Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Украина. Культура и быт украинского народа. Духовная культура украинского народа. Важнейшие черты национальной культуры украинцев



Среди достижений украинской культуры достойное место занимают изобразительное искусство, музыка, театр и кино.

Изобразительное искусство на территории современной Украины известно со времен первобытно-общинного строя (схематические женские статуэтки из бивней мамонта - периода верхнего палеолита, петроглифы и изображения на керамической посуде трипольской культуры и др.). Большое влияние на формирование художественной культуры на современной территории Украина оказало искусство античных государств Северного Причерноморья (6 в.до н.э. – 4 век н.э.)

В период Киевской Руси высокого развитая достигают архитектура и монументальная живопись (мозаика и фрески Софийского собора, Михайловского златоверхого монастыря в Киеве, Спасского собора в Чернигове и др.).

В ХІУ-ХУ вв. с формированием украинской народности создается самобытная культура. В 15-17 вв. возникают новые жанры в изобразительном искусстве Украины - портрет, пейзаж, историческая, бытовая картина. Наряду с настенными росписями на религиозную тематику и иконами проявляется жанр батальной живописи, в котором находят место идеи освободительной борьбы украинского народа против социального гнета и иноземных захватчиков. С появлением книгопечатания начинается развитие гравюры (типографии во Львове, Остроге, Киеве, Чернигове, Почаеве и др.). Господствующими отними в ХУІ-ХУШ вв. были местные варианты ренессанса и барокко.

В конце ХУІ - начале XIX вв. изобразительное искусство на Украине развивается в направлении классицизма, затем романтизма, Многие выходцы с Украины, впоследствии известные художники, прошли обучение в петербургской Академии искусств (А.П. Лосенко, К.И,Головачевский, И.П.Мартос, Д. Г, Левицкий, В.Л. Боровиковский, А.И. Куинцжи). Эту же Академию окончи Т.Г.Шевченко -основатель критического реализма в украинском изобразительном искусстве.

В конце XIX - начале XX вв. получает дальнейшее развитие портретная, жанровая и пейзажная живопись. Национальной самобытностью, верностью принципам народного реализма отличаются полотна украинских художников этого периода -К.А.Трутовсхого, Н.К.Пимоненко, А.А.Мурашко, С.И.Васильковского, И.И.Труша, А.Х.Новакивского и других.

Большую роль в укреплении творческих связей украинских и русских художников сыграл уроженец Украины великий русский художник И.Е.Репин. Многие его работы, в частности знаменитые "Запорожцы", как и полотна А.Куинджи, И.Айвазовского, И.Крамского, Н.Кившенко, А.Ярошенко, братьев Маковских и других русских художников, посвящены Украине.

С победой Великой Октябрьской социалистической революции появляются новые виды изобразительного искусства, нашедшие свое развитие в таких формах, как политический плакат, сатирическая графика, монументальное декоративное оформление. Произведения украинских советских художников отражают историческое прошлое народа, пейзажи родной, страны, мирный труд советских людей. Такие работы как "Хлеб" Т.Яблонской, "Возвращение" В.Костецкого, "На месте былых боев" В.Задорожного пользуются известностью в стране.

Большого развития на Украине достигло декоративно-прикладное искусство. Наряду с традиционными видами декоративно-прикладного искусства (художественная роспись, вышивка, ковроделие, декоративное ткачество, резьба по дереву, металлу, кости, плетение из лозы, декоративная керамика и др.). в советское время возникли новые его виды: монументальная декоративная скульптура (в Закарпатье), подлаковая роспись (с.Петриковка. Днепропетровской обл.), роспись на фарфоре, декоративная живопись. В ряде районов Украины на основе местных народных традиций созданы художественно-промысловые артели: ткачества - в Кролевце Сумской обл., декоративной керамики - в Опоаше Полтавской обл., вышивки - в Решетиловке Полтавской обл., декоративной росписи - в Петриковке Днепропетровской обл. и др. Одна из выдающихся народных художниц М.Приймаченко стала лауреатом республиканской премии им.Шевченко.

Профессиональная музыка на современной территории Украины, как и русская, возникла на основе народной музыки восточно-славянских племен. Некоторые песни "А ми просо сияли, сияли", "Ой, весна, весна та весняночка" считаются памятниками музыкальной культуры древнерусского государства. Высокое художественное мастерстве прослеживается уже в церковной музыке как одноголосной ("ирмологионы"), так и в особенности многоголосной (партесное пение). В ХУИ в. появляются первые певческие капеллы и крепостные оркестры, оперные и балетные труппы. Наиболее известны среди украинских композиторов того времени М,С. Березовский, АД.Ведель и Д.С.Бортнянский. В конце ХУ1 - начале XIX вв. появляются первые симфонические произведения ("Украинская симфония" и симфония соль-минор с "козачком" неизвестных авторов), песни-романсы. В 1862 г. появляется первая украинская опера "Запорожец за Дунаем" С.С.Гулака-Артемовского. Основоположником украинской музыкальной классики считается Н.В.Лысенко, /автор ряда опер, романсов, песен, инструментальных произведений. На украинские темы писали русские композиторы-классики М.И.Глинки, П.И.Чайковский, М.П.Мусоргский, б.А.Римский-Корсаков и др.

В 1809 г. в Одессе был открыт первый постоянный оперный театр. Затем такие театры появились в Киеве и Харькове. Во второй половине XIX в. открывается ряд музыкальных школ, что способствовало развитие музыкального образования на Украине.

Но настоящий расцвет музыкальной культуры и искусства на Украине начался после революции. Теперь в республике функционируют три консерватории, музыкально-педагогический институт, Институт искусств, два Института культуры, 33 музыкальных училища и около 400 музыкальных школ. Среди профессиональных республиканских коллективов - такие известные, как Государственная заслуженная академическая капелла "Думка" и Государственная ордена Трудового Красного Знамени капелла бандуристов, Государственный заслуженный академический украинский народный хор имени Г.Веревки, Государственный заслуженный симфонический оркестр УССР. Во дворцах культуры и клубах насчитываются сотни коллективов и художественной самодеятельности.

С первых лет Советской власти на Украине были созданы музыкальные творческие организации, государственные оперные театры.

В произведениях украинских советских композиторов воспевается героическое прошлое народа, мирный труд советских людей. Далеко за пределами республики известны имена выдающихся украинских певцов, народных артистов Советского Союза МЛитвиненко-Вольгемут, И.Паторжинского, З.Гайдай, Б.Гмыри, Л.Руденко, Е.Чавдар, М.Гришко, Е.Мирошниченко, Д.Гиатюка я других. Украина дала советской вокальной яколе также таких мастеров как И.Козловский, И.Масленникова, Б.Руденко, Г.Олейниченко. Около двухсот украинских исполнителей стали лауреатами я дипломантами международных и всесоюзных конкурсов.

Украинское театральное искусство своими корнями также уходят к поэтическому творчеству восточнославянских племен, их обрядам и играм, возникшим на основе трудовой деятельности, а позднее - к искусству бродячих актеров-скоморохов, известных со времен Древнерусского государства.

В 17-18 вв. на Украине возникает школьный театр, расцвет которого связан с Киевской академией, в стенах которой были поставлены и показаны драматические произведения Ф.Прокоповича и других драматургов. Со второй половины 17 в. известны представления народного кукольного театра - вертепа, который способствовал заметному развитие украинского народного комедийного театра.

В первой половине XIX в. на Украине функционируют профессиональные театры (в Харькове, Киеве, Львове, Полтаве, Одессе и других городах); в к репертуаре, наряду с пьесами шедшими на русском, а в западноукраинских областях на польском языках, появляются пьесы И.П.Котяяревского, Г.Ф.Квитки-Основяненко и других украинских драматургов, положившие начало украинскому национальному профессиональному театру, возникновение которого связывают с постановкой в 1819 г. спектакля "Наталка- Полтавка" И.П. Котляревского.

Развитие украинского классического театра второй половине XIX - начала XX вв. неразрывно связано с именами выдающихся украинских актеров и режиссеров М.Кропивницкого, М.Старицкого, Я.Карпенко-Карого, Я.Заньковецкой, Н.Садовского, П.Саксаганского, о которых К.Станиславский писал как о "блестящей плеяде мастеров", чьи имена вписаны "золотыми буквами в скрижали мирового искусства".

После победы Великого Октября профессиональные театры были национализированы, возникли новые творческие коллективы. В 1919 г. был создан Первый государственный драматический театр УССР им. Т.Г.Шевченко в Киеве, позже Украинский драматический театр им.И.Франко, появляются театры для детей и юношества, передвижные рабоче-крестьянские театры.

Украинское театральное искусство постоянно развивалось на основе творческого метода социалистического реализма. Многие произведения украинских советских драматургов вошли в репертуар всего советского сценического искусства, среди них такие как "Гибель эскадры", "Правда", "Платон Кречет" А.Е.Корнейчука, пьесы И.А.Кочерги, И.К.Микитенко, С.И.Яновского и др.

О росте театрального искусства на Украине свидетельствует тот факт, что вместо одного стационарного театра до революции, в котором спектакли шли на украинском языке, теперь насчитывается 58. А всего в республике работает 74 профессиональных театра. На сценах театров Украины ставятся спектакли украинской, русской и зарубежной классики. В 1976 г. в Украинской ССР насчитывалось 35 народных артистов СССР и 136 народных артистов республики.

Рождение киноискусства на Украине относится к 90-м годам III в., когда были сняты первые хроникальные фильмы. Однако систематическое производство полнометражных фильмов началось в первые годы Советской власти (фильм "Остап Бандура", 1923 г., режиссер В.Р. Гардин, с участием М.Заньковецкой).

В конце 1920-х годов, в период немого кино, был создав ряд лент, вошедших в историю советского кино, в частности фильм А.П.Довженко "Звенигора" (1928 г.).

Лучине фильмы украинского кинематографа ("Земля", "Арсенал", "Щорс", "Богдан Хмельницкий", "Радуга", "Поэма о море", "Чрезвычайное происшествие", "Кажда", "Іванна", "Весна на Заречной улице" и др.) известны советскому и зарубежному зрителю. Большого развития достигло украинское хроникально-документальное и научно-популярное кино ("К тайнам долголетия", "Язык животных" я др.), отмеченное рядом всесоюзных и международных премий.

До революции на Украине не было государственных школ с украинским языком обучения. Как и в ряде интернациональных окраин, царское правительство проводило здесь насильственную русификацию, В западноукраинских землях школа служила способом денационализации украинского населения, его онемечивания, полонизации и мадьяризации. Только после революции и воссоединения украинских земель в едином социалистическом государстве украинский народ получил право на свою национальную школу и развитие культуры на украинском языке. В настоящее время обучение на украинском языке проводится в 82% школ. В республике работают также школы с русским, молдавским, венгерским и польским языком преподавания. Только в двух областях - Донецкой и Днепропетровской - сейчас больше школ, чем их было до революции по всей Украине.

Важнейшей задачей, успешно решенной на Украине в ходе культурного строительства, было создание новой национальной интеллигенции. Если до революции на Украине насчитывалось лишь 27 высших учебных заведений, в которых обучалось только 35 тысяч студентов, то к началу 1976 г. в девяти университетах, 133 институтах и 730 средних специальных учебных заведениях училось свыше I млн. 600 тыс. человек, т.е. больше студентов, чей в любой другой европейской стране.

За период 1939-1959 гг. число лиц с высшим, средним и неполным средним образованием возросло среди всего населения в 4 раза, а среди колхозников - в 8 раз. Теперь две трети самодеятельного населения республики имеет высшее и среднее образование. В вузах и техникумах Украины обучается в настоящее время более 4,5 тыс. студентов из 90 стран мира.

С победой Великого Октября открылась новая эпоха в развитии науки и техники на Украине. Центром научной мысли в республике является основанная в 1919 г. Академия наук УССР. Тогда в Академии насчитывалось четыре института со 140 сотрудниками. В 1976 г. в ней насчитывалось 81 научно-исследовательское учреждение, а всего в Украинской ССР работает свыше 171 тыс. научных сотрудников (среди них 296 академиков в членов корреспондентов, свыше 4 тыс. докторов и 47 тыс. кандидатов наук), работающих в 803 научных учреждениях, 142 вузах и предприятиях.

Ученые Советской Украины внесли заметный вклад в развитие отечественной и мировой науки, разработку важнейших направлений науки и техники. В 1931 г. в Харьковском физико-техническом институте Академии наук УГОР были исследованы важные ядерные реакции, процессы деления ядра, а в 1935-1936 гг. в Харькове построен первый в СССР ускоритель элементарных частиц на 2,5 млн. электроно-вольт.

Украинский институт электросварки им. Е.О.Патона - головное учреждение Советского Союза по вопросам сварки металлов. Его работа также получили мировое признание.

Украинскими учеными под руководством академика С.А. Лебедева впервые в Советском Союзе создана электронно-вычислительная машина.

Имена ученых микробиолога Л.К.Заболотного, геохимика B.И. Вернадского, физиолога А.А. Богомольца, историка Д.И. Багалия, востоковеда А.Е.Крымского, ученого в области электросварки и мостостроения Е.О.Патона, хирурга Н.К.Амосова, металлурга и конструктора электросварочной аппаратуры Б.Е.Патона, авиаконструктора О.К.Антонова и других общеизвестны. Велики заслуги украинских ученых в исследовании космоса и создании первых космических кораблей.

Большая армия ученых трудится в сфере общественных наук. В 1965 г. в Киеве было завершено издание 17-томной Украинской Советской Энциклопедии, а в 1974 г. многотомной "Истории городов и сел Украинской ССР". Украинская советская литература развивает прогрессивные традиции дореволюционных русских в украинских художников слова. Для ее развития иного сделали такие выдающиеся писатели, как П. Тычина, М. Рыльский, М. Бажан, В. Сосюра, А.Гончар, С. Яновский, Остап Вишня, А. Калышко, М. Стельмах, C.Смолич и другие.

О степени развития культуры украинского народа можно судить по росту изданий литературы на родном языке. В 90-х годах XIX в. на Украине издавалось на украинском языке лишь 10-15 книг в год, а в 1972 г. выпущено около 9407 названии, из них три четверти на украинском языке. На Украине с 1798 г., когда вышла "Энеида" И. Котляревского, до 1916 г. была издана 2531 книга, а за годы Советской власти - 271 тыс. книг и брошюр тиражом 3,8 млрд. экземпляров, из них 80% на украинском языке. Если до революции в царской России выходила лишь одна газета на украинском языке, то теперь из 2500 газет и журналов, выходящих в республике, 1800 печатается на украинском языке. В республике издаются книги, газеты и журналы на языках других советских народов. Одновременно около 430 книг украинских писателей вышло в свет в переводах на русский и другие языки народов СССР.

Украинская ССР поддергивает широкие научные и культурные связи со многими стрелами мира, активно борется за укрепление мира и дружбы между народами. Большую работу проводит Украинское общество дружбы и культурных связей с зарубежными странами.

Культура украинского и других советских народов является неотъемлемой составной частью культуры первого в мире социалистического государства - Союза ССР. Она достигла высокого уровня развития и полного расцвета в процессе всесторонней обогащения советских народов на идейной основе марксизма-ленинизма, пролетарского интернационализма и социалистического патриотизма.

Источник: Наулько В.И., Миронов В.В. "Культура и быт украинского народа"


«Обычай» и «привычка» в украинском языке однокоренные. Это – составляющая нашей повседневной жизни, которую мы впитываем с молоком матери, с пением любимой бабушки или с легендами, которыми так богата наша земля. И мы всегда рады поделиться с гостями страны веселыми украинскими обычаями, пригласить их на народные празднования на Масленицу или на Ивана Купала, подарить невероятно красивые свадебные песни, оберег или вышитый рушник, поднять стопку с караваем или угостить вкусной обрядовой пищей – блинами, кутьей, пасхальным куличом. И разделить с вами радость единения. Стран, времен, людей.

Наши гости сразу замечают главную закономерность: традиции в Украине тесно связаны с повседневной, календарной и религиозной жизнью. И это вполне естественно. Ведь множество украинских традиций и событий, как и у многих народов, были связаны с сельскохозяйственным календарем. Обжиночные песни, зимние колядки или радостные песни встречи весны с давних времен сопровождали сезонные работы. Невозможно было представить тяжелую работу без хозяйственных магических ритуалов, а отдых без маскарадов, развлечений или ритуальных поздравлений и обходов. Естественная гостеприимность и жизнерадостность передавались из поколения в поколение именно через эти повседневные украинские обычаи.

Семья для украинцев очень важна. И конечно, ее зарождение и существование сопровождается многими украинскими ритуалами и обрядами, украинскими обычаями и традициями. Засылание сватов и обручение, уговоры и покрывание (переход из девичества в замужнюю жизнь), девичник или свадебный поезд, приглашение и свадебный поход со многими выкупами невесты – почти все эти веселые составляющие с удовольствием соблюдают наши современники. Кстати, наши девушки очень, как сейчас говорят, толерантны: если им не нравится будущий муж, то они, согласно украинскому обычаю, вынесут сватам тыкву. А молодые так уважают родителей, что трижды кланяются им после подношения калача с солью. Одним словом, недаром обряд заключения брака у нас называют «весельем»: это действительно весело!

Украинские обычаи

Украинские обычаи, связанные с рождением ребенка, насыщены обрядностью с использованием оберегов. А еще – с приметами и суевериями, которых у нас немало. Например, беременным нельзя встречаться с больными, смотреть на змей или стричься, шить или резать, покупать что-то будущему ребенку. И вообще, чем меньше людей знает о беременности, тем лучше. Посещать новорожденного в течение первых 40 дней нельзя мужчинам, да и не всем женщинам. Чрезвычайно важным является украинский обряд крещения. Отказаться от кумовства (то есть от статуса крестного) и по сей день большинство считает грехом. Традиционный украинский постриг – стрижка волос накрест – проводится в годовщину рождения. И, конечно, в этих обрядовых действиях народные украинские приметы тесно пересекаются с православными.

Традиции в Украине, безусловно, связаны со староукраинской языческой атрибутикой. Например, молодежный, а еще озорной, поэтический и очень старый праздник Ивана Купала (в ночь на 7 июля), как у многих славян, когда-то был связан с Днем солнцестояния. Вы собственными глазами и сейчас можете увидеть, как девушки водят хороводы и пускают в воду венки, а парни прыгают через костер и ищут цветущий папоротник. Еще одна старая украинская традиция, связанная с поворотом солнца – 7 января (сейчас – Рождество). Когда-то в эту зимнюю пору было принято гадать на будущее, и потому сейчас рождественские украинские обычаи – это гадания и обращение к силам природы. Накануне Старого нового Года (13 января) дети и подростки до сих пор щедруют и «меланкуют» (в честь преподобной Мелании). И если вы умеете петь или хотите искренне кого-то поздравить, у вас есть возможность заработать немного украинских гривен или сладостей. Кстати, такие детские походы чем-то напоминают американский Хеллоуин. Еще одна украинская традиция – святить воду на Крещение и вера в ее замечательные целебные свойства в ночь накануне. С самого утра мы убираем наши квартиры в Чистый четверг (накануне Пасхи). Обязательно красим яйца и выпекаем пасхальные калачи к Пасхе. Вспоминаем умерших в поминальный день. Провожаем зиму и встречаем весну на Масленицу. Освящаем поля и украшаем дом цветами и травой на Троицу.

Украинские приметы и суеверия

Ну, и последнее: немного украинских примет и суеверий, чтобы ваше пребывание в Украине вас не очень удивляло. Одетую наизнанку рубашку или платье считают предвестием того, что вас побьют. Не передавайте ничего через порог, чтобы не поссориться: лучше наступите на него, а еще лучше – зайдите в дом. Ну, и как это назвать, как не признаком знаменитой украинской гостеприимности? Хотите, чтобы будущий муж был рыжим – не доедайте блюда (правда, сделать это практически невозможно – они очень вкусные). Хотите, чтобы в новом доме был достаток – запустите туда первым кота. Ну, а если ваша цель – одиночество, то садитесь на угол стола, и тогда, по украинским приметам, брак вам не светит. Если вы хотите подарить цветы, всегда дарите букеты с нечетным количеством цветов, потому что четное количество принято приносить только на похороны.

А если все это вас не пугает – посетите Украину! В городах и селах, в каждой семье, в детских садах и школах, на свадьбах, крещении и юбилеях вы обязательно убедитесь: традиции в Украине – это настоящее народное достояние, частичку которого вам подарят с открытым сердцем!


Изготовление оберегов

Мистическое представление древнего человека о существовании злых сил, создало ряд обрядов, направленных на изготовление предметов, способных защитить его.

Обереги были предназначены как для бытовых, так и для военных целей. Для изготовления оберега берётся любой предмет, который дорог человеку, который преподноситься в подарок и т. д. В лунную ночь в доме или же на природе при наличии алтаря: в доме - стол, стул, тумбочка; на природе - холм, камень, пенёк; и других предметов проводится ритуал наложения необходимых охранных качеств для данного человека. В этот ритуал входят обряды по очистке и защите территории вокруг алтаря, подключение к духам Луны, Земли, Огня и передача их качеств предмету. Ритуал, проводимый на природе, представляет собой красочную мистерию в лучших традициях язычества.

Мой дом - моя крепость

В системе родовой обрядности украинцев очень четко прослеживаются ритуалы и обряды, связанные при строительстве нового дома. Строительство жилья издавна было одним из важнейших событий, связанных с надеждой на счастливую и обеспеченную жизнь. Желание обеспечить надежность, крепость, и уверенность защищенности новой постройки - выразилось в обрядах и ритуалах. Родовые обряды по правильному выбору места застройки и проверки выбранного места, закладки фундамента, цоколя, выгонки стен, закладки из волока и крыши, окончания строительства с постановкой защиты и применением оберегов передавались от деда к внуку на протяжении более 300 лет.

Новоселье
С давних пор жизнь украинцев сопровождали различные обряды, связанные с работой, семейным бытом, календарными праздниками. Народная обрядность служила неписаным распорядком жизни землепашцев.

Обязательными элементами обрядности такими как обрядовый стол, хозяйственная и семейная магия, оказание почестей предкам, гадания и ворожба — сопровождались все важнейшие события как в будни, так и в праздники. Все они были тесно связаны с календарным циклом сельскохозяйственных работ. Началу пахоты и сева, выгону скота на пастбище, окончанию жатвы непременно сопутствовали посвященные этим событиям обряды. В семейной жизни обряды сопровождали все этапы человеческой жизни: рождение, свадьбу, похороны и т. п.

Исполнение обрядов должно было обеспечить благосостояние и счастье в доме, высокий урожай и плодовитость скота. Обряды должны были уберечь семью от всяческого зла. Многие украинские обычаи и обряды были связаны с календарными праздниками. Так, вечером накануне Рождества подготовка к праздничному ужину превращалась в настоящий ритуал. По представлениям украинцев, все предметы, имевшие отношение к обрядовому столу, приобретали чудодейственную силу. Поэтому, чтобы будущий урожай был богатым, на самом почетном месте под иконами хозяин дома ставил «дидуха» — ритуальный сноп ржи или пшеницы, украшенный засушеными полевыми цветами.

На Свят-вечер готовилось четко определенное количество кушаний - 7, 9 или 12. Обязательным атрибутом рождественских праздников было колядование. На Рождество ватаги колядующих ходили по дворам, пели колядки, желали достатка и здоровья всем членам семьи, каждому из которых полагалась отдельная величальная песня. Если в семье был маленький ребенок, долго не начинавший говорить, то такому давали напиться воды из ритуального колокольчика. А девушки, например, должны были одарить каждого колядующего яблоками и орехами.

Очень похожим на колядование был обычай щедрования. Этот обряд считался в Украине едва ли не главным действом на Щедрый вечер и Новый год (в ночь с 13-го на 14 января по новому стилю).

Кроме этого, вечер накануне Нового года считался самым подходящим для ворожбы и загадывания самых сокровенных желаний, этим обычно занималась молодежь.
На Крещение освященной водой кропили всех членов семьи, а также дом, двор, колодец, весь домашний скот. Считалось, что освященная на Крещение вода обладает чудодейственной силой.

В начале весны (конец февраля — начало марта) отмечалась Масленица — приход весны. На протяжении недели готовили блины, вареники, пили водку, ходили в гости друг к другу. На Масленицу парни и девушки тащили колоду—в наказание за то, что не поженились осенью: к ним привязывали колоду или ленту и требовали выкуп.
На Пасху обязательно выпекали и святили пасхальные куличи, красили и разрисовывали писанки, начиняли колбасу, готовили другие кушанья для разговения. А вечером разжигали пасхальные костры — считалось, что они отпугивают нечистую силу. В праздничные дни на площади возле церкви происходили народные гулянья, продолжавшиеся три дня. В эти дни всем разрешалось звонить в церковные колокола. В первое воскресенье после Пасхи чтили память умерших, шли на кладбище проведать родственников, туда же несли пишу, обедали рядом с могилами предков. В этот день было принято раздавать нищим милостыню «за упокой души».

В начале мая девушки и молодые женщины принимали участие в особом обряде сбора целебных трав. «Зеленые праздники» (Троица) знаменовали окончание весны и начало летней поры. В эти дни дом и хозяйственные постройки обязательно украшались зелеными ветвями.

Праздник Ивана Купалы отмечался 24 июня. Накануне древним способом (от кресала и кремня) разводили костры. Считалось, что эти костры имеют целебную силу, через них прыгали для того, чтобы очиститься от грехов и излечиться от болезней. На Купалу много гадали «на будущее», например на венках, собирали травы, которые должны были стать оберегами от нечистой силы.

После окончания жатвы праздновались обжинки. Из последних колосьев жницы делали сноп и венок, которые передавались хозяину усадьбы. Зерном с этого снопа начинали следующий сев.

Кроме обрядов, украинцы широко использовали различного рода обереги — травы и цветы, деревья и кусты, птиц и силы природы и др. Среди деревьев украинцы особо почитали вербу. Они считали, что освященная верба имеет магическую силу, поэтому, например, чтобы остановить град, выбрасывали ветки вербы на двор. Прутом с вербы весной выгоняли скот на пастбище, чтобы животные не подхватили какую-нибудь болезнь. Украинцы верили, что верба, наполненная весенними соками, передает человеку здоровье и силу.

Символом девичьей красоты, любви и верности считалась калина. Как оберег калину сажали возле дома, делали из ее ягод ожерелья, украшали ее кистями свадебный каравай, венок невесты.

Оберегами от нечистой силы считались мак и барвинок, поэтому их часто вывешивали над дверью и окнами. А васильки символизировали чистоту, стыдливость, человеческую доброту. Они служили оберегом грудным детям.

Нередко оберегами были женские украшения и различные предметы быта. Например, много народных поверий связано с сережками. Считалось, что они могли избавлять от головной боли. Потеря же сережек считалась дурной приметой, предвещавшей несчастье и беды.

Особое внимание уделялось рушникам — старинным оберегам дома и семьи. В древности вышитый соответствующими узорами-символами рушник был непременным атрибутом многих обрядов: на рушник вставали молодожены на свадьбе, с рушником приходили к роженице, чтобы запеленать в него новорожденного, встречали и провожали дорогих гостей, провожали в последний путь, украшали образá.

Кроме обрядового значения, рушники имели и сугубо практическое применение. Названия рушникам давались соответственно их назначению. Например, для вытирания лица и рук — утиральник, для украшения образов — покутник, для брачных церемоний — свадебный, для похорон — похоронный, для того чтобы повязать сватов — плечевой и т. п. Помимо этого рушники были своеобразным талисманом, которым начинали какое-то дело или заканчивали его. При строительстве дома рушниками застилались нижние уровни здания, хлебом-солью на рушнике освящалось начало жатвы, на рушниках опускали гроб с телом покойного; обмениваясь рушниками, скрепляли сделки и т. п. В соответствии с назначением рушники различались и по технике изготовления и вышивке. В разных регионах есть свои характерные цвета и орнаменты рушников. Так, например, различают «подольские», «полесские», «киевские», «гуцульские», «галичские» и «бу-ковинские» рушники.

Украинское народное искусство

Традиционное народное искусство украинцев являлось составной частью их жизни - оно сопровождало человека от рождения до смерти. Любой предмет материальной культуры украинцы тщательно украшали, проявляя свою фантазию и мастерство; секреты мастеров передавались по наследству, тем самым вырабатывалась традиция, характерная для различных групп этноса. Предметом народного искусства следует считать украинскую вышивку. Она широко использовалась в народном костюме и в быту. Вышивка украинского костюма богата и разнообразна. Ею украшали женские и мужские рубахи, верхнюю одежду, головные уборы. Мотивы орнаментов, композиции, цвета передавались из поколения в поколение, становясь традиционными. Орнаментальные мотивы были геометрическими (ромбы, розетки, звезды), растительными. Способов вышивания и их разновидностей имелось много.

Древнейшими видами народной вышивки были заволiкання, занизування и настилування. Вариантом последней техники является широко распространенная на Украине вышивка гладью. Известная техника вирiзування обычно применялась с другими видами вышивки. Кроме эстетического значения, вышивка на одежде нередко маркировала возраст людей, их семейное и социальное положение. По цветовой гамме вышивки украинские сорочки делятся на одноцветные, двухцветные и полихромные. Первые характерны для Польши, Черниговщины и Полтавщины, двухцветные - преимущественно для Киевщины и большей части Подолья, полихромные - для Западного Подолья и Карпат. Для вышивок северной части Украины (северные районы Черниговщины и Волыни) характерен красный цвет.

Вышивка этих районов аналогична русской и белорусской.

В средней полосе Украины (юг Черниговщины, Полтавщина, Харьковщина, Киевщина, северные регионы Днепропетровщины и Херсонщины) красные цвет встречается наряду с синим, реже - с черным. В южных районах к этим цветам присоединяется желтый. В Подолье черный цвет встречается в соединении с красным. В районах, граничащих с Бессарабией и Буковиной, встречается вышивка, обогащенная бисером и металлическими украшениями, что сближает ее с молдавской и южнославянской. Закарпатские тканые изделия примыкают к белорусско-русским. На Гуцульщине получил многостороннее развитие типичный для всех восточных славян прием орнаментации тканей в виде чередующихся гладких и орнаментированных полос и бордюров. В Украинском художественном ткачестве получила широкое развитие растительная орнаментика, излюбленным мотивом при этом стал ветвистый цветок или дерево. Этот мотив характерен как для рушников, так и для ковроткачества, распространенного на Украине повсеместно, но особенно в центральной и восточной ее областях. Для крашения одежды и шерстяной пряжи украинцы использовалирастительность - траву, кору деревьев, цветы. В описаниях Кинель-Черкасской слободы П.С.Палласом представлен уникальный способ изготовления краски из природного червеца: "С половины июня до половины июля месяца бабы и дети обыкновенно упражняются перед жатвою в собирании червеца. Они ищут сего насекомого на сухих и тощих местах, по большей части около корня земляницы, которая у них клубайка называется, также при редко растущей траве, мохна называемой. Они вырезывают сию траву ножиком и собирают в сосуде находящиеся на верхней части корня синие пузырьки, коих числом до 10 и до 12 бывает на одном растении, и в котором находится красильное насекомое. Сии пузырьки, смотря по погоде, приходят в совершенство в июне месяце, а в июле начинает уже сие насекомое вылупаться, что и черкасским бабам довольно известно. Сугубо символическими были орнаментальные мотивы, использовавшиеся в вышивке одежды. «Дерево Жизни» — очень распространенный символ в вышивках, резьбе и народных росписях. Оно олицетворяло непостижимую творческую силу. «Виноград» был символом благосостояния, счастливого брака, «барвинок» — символом любви. А любимое всеми без исключения украинцами изображение петуха означало пробуждение природы, переход от смерти к жизни.

Но самым главным оберегом украинского народа была Берегиня — женщина-мать. Ее слово, тепло и ласка лечили и возвращали силы после болезней, защищали от злых сил и давали вдохновение. Берегиня, как верили украинцы, поддерживает домашний очаг, оберегает каждую новую жизнь.

Украинская национальная одежда

Украинская национальная одежда — это, безусловно, яркое и самобытное культурное явление. В ней словно отражена живописная природа Украины, художественная одаренность и вкус нашего народа.

Самобытная украинская национальная одежда — это, прежде всего, одежда жителей Центральной Украины, поскольку в костюмах населения пограничных территорий — Полесья, Лемковщины, Бойкивщини, Гуцульщини и Буковины — заметно влияние других культур (польской, румынской или венгерской).

История украинской народной одежды тесно связана с традициями Киевской Руси. Свидетельства этого можно найти в Ипатьевской летописи или в знаменитом «Слове о полку Игореве», где упоминаются такие предметы одежды, как кожух, рубашка, свита, корзно (старинный плащ) и другие. С того времени в обиходе сохранилась и наиболее распространенная женская одежда — длинная подпоясанная сорочка. Она обычно вышивалась магическими орнаментами, большей частью геометрической формы. Самой распространенной фигурой был ромб с крючками. В зависимости от места его расположения этот символ мог означать землю, плодородие или женщину. От древнерусских же времен ведет свое начало и обычай использовать в девичьем головном уборе разноцветные шерстяные нити, утиное перо, различные душистые травы. В сельских районах Поднестровья и Приднепровья этот обычай сохранялся до начала XX века.

Особенно живописным и самобытным был женский украинский костюм. Он состоял из уже упомянутой удлиненной сорочки-вышиванки, подпоясанной пестрым поясом-кромкой, запаски или плахты — поясной одежды из двух частично сшитых отрезов клетчатой шерстяной ткани. Эта одежда дополнялась корсеткой, т. е, безрукавкой из тонкой шерстяной материи, бархата или шелка, и фартуком, украшенным снизу вышивкой. На Левобережье на рукавах, вороте, на нагрудной части и по низу рубашки вышивались льняной бледно-серой нитью, а на Правобережье — красной и черной. Дополнением к одежде служили цветные ленты и мониста, придававшие ей праздничность.

В начале XX столетия запаски и плахты были постепенно вытеснены юбками и платьями фабричного производства, но и они в разных регионах имели свои особенности. Обувались украинки в ботинки на невысоком каблуке, со шнуровкой или пуговицами, а зимой носили украшенные орнаментом кожаные сапожки преимущественно красного цвета.

Особым элементом женской одежды был головной убор. Он свидетельствовал о семейном положении женщины: незамужние девушки носили венок, украшенный разными украшениями — бронзовыми или серебряными подвесками, монетами, лентами, цветами, а замужние женщины — высокий очипок, покрытый плотно закрывавшим волосы куском тонкой белой ткани. Ходить простоволосой, т. е. «светить» волосами, было тяжким грехом. Считалось, что это могло вызвать неурожай, падеж скота и другие беды.

Женская и мужская одежда разных регионов Украины конца XIX — начала XX в.
Мужская одежда была менее яркой, но достаточно выразительной. Костюм мужчины состоял из длинной рубашки, широких шаровар или узких штанов, безрукавки, похожей на современную жилетку, и пояса с длинными кистями. Обувались украинцы в сапоги, преимущественно черного цвета. Среди жителей Западной Украины имели широкое употребление постолы, или лычаки, — мягкая обувь из целого куска кожи без пришивной подошвы. Их обычно носили с онучами, привязывая к ногам веревками. Летом повседневным головным убором украинцев были соломенные брыли. На Гуцульщине и в Карпатах мужчины носили черные фетровые шляпы-кресани, украшенные узорной пряжкой или разноцветными шнуровками, за которые вставлялось птичье перо. Зимние шапки изготовлялись преимущественно из овчины или из сукна с меховой опушкой. На Черниговщине носили малахаи — меховые шапки с наушниками, которые были похожи на современные шапки-ушанки.

Зимой и мужчины, и женщины одевались в кожухи из выдубленных овечьих шкур. Популярной верхней одеждой были также жупаны, свитки или епанчи.

Сегодня в повседневной жизни преобладает европейский стиль одежды. Но национальные традиции живы до сих пор. Свое воплощение они находят в одежде созданной современными украинскими модельерами: легких и теплых полушубках-дубленках, высоких и удобных женских сапожках, мужских шляпах, в украшенных изысканной народной вышивкой блузах, платьях и юбках.

Украинская кухня

Украина издавна славилась своей кухней. Ее блюда были известны далеко за пределами страны. Это обусловлено прежде всего высокими вкусовыми и питательными свойствами, разнообразием используемых продуктов и способом кулинарной обработки. Ведь одних только способов приготовления борща насчитывается более 30, а в его состав входит около 20 наименований различных продуктов.

В украинской кулинарии десятки тысяч рецептов блюд, которых отличает простота приготовления и прекрасные вкусовые качества. Украинцы шутят по поводу своей кухни: "У нас просто: борщ, каша и третья кваша". Кому не известны украинские борщи, пампушки, галушки, вареники, коржи, калачи, гречаники, фаршированная рыба, шпигованное сало, жаркое, буженина. Многие блюда отличаются удачным сочетанием овощей и мяса. Особенно вкусны и полезны блюда с грибами: украинский борщ с грибными ушками, карп с грибами, яичница с грибами, грибы в сметане, вареники с картофелем и грибами, утка с домашней лапшой и грибами и другие.

Для украинской кухни характерны разнообразные способы приготовления пищи: жарение, тушение, варка, запекание, пассировка. Очень вкусные блюда, запеченные в специальных керамических горшочках: жаркое, вареники со сметаной, тушенная капуста, картофель с мясом и черносливом.

Народ Украины славится своей гостеприимностью, ибо "веселый гость - всему дому радость". В украинской хате на столе на вышитом рушнике всегда лежал хлеб, а рядом - соль.

По древнему обычаю хлеб-соль подносили дорогим гостям в знак глубокого уважения.

Современное кулинарное искусство сохранило и обогатило давние добрые традиции. И сегодня ни один семейный праздник не обходится без рулетов, кручеников, жаркого, холодца, ветчины, пирожков с капустой, творогом, мясом, грибами, домашней колбасы, голубцов, вареников.

В украинской кухне нашли свое отражение культурно-бытовые традиции всех регионов. Каждый этнографический район Украины имеет и особенности кухни.

Большое внимание в украинской кулинарии уделяется вкусовым качествам блюд, поэтому используется множество пряностей. Для приправ на Украине выращивают тмин, лук, чеснок, хрен, мяту, перец, чебрец, петрушку, пастернак. Немало блюд ароматизируют свежей зеленью укропа, петрушки.

Любимые напитки украинцев - квасы (хлебный, свекольный, яблочный, березовый, клюквенный, калиновый, малиновый, грушевый), узвары из сушеных и свежих яблок, груш, слив, вишен, медовая сита, пиво. Распространены также варенуха, пеленка, спотыкач, муселец, разнообразные настойки и наливки из фрукт и ягод.

Украинская кухня, как многоцветная мозаика, вобрала в себя рецепты блюд всех многонациональных народов, которые в свое время обитали на нашей территории, а это иранцы, татаро-монголы, народы севера и многие другие. Как ни в какой другой стране, все праздники на Украине сопровождаются богатым застольем, полным дарами щедрой украинской земли.

Традиционное жилье и быт украинцев.

Быт украинского народа развивался и изменялся на протяжении веков, вбирая в себя опыт многочисленных поколений и традиции различных исторических эпох. На возникновение различных типов жилья в значительной мере оказывали влияние и особенности природно-географических и социально-экономических условий, существовавшие в разных регионах Украины. В своей основе украинские усадьбы имели много общих восточно-славянских признаков, но вместе с тем имели и характерные отличия, придававшие им яркую национальную выразительность.

На большей части территории Украины сформировался открытый тип двора, в котором земельный участок, непосредственно прилегавший к дому и хозяйственным постройкам, оставался под открытым небом. В прошлом жилье строили из дерева (колод или бруса), которое затем обмазывали глиной. Большей частью эти дома имели одно помещение. Иногда такое сооружение почти полностью заглублялось в грунт или имело земляную подсыпку стен наподобие завалинки. Это были землянки или полуземлянки. По такой технологии строилось и временное жилье пастухов и лесорубов в Карпатах — так называемые колыбы.

Разновидностью земляного жилья были постройки из глины или самана — блоков, изготовленных из глиняно-соломенной смеси. Глинобитные дома строились в тех районах Украины, где не хватало леса. Чаще всего даже крыша такого дома делалась из соломы. Такой дом обмазывался раствором белой глины или извести. Именно применение извести в качестве наружного материала отличало украинские хаты от русских и белорусских домов. Широко использовали украинцы в строительстве и другие местные материалы — хворост, камыш, солому, камень. Иногда здания строились из природного камня и известняка, ракушечника, мела, туфа. Стены домов и хозяйственных построек из природного камня были очень массивными — их толщина достигала 60-70 см. Их скрепляли глиняным раствором и тоже белили снаружи.
Еще во времена Киевской Руси в украинских селах строили жилье из самых разнообразных местных строительных материалов. А запорожские казаки сооружали свои зимовья из дерева, лозы, камыша, обмазывали глиной, а потом белили. Камень же большей частью использовали в городском строительстве. Большой вклад в развитие технологии строительства на южноукраинских землях в XVIII веке внесли колонисты — выходцы из стран Западной Европы и Балканского полуострова. От них пошла и технология закладки фундамента, на котором возводились стены. До того пол в украинских сельских хатах был земляным или глиняным. С появлением фундамента зажиточные крестьяне начали стелить деревянный пол.

Непосредственно возле дома находились разнообразные хозяйственные постройки: овины, амбары, хлева, конюшни, курятники, помещения для откорма свиней, погреба.

Во многих дворах были колодцы и летние кухни.

Украинское дореволюционное село.
Внутреннее убранство домов было достаточно простым. Оно состояло из деревянных лавок, полок, помоста для отдыха или глинобитной лежанки. Возле входа стояла печь, топившаяся обычно «по-черному», т. е. без трубы. Распространена была и так называемая грубка (печь с дымоходом). Напротив входа обычно оборудовалось место, где стояли стол или сундук, а также лавки. Здесь висели украшенные рушниками иконы. Возле двери и над нею находилась полка для посуды и предметов обихода.

Интерьер полесского дома. Интерьер дома на Черкасщине.
В конце XIX — начале XX века в Украине распространилось строительство из кирпича и другого фабричного материала. Зажиточные слои населения возводили из него просторные и теплые дома или обкладывали кирпичом стены деревянных домов.

В наше время интерьер многих сельских домов ничем не отличается от интерьера современной квартиры. В доме имеется, как правило, несколько комнат и все необходимые для жизни удобства, мебель и бытовая техника. Но это не значит, что сельские жители забыли традиции предков. Как и раньше, убранство многих сельских домов радует вышитыми рушниками, салфетками, домоткаными дорожками и коврами.

Родной дом всегда играл большую роль в семейной жизни украинцев. Недаром в народе говорили: «Хто рiдну оселю забуває, той в життi долi не має», «Своя хата — своя правда, своя стрiха — своя втiха». Понятно, конечно, что в этих поговорках речь идет не столько о доме как о жилье, сколько о семье. Во времена Киевской Руси и в период Средневековья (XV-XVI вв.) для территори1и Украины была характерна большая патриархальная семья, или домашняя община, известная под названием «семья», «дворище». Но наряду с ними существовали и небольшие семьи. По обыкновению семья состояла из родителей и неженатых детей. Чаще всего в ней было пять или шесть человек.

За распорядком хозяйственных работ в украинской крестьянской семье следил отец. Он каждый день за ужином подытоживал, что было сделано в течение дня, и давал задание каждому члену семьи на следующий день. Воля отца в крестьянских семьях была законом. Рабочий день начинался очень рано; летом — в четвертом-пятом часу, зимой — в пятом-шестом. Быстро позавтракав, все, кто мог работать, отправлялись в поле. Если оно находилось недалеко от усадьбы, то около полудня семья возвращалась домой на обед, если же далеко, то обед брали с собой или его приносил кто-то из членов семьи, чаще всего дети. В этом случае за одним столом вся семья собиралась только поздно вечером. После ужина готовились к следующему дню — чинили инвентарь, осматривали скот. Зимой работы было меньше. Правда, не для всех. Женщины и зимой вставали очень рано, готовили пищу, убирали в доме, занимались хозяйством, пряли, ткали, чинили одежду, шили и вышивали рубашки.

В семье существовало раз и навсегда установленное распределение дел на «мужские», «женские» и «общие». Женщина ухаживала за огородом, собирала и перерабатывала урожай овощей, готовила еду, обрабатывала лен и коноплю, пряла, ткала, шила рубашки, стирала одежду, присматривала за птицей, коровой, свиньями. Кроме того, она должна была заботиться о муже и детях, убирала в доме. В обязанность мужчины входила работа в поле, изготовление и починка сельскохозяйственного инвентаря, заготовка топлива и строительных материалов, уход за рабочим скотом. Совместно семья собирала урожай на поле (например, мужчина косил, а женщина вязала снопы). Женщина должна была помогать мужчине во всем, однако мужчина считал зазорным для себя выполнять какую бы то ни было женскую работу и почти никогда за нее не брался.

Крестьянские семьи обычно были многодетными. Но присматривать за детьми матери было некогда: вся работа по дому держалась на ней. Поэтому за грудными детьми приглядывали старшие братья и сестры. Кормили младших детей тем же, что ели дети постарше, только грудным детям старались давать побольше молока. Спали грудные дети обычно в ивовых или дощатых колыбелях, на дно которых клали сено и застилали его полотняными пеленками. Старшие дети обычно спали все вместе на полатях — настиле из досок между печью и стеной, часто вместе со взрослыми. Когда дети немного подрастали, их приучали к работе, поначалу — не очень трудной — пасти гусей, носить пищу родителям. Потом сыновья начинали помогать отцу в поле, а дочери — матери по дому. Девочки также учились готовить, прясть, ткать.

Любовь к родительскому дому была воплощением любви украинцев к своему роду, к родному краю. Тем не менее эти понятные каждому человеку чувства не всегда воспринимались надлежащим образом. Кое-кто усматривал в этом якобы присущее украинцам стремление к обособленности, индивидуалистическому образу жизни, ведь недаром, говорили эти горе-коллективисты, существует известная украинская присказка: «Моя хата с краю». Впрочем, общественная жизнь занимала видное место в жизни украинцев. Традиционными формами ее были сельские общины — громады. Устное народное творчество наглядно демонстрирует отношение народа к общине как к коллективной силе: «Громада — великий чоловiк», «Що громада скаже, то й пан не поможе». Через своих полномочных представителей громада решала вопросы, связанные с земельной собственностью, проступками членов общины, осуществляла контроль за состоянием крестьянских хозяйств, за использованием общественных лесов и пастбищ, следила за работой корчмы, ярмарок, за состоянием дорог, мостов, общественных зданий. Без нее не обходилось ни одно более или менее значительное событие на селе.

Традиционной для громады была коллективная взаимопомощь крестьян при выполнении особенно трудоемких работ — так называемой «толоки». Селяне при необходимости всем миром участвовали в полевых роботах, сборе урожая, сооружении жилья и хозяйственных построек и т. п. Недаром в народе говорили: «Без толоки як без руки: нi хати не зробиш, нi сiна не скосиш». Такая коллективная работа по обыкновению выполнялась в духе шутливого соревнования и сопровождалась песнями и шутками. Община считала такую трудовую помощь почетным делом каждого члена.
На Полесье бытовала давняя традиция общего хозяйствования — так называемое сябринство, объединявшее родственников или соседей. Заметную роль в общественной жизни играли и артели — косарей, чумаков, молотильщиков, табунщиков и др.
Сельская громада была не только органом местного самоуправления, именно благодаря ей сохранялись и передавались из поколения в поколение народные обычаи и традиции.

Библиография:

Скляренко, В. М.. Все об Украине [Текст]: общие сведения, история, наука, культура, образование, спорт, достопримечательности, полезные мелочи и советы / В. Скляренко, Я. Батий, М. Панкова; предисл. Ю. Макарова. - Харьков: ФОЛИО, 2008. - 569, [1] с.: ил., портр. - (Страны мира). - Библиогр.: с. 567-568. - ISBN 978-966-03-3902-6: 1242.00 р. Авт. на обл. не указаны

Украина: Энциклопедия для детей среднего школьного возраста / Авт.-составители В.М. Скляренко, Т.В. Иовлева, В.В. Мирошникова, М.А. Панкова; Худож.-оформитель Л.И. Киркач-Осипова. - Харьков: Фолио, 2007. - 463 с. - (Детская энциклопедия

Cвадьба
Сватанье Естественно, что сватанью уделялось повышенное внимание. Это сейчас можно где угодно сделать девушке предложение, не особо задумываясь над тем, как это обыграть и обставить. А раньше каждая мелочь учитывалась, тщательно обдумывалось каждое слово, с которым сваты шли за «товаром» — невестой. Наиболее колоритно и красиво сватанье, конечно, проходило в сельской местности. Там весь процесс состоял из нескольких значимых этапов, целого комплекса ритуалов. Узнав о намерении сына обзавестись семьей, родители долго и серьезно обсуждали выбор своего чада, советовались с родственниками. Если девушка была малознакомой, то пытались выведать о ней как можно больше информации — «кота в мешке» в свою хату никто не хотел брать. Старостами (послами от жениха) обычно выбирались уважаемые люди, часто это были крестные молодого, причем — как мужчины, так и женщины, но обязательно общительные, ведь от их красноречия часто зависело появится ли новая семья или молодой «купец» получит от «ворот поворот» в виде традиционного украинского «гарбуза» — тыквы. Вместе с ними порой ходили родители жениха, а иногда — его братья и сестры. Разговор обычно проходил с юмором. В разных деревнях существовали свои обычаи сватанья. Например, в некоторых регионах перед тем, как отправить сватов к невесте, их хлестали прутьями и забрасывали женскими головными уборами — это должно было принести удачу. Если девушке жених был мил, тогда она перевязывала старост рушниками, а будущему мужу передавала в подарок собственноручно вышитый платок. Если же потенциальная невеста мечтала о другом ухажере, то старостам возвращался принесенный ими хлеб, а парню сваты относили тыкву. Чтоб избежать позора, самые хитрые парубки отправляли лазутчиков, перед которыми стояла задача разузнать о намерениях девицы. Либо сваты засылались в позднее время, чтобы соседи не посмеялись над отвергнутым юношей. В маленьких селах не всегда на всех женихов хватало невест, а хозяйки в доме были нужны, поэтому иногда старосты отправлялись в соседние села. Специально для того, что «приманить» таких охотников, дома потенциальных невест пестро оформляли. Не все знают, что сватались не только парни, сами девушки иногда делали предложение руки и сердца юношам. Происходило это в том случае, если парень девушку обесчестил, а сватов засылать не торопился, тогда обманутая барышня просто приходила с вещами в дом неверного возлюбленного. Выгнать ее (дать девушке «гарбуза») считалось позором для семьи парубка. Следующим этапом после сватовства были смотрины — знакомство с родителями парубка. Свадебные украинские традиции Украинская земля очень богата разнообразными обычаями и традициями. У украинцев большинство традиций основывается на православных законах. Вот например религиозные праздники. (смотри раздел "Праздники") Самыми типично украинскими традициями являются: Сватанье В дом невесты приходили сваты - друзья или родственники жениха. Разговор они начинают с таких слов: "Ехал охотник, увидел лисицу - красную девицу, она забежала в этот двор. Мы представляем интересы жениха, хотим заполучить эту лисицу". Невеста в это время ждет в соседней комнате. Если невеста не согласна, то она выходит из комнаты и выносит "гарбуз", тыкву и вручает ее сватам. Говорят, "гарбуз получил", т.е. отказ. Тогда гости не солоно хлебавши покидают дом. Если же родители и невеста согласны, то невеста выходит к гостям с хлебом и солью. Сватов приглашают в комнату, которая называется "светлица", и ставят угощение. Гости выпивают, закусывают, хвалят жениха, а хозяева - невесту. Невеста же должна стоять у печки, опустив глаза, и ковырять печку пальцем, показывая, какая она скромная. Эта процедура называется "сговор". После сговора начинается свадебный процесс. Смотрины Родители жениха приезжают к родителям невесты на смотрины, хотя они могут их хорошо знать. Семья невесты тщательно готовится к смотринам, убираются в доме и во дворе, чтобы показать, какая невеста чистюля, в хате должны висеть вышитые рушники и скатерти, что говорит о том, что невеста хорошая рукодельница. Во время смотрин хозяева демонстрируют и обговаривают приданое. Это и сундук с добром, разными пожитками. Невеста должна обязательно иметь золотые украшения, а среди них - серёжки. Показателем благополучия является "дукач" - золотая пятирублёвая монета. Ее носят на шее. В приданое могут давать овец, лошадей, землю и т.д. Допускается торг о приданом, мол, дайте больше. Договариваются о свадьбе. Свадьба За несколько дней до свадьбы жених с невестой должны обойти всех гостей и лично пригласить их на свадьбу. Они кланяются в пояс приглашенным и говорят: "Казалы батько и маты, и мы кажем. Приходьте до нас на свадьбу". В день свадьбы подруги наряжают невесту и за ней приезжает жених на бричке (это в идеальном случае. Иногда жених может одолжить бричку у кого-нибудь для форсу). Жениха на порог не пускают: родственники, дети, друзья требуют выкуп за невесту. Таких барьеров может быть несколько: на въезде в село, на улицах, на входе в дом. Бывает, что жениху приходится пробираться околицами. После уплаты выкупа едут в церковь на венчание. При выходе из церкви молодоженов могут обсыпать зерном и хмелем. Дома у жениха их встречают родители хлебом и солью. На пороге ставят тарелку. Кто первый встанет, тот и будет в семье главным. Потом начинается пир. Очень много обычаев остались и сейчас, например, похищение невесты и ее туфли. Если до замужества девушка могла ходить с непокрытой головой, то теперь она должна собирать волосы в узел и покрывать голову платком. Стройка дома Если человеку строили хату, то ему помогали всем миром, а рассчитывались всем миром. Сначала ставили сруб. На это уходило несколько дней, в течение этого времени хозяйка должна была кормить всех мужиков, а их бывало до 20 человек и более. Естественно одна она не могла справиться, и ей помогали соседки. После того, как сруб был готов, хату надо было обмазать первый раз, "черновой обмаз". Для этого вскапывали землю, заливали ее водой, а потом засыпали соломой. После этого женщины и дети ходили там и месили землю. Полученным материалом обмазывали стены изнутри и снаружи. Первый праздник с выпивкой был, когда был полностью готов сруб, и называется "стягати сволокi". Сволокi - это балки на потолке. Бабы мазали стены, а мужики накрывали крышу соломой. Все лето хата сохнет, а где-то в августе, начале сентября более чистая мазка, обязательно с глиной, выравнивание стен дощечкой, а уж осенью ко вселению в новый дом идет побелка. В эти дни всех освобождали от работ. Обряд "Хлеб-соль" Украинский народ всегда отличался своим гостеприимством. Желанных гостей принято встречать хлебом и солью. На Руси же издревле повелось встречать молодых, вернувшихся из церкви после венчания домой, "хлебом-солью". "Хлебом-солью" встречают молодых теща и свекровь, когда молодые приезжают на место проведения свадьбы. От свекрови по правую руку становится теща и тесть, а по левую - свекор. Свекрови на руки кладется длинное полотенце, на полотенце - каравай с хорошо закрепленной в середине солонкой с солью. Молодые должны отломать по кусочку от этого каравая и, макнув в соль, съесть свои кусочки каравая. Хлеб воплощает пожелание благополучия и богатства, а вот соль играет роль оберега, защищающего от враждебных сил и злого влияния. Специально приглашенный колдун, например, брал из рук хозяйки хлеб и соль, разламывал хлеб на кусочки, круто посыпал солью и разбрасывал их по сторонам, чтобы защитить дом от злых сил. Отказываться от хлеба с солью считалось чрезвычайно неприличным. Сам факт такого угощения являлся знаком особенной приязни и доверия. Считалось, что если накормить хлебом с солью недруга, то он станет другом. Выражение "ты забыл мой хлеб да соль" считалось самым большим упреком неблагодарному человеку. Само выражение "хлеб да соль", по народному убеждению, отгоняет злых духов. "Хлеб да соль", - говорят, входя в дом, застав хозяев за едой, желая им благополучия.

правильно Украинские национальные костюмы

Традиционный мужской костюм украинцев имеет большое сходство с другими восточнославянскими - русским и белорусским. Основу мужской одежды составляют рубаха, шитая из конопляного или льняного полотна и шерстяные или суконные штаны. Рубаха, надеваемая на тело, часто служит и верхней одеждой. Отличительной особенностью мужской украинской рубахи является разрез спереди (пазушка), украшенный вышивкой. По конструкции ворота рубахи различаются - со стоячим, отложным воротником или без воротника. Вариант рубахи в этом случае собирают в сборку, ее обшивают тесьмой или узкой полоской материи, таким образом получается низкий стоячий воротник, который украинцы пришивают к вороту рубахи не сверху, а снизу. Известен украинцам и широкий отложной воротник. Рубаху застегивают или завязывают у ворота с помощью пуговиц или тесемок. Украинские мужчины носят рубаху, заправляя подол ее в штаны; в этом также просматривается отличие от способа ношения рубахи поверх штанов у русских и белоруссов, что объясняется заимствованиями украинцев от восточных кочевых народов. В покрое рубахи у всех восточнославянских народов были известны вставки под мышками из трех- четырехугольных кусков ткани. Однако донские казаки считали отсутствие ластовиц признаком отличия от “мужиков”, т.е. от крестьян, которым казаки всегда противопоставляли себя. На плечах украинские рубахи имели нашивки, напоминающие погоны или вышитые вставки - “уставки”.
Штаны (штани, гачi, споднi, шаровари, холошi, ногавки, портки, убрання, портяницi) украинцы закрепляли на теле с помощью шнурка или ремня (очкур, гачник), - его украинцы носили с пряжкой. Украинские штаны, особенно штаны казаков, отличались очень большой шириной. Между штанинками (холоша, ногавиця) вшивалась матня. Она изготовлялась из прямоугольных кусков материи с подшитым внизу параллелограммом, таким образом образовывалось подобие мешка. Штаны шились из холста или сукна, украинские гуцулы украшали с изнанки вышивкой нижний край красных суконных штанов; вышивали светло-желтыми и зелеными шерстяными нитками, вышитые концы штанин всегда отгибали наверх.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 4160 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.027 с)...