Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные ценности и нормы морали



Концепция общественного договора: сущность и значение

Научный руководитель:

преподаватель, Юдина Н.А.

Выполнил:

Студент 1 курса 1.4 группы Юридического колледжа №1,

Потапов Б.В.

Саратов 2013


Содержание

1. ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ МОРАЛИ…………………………………3

2. ПОЗНАНИЕ. ИСТИНА И ЕЕ КРИТЕРИИ…………………………………………4

3. рЕЛИГИЯ. СВОБОДА СОВЕСТИ. АТЕИЗМ……………………………………...7

4. СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ………………9


5.

ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ МОРАЛИ.

Мораль – это социальный институт, одна из форм общественного сознания, выполняющая функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни.

Наказание за нарушение моральных норм – это общественное порицание и осуждение. В отличие от правовых санкций моральные нормы не регламентируют заранее конкретные меры и формы воздействия. При этом важное значение для общественного мнения имеет мотивация поступка.

Этика – это теория морали, особый раздел философии, исследующий вопросы о происхождении и сущности морали, о том, как должен поступать человек. Этика размышляет о том, что такое добро, а что – зло, в чём цель и смысл жизни человека.

Всё, что противоположно добру, есть зло. В понятие зла вкладывают представления о безнравственном, антигуманном, недобром. Это понятие заслуживает осуждения, презрения и должно быть обязательно преодолено людьми. Понятие зла охватывает все отрицательные явления (насилие, обман, подлость, воровство, жестокость, предательство и т.п.)

Добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром при освоении огромного морального мира. Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличить добро и уменьшить зло.

Высшие духовные ценности – это некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом испытаний. Каждую культуру можно представить себе как набор конкретных, разделяемых большинством ее представителей ценностей. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, придают смысл человеческой жизни. Они определяют моральный идеал общества как представление о нравственном совершенстве.

Моральный идеал менялся в различные эпохи и у разных народов в зависимости от изменения высших духовных ценностей. От эпохи к эпохе менялись также идеалы красоты.

Таким образом, моральные нормы формируются в зависимости от категорий морали, которые, являясь высшими духовными ценностями, определяют моральный идеал, господствующий в обществе.

В процессе социализации человека формируется его моральное сознание, связанное с нравственной оценкой любой деятельности.

Важнейшей формой самоконтроля является совесть. Совесть – это самооценка совершенных действий на основе понимания человеком своей ответственности перед обществом, выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль и самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности.

Каждый человек в своей жизни стоит перед моральным выбором. Этот моральный выбор заключается в определении высших моральных ценностей и следовании им и моральному идеалу.


ПОЗНАНИЕ. ИСТИНА И ЕЁ КРИТЕРИИ.

Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которой является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение новых знаний об окружающем мире. Виды познания: обыденное, научное, социальное, философское, художественное.

В процессе познания всегда присутствует объект и субъект познания. Под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, либо общество в целом. Объектом познания является, какой – либо познавательный предмет, либо весь окружающий мир.

Существует две ступени познавательной деятельности

чувственное познание, человек, получает информацию с помощью органов чувств.
рациональное познание – осуществляется в формах понятия, суждения и умозаключения.
Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире.

Истина – это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Чертой истины является наличие объективной и субъективной стороны.

Объективная сторона показывает нам истину в той её части, содержание которой от нас не зависит. Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при её получении в процессе познания происходит взаимодействие субъекта и объекта познания. Принято выделять абсолютную и относительную истины. Абсолютной истиной называют полное, установленное знание о предмете либо явлении. Относительная истина представляет собой неполное, ограниченное знание, верное лишь в определённых условиях.

Критерием истины является практика (обыденная практика, наблюдение, эксперимент и т.д.). Другие критерии истины – формально-логический, применяемый в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику.

Познание мира

Познание – процесс отражения мира в сознании людей, движение от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к более полному и точному.

Познавательную деятельность изучает особая область философии, которая называется теория познания или гносеология (от древнегреческого слова гносис – познание).

В процессе познания используются различные познавательные способности человека. Наука теории познания – это учение о способности человека познать действительность, об источниках, формах и методах познания, об истине и путях ее достижения.

Материалисты считают, что мир познаваем: то, что мы познаем, является действительным отражением вещей. С точки зрения же идеалистов мир есть не что иное, как комплекс наших ощущений или кажущееся отражение вещей.

Философское направление, отрицающее возможность познания мира, называется агностицизмом.

Человек обладает различными познавательными способностями. Это чувственное восприятие и представление, память и воображение, интуиция и рациональное мышление. Это тот познавательный аппарат, с помощью которого человек постигает мир.

При оценке значения этих различных форм познания в гносеологии (науке о познании) возникли два основных направления - эмпиризм (чувственное познание) и рационализм (рациональное познание).

Познание всегда начинается со знакомства с предметами внешнего мира при помощи органов чувств, т.е. с живого созерцания. Поэтому чувственное познание (эмпиризм) – самая простая и исходная форма познания.
Эмпиризм (от древнегр. эмпирия – опыт) признает чувственный опыт главным источником знания и считает, что все остальное знание опирается на чувственное познание.
Начинается чувственное познание с ощущений, возникающих в результате отдельных воздействий реальности на органы чувств. По количеству органов чувств различают пять основных видов ощущений: зрительные, звуковые, осязательные, вкусовые и обонятельные. Наиболее важными среди них являются зрительные ощущения, поскольку они дают наибольшую часть чувственной информации.

Основными формами чувственного познания являются ощущения, восприятия и представления. Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов объективного мира и знание об отдельных свойствах предметов. Виды ощущений – осязательные, мышечно-суставные, зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, болевые и т. д.

Восприятие – целостное отражение свойств материальных объектов. Как и ощущение, восприятие возникает в результате действия предметов на органы чувств, т.е. на базе ощущений. Но в то же время восприятие не есть механическая сумма ощущений. Это – цельный чувственный образ предметов и явлений, диалектическая сумма данных отдельных ощущений. Особенностью восприятия является то, что оно всегда отражает данную ситуацию, то, что непосредственно воздействует на человека в данный момент.

Представление – воссоздание образа предмета в памяти. И ощущение, и восприятие существуют только при непосредственном контакте с предметом. Без предмета нет ни ощущений, ни восприятия. Но представления возникают и в ходе отсутствия непосредственного воздействия внешних предметов на органы чувств.

Рационализм – признает разум и логическое мышление основой познания.

Абстрактное мышление отличается от чувственного познания тем, что оно работает не с ощущением, восприятием и представлением, а с такими формами рационального познания как: понятие, суждение, умозаключение, гипотеза и научная теория.

Понятие есть мысль, в которой отражаются отличительные свойства предметов и отношений между ними.

Суждение – мысль, в которой что-либо утверждается относительно предмета и его признаков.

Умозаключение – это новое суждение (вывод), полученное из известных суждений (посылок).

Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Различные философские школы по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира и получения истинного знания. Агностики считали, что получить достоверные знания невозможно, эмпирики – что это можно сделать только при помощи ощущений, а рационалисты утверждали, что критерием истины является только разум.

В истории философии существовали различные определения понятия «истина». Наиболее часто употребляемым является следующее: истина – это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной стороны. Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности. Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего.

Принято выделять истину абсолютную и истину относительную. Абсолютной истиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете либо явлении. Однако в реальности подобное практически недостижимо. В большинстве случаев мы имеем дело с относительной истиной (или истинами), которая представляет собой неполное, ограниченное знание, верное лишь в определенных условиях, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития.

Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика. Причем тот или иной вид познания имеет в качестве критерия истины соответствующую именно ему форму практики: обыденная практика, наблюдение, эксперимент и т. д. Помимо практики существуют и другие критерии истины, в частности формально-логический, который применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику (например, выявление логических противоречий в математических рассуждениях).


РЕЛИГИЯ. СВОБОДА СОВЕСТИ. АТЕИЗМ.

Религия – это форма мировоззрения, которая делит окружающий мир на реальный, в котором живёт человек, и мир потусторонний, в котором пребывает сверхъестественная сила – Бог.

Религиозное верование – это внутренняя убеждённость в существование высшей силы, Бога, сотворившего мир, управляющего миром, даровавшего нормы морали, устрашающего и утешающего, карающего или вознаграждающего.

Религиозный человек верит, что началом мира является Бог. Служение Богу и выполнение его повелений, считают верующие, составляет смысл человеческой жизни.

Религия является одним из вариантов поиска и понимания смысла мира и жизни.

Типы религии:

монотеистические (основанные на вере в единого Бога);
политеистические (многобожие);
ритуальные (с акцентом на выполнение определенных культовых действий);
религии спасения (признающие главным вероучение о мире и человеке и их посмертной судьбе);
национальные связанные с определенным народом);
мировые (не признающие национальных различий).

В религии воплощены многие элементы мировой культуры (искусство, живопись, архитектура, музыка и т.д.)
Значима и гуманистическая направленность вероучения, т.е. рассмотрение религиозных норм морали в качестве абсолютных ценностей.

Всеобщая декларация прав человека в статье 18 провозглашает: “Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии: это право включает – свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения…”

По Конституции РФ является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 Конституции РФ гласит: “Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними”.

Свобода совести это:

иметь религию или убеждения;
исповедовать религию как единолично, так и сообща;
выполнять религиозные и ритуальные обряды;
обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей.

Крупнейшие религии сегодня:

Христианство
Ислам
Индуизм
Конфуцианство
Буддизм
Синтоизм
Даосизм
Иудаизм

Мировые религии играют огромную роль в современном мире, об этом свидетельствуют следующие данные:

Огромное большинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами одной из существующих мировых религий.
Во многих странах мира религиозные объединения отделены от государства. Тем не менее влияние религии на политическую жизнь современного общества остается значительным. Ряд государств признает одну из религий государственной и обязательной.
Религия как форма культуры является одним из важнейших источников нравственных ценностей и норм, регулирует повседневную жизнь людей, хранит принципы общечеловеческой морали. Роль религии в возрождении и приумножении культурного наследия, приобщения к нему людей неоценима.
Религиозные противоречия продолжают быть источником и питательной средой кровавых конфликтов, терроризма, стой разъединения и противоборства. Религиозный фанатизм губителен, он противостоит культуре, общечеловеческим духовным ценностям, интересам человека.




СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ.

Социализация человека – это процесс обучения культурным нормам и освоение социальных ролей.

Социальное поведение включает два главных элемента – нормы и санкции.

Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения.

Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости оттого, насколько строго наказание за их неисполнение (санкции):

За нарушение одних норм следует мягкая санкция – неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд;
За нарушение других норм жесткие санкции – тюремное заключение, даже смертная казнь.

Если расположить все нормы в нарастающем порядке, в зависимости от меры наказания, то их последовательность примет такой вид:

Привычки – обычаи – традиции – нравы – законы – табу.

Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости. Строже всего караются нарушения табу и юридических законов (например, убийство человека, оскорбление божества, раскрытие государственной тайны), мягче всего – привычек.

Выделяют четыре типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные.

формальные позитивные санкции — публичное одобрение со стороны официальных организаций;
неформальные позитивные санкции — публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций;
формальные негативные санкции — наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами;
неформальные негативные санкции — наказания, не предусмотренные официальными инстанциями порицание, замечание.

Выявляют следующее виды социальных норм:

нормы морали (в них выражается представление людей о хорошем и плохом, добре и зле, справедливости и несправедливости);
нормы традиций и обычаев (исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку);
религиозные нормы (правила поведения содержащееся в текстах религиозных книг либо установленными церковью);
политические нормы (нормы, устанавливаемые различными политическими организациями);
правовые нормы (установленные либо санкционированные государством).

Поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество, называется отклоняющимся поведением (девиантным).

Наиболее серьезными проявлениями такого поведения являются преступность, наркомания и алкоголизм.

Под алкоголизмом и наркоманией понимается вид хронического заболевания, которое развивается в результате систематического употребления человеком спиртных напитков или наркотиков.

Преступлением называется общественно опасное виновное деяние, предусмотренное в Особенной части Уголовного кодекса. Совокупность преступлений в социологии имеет особое название — делинквентное поведение.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 2082 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...