенка Богу состоял в том, что ребенка приводили в Храм, над ним совершался особый ритуал, затем ребенок воспитывался при Храме, посещал богослужения и в течение определенного времени выполнял различные работы и послушания (уборка храмовых помещений, шитье священных одеяний и т. д.). — Авт.

[4] Кровля храма была усеяна острыми золотыми иглами, чтобы птицы не садились на нее (см.: Иосиф Флавий, «Иудейские древности»). — Авт.

[5] Об антропософии и ее основоположнике — Рудольфе Штайнере см. далее. — Ред.

[6] Паламиты — сторонники выдающегося православного богослова XIV столетия свт. Григория Паламы, архиепископа Солунского, в полемике с Варлаамом Калабрийским и его единомышленниками доказывавшего нетварность вечных Божественных энергий. — Ред.

[7] Имеется в виду знаменитая Лавра преподобного Давида Гареджийского в Грузии. О нем см. ниже, в статье «Икона “Слава Грузинской Католикосской Церкви”», с. 242–243. — Ред.

[8] Гекатомба — массовое жертвоприношение. — Ред.

[9] Анфипат — в Римской империи — проконсул, правитель более или менее обширной провинции. — Ред.

[10] Память св. Сидонии совершается 1/14 октября. — Ред.

[11] Собор Светицховели воздвигнут над могилой св. Сидонии. — Ред.

[12] Память св. мчч. Месукевийских — Сухия и дружины его — совершается 15/28 апреля. — Ред.

[13] Память св. равноап. Нины совершается 14/27 января. — Ред.

[14] Память св. блгв. Вахтанга Горгасала, царя Грузинского, совершается 30 ноября/13 декабря. — Ред.

[15] Память св. вмц. Шушаники совершается 28 августа/10 сентября. — Ред.

[16] Память св. Раждена Перса, Карталинского, первомученика Грузинского, совершается 3/16 августа. — Ред.

[17] Марзпан — правитель, назначаемый Персией в завоеванных странах. — Ред.

[18] Память св. мч. Евстафия Мцхетского, Тифлисского, совершается 29 июля/11 августа. — Ред.

[19] Память прпп. Иоанна Зедазенского и учеников его: Авива, еп. Некресского, Антония Марткопского, Давида Гареджийского, Зенона Икалтского, Фаддея Степанцминдского, Исе (Иессея), еп. Цилканского, Иосифа, еп. Алавердского, Исидора Самтавийского, Михаила Улумбийского, Пирра Бретского, Стефана Хирского и Шио Мгвимского — совершается 7/20 мая. — Ред.

[20] Память сщмч. Неофита, еп. Урбнисского, совершается 28 октября/10 ноября. — Ред.

[21] Память св. мчч. Давида и Константина, князей Арагветских, совершается 2/15 октября. — Ред.

[22] Память св. мч. Арчила, царя Иверского, совершается 21 июня/4 июля. — Ред.

[23] Память св. мч. Або Тбилисского совершается 8/21 января. — Ред.

[24] Эристави — князь, буквальное значение — «глава народа». — Ред.

[25] В настоящее время на месте разрушенной часовни строится церковь во имя св. Або. — Ред.

[26] Память св. мчч. Исаака и Иосифа Феодосиопольских (Эрзерумских) совершается 16/29 сентября. — Ред.

[27] Память преп. Илариона Грузинского, чудотворца, совершается 19 ноября/2 декабря. — Ред.

[28] Память св. мч. Константина, князя Грузинского, совершается 10/23 ноября. — Ред.

[29] Память св. мч. Гоброна (в крещении Михаила) Кахетинского, князя, и с ним 133-х воинов совершается 17/30 ноября. — Ред.

[30] Память 12/25 июля. — Ред.

[31] Память 12/25 июля. — Ред.

[32] Память 13/26 мая. — Ред.

[33] Память 27 июня/10 июля. — Ред.

[34] Воски — особого рода отшельники, которые, созрев для высших подвигов, удалялись в пустыню и там вели кочевую жизнь, переходя с места на место. Покровом для них служило небо, ложем — земля или пол одинокой пещеры. Они не употребляли пищи, приготовляемой на огне, питались лишь кореньями и травами. Более всего восков было в свое время в Месопотамии; встречались примеры такого рода отшельничества в Палестине и Сирии, но значительно реже. — Ред.

[35] Память св. Давида Возобновителя, царя Иверии и Абхазии, совершается 26 января/8 февраля. — Ред.

[36] Память св. Тамары, царицы Грузинской, совершается 1/14 мая, а также в Неделю святых жен-мироносиц. — Ред.

[37] Память св. мч. Шалвы Ахалцихского, князя, и св. мчч. Тбилисских совершается 31 октября/13 ноября. — Ред.

[38] Шах Аббас I (ум. в 1629 г., на троне с 1587 г.) — персидский шах, предпринимавший завоевательные походы на Грузию, поразительные по своей кровавой жестокости. — Ред.

[39] Память св. мч. Луарсаба II, царя Карталинского, совершается 21 июня/4 июля. — Ред.

[40] Память св. вмц. Кетевани Кахетинской, царицы, совершается 13/26 сентября. — Ред.

[41] Память св. преподобномучеников отцов Давидо-Гареджийских совершается во вторник Светлой седмицы (переходящее празднование). — Ред.

[42] Память св. мчч. Бидзина, Шалвы и Элизбара, князей Ксанских, совершается 18 сентября/1 октября. — Ред.

[43] Есть, впрочем, и другие виды борьбы с христианством. Например, теософская школа, общая для древних гностиков и современных оккультистов; ее представители христианство из универсальной и вечной истины хотят обратить в некий религиозно-исторический феномен, который нужно постоянно обновлять и пополнять через заимствование из других религий. Также — реформаторство и модернизм, которые постепенно превращают христианство в социологию, а Церковь — в культурно-общественный институт, где идеи о Боге и вечности приобретают второстепенное, так сказать, вспомогательное значение. Этот процесс особенно ярко выражен в некоторых протестантских конфессиях и общинах. — Авт.

[44] О Валааме и Валаке см. ниже, с. 318. — Ред.

[45] Кондак, глас 8: Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний; егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа. — Ред.

[46] Под аскетизмом здесь понимается покорение своих страстей и чувств высшим ценностям (христианство требует аскетизма от всякого человека: не только от монахов, но и от людей, живущих в миру). — Ред.

[47] Идиома (от греч. корня, означающего своеобразие) — единица речи или другой знаковой системы, в т. ч. искусства, значение которой не сводится к сумме значений, ее составляющих. Хороший пример идиом — пословицы, например: «ухом не ведет». — Ред.

[48] Здесь слово идиома употреблено автором в его исконно греческом значении, как определение чего-то совершенно своеобразного, самостоятельного, обособленного. — Ред.

[49] Согласно постановлению I Вселенского Собора в Никее, Пасха должна праздноваться христианами непременно отдельно от Пасхи иудейской, после нее, в первый воскресный день после того полнолуния, которое, будучи вычислено по известным предписаниям, случится в день весеннего равноденствия или непосредственно после него (см. «Христианство», энциклопедический словарь. М. 1995. С. 311). — Ред.

[50] Подробнее об этом см. ниже, в статье «Календарный вопрос». — Ред.

[51] Воениздат, 1948.

[52] Интерполяция — позднейшая вставка в текст слов или фраз, не принадлежащих автору. — Ред.

[53] Креационизм — учение о сотворении мира Богом из ничего. — Ред.

[54] Жан Франсуа Шампольон (1790–1832) — французский ученый, основатель египтологии. Ему принадлежит заслуга расшифровки египетских иероглифов. — Ред.

[55] Александрийский астроном, один из главных создателей юлианского календаря, I век до Р. Х. — Авт.

[56] Астроном и математик, II век до Р. Х. Гиппарх определил солнечный год с отклонением на 6 минут (по другим данным — на 4 минуты) от принятого в настоящее время расчета, а год звездный — с отклонением всего лишь на 20 секунд. Разницу между звездным и солнечным годом, составляющую около 20 минут, он определил с отклонением в 5 минут — Авт.

[57] См. Бикерман, «Хронология древнего мира». — Авт.

[58] См. Гордон Мейер, «Григорианский календарь». — Авт.

[59] Сегодня говорят также о магиях «красной», «зеленой» и т. п., но это — только уловка адептов темных сил, стремящихся дезориентировать людей, ввести их в заблуждение. Суть же любой магии одна — демонообщение. — Ред.

[60] Маздеизм — религия древнего Ирана и Азербайджана, названная по имени божества Агура-Мазды (Ормузда) — «светлого начала», борющегося с божеством «злого начала» Ариманом. — Ред.

[61] Кроме того, необходимо помнить: все происходящее с нами — как отрадное, так и прискорбное — происходит не по воле других людей и не по какому-то «стечению обстоятельств», но по Премудрому Промыслу Божию. Люди и обстоятельства — лишь орудия Промысла. Поэтому, какая бы скорбь ни постигла человека, постигла она его лишь попущением Божиим. Бог все устрояет к нашему вечному спасению. И оттого, если попустил Он непостижимыми Своими судьбами пострадать кому-то, подпав действию проклятия, то и тогда человек не должен отчаиваться или чувствовать себя «конченным», «обреченным». Нет, Бог волен, как попустить человеку страдания — для очищения прежних его грехов, так и по вразумлении его подать скорую Свою и Всемогущую помощь. — Ред.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 278 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...