Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Этика научного сообщества



Естествознание и нравственность. Моральная ответственность учёного

Этика науки – дисциплина, занимающаяся изучением моральной регуляции в научной сфере.

Предмет этой науки: отыскание и обоснование таких имеющих моральное измерение ценностей, норм и правил, которые бы способствовали, во-первых, большей эффективности научного труда, а во-вторых, его безупречности с позиций общественного блага.

Система подобных ценностей, норм и принципов называется этосом науки. Он охватывает два круга научно-этических проблем. Первый связан с регуляцией взаимоотношений внутри самого научного сообщества, второй – между обществом и наукой.

Этика научного сообщества

Включает в себя следующие принципы:

· Самоценность истины. Высшей ценностью деятельности в сфере науки является истина. Занимаясь её поиском, учёный должен отбросить различные другие соображения: пользу, выгоду, славу и т.д.

· Новизну научного знания как цель и решающее условие успеха учёного. Наука жива только при постоянном обновлении знаний.

· Абсолютное равенство всех исследователей «перед лицом истины», невзирая ни на какие титулы, авторитеты и пр.

· Научные истины – всеобщие достояния и они должны быть обнародованы. На научные открытия не существует права собственности.

Назначение всех этих принципов и норм – самосохранение науки и её возможностей в поисках истины.

Взаимоотношение общества и науки

Второй круг проблем, связанных с моральной регуляцией научного творчества, возникает в XX в. в связи с обретением наукой влияния планетарного масштаба. Деятельность науки начинает сказываться на интересах общества (даже безопасности) и поэтому нуждается в моральной регламентации.

Наука должна быть свободной, но эта свобода должна иметь ограничения, связанные с возможными негативными последствиями научных исследований. Поэтому общество вводит правовые ограничения на потенциально социально опасные исследования и эксперименты. Так, принятая в 1996г. Парламентской Ассамблеей Совета Европы Конвенция «О правах человека и биомедицине» запретила создание эмбрионов человека, вмешательство в геном человека в исследовательских целях и т.д.

НРАВСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНОГО — проблема этики науки, профессиональной этики ученого — исследователя, изобретателя, проектировщика, конструктора и др. В этой проблеме следует различать два аспекта: а) ответственность сотрудника за моральную атмосферу в научном коллективе, за существующую в нем культуру взаимных отношений, общения, сотрудничества, взаимопомощь и т.п. Важное значение при этом имеет моральный уровень мотивации деятельности ученого. Одно дело, когда эта деятельность побуждается бескорыстной приверженностью науке, жаждой познания истины, желанием принести людям пользу и другими высокими мотивами. Иное дело, когда доминирующими мотивами выступают тщеславное желание блестящей карьеры, единоличной славы любыми средствами, например, путем присвоения чужой интеллект туальной собственности и т.п. Это обычная, общая моральная ответственность, возлагаемая на членов любого трудового, коммунального и других коллективов, требующая вы-полнения элементарных общечеловеческих правил, норм поведения; б) специфическая профессиональная Н.о.у. возникает с того момента, когда устанавливается ценность его деятельности, как и вообще науки в целом с точки зрения потребностей и инте-ресов людей, общества, человечества. Идея нравственной оценки научной деятельности возникла уже давно. Но во всей своей остроте проблема Н.о.у. встала во второй половине XX в. в условиях современной научно- технической революции, когда человечество пришло к осознанию того факта, что науч- но-технический прогресс не только ведет к полезным последствим для людей, но и влечет определенные актуальные и потенциальные опасности. Таковы, например, поражающие воображение достижения ядерной физики, биотехники и медицины (трансплантация органов, генная инженерия, клонирование человеческих существ и т.д.), психиатрии и психотехники (модификация поведения, психотропные средства). Потенциальную угрозу существованию человечества представляют техногенные изменения среды его обитания.

Мировая общественность на государственно-политическом уровне принимает определенные меры к ликвидации или по крайней мере к умалению вредных отрица-тельных последствий научно-технического прогресса. Так, ООН выработала несколько международных законов, запрещающих использование ядерной энергии, химических отравляющих веществ, бактериологического оружия и других средств массового уничтожения людей.

Возникают неправительственные международные движения и организации («Гринпис», «Пагоушское движение ученых», «Римский клуб» и др.), преследующие те же цели. Можно различить три из занимаемых учеными позиции поданному поводу. Приверженцы «чистой науки» считают, что наука сама по себе не несет никакой ответственности за то, как используются ее открытия и изобретения (Э. Теллер, Коэн). Другие ученые (Эйнштейн, М. Борн, А. Швейцер) прекрасно сознавали нравственную ответственность за свои открытия и за возможность их использования во вред людям, но не видели реальных средств к исправлению положения, и их размышления на этот счет достаточно пессимистичны. И есть одержимые наукой ученые, полные гуманистической веры в человеческий разум, которые полагают, что человечество найдет способы обуздать разрушительные силы, деструктивные тенденции научного прогресса и направить его на благо людей.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1728 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...