Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

О социальном значении праздника



Обращение к исследованию феномена праздника сегодня весьма актуально, поскольку праздник является важнейшей составляющей социума 21 века. Праздник сегодня понимается как коммуникационная технология, как приём консолидации различных сообществ и способ трансляции различных социальных и коммерческих идей. Праздник, как коммуникационная технология служит созданию и увеличению символического капитала компаний, брендов, персон. Эстетические законы создания праздника сегодня используются как осознанный инструментарий воздействия на человека с целью его приобщения к идеям и ценностям той или иной корпорации, сообщества. В современную эпоху создание праздников становится отраслью профессиональной деятельности, проявляются специалисты, event-менеджеры и event-агентства, которые предлагают широкий ассортимент «праздничных» услуг (от англ. Event – событие, мероприятие).

Праздник является уникальным феноменом культуры. Исторические основания праздника уходят в древнейшие эпохи. Праздник имеет различные социальные функции, к которым относятся, прежде всего, формирование общности, мировоззрения, нравственных ориентиров, эстетических предпочтений. Праздник – одна из наиболее распространённых форм хранения и трансляции социально значимого опыта. Праздник, являясь формой эстетической и художественной деятельности, включённой непосредственно в ткань социально-культурной реальности, отражает картину мира и модель социума, в котором он существует.

Праздник публичен и демонстративен, потому что он репрезентирует социально значимую идею или утверждает новый социальный статус. Праздник создаёт и поддерживает ощущение общности, участвовать в нём – значит стать частью целого, обрести свою идентичность. Способствует этому и церемониал праздника, в котором слово, музыка, движение, свет и цвет, художественно воплощающие идею, создают особую атмосферу.

Праздник публично постулирует какую-либо социальную идею. Средствами праздника новая социальная идея обретает свою легитимность. Праздник – это своего рода массовое публичное признание новой идеи. Участники, пришедшие на праздник, уже самим актом участия, действием того, что они пришли и, следовательно, разделили этот праздник, как бы выражают признание идеи. История неоднократно фиксирует этот феномен. Смена исторических эпох и политических систем сопровождается сменой социальной мифологии, символики, зачастую сменой летоисчисления (календаря) и также сменой праздничного календаря. Можно назвать это своеобразным созданием «нового» социально-исторического времени и нового социального пространства со всей его символикой и атрибутикой.

Распространение и возрастающая популярность массового праздника связаны с его своеобразием, которое в первую очередь состоит в том, что он в любом практическом проявлении всегда имеет глубокие социально-психологические корни, полностью исключает элементы случайности при постановке. Массовый праздник не может быть намечен и проведен тогда, когда этого хочет лишь тот или иной организатор, то или иное учреждение. Он проводится только тогда, когда в широкой массе людей существует потребность именно в этом, а не в другом праздничном действе, когда налицо стремление или готовность к нему, т. е. назрела определенная праздничная ситуация.

А.В. Луначарский1 видел в любом празднике несколько важных компонентов и среди них в первую очередь выделял порыв масс и замысел руководителей. Главным условием успешного проведения массового праздника, по его мнению, является такая его организация, при которой естественный порыв масс, с одной стороны, и полный энтузиазма, искренний замысел руководителей – с другой, сливались между собой. Естественный порыв масс, о котором говорил Луначарский, или праздничную ситуацию невозможно увидеть и правильно использовать без глубокого понимания сущности праздника.

«Праздник – это особое, многостороннее общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом».

Уже по его распространенности среди всех без исключения народов мира можно судить о той непреходящей ценности, которую имеют праздники для человека и общества. Глубокие же корни праздников, уходящие в эпоху «детства» человечества, свидетельствуют о том, что они выступают как одна из древнейших, первичных форм человеческой культуры. Являясь органической составной частью социальной жизни общества, праздник в то же время соизмеряет с нею жизнедеятельность каждого человека, выступает как средоточие свободной жизнедеятельности масс, обеспечивающее по отношению к отдельно взятой личности функцию разрядки, снятия эмоциональной напряженности.

Такое своеобразие праздника превращает отданное ему свободное время человека в ценность культуры, имеющую ярко выраженный личностный характер, делает это свободное время истинным богатством в системе других ценностей человеческого существования.

«Социальная сущность праздника, в первую очередь, проявляется в том, что он представляет собой тип социального действия людей, объединяющий их идейно, утверждающий мировоззрение данного общества, его политические, нравственные и эстетические идеалы».

Праздник является продолжением жизни общества, его будней, только другими средствами, в других формах. В самой природе человека заложена необходимость гармоничного сочетания будней и праздников, потребность подытожить тот или иной этап своей деятельности, услышать оценку своего вклада в решение той или иной общественной задачи. Чем значительнее социальный прогресс, интенсивнее ритм жизни и напряженнее трудовая деятельность, тем более необходимой становится праздничная разрядка.

Связь праздника с повседневными трудовыми буднями осуществляется через праздничное осмысление труда, через создание атмосферы праздника будней.

Убедительным примером создания такой праздничной атмосферы являются многочисленные трудовые праздники советского общества, дающие людям возможность осмыслить свой повседневный труд, посмотреть на него иными глазами, ощутить в нём высокое стремление.

В Советское время повсеместно возникали и входили в традицию праздники посвящения в специальность, первый заработной платы, слёты победителей социалистического соревнования, состязания и трудовые юбилеи.

Таким образом, можно рассматривать праздник как особый вид социально-культурного действия народных масс в часы досуга. Он представляет в то же время момент отдыха, переключения, эмоциональной разрядки.

Сочетание различных форм самовыражения масс с восприятием зрелища выражает сущность праздника. Массовый праздник как особый вид социально-культурной жизни людей предполагает множество типов такого действа, в числе которых наиболее значительными представляются торжество, зрелище, обряд, ритуал и карнавал.
Преобладание того или иного типа социально-культурного действия людей в общем объеме массового праздника накладывает отпечаток на весь этот праздник и формирует его.

Если сравнивать праздник с представлением, то можно сделать определенный вывод. «Понятие «праздник» - более широкое, чем преставление. Праздник всегда отличается широким, активным и творческим участием массы – поэтому он и называется массовым. Он рассредоточен на обширной территории, не предусматривает локальной сценической площадки и по существу не имеет границ».

«Праздничность, или праздничное настроение, есть конкретный отклик каждого человека на праздничное событие. Праздничность, или праздничное настроение, как особое состояние человека воплощает в себе потребности, вызванные праздником».

Каковы же эти социальные потребности, рождающие праздничный настрой у людей? Прежде всего, это потребность к всеобщему ощущению, стремление к единой цели. Праздник всегда связан с переломными, этапными моментами в жизни природы, общества, человека. Именно эти моменты, выраженные в конкретных формах определенных праздников, и создают специфическую праздничность. Чем значительнее то или иное событие, лежащее в основе праздника, тем сильнее потребность у человека ощутить свою причастность к нему, выразить свое отношение, соединить свои чувства с чувствами других людей.

«Ощущение личной причастности к событию, к отмечающей это событие общности есть стержень праздничности, побудительный стимул к действию вместе со всеми, с массой.
Это ощущение, в свою очередь, рождает у человека потребность в широком социальном общении, которое основано на причастности к празднику и представляет собой вид праздничного действия. Потребность в таком широком общении – другая важная черта праздничности как особого состояния человека».

Праздничность характеризуется особым общественным настроением, настроением торжества, радости, оптимизма, которое вызывается коллективными эмоциями, возникающими в праздничном общении.

Общественное настроение является важнейшим фактором, побуждающим людей к деятельности, накладывающим отпечаток на поведение значительных слоев общества.

Основными чертами, создающими праздничность как особое состояние человека под воздействием конкретного праздника являются:
- ощущение личной причастности;
- стремление к широкому общению;
- особый эмоциональный настрой, вызванный общественным настроением.

«Благодаря особой силе эмоционально-психологического воздействия на человека празднество, неоднократно повторяясь, перерастает в традицию, способствующую формированию духовного и морального облика человека, воздействующую на социально-экономические, политические, правовые, нравственные, эстетические и другие отношения между людьми».

Входя в народный быт, новые праздники подхватывают и все лучшее, созвучное нам из прежних устоявшихся традиций и отбрасывают все консервативное и реакционное в них.
Праздничная ситуация является социально-психологической основой массового праздника, и в то же время ее поиски являются конкретным педагогическим требованием к его организации.

Понятие праздничной ситуации дает возможность поставить вопрос о классификации праздников. Одним из первых предложил свою классификацию еще в 19 в.И. М. Снегирев2. Он делил праздники на подвижные и неподвижные, т. е. имеющие или не имеющие точной даты, исключительные, т. е. связанные с особым событием, сельские и городские, отечественные и заимствованные.

Существуют различные варианты классификаций праздников, рассмотрение которых дает возможность проследить развитие идей в этом направлении.

Наиболее распространенная в 20 в. система классификации исходит из распределения праздника по временам года, сезонам, календарю. Этот принцип чрезвычайно узок, ограничен, так как оставляет вне классификации многие праздники и, кроме того, носит местный характер. Широкое распространение получило также деление праздников на религиозные и нерелигиозные. В этом случае за принцип классификации принимается отношение праздника и религии, подчеркивается его первоначально религиозное, мистическое происхождение и последующее разделение на две линии.

Исследователь В. И. Брудный3, показывая неправомочность такого деления, справедливо утверждает, что такое деление ошибочно, так как оно не соответствует материалистической, трудовой теории происхождения праздника.

Наконец, очень часто праздники классифицируются по аналогии с театральными жанрами. В этом случае за основу классификации принимаются либо сценарно-режиссерские формы его реального воплощения (массовое представление, театрализованный митинг, карнавальное шествие, мемориальный спектакль и т. д.), либо площадка действия (площадь, пак, улица, стадион, клуб).

К такой классификации праздника склонны многие искусствоведы, сценаристы, режиссеры. Но эта классификация также несовершенна, ибо праздник всегда представляет собой комплекс разнообразных действий и не может уложиться в прокрустово ложе одной зрелищной формы, одной площадки действия. А. В. Луначарский говорил, например, о необходимости сочетания праздника на открытом воздухе и в закрытом помещении, взаимодополняющих и продолжающих друг друга.

Праздник вообще – такое сложное, многостороннее явление, что, очевидно, единой всесторонней классификации его для всех времен и народов создать невозможно.

В этом случае более приемлемым может быть принцип классификации праздников по типу различной ситуации, так как она складывается из нескольких характеристик, определяется комплексом основных черт массового праздника.

Наиболее существенные из них – общественная значимость и масштабность праздничного события – становятся главными при классификации праздников. Однако, важно отметить, что масштабность праздничного события сама по себе еще не создает общественную значимость, так же как не создает праздничной ситуации.

Необходимо рассматривать общественную значимость, или масштабность в комплексе, по крайней мере, с еще одной существенной стороной праздничной ситуации – потребностью в широком социальном общении, которая определяет границы празднующей общности.

Масштаб празднуемого события и празднующей общности в комплексе дают наиболее универсальный принцип, ключ к классификации праздника.

Пользуясь этим принципом, можно выделить три основные группы праздников в нашей стране:

1) Всеобщие, отвечающие наиболее масштабным, большим событиям.

Это, прежде всего, великие праздничные даты нашей страны, имеющие всемирно-историческое значение, эпохальные события истории и наших дней, переломные моменты в природе. Социальная общность, празднующая такое событие, по существу – безгранична – это все россияне, все человечество.

Всеобщий праздник складывается из ряда конкретных праздничных действий отдельных социальных групп: рабочих, интеллигенции, молодежи, различных коллективов, движимых единым порывом.

2) Локальные, вызываемые событием, имеющим значение для определенной празднующей общности.

Это самый подвижный, многообразный слой праздников. К этой группе относятся и праздники отдельных наций, и праздники различных категорий трудящихся, и праздники отдельных возрастных групп, и праздники по профессиям, и праздничные даты отдельных российских городов, сел, трудовых коллективов, учебных заведений, и многие другие – в каждом конкретном случае масштаб события определяет масштаб празднующей общности.

3) Личностные, вызываемые событием, имеющем значение для отдельной личности, семьи, группы людей.

Вообще, «границы праздников чрезвычайно подвижны, так любая празднующая общность становится ярким, праздничным зрелищем для остальной массы людей, вызывает у неё сходные эмоции и приобщает к празднику».

Организаторам праздников всегда нужно обращать внимание на это обстоятельство, учитывая, что оно таит в себе большие потенциальные воспитательные возможности.


Заключение

Праздник связан со свободным временем, временем праздности, отдыха, весельем, определенным ритуалом, приёмом, пиршеством, потреблением, растратами. Факторы, обосновавшие общественную потребность в празднике, имеют постоянный характер; обобщённо говоря, это – ритмические явления жизни, изменчивость отрезков времени, как в тех случаях, когда мы имеем дело с природным циклом, так и тогда, когда речь идёт о времени человеческой жизнедеятельности, мифическом, легендарном или историческом, действительном. Праздник, мы определяем как некий пласт духовной культуры социума, действенное выражение людьми психологического состояния и умонастроения в период переживания ими важнейших переломных явлений в развитии природы, общества и в личной жизни (или имитация таких явлений) при их адекватном отображении в сознании. Праздник выступает как антитеза будням, разрыв в повседневности, специфическая кратковременная форма человеческого бытия. Праздник как социальный институт, существуя, изменяясь и функционируя в обществе, является своеобразным зеркалом социальных противоречий.

Подводя итог всему ранее сказанному, хотелось бы обратить внимание на следующее. Праздник как событие обретает особую ценность тогда, когда становится событием, совместно и одновременно личностно проживаемым и переживаемым действом. Праздник как способ трансляции идей и формирования общности людей – константа культуры. Сегодня же создание праздника является коммуникационным феноменом; неотъемлемой частью социально-культурной практики и, бесспорно, актуальным предметом социально-культурного знания.


Примечания

1 А.В. Луначарский - (11 ноября 1875 года — 26 декабря 1933 года) — русский советский писатель, общественный и политический деятель, переводчик, публицист, критик, искусствовед.

2 И. М. Снегирёв - (23 апреля 1793 (17930504) года —9 декабря 1868 года) — русский историк, этнограф, фольклорист, археолог, искусствовед, участник кружка Н. П. Румянцева, сторонник теории официальной народности, первый исследователь русского лубка, составитель подробнейшего описания московских церквей и монастырей.

3 В. И. Брудный – (17 января 1924) - заместитель директора Одесского общественного института социальных технологий, член правления и научный консультант Всеукраинской ассоциации содействия самоорганизации населения, член Национального союза журналистов, шеф-редактор местной газеты «Соседский вестник», активный участник нескольких социальных проектов.


Список использованной литературы

1. Вершковский Э.В. Режиссура массовых клубных представлений. Л., 1981.

2. Генкин Д.М. Массовые праздники. М., 1975.

3. Мазаев А.И. Праздник, как социально-художественное явлении. М., 1978.

4. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. М., 1986.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 3080 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...