Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Аллегория, которую использует Павел в 4-й главе Послания к Галатам, говоря о двух заветах, доказывает, что в христианскую эпоху закон не имеет к нам никакого отношения



В 4-й главе Послания к Галатам Павел рассказывает о том, что у Авраама было два сына. Упомянув о том, что Измаила родила рабыня Агарь, а Исаака - свободная женщина Сара, и, подчеркнув, что первый "рожден по плоти", а второй - "по обетованию", Павел заявляет: "В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он - матерь всем нам" (Гал. 4:24-26).

Бог дал Авраму обетование о том, что у него родится сын. Аврам поверил этому обетованию, и Господь "вменил ему это в праведность" (Быт. 15:6). Для Аврама это обетование имело огромное значение - ведь Бог обещал ему также, что "благословятся в семени твоем все народы земные" (Быт. 26:4; см. Быт. 12:3). Однако, по всей видимости, его вера, а также вера его жены Сары, которая долгое время была бесплодна, стала постепенно ослабевать. Она посоветовала ему взять в жены Агарь и продлить свой род, однако Господь сказал ему, что рожденный от этой связи Измаил не является исполнением Божественного обетования о сыне и ему еще предстоит исполниться.

Соотнеся этот исторический эпизод с современным опытом галатийских христиан, которые собственными усилиями пытались добиться обещанного небесного спасения, ("наблюдаете дни, месяцы, времена и годы" (Гал. 4:10), он заявляет, что в данном случае речь идет об "иносказании", образном описании "двух заветов".

В этом иносказании Агарь означает Синай. Она была рабыней, и поэтому ее детям тоже надлежало оставаться в том же самом качестве. Кроме того, она символизирует нынешний Иерусалим, "потому что он с детьми своими в рабстве". С горы Синай был возвещен старый завет. Каким образом можно сказать, что он является заветом, "рождающим в рабство"? Все комментаторы Библии, включая апостола Петра, едины в том, что наш брат Павел порой писал вещи, трудные для понимания, и тому примером является Послание к Галатам. Тем не менее мы считаем, что рас сматривать ветхий завет как "рождающий в рабство" можно по двум причинам.

1. Обряды многочисленных жертвоприношений, праздников и прочие ритуалы, с помощью которых израильтяне выражали свое желание освободиться от греха (нарушение нравственного закона), становились для них все более невыносимыми, по мере того как раввины постоянно их усложняли и разнообразили. На Иерусалимском соборе руководители раннехристианской Церкви впервые подвергли формальному рассмотрению точку зрения некоторых иудеев, утверждавших, что "должно обрезывать язычников и заповедовать соблюдать закон Моисеев" (Деян.15:5). На это Петр ответил так: "Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?" (Деян.15:10).

По-видимому, этот вопрос представляет собой смысловую параллель тому, что Павел спрашивает у галатов: "Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы" (Гал. 4:9,10).

В данном случае "порабощение", о котором говорит Павел, позволяет истолковать его слова о том, что

Синайский завет "рождает в рабство". Приведем комментарий этого отрывка: "Религиозная жизнь иудаизма состояла из рабского послушания букве закона, толкуемого раввинами с помощью бесконечных мелочных правил, точное соблюдение которых тяготело над совестью его приверженцев как выражение истинного благочестия" (Pulpit Commentary).

2. Можно считать, что нравственный закон, являющийся средоточием как ветхого, так и нового заветов, приводит человека к рабству, если тот пытается соблюдать его своими силами. "Закон производит гнев", - говорит Павел (Рим. 4:15). Почему? Павел объясняет так: "Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер" (Рим. 7:9). Но разве можно назвать человека свободным, если он мертв во грехе? Вот что говорит Павел: "Неужели вы не знаете, что кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?" (Рим. 6:16).

Каким образом те, о ком говорит Павел (то есть те, кто представляет собой "нынешний Иерусалим... с детьми своими"), могут надеяться на освобождение от рабства? Ответ прост: перейдя от ветхого завета к новому.

Развивая свое иносказание, Павел возвещает, что в противоположность тем, кто "в рабстве", "вышний Иерусалим свободен: он - матерь всем нам". В Послании к Евреям Павел так обыгрывает этот образ: "Вы приступили не к горе [Синай], осязаемой и пылающей огнем... но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех - Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета - Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева" (Евр.12:18-24).

Не вдаваясь в подробное рассмотрение образов, которые могли бы нас увести в сторону от нашего конкретного вопроса (вопроса о вечности Декалога), мы можем просто сказать, что в данном случае Павел описывает состояние тех, кто живет в условиях "нового завета". Мы уже выяснили, что у живущих в условиях "нового завета" Закон Божий написан в сердцах. В этом же отрывке, используя! ряд противопоставлений и сравнений, Павел подчеркивает, что послушание Божьему гласу по-прежнему сохраняет первостепенное значение.

1. "Не к горе [Синай]" 1. "Вы приступили к горе Сиону.. К небесному Иерусалиму"
2. "Пылающей огнем" 2. "Бог наш есть огонь поядающий"
3. Моисею, ходатаю ветхого завета 3. "И к Ходатаю нового завета Иисусу"
4. "И гласу глаголов" [Глас Божий, повелевающий послушание] 4. "Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего".
5 "Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания" 5. "То тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес"
6. [К крови кропления жертвенных животных, принесенной задолго до этого крови "Авелевой" 6. "К Крови кропления, как говорящей лучше, нежели Авелева" [кровь Христа]
7. "Которого глас тогда поколебал землю" 7. "Еще раз поколеблю не только землю, но и небо"

Уверовав в Божье обетование, которое гласит, что Бог напишет Свой Закон в наших сердцах, мы начинаем жить в условиях нового завета и, переставая быть "по природе чадами гнева, как и прочие" (Еф. 2:3), становимся детьми обетования. Данный образ вполне уместен. Благодаря жертве нашего Господа, а также верою приняв Божье обетование новозаветных взаимоотношений, мы становимся Божьими детьми. Исаак тоже родился по обетованию, став ответом на веру Авраама. Связав обе идеи, Павел достигает кульминации своего иносказания, говоря: "Мы, братия, дети обетования по Исааку". Авраам поверил в Божье обетование, и это ему вменилось в праведность. Точно так же нам вменяется в праведность наша вера в обетование Бога. Благодаря этому мы обретаем истинную праведность, праведность нового завета.

Но почему Господь дал Свое обетование Аврааму? "За то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои" (Быт. 26:5).

А как обстоят дела с теми, кто в буквальном смысле ожидает, что их возьмут в "вышний Иерусалим"? "Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божий и веру в Иисуса" (Откр.14:12).

Итак, в Послании к Галатам Павел не учит, что можно освободиться от Закона Божьего. Он говорит о свободе от рабства греху, свободе от нарушения Закона Божьего, которая становится возможной благодаря Иисусу Христу и новозаветным отношениям.

Возражение 8

Павел говорит, что мы живем "не под законом, но под благодатью" (Рим. 6:14). Закон был дан через Моисея, а благодать и истина - через Иисуса Христа (см. Ин.1:17). Кроме того, Павел утверждает, что "конец закона - Христос, к праведности всякого верующего" (Рим. 10:4). Эти тексты доказывают, что закон был упразднен Христом.

Между законом и благодатью, законом и Евангелием не существует никакого противоречия. Простое определение того и другого поможет нам разобраться в этом вопросе. Под законом мы понимаем Божью норму правильного и ложного, критерий, который позволяет определить - нарушаем ли мы Божьи требования. Слово "Евангелие" означает Благую весть - весть о спасении от греха (см. Мф. 1:21). Кроме того, Библия определяет грех как любое нарушение закона Божьего (см.1 Ин. 3:4). Таким образом, Евангелие - это Благая весть о замысле Господа спасти нас от нарушения Его святого закона. Следовательно, закон и Евангелие не противоречат друг другу, а находятся в тесной взаимосвязи. Само существование Евангелия доказывает, что закон еще остается в силе, ибо разве был бы какой-нибудь смысл проповедовать Благую весть спасения от нарушения закона, если бы сам закон уже не обладал никакой силой? Человек не может нарушить того, что не существует.

Руководствуясь вышесказанным, прочитаем отрывок ключевой, для нашей полемики: "Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью.

Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатию? Никак" (Рим. 6:14, 15). Сразу становится ясно, что какой бы смысл ни вкладывался в эти слова, Павел не хочет, чтобы мы подумали, будто благодать освобождает нас от послушания закону. "Что же? - спрашивает он. - Станем ли грешить (то есть нарушать закон), потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак".

Следующий стих показывает, что, употребляя фразу "под законом", Павел имеет в виду "под его осуждением", а фраза "под благодатью" осмысляется им как "жизнь в согласии с Божьим замыслом спасения от рабства греху". Именно поэтому Павел говорит: "Неужели вы не знаете, что кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности... Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности" (Рим. 6:16-18).

Таким образом, налицо противопоставление между рабами "греха" и рабами "послушания к праведности". Что дает силу греху? Павел говорит, что ее дает закон (см. 1 Кор. 15:56). Закон существует, возвещая наказание смертью за злые дела и злую жизнь, и это дает греху власть над теми, кто попустительствует своим беззаконным поступкам. Закон не налагает своей тяжелой руки на того, кто его не нарушает. Его силу ощущает только преступник.

Павел говорит, что грех больше не господствует над нами, потому что мы живем под Божьей благодатью, мы принимаем благодать, которая дает нам силу разрушать власть греха. Следовательно, переставая быть рабами греха, мы становимся рабами "послушания к праведности". Что понимается под праведностью? Добрые дела, праведная жизнь - состояние сердца, прямо противоположное греховности и беззаконию. Далее Павел говорит о том, как благодать Евангелия Иисуса Христа наделяет нас праведностью, а также о том, каким образом она непосредственно связана с законом. Мы читаем: "Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу" (Рим. 8:3, 4).

Этой же проблемы Павел касается и в Послании к Га-латам: "Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя" (Гал. 3:24, 25).

Закон выявляет нам нашу греховность и столь глубокую зависимость от греха, что мы просто вынуждены обратиться ко Христу, Который может освободить нас от грехов. Приняв Христа, мы освобождаемся от власти (и осуждения) закона. Тем не менее мы не освобождаемся от послушания закону Божьему, потому что, принимая Христа, мы получаем Божественную силу для исполнения этого закона, о чем и говорится в только что процитированном отрывке из Рим. 8. Таким образом, отрывок из Послания к Галатам (Гал. 3:24, 25) никак не подтверждает того, что закон был упразднен.

Насколько ясно и просто здесь проводится мысль о том, что, приняв Божьего Сына и дарованную Им благодать, мы не отвергаем закон! Вместо этого мы обнаруживаем, что "праведность закона" "исполняется в нас". Вместо того чтобы оставаться грешниками и нарушителями закона Божьего, мы обнаруживаем, что мы ему послушны.

Учитывая все это, мы с легкостью можем понять и следующий отрывок: "Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа" (Ин. 1:17). Несмотря на то, что в Божьем плане спасения Моисей служил очень великой цели (ибо через него Бог дал миру нравственный закон в письменном виде), через Христа пришла Божественная благодать, без которой закон нельзя соблюсти должным образом.

Человек, принявший Христа, больше не стремится к достижению праведности соблюдением закона. Как только он принял Христа, ему вменяется праведность Спасителя. Павел говорит: "Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия" (Рим. 3:21, 22).

Поскольку "правда Божия" может быть достигнута вне закона, Павел возвещает: "Потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего" (Рим. 10:4). Для всякого, кто верует во Христа, Он полностью упраздняет закон в качестве средства достижения праведности. Кроме того, слово "конец" можно понимать как цель. Христос был той целью, которую подразумевал закон, поскольку назначение закона заключается в том, чтобы, показав людям их глубокую греховность и неправедность, заставить их устремиться за праведностью Христа - той праведностью, которая не только вменяется в оправдание, но и даруется в повседневной жизни, о чем ясно сказано в отрывке Гал. 2:20. Такое использование слова "конец" встречается у Иакова (см. Иак. 5:11) и в Первом послании к Тимофею (см. 1 Тим. 1:5).

Закон и благодать приходят с небес, и как же счастливы мы, христиане, потому что нам не надо ради обретения одного отказываться от другого! Силою Божьей благодати мы больше не пребываем под осуждением закона, но в Боге возносимся до полного исполнения этого Божественного законодательства.

Об этом хорошо говорят Джемисон (Jamieson), Фоссе (Fausset) и Браун (Brown) в примечании на комментарий к Рим. 6: "Основополагающий принцип евангельского послушания настолько же изначален, насколько божественно целесообразен и заключается в том, что "мы освободились от закона, чтобы соблюдать его, и благодатным образом стали рабами закона, чтобы быть от него свободными" (ст. 14,15 и 18). До тех пор, пока мы не знаем никакого принципа послушания, кроме грозного закона, который осуждает всех его нарушителей и вообще ничего не говорит о благодати, прощающей виновного и очищающей оскверненного, мы, с нравственной точки зрения, просто не

в состоянии воистину выполнять его требования, но как только благодать освобождает нас от этой закрепощенности и, благодаря единению с праведным Ходатаем, дает нам возможность осознанного примирения и сердечного предания себя спасающему Богу, мы тотчас ощущаем славную свободу праведности и уверенность в том, что "грех больше не будет господствовать над нами", столь же сладостную нашим обновленным чувствам и устремлениям, сколь неколебима ее основа, "потому что мы не под законом, но под благодатью"".

Возражение 9





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 310 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...