Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные виды произведений.Неохраняемые объекты



Литературные произведения— это произведения художественного, публицис-тического и прикладного характера, воплощенные на матери­альном носителе.

Не следует считать, что литературные произведения включают только художественные литературные произведения. Понятие литературного про­из-ведения гораздо шире. К литературным произведениям относятся лите­ра-турные сценарии, либретто, тексты и нотные записи, статьи в газетах и журналах, дневники, письма и т. д.

С конца XX в. к литературным произведениям стали относить и ком­пью-терные программы. Обычные базы данных в виде сборников также от­носят к литературным произведениям.

Часто к объектам авторского права относят музыкальные, драматиче­ские и музыкально-драматические и хореографические произведения, хо­тя в дейст-вительности эти «произведения» являются исполнениями тех или иных про-изведений. Эти объекты могут считаться произве­дениями только в том слу-чае, если существуют ноты (текст музыкального произведения в нотной за-писи); партитура (нотная запись многоголосного и музыкального исполнения для оркестра, ансамбля, хора); либретто (словесный текст музыкально-драматического исполнения — оперы, опе­ретты), сценарий (сюжетная схема постановки, пьесы, оперы, балета, фильма и т. д.).

Научные произведения — письменные произведения научной, научно-по­пуляр-ной, учебной направленности, воплощенные на материальном но­сителе.

Обычно под научными произведениями понимают любые оригиналь­ные письменные произведения научного, учебного, научно-популярного, научно-художественного и прикладного характера, выраженные в науч­ных монографиях, диссертациях, отчетах, учебниках, справочниках, статьях в научных журналах и т. д.

Научно-технические произведения — произведения научно-технической и прикладной направленности, воплощенные на материальном носителе.

Разновидностью научных произведений являются произведения науч­но-технического содержания, выраженные в книгах, брошюрах, статьях, технических руководствах, патентной документации, нормативно-техни­ческой документации, промышленных каталогах, конструкторской доку­ментации, отчетах по научно-исследовательским, опытно-конструктор­ским и опытно-технологическим работам, депонированных рукописях, переводах научно-технической литературы, других опубликованных и не­опубликованных научно-технических документах, в частности в заявках, подаваемых в патентные ведомства на получение охранных документов.

Произведения изобразительного искусства — это произведения живопи­си, графики, скульптуры, выраженные различными методами, на раз­личных пред-метах или из различных материалов.

Изобразительное искусство объединяет живопись, графику, скульпту­ру; оно отображает действительность в наглядных и зрительно восприни­маемых образах.

Произведения прикладного искусства — это произведения изобрази­тельного искусства, выраженные в товарах прикладного назначения, произведенные промышленным, ремесленным или кустарным способом.

Другими словами, прикладное искусство — это искусство производ­ства бытовых предметов, обладающих художественно-эстетическими ка­чествами и предназначенных не только для удовлетворения практических потребнос-тей, но и для украшения жилищ, архитектурных сооружений, парков, в качест-ве элементов оформления зданий и помещений, промыш­ленной и полиграфи-ческой продукции и т. д. Поэтому иногда прикладное искусство называют деко-ративно-прикладным искусством.

Произведения архитектуры — это объекты, воплощенные в зданиях, со­оружениях, их комплексах, спроектированных и построенных с исполь­зованием различных методов и технологий для создания удобной среды обитания и производства.

В архитектурном произведении взаимосвязаны функциональные (по­лезность), эстетические (красота) и технические (качество) функции. На-шачение архитектурного сооружения определяет его пространственную

структуру, а уровень техники и технологии определяет конкретные методы его создания. Выразительными средствами являются композиция, мас­штаб, пропорции, пластика, фактура и цветовая гамма материалов.

Необходимо отметить, что Бернская конвенция в качестве охраняемых произведений упоминает только произведения архитектуры. Однако в законодательстве ряда стран охрана предоставляется и объектам градо­строительного и садово-паркового искусства, поскольку такие объекты могут рассматриваться как составные произведения, включающие различ­ные виды произведений, в том числе произведения архитектуры.

Фотографические произведения — это воплощенные на материальном носителе изображения объектов окружающего мира в некоторый мо­мент времени, предназначенные для зрительного восприятия, в том чис­ле с помощью или посредством технических средств.

Охрана фотографических произведений имеет долгую историю, посколь­ку на первых порах в ней видели лишь техническое средство фиксации действи-тельности.

Охрана фотографических произведений отличается от охраны иных произведений литературы, науки и искусства в отношении срока охраны. В ст. 7(4) Бернской конвенции установлено, что срок охраны фотографиче­ских произведений не может быть короче 25лет со времени создания такого произведения'. В ст. 12 Соглашения ТРИПС эта норма подтверждена2.

Многие страны относят фотографические произведения к объектам смежных прав. В странах с переходной экономикой фотографические про­изведения продолжают охранять как объекты авторского права, несмотря на то, что гораздо более сложный объект — аудиовизуальное произведе­ние — стали понимать как объект смежных прав.

Аудиовизуальные произведения — это воплощенные на материальном носителе звуки и подвижные (динамические) изображения объектов окружающего мира, в частности исполнения произведений литерату­ры, предназначенные для зрительного и слухового восприятия с помощью или посредством различных технических средств.

На международном уровне аудиовизуальные произве­дения понимаются как аудиовизуальные исполнения, т. е. как объекты смежных прав. В ряде стран аудиовизуальные произведения отнесены к объектам смежных прав. В странах с переходной экономикой аудиовизу­альные произведения по-прежнему относят к объектам авторского права, несмотря на все тенденции, которые существуют как на национальном, так и на международном уровне.

Картографические произведения — это воплощенные в двухмерном и трех-мерном материальном носителе изображения архитектурных, географических, топографических и иных объектов, имеющих от­ношение к науке, технике, строительству.

Компьютерные программы — это воплощенные на материальном носи­теле упорядоченные совокупности команд и данных для получения опре­деленного результата с помощью компьютера.

Охрана компьютерных программ как литературных произведений не означает, что они являются таковыми. Любая современная компьютерная программа имеет признаки произведений «в области литературы, науки и искусства».

Во-первых, исходный текст компьютерной программы имеет черты литературного произведения.

Во-вторых, алгоритмы, методы, идеи, теории, формулы, использован­ные при разработке компьютерной программы, придают ей черты научно­го произведения.

В-третьих, аудиовизуальные отображения, анимация и графика, соз­даваемые компьютерной программой, имеют черты художественного про­изведения.

Мультимедийные произведения — это воплощенные на локальном ма­териальном носителе (жестком диске, CD, DVD и т. д.) совокупности произведений и исполнений и иных объектов интеллектуальной собственности в цифровой форме, к которым возможен интерактив­ный доступ.

Мультимедийные произведения необратимо вошли в современную жизнь, по-добно книгам, музыкальным компакт-дискам, видеофильмам. Тем не менее мультимедийные произведения остаются дискуссионным объектом между-народной и национальной правовой охраны. Многие специалисты не признают мультимедийные произведения особыми объ­ектами интеллектуальной собственности и сводят их к другим категориям произведений, например к аудиовизуальным произведениям или базам данных. Другими словами, мультимедийные произведения могут считать­ся не только самостоятельным объектом охраны, но и рассматриваться как базы данных или как аудиовизуальные произведения, поскольку по внутренней структуре мультимедийные произведения аналогичны ба­зам данных, а по внешнему восприятию — аудиовизуальным произведе­ниям. Аналогичным образом на мультимедийные произведения может распространяться охрана как баз данных или как аудиовизуальных произ­ведений.

Сетевые произведения — это воплощенные на материальных носителях компьютерных сетей совокупности произведений, исполнений и иных объектов интеллектуальной собственности в цифровой форме, к кото­рым возможен интерактивный доступ.

Сетевые произведения, по существу, представляют собой сайты, раз­мещенные в компьютерных сетях, и они в полной мере отвечают призна­кам охраняемых авторским правом произведений.

Одной из особенностей сетевых произведений является то, что они ис­пользуются в качестве средства электронной торговли.

Программное обеспечение — это воплощенная на материальном носи­теле упорядоченная совокупность команд и данных для получения ка­кого-либо результата с помощью различных технических средств и устройств, в частности компьютера.

Очень часто термины «программное обеспечение» (software) и «ком­пьютерная программа» (computerprogram) считаются синонимами. Однако в действительности это не так2.

Неохраняемые объекты

В национальном законодательстве об интеллектуальной собственно­сти одни объекты охраняются авторским правом, другие — патентным и т. д. Поэтому объекты, охраняющиеся, например, патентным правом, яв­ляются неохраняемыми объектами авторского права. Однако есть объек­ты, которые могут охраняться как авторским, так и патентным правом, на­пример, произведения прикладного искусства, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем и т. д. Именно поэтому в рамках сис­темы авторского права устанавливается перечень неохраняемых объектов, которые могут охраняться иным законодательством. С другой стороны, за­конодательство об авторском праве не признает охрану некоторых произ­ведений, несмотря на то, что они могут соответствовать условиям охрано­способности.

В законодательстве об авторском праве неохраняемыми, как правило, признаются две категории таких объектов:

-произведения, правовая охрана которым не предоставляется;

-объекты, которые могут охраняться иным законодательством.

Конкретный список объектов, подпадающих под первую и вторую ка­тегории неохраняемых объектов, зависит от особенностей национального законодательства в целом и может существенно различаться в разных странах.

К первой категории относятся:

-официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;

-произведения народного творчества.

Ко второй категории относятся:

-государственные символы и знаки (флаг, герб, гимн, ордена, денеж­ные и иные знаки);

-идеи, концепции, принципы и т. д.;

-сообщения о событиях и фактах.

Кратко рассмотрим эти объекты, не охраняемые авторским правом.

Официальные документы. Бернская конвенция разрешает своим чле­нам не ох-ранять официальные тексты законодательного, административ­ного и судеб-ного характера и официальные переводы таких текстов. Отказ от правовой охраны официальных документов делается ради общественных интересов, поскольку любая охрана ограничивает доступ к таким про­изведениям.

Произведения народного творчества. Авторы произведений народного творчества, как правило, неизвестны, и их личные неимущественные пра­ва не могут быть обеспечены, хотя и признаются вечными, а их исключи­тельное право в силу ограниченности срока действия истекло. На основа­нии этого обстоятельства в большинстве стран произведения народного творчества считаются перешедшими в общественное достояние и могут быть свободно использованы любым лицом.

Государственные символы и знаки. К таким объектам относятся госу­дарственные флаги, герб, гимн, ордена, денежные и иные символы и зна­ки. Несмотря на то что эти объекты имеют признаки произведений искус­ства, они не считаются объектами авторского права. Государственные знаки и символы охраняются специальным законодательством. Напри­мер, копирование денежных и иных знаков, а также некоторых государст­венных символов уголовно наказуемо.

Идеи, концепции, принципы и т. д. В ст. 9(2) Соглашения ТРИ ПС уста­новлено, что «авторско-правовая охрана предоставляется на выразитель­ные формы, а не на идеи, процедуры, методы эксплуатации или математи­ческие концепции как таковые». В соответствии со ст. 2 Договора ВОИС по авторскому праву «авторско-правовая охрана распространяется на фор­му выражения, а не на идеи, процессы, методы функционирования или математические концепции как таковые». Обе нормы в действительности абсолютно идентичны, поскольку различие в формулировках существует только в русском тексте, а в английском они одинаковы: «Copyright protection extends to expressions and not to ideas, procedures, methods of operations or mathematical concepts as such»'.

Данная международная норма выражает принцип дихотомии,в соот­ветствии с которым охраняются не идеи, а любые формы их выражения. Поскольку форма выражения идей — это содержание произведения, сле­довательно, охраняется содержание произведения, но не идеи, которые в нем выражены. Принцип дихотомии устанавливает правовое различие между идеями и содержанием произведения, но не между формой и содер­жанием произведения, как иногда считают.

Международные договоры признали неохраняемыми авторским пра­вом не только идеи, но и процессы, методы функционирования и матема-

тические концепции как таковые. Следует особо подчеркнуть, что некото­рые из них (идеи, процессы, методы и проч.) могут охраняться патентным правом.

Сообщения о событиях и фактах. В соответствии со ст. 2(8) Бернской конвенции «охрана, предоставляемая настоящей Конвенцией, не распро­стра-няется на сообщения о новостях дня или на сообщения о различных событиях, имеющих характер простой пресс-информации». Любые сооб­щения всегда описываются и выражаются в материальном носителе, но не всегда такое описание имеет творческий характер. Другими словами, одно или несколько условий охраноспособностипроизведений,рассматриваемых в следующем пара-графе, могут не выполняться. Именно поэтому сообще­ния или «просто информация» не охраняются авторским правом.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 601 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...