Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Художественно-публицистические очерки



Жанры сатирической публицистики

Инвектива

Спецификой коммуникативного задания «обзывалок» можно назвать инвективы, основанные на пародировании, обыгрывании имен первых лиц государства.

Жанровый архетип инвективы - обличительное послание, ради опровержения противника широко использующее нападки на личные его черты, нравственные и интимные качества. Современная инвектива - это жанр оскорбительной, отталкивающей, жестокой, безжалостной насмешки, основанной на антипатии. Инвектива использует ради оскорбления разнообразные средства негативной оценки – от экспрессивных слов и оборотов, находящихся в пределах литературного словоупотребления, до негативно ориентированной и бранной лексики. Огрубение на лексическом уровне выражается, в частности, в более широком употреблении вульгаризмов, грубых просторечных и жаргонных слов и выражений.

Оскорбление – тип отрицательно-эмотивных высказываний. Стилистически маркированным, эмоционально окрашенным оказывается примерно каждое десятое слово.

В текстах содержатся пренебрежительные замечания или намеки, способные унизить героя, а именно: ироническое обыгрывание его имени, фамилии, деталей внешности; упоминание о нем как о преступнике, хотя это не установлено судом; недоброжелательные реплики по поводу национальности, религии, болезней и физических недостатков.

Черты инвективы – хаос тем, своеобразный поток сознания, гиперболизация отвратительного,

Пародия

Пародия – самый древний жанр искусства. На Руси пародия составляла важнейшую часть скоморошьего творчества. Пародия – любимый «конек»многих современных авторов.

Основные методы, помогающие автору выступления в прессе создать пародию,- это гипербола, гротеск,литота, ирония.

Гипербола используется обычно для преувеличения каких-то незначительных, но характерных для пародируемой личности черт

Гротеск пригоден в тех случаях, когда необходимо высветить некие отрицательные черты пародируемого явления.

Литота применяется для преуменьшения значимости последствий, скажем, каких-то высмеиваемых мнимых великих деяний.

Ирония позволяет намекнуть на реальные желания, возможности и действия пародируемого лица.

Пародирование обычно требует очень большой точности в повторении нюансов пародируемого явления, поскольку такая точность придает определенное необходимое сходство результату пародии с тем, что пародируется.

Памфлет

Признаки памфлета – выявление логической связи между фактами, саркастическое обличение, содержащее в своей основе инвективу. Важной особенностью этого жанра является его принципиальная полемичность. Полемика в памфлете неразрывно связана с публицистическим анализом. Аналитический подход к действительности основан на выявлении противоречий, тщательном взвешивании взаимоисключающих аргументов. Полемические тенденции могут находить свое выражение в памфлете в двух вариантах: автор либо опровергает определенную систему мнений, подвергает ее критике, основываясь на высказываниях оппонента, либо высказывает свою точку зрения, утверждая ее в полемике.

Структурные признаки памфлета: наличие своеобразных композиционно-стилистических коммуникативных блоков – вводного, переходного, основного и заключительного.

А также синтез сатирических художественных и публицистических образных средств, наличие в структуре прямой политической аргументации и пропаганды, обличительная критика, носящая сугубо личностный персонифицированный характер. Памфлетный текст – это всегда суждение, сделанное на основе оценки.

Масштабность критики в памфлете очевидна: памфлет - не критика нравов, а критика социальных явлений. Это злободневное сатирическое произведение, смысл которого в конкретном социально-политическом обличении, направленном на полную дискредитацию объекта критики. Цель памфлета – вызывать у читателя негодование, порой ненависть. Для жанровых модификаций памфлета характерным являются следующие признаки: повышенная экспрессивность, обличительная направленность, обличи тельная направленность, злободневность, тенденциозность, виды комического – сарказм, ирония.

Из всех предложенных концепция наиболее продуктивной представляется теория Е.И. Журбиной («теория и практика художественно-публицистических жанров»). По ее мнению, очерк одновременно остается неотъемлемой частью и публицистики, и художественной литературы, однако при этом Журбина отмечает, что жанр вышел за пределы существующих в литературе жанровых форм «во имя очерчивания новых явлений и постановки новых проблем жизни». Ценность данного похода заключается в том, что Журбина озвучила проблему взаимодействия публицистических и беллетристических начал в очерке. Воспринимает это жанр как синтетический, имеющий двойную природу. Отсюда и его специфика, которая проявляется в образном осмыслении фактов, особых способах актуализации авторской индивидуальности, с отбором конкретных художественных приемов, со способами образного постижения мира и с поэтикой документального письма. Таким образом, «художественность – не дополнительный штрих и литературное оформление содержания в публицистике, а внутренне присущее в этом виде журналистской деятельности».

Существуют различные подходы к классификации очерка. Мы с вами будем придерживаться выделения разновидностей очерка по объекту изображения и характеру повествования. Данная типология очень подробно рассматривается Максимом Николаевичем Кимом (Жанры современной журналистики). Он выделяет:

· художественно-изобразительные. Цель: описание авторских впечатлений от увиденного, услышанного и пережитого, иными словами, сильно событийное начало. Путевой очерк.

· художественно-публицистические. В центре стоит человек, воссоздается не только образ человека, но и дается развернутая авторская трактовка судьбы конкретной личности. Портретный очерк.

· исследовательские очерки. В данном случае на первое место выдвигается социально важная проблема. Эта группа представлена проблемным, исследовательским и публицистическим очерками.

· Очерк-исследование. 60-ые годы возникает неподдельный интерес в сторону научного познания человека. Журналисты обращаются к данным, полученным в области социологии и психологии. Социологический план изучения личности предполагал исследование взаимоотношений личности и общества, а психологический – исследование различных психологических характеристик индивида. Публицистика, синтезируя научные методы познания человека с художественно-эстетическими, становится уникальным пластом человековедения. В отличие от художественной литературы исследование человека и его характера ведется с помощью научных методов анализа, а художественная – методами искусства. Сегодня исследовательский очерк: судебным и очерком-расследованием.

· Характерная черта судебного очерка – реконструкция состава преступления. Дается морально-нравственная оценка. Задача журналиста в том, чтобы помочь людям разобраться в феномене человеческого зла и понять, что привело человека к совершению преступления. Поэтому особое внимание уделяется анализу мотивов преступления. В чем сложность – найти взаимосвязь, существующую между устойчивыми свойствами личности и мотивами преступления. Вот в этом случае проявляется многоплановость.

· Очерк-расследование – достаточно новый жанр. Цель – исследование каких-либо явлений, процессов или ситуаций, требующих особого рассмотрения с использованием социологического инструментария для обнаружения скрытых сторон действительности, или человеческой деятельности.

Как таковой жанр расследования – жанр аналитический. Но в отличие от аналитики, очерк не просто дает развернутую характеристику вскрытого явления, Нои создает определенный образ человека. Так же в этом случае, главенствующим элементом является не авторская мысль, могут присутствовать пейзажные зарисовки, портреты, развернутые диалоги и т.п. Он более разноплановен и имеет полифоническую структуру. Проблемный очерк. Данный вид очерка нацелен на раскрытие сложных и противоречивых человеческих взаимоотношений. Центральное место – проблемная или конфликтная ситуация.

Проблема – форма логического обобщения, которая выражает сущностную природу конфликта ил ряда конфликтов, определяет его место в системе определенных социальных связей и отношений общества.

Конфликт – то, что предстает в конкретных жизненных реалиях, проявляется в борьбе и противостоянии сторонников.

Любой конфликт – драматичен по определению. Он побуждает человека к действию, к принятию сложных решений. Какую задачу ставит перед собой очеркист в данном случае? Показать суть инидивидульных целей героя произведения, обосновать мотивы его поведения, выявить противоположные и взаимоисключающие тенденции развития события, и главное – обрисовать субъективные и объективные предпосылки конфликта, которые возникают в жизнедеятельности индивида. Достигается эта цель очеркистом через анализ конфликтной ситуации, самоанализ человеком собственных поступков, показывает различные позиции сторон, последовательно объясняет суть происходящих событий.

Субъективные особенности – характер человека

Объективные – социальные условия, нормы жизни и т.д.

Необходимо всегда понимать, что лежит в основе коллизии: объективные или субъективные факторы. Конфликт, представляя собой неповторимую и сложную психологическую драму, где сталкиваютсяхарактеры, проявляются личности, свершаются нравственные и безнравственные поступки, позволяет в полОчерк как основная форма очерковой публицистики

Художественно-публицистические очерки

Портретный очерк. Говоря об этом виде очерков, нужно отметить, что понятие «портрет» включает в себя не только описание внешних, но и внутренних особенностей человека. Поэтому объектом отражения выступают и социальные отношения человека с другими людьми, и внутренние психологические процессы внутри отдельного человека. Сверхзадача журналиста: показать героя не просто как носителя определенных социальных ролей и функций, а как некое целостное и неповторимое образование. Поэтому человеческая жизнь рассматривается в тесной взаимосвязи с общественно-политическими, экономическими процессами в обществе, так как влияние этих факторов имеет исключительное влияние на жизнь человека.

Портретные очерки используются современными СМИ, но чаще всего – биографические и юбилейные.

В основе биографических лежит биография конкретного человека. Но журналист пытается отобрать наиболее типичные и характерные для героя факты, которые помогли бы раскрыть внутреннюю динамику духовного роста человека, нравственные поиски, взаимоотношения с окружающим миром. В чем задача? Показать взаимосвязь индивидуальной истории жизни человека и истории общества, соотношение социального опыта человека с опытом поколения и т.д. Важным компонентом очерка является обрисовкахарактера человека, которая выступает по большей части как функциональная единица, проявляющаяся в конкретных поступках человека, его духовных потребностях, поведении, в отношениях с окружающими.

Повод для написания юбилейного очерка является – юбилей известного деятеля культуры и т.д. Задача этого очерка показать позитивный вклад, который внес человек в жизнь общества. Но есть опасность написания «парадного» очерка, а юбилейная дата по сути дела должна стать лишь поводом для размышления о судьбе человека. Поэтому главное, на чем должен сконцентрироваться публицист – духовные искания личности.

Важно отметить, что в эстетические задачи портретного очерка не входит пересказ судьбы человека, главное – выявить различные проявления человеческой души.

ной мере раскрыть суть человеческого характера.

·

Суть философской публицистики в стремлении создавать автором абстракции высших уровней и объединять их в различные концептуальные схемы. Это такие своеобразные раздумья о закономерности развития общества. Поэтому содержанием этой подгруппы текстов становятся размышления о смысле бытия, о развитии общества, о жизни и смерти, о познании истины, о добре и зле. Иначе говоря, темы, обсуждающиеся в рамках особой духовной деятельности, которую со времен античности принято называть философией, и выражающие глубоко личное индивидуальное знание и восприятие бытия.

1. Будучи аналитической по сути, философская публицистика не ставит перед собой цель проанализировать актуальную проблему, требующую неотложного решения. Ее интересы сосредоточены на глобальных проблемах, которые не могут быть решены одномоментно. И самое главное, рассматривается она, прежде всего, через нравственные категории.

2. Именно в философской публицистике автор выставляет на первый план субъективность в осмыслении реальности, как ни в каких других группах художественной публицистики, поэтому сам автор материала становится этакой своеобразной линзой преломления фактов.

3. Все тексты, относящиеся к философской публицистике, носят этакий философско-просветительский характер, так как цели написания подобных материалов - это и прояснение существа явления, и расширение поля социальной активности читателя, и интеллектуальное, эмоциональное, нравственное обогащение.

В рамках философской публицистики мы с вами будем рассматривать эссе и открытое письмо.

Типизация

отбор наиболее существенного, что имеется в самой жизни, в самой действительности (определение А. Герцена)

Образ (художественный)





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 871 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...