Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Онтология Спинозы и Лейбница



В онтологии Декарт был дуалистом (лат. duo – два), то есть выдвинул в качестве основы бытия два независимых первоначала: нематериальную и материальную субстанции. Человек, по Декарту, воплощает в себе единство этих двух начал: разумной души и материального механизма тела.

Учение Декарта и направление в философии и естествознании, продолжавшее его идеи, получило название «картезианство» (от латинизированной формы его имени – Картезий). Влияние картезианства на развитие философии и науки XVII –XVIII вв. было глубоким и многосторонним. Гносеологический рационализм Декарта заложил основы новой методологии научного познания, получившей в европейской традиции дальнейшее развитие.

В русле идей картезианства создавал свое учение голландский философ Бенедикт Спиноза (1632 – 1677), построивший свой главный труд «Этика» дедуктивным методом по геометрическому образцу. Однако, в отличие от дуализма Декарта, онтология Спинозы построена на монистической основе: существуют не две, а лишь одна субстанция. Придерживаясь позиций пантеизма, Спиноза полагал, что единая субстанция – это ничем не обусловленная и никем не сотворенная природа, она же – Бог. Субстанция является причиной самой себя (causa sui), бесконечна в пространстве, вечна во времени и обладает только двумя фундаментальными свойствами (атрибутами), доступными человеческому познанию – протяженностью и мышлением. Отдельные природные явления (камень, цветок, животное и т.п.) представляют собой единичные проявления субстанции, ее «модусы».

Разделяя, как и большинство новоевропейских мыслителей, позиции механистического детерминизма, Спиноза распространил этот принцип и на поведение человека: поступки людей всегда предопределены, но «свои действия они осознают, причин же, которыми они определяются, не знают». Поэтому «свобода воли» – это всего лишь иллюзия, а действительная свобода состоит в умении жить в соответствии с «порядком вещей». Отсюда – знаменитая формула Спинозы, выражающая диалектическую взаимосвязь свободы и необходимости (закономерности): «Свобода есть осознанная необходимость».

Теория познания Спинозы может быть адекватно понята только, исходя из его доктрины параллелизма. Центральным положением этого учения является знаменитая теорема второй части «Этики»: «Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей». Поэтому Спиноза не проводит различия в абсолютном смысле между идеями ложными и истинными; он различает только менее или более адекватные идеи.

Спиноза называет адекватной идеей любую идею, равную своему объекту. Любая другая идея является неадекватной. Переход от ошибки к истине является переходом от знания неясного и смутного из-за неадекватных идей к знанию ясному и отчетливому через адекватные идеи с помощью различных родов познания.

Учение Спинозы о трех «родах познания» представляет собой описание трех степеней познания, которые разнятся между собой только уровнем отчетливости.

Чувственное познание позволяет нам воспринимать с помощью чувств наше тело и тела внешние относительно нашего, оно включает способность к восприятию, память и воображение. Это первая форма теоретически неадекватна по сравнению с последующими формами, потому что она ограничивается частными случаями, не передает связи и отношений причин, т.е. общего порядка природы.

«Демонстративное» (рациональное) познаниене ограничивается рамками мнения или воображения, но дает нам знание четкое и ясное о реальном мире; это познание с помощью разума, и оно показывает нам необходимость вещей, тогда как познание первого рода показывает нам несущественные свойства; на этом среднем уровне познания душа поднимается, объединяя всю разность единичных восприятий и образуя всеобщие, родовые понятия. Рациональный способ познания усваивает мир в его необходимости и вечности, выводя из понятия субстанции знание о ее атрибутах. Способ рациональной «демонстрации» находит типичное выражение в математике и физике.

Интуитивное познани е как высший вид познания заключается в видении вещей исходящими от Бога;это самый совершенный вид познания, его достигает святой или мистик: душа видит в каждой единичной вещи адекватную сущность божественных атрибутов путем озарения (в каждом теле она видит божественное протяжение, в каждой идее – божественную мысль). Интуитивное познание отталкивается от адекватной идеи атрибутов Бога и приходит к сущности вещей. Тем самым, интуитивное познание реализует познавательный идеал Спинозы: рассматривать вещи«под знаком вечности». Учение Спинозы стало одним из важнейших этапов в философии Нового времени, целый ряд его диалектических идей получил дальнейшее развитие в философии Гегеля и других мыслителей.

Традиции декартовского гносеологического рационализма также продолжил немецкий философ и математик Готфрид Лейбниц (1646 – 1716). В онтологии Лейбниц отверг и дуализм Декарта, и пантеистический монизм Спинозы, заняв позицию плюрализма (признаниямножественности субстанций).Он изложил свое учение о «монадах» - мельчайших, обладающих активностью духовных единиц бытия, которые являются основой всех предметов и явлений чувственно-воспринимаемого мира в трактате«Монадология» (1714).

Гносеология Лейбница в целом базируется на принципах рационализма, хотя он и попытался занять компромиссную позицию между рационализмом и эмпиризмом (сенсуализмом). Критикуя основной принцип сенсуализма «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах», он добавил: «кроме самого разума», отмечая, что наряду с «истинами факта», существуют «истины разума» – знания, которые имеют всеобщий и необходимый характер и которые нельзя получить чисто эмпирическим путем. Стремясь преодолеть крайности рационализма и эмпиризма (сенсуализма), Лейбниц не признает ни декартовский вариант существования «врожденных идей» как готового знания, ни представления о разуме как о «чистой доске» (см. 2.5.4). По мысли Лейбница разум правильнее было бы сравнить с «глыбой мрамора, прожилки которой как бы намечают контуры будущей статуи». Иначе говоря, в разуме заложена некая «предрасположенность» к возникновению в нем определенных идей и истин, но реализуется она только при наличии чувственного опыта индивида. При этом Лейбниц, как представитель гносеологического рационализма, «истины факта» относит к вероятностному знанию, считая достоверными только «истины разума», которые выводятся логическим путем из самого разума.

Теория познания Лейбница является умеренным вариантом рационализма, противопоставленного концепциям наиболее влиятельных сборников эмпиризма и сенсуализма (Гассенди, Локк). Гносеологические взгляды Лейбница нашли концентрированное выражение в работе «Новые опыты о человеческом разумении», в которой философ подробно разбирает и подвергает критике идеи Локка, отрицавшего любые формы врожденного знания и уподоблявшего человеческое сознание чистой доске (tabula rasa).

Лейбниц пытается идти средним путем между Декартом и Локком. Он полагает, что речь идет не столько о реальной форме врожденности, сколько о потенциальной (виртуальной). Более доказательным и перспективным Лейбницу кажется тот вариант теории врожденных идей, который основан на толковании необходимых идей разума как неких чистых возможностей, потенций, предваряющих столкновение наших чувств с окружающим миром. Потенциально душа знает все.

Теория врожденных идей Лейбница – это новая форма платоновского учения о знании как «припоминании». Формула Лейбница: «нет ничего в разуме, чего не было раньше в ощущениях, за исключением самого разума».

Новая концепция познания и истины Лейбница, пытающаяся найти средний, компромиссный путь между крайностями эмпиризма и рационализма, нашла отражение в знаменитой классификации истин на истины разумаи истины факта.

К истинам разума принадлежат те, для которых представить противоположное содержание логически немыслимо. Они представляют собой совокупность истин, находящихся в разуме Бога и основанных на законах логики (законах тождества, непротиворечия и исключенного третьего). Они не могут быть выведены путем индукции из опыта. Особенностью истин этого рода является их всеобщность и необходимость; по Лейбницу, к логически необходимым истинам разума относятся основоположения логики, математики, а также правила добра и справедливости. Истины факта–это эмпирические, лишенные метафизической необходимости, то есть, «случайные» истины, противоположное им логически мыслимо. Если для нахождения истин разума достаточно принципов аристотелевской логики, истины факта нуждаются в принципе достаточного основания,согласно которому всякое событие, происходящее фактически, имеет основания достаточное, чтобы определить, почему оно случилось и почему оно произошло так, а не иначе.

Классификацию истин Лейбница дополняет схема идей (понятий), имея в виду ясность или смутность заключенного в них знания. Схема отражает общую тенденцию познавательного процесса от смутного знания к отчетливому, от неясной интуиции к более ясной. Классификация идет по степени приближения идей к полной истине. Понятия (идеи), причисляемые к адекватным и интуитивным, характеризуют, по Лейбницу, высший вид познания.

Философские идеи Лейбница получили дальнейшее развитие в немецкой классической философии, в частности, в творчестве Иммануила Канта.

4.

Характерные черты:
1. Цель философа (ученого распространять научные знания среди людей)
2. Создание концепции прогресса (прогресс - движения вперед) - восприятие общества как движущаяся, направляется к совершенству и более лучшим формам своего устройства.
3. Признание науки основным способом достижения благосостояния человека.
4. Целью человека является достижение благосостояния при жизни, а не богатство после смерти.
5. Признание разумности каждого человека независимо от состояния, социального статуса и пола.
6. Религия является основным препятствием распространению и развитию науки (большинство научных открытий резко противоречит христианским догмам)
7. Научное знание способствует моральному совершенствованию человека.

"Просвещение необходимая историческая эпоха в развитии человека, основная на мировом испытании человеческого разума. Она представляет собой моральное совершенствование человеческого рода во имя общественного прогресса" И. Кант.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 7767 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...