Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Добрососедские отношения 51 страница



лезнования близким покойного. В том случае, если вы не застали их в по-

хоронном бюро, обязательно оставьте членам семьи записку. Можно им поз-

вонить по телефону, однако разговор ваш должен быть кратким, поскольку в

таких обстоятельствах телефон всегда нужен для разговоров с родственни-

ками и организации предстоящих похорон.

Почетные участники траурной церемонии

Один из членов семьи, ответственный за организацию похорон, обращает-

ся к шестерым или восьмерым мужчинам, которые были близкими друзьями по-

койного, с просьбой выступить в роли почетных участников траурной цере-

монии. Это можно сделать либо в тот момент, когда они пришли, чтобы вы-

разить членам семьи соболезнования, либо по телефону. Если скончавшийся

занимал видное положение, выступить в этой роли могут восемь-десять его

политических или деловых партнеров или шесть-восемь близких друзей. Бли-

жайших родственников об этом никогда не просят, поскольку они должны ос-

таваться с членами семьи покойного.

На похоронах женщины-христианки почти никогда не бывает почетных

участников траурных церемоний. На еврейских похоронах эта честь оказыва-

ется как мужчинам, так и женщинам.

Извинением за отказ от предложения выступить в роли почетного участ-

ника траурной церемонии могут служить только болезнь того, к кому обра-

тились с этой просьбой, или его отъезд из города в день похорон.

Функция почетных участников траурной церемонии состоит в том, чтобы

после завершения панихиды в церкви нести крышку гроба или ордена и меда-

ли покойного в том случае, если он был таковыми награжден, сам гроб они

переносить не должны. Это входит в обязанность специально обученных лю-

дей, приглашенных распорядителем похорон. Во время отпевания в церкви

почетные участники траурной церемонии сидят в первых рядах слева и после

завершения панихиды шествуют попарно впереди гроба.

Церемониймейстеры

Церемониймейстеры могут быть выбраны в дополнение к почетным участни-

кам траурной церемонии или вместо них. Они принимают участие в организа-

ции панихиды на похоронах как женщин, так и мужчин. Кандидатов на эту

роль может предложить распорядитель похорон, однако будет гораздо лучше,

если их выберут из числа родственников (но не членов семьи) или близких

друзей, которые знают собравшихся и сумеют лучше рассадить их по местам

в церкви в соответствии с родственными и дружескими связями или по

собственному желанию пришедших.

Если почетные участники траурной церемонии в проведении панихиды не

участвуют, церемониймейстеры вместо них занимают места в первых рядах с

левой стороны и торжественно выходят из церкви, шествуя впереди гроба.

Если же к кому-то заранее обратились с просьбой исполнить функции почет-

ных участников траурной церемонии, церемониймейстеры рассаживаются на

задних рядах.

В похоронном бюро

Обычно тело умершего остается в похоронном бюро до дня похорон. В

этом случае некоторые члены семьи чаще принимают в указанные часы близ-

ких друзей покойного там, а не дома. Часы приема для тех, кто хочет вы-

разить свои соболезнования, должны быть указаны в объявлении о смерти,

напечатанном в газете. Люди, желающие отдать дань уважения ушедшему из

жизни, но не решающиеся обеспокоить скорбящую семью дома, могут в любое

время заехать в похоронное бюро и расписаться в специальной книге, кото-

рая там приготовлена на этот случай. Подпись должна быть официальной,

включающей звания и титулы, например: "Доктор и миссис Уильям Кросс" или

"Миссис Дебора Пэйдж", а не "Билл и Джоан Кросс" или "Дебби Пэйдж". Это

делается, чтобы облегчить задачу тех, кто должен известить членов семьи

об этих визитах. Близкие друзья, которым кажется, что официальная рос-

пись заденет родственников покойного, могут указать сначала те имена,

которыми их называют близкие люди, а потом в скобках написать свои офи-

циальные имена и звания. Человек, заходивший в похоронное бюро и выра-

зивший свои соболезнования лично родственникам покойного, может не посы-

лать им - за исключением тех, кого он там не застал, - открытку. Тем же,

кто лишь расписался в книге, следует такую открытку послать. Семье не

нужно письменно благодарить за внимание всех, кто звонил по телефону с

выражениями соболезнований, однако такой жест будет нелишним, если

кто-то из этих людей оказал особую услугу или в том случае, когда звони-

ли и хотели сказать теплые слова утешения, но никого из членов семьи по-

койного не было дома.

Визит в похоронное бюро не принято затягивать дольше, чем на пять-де-

сять минут. Выразив свои соболезнования каждому из присутствующих членов

семьи и кратко переговорив с теми, кого он ближе знает, посетитель может

уходить. Коль скоро гроб стоит открытым, пришедшему следует подойти к

покойному, чтобы отдать ему дань уважения, однако, когда по какой-то

причине человеку это сделать трудно или неприятно, не надо себя принуж-

дать. Если на этот счет нет никаких религиозных предписаний, открытым

или закрытым будет стоять гроб, решает семья. Ее указания исполняет рас-

порядитель похорон.

Посетители похоронного бюро должны придерживаться обычаев, предписы-

ваемых той религией, которую исповедует семья покойного. При этом они не

обязаны делать то, что запрещает им их собственная вера. Например, когда

над гробом католика висит крест, еврею не обязательно преклонять перед

ним колена, а протестанту - осенять себя крестным знамением. Однако если

вы какое-то время спокойно постоите у гроба со склоненной головой, про

себя произнося соответствующую моменту молитву, то выразите тем самым

свое искреннее уважение и любовь к покойному.

Содержание беседы с членами его семьи, которые обычно сидят (мужчины

иногда предпочитают стоять) в другой части комнаты или в соседнем поме-

щении, примыкающем к тому, в котором находится гроб, целиком зависит от

вас. Знакомые могут просто сказать: "Мне очень жаль" или: "Он был прек-

расным человеком". Близкие друзья обычно спрашивают, чем могут быть по-

лезны, или говорят: "Нам тоже будет очень не хватать Джона". Не принято,

чтобы посетители расспрашивали близких покойного о его болезни и смерти,

однако иногда овдовевшие супруги сами чувствуют потребность излить душу

и рассказать об этом. В таком случае их друзья должны постараться слу-

шать и обсуждать эту тему очень внимательно, чтобы хоть как-то утешить

говорящего.

Отвечая посетителю, члены семьи покойного могут ограничиться фразами

типа: "Спасибо за то, что нашли время прийти", или: "Мы очень вам благо-

дарны", или: "Вы очень добры".

Встретив в похоронном бюро друзей, поздоровайтесь с ними как обычно.

Если там будет не знакомый с вами человек, и вас представят друг другу,

можете ответить, как полагается в таких случаях: "Рад с вами познако-

миться". Конечно, если вы будете смеяться или широко улыбаться, то проя-

вите тем самым полную невоспитанность. Однако непродолжительный разговор

на тему, не имеющую прямого отношения к печальным обстоятельствам вашей

встречи, будет вполне уместен.

Подходя к гробу или находясь в одной комнате с телом покойного, не

курите, если только родственники умершего сами не курят. Когда семья

принимает посетителей в соседней комнате, обставленной обычно как гости-

ная, там курить можно в том случае, если это не запрещено правилами по-

хоронного бюро. Тем не менее, коль скоро родственники покойного не ку-

рят, прежде чем зажечь сигарету, спросите у них, не будет ли их беспоко-

ить табачный дым. В большинстве случаев визиты в похоронное бюро нас-

только непродолжительны, что вполне можно воздержаться от курения.

Кто приходит на похороны

Все члены семьи должны выяснить, когда состоятся похороны, и приехать

проститься с ушедшим из жизни, не ожидая приглашения. Если в газетном

объявлении указано: "Похороны состоятся в узком кругу", друзья не должны

на них присутствовать, не получив предварительно приглашения от членов

семьи покойного. Если в объявлении указаны время и место церемонии, это

значит, что на похороны могут прийти все желающие. Каждый должен решить

для себя, был ли он настолько хорошо знаком с умершим или с членами его

семьи, чтобы пойти на похороны. Однако не отдать последний долг челове-

ку, с которым вы были тесно связаны по работе или как-то иначе, у кого

вы часто бывали в гостях либо считаете членов его семьи своими друзьями,

было бы просто бессердечно.

Разведенные супруги вправе присутствовать на похоронах бывшего мужа

или жены в том случае, если они поддерживают хорошие отношения с семьей

покойного. Он или она может нанести краткий визит в похоронное бюро,

прийти в церковь на отпевание и сесть в задних рядах, не делая при этом

попыток находиться рядом с семьей покойного или покойной. Если умерший

был вторично женат и отношения с бывшей супругой сильно осложнились, ей

не следует приходить на похороны, но надо прислать цветы и открытку с

выражением соболезнований. Когда скончался один из разведенных супругов,

у которых остались маленькие дети, второй родитель должен присутствовать

с ними на похоронах, если только он или она совершенно не испортили от-

ношения с семьей покойного, - в таком случае о детях должны позаботиться

бабушка с дедушкой.

Одежда

Сейчас друзьям не обязательно приходить на похороны в черном, если

только они не сидят во время панихиды вместе с семьей и к ним не обрати-

лись с просьбой быть почетными участниками траурной церемонии. Тем не

менее, следует выбрать платье или костюм приглушенных, темных тонов.

ХРИСТИАНСКИЕ ПОХОРОНЫ

В церкви

Некоторые считают, что панихида в церкви - самая тяжелая часть похо-

рон, поскольку нужно покинуть домашнее уединение и предстать перед всеми

собравшимися на печальной церемонии. Другие, наоборот, находят, что тор-

жественная обстановка службы, в сочетании с органной музыкой и церковным

хором, помогает близким покойного собраться с силами перед отъездом на

кладбище.

По мере приближения часа панихиды церковь заполняется народом. Первые

ряды церковных скамей с правой стороны обычно занимают члены семьи, а

слева - почетные участники траурной церемонии. Однако такой порядок мо-

жет быть изменен, если ризница в храме расположена слева.

Друзья входят в церковь спокойно и неторопливо, и если на панихиде

нет церемониймейстеров, они рассаживаются, как сочтут нужным. Лишь самые

близкие из пришедших садятся в передние ряды. Остальные друзья и знако-

мые занимают места в центре или сзади.

Гроб, как правило, стоит закрытым. Протестанты могут соблюдать свои

обычаи, но на католической службе гроб должен быть закрыт обязательно.

Похоронные процессии в церквах сейчас организуются очень редко. На

гроб кладут цветы. В некоторых храмах он может быть покрыт кружевным

покрывалом, а если хоронят военнослужащего - национальным флагом. Гроб

устанавливается на постамент перед алтарем за полчаса до начала панихи-

ды. Члены семьи покойного обычно входят в церковь через ту дверь, кото-

рая расположена ближе всего к первым рядам скамей.

В том случае, если покойный был очень известным человеком, или если

семья просит организовать похоронную процессию, она формируется в вести-

бюле церкви. Когда во время службы поет хор, священник и хористы входят

в здание через главный вход и возглавляют похоронную процессию. Сразу за

ними попарно следуют почетные участники траурной церемонии; после них

несут гроб; и лишь затем идут члены семьи - причем первым проходит тот,

для кого покойный был самым близким человеком, в сопровождении ближайше-

го родственника, который может его поддержать и утешить лучше других.

Обычно каждая женщина опирается на руку мужчины. Однако вместе могут

идти как две женщины, так и двое мужчин. Так, например, если скончался

один из четверых сыновей в семье, где нет дочерей, сразу за гробом сле-

дуют родители покойного, потом - два старших брата, а за ними младший в

сопровождении одной из ближайших родственниц. Важно, чтобы те, на чью

долю выпало самое большое горе, находились рядом с родственниками, при-

сутствие которых могло бы хоть как-то облегчить их скорбь. Младший по

возрасту, но более спокойный ребенок лучше поддержит мать, чем старший,

но более нервный.

Подойдя к алтарю, хористы занимают свои обычные места, священник ос-

танавливается перед ступенями, ведущими на алтарь, почетные участники

траурной церемонии подходят к своим местам в передних рядах церковных

скамей слева, гроб водружают на заранее приготовленный постамент. Люди,

внесшие гроб и поставившие его на место, спокойно и по возможности неза-

метно отходят в сторону. Члены семьи и почетные участники траурной цере-

монии рассаживаются в передних рядах; все остальные занимают удобные для

них места по обе стороны от прохода. Панихида начинается, когда все при-

сутствующие сидят. По окончании церемонии, все движутся в обратном по-

рядке за исключением хористов, остающихся на своих местах.

По желанию семьи один из ее представителей-мужчин может стоять перед

дверьми церкви и благодарить тех, кто пришел на панихиду. Большинству из

пришедших не следует говорить ему ничего, кроме: "Спасибо за то, что вы

пришли". Лишь с самыми близкими друзьями можно обменяться парой фраз.

Такой жест наверняка будет по достоинству ими оцейен.

После выноса из церкви гроб устанавливают на катафалк. Члены семьи

рассаживаются в стоящие сразу за ним автомобили. Если на отпевание в

церковь принесли очень много цветов, они перевозятся в специальной маши-

не, а когда таковая не предусмотрена - в катафалке вместе с гробом.

Иногда венки и букеты доставляют на кладбище более коротким путем и

расставляют около могилы до прибытия катафалка и тех, кто приехал на по-

хороны.

Прощание с покойным дома

В некоторых случаях семья предпочитает прощаться с покойным дома.

Это, как правило, менее хлопотно, обстановка - не такая официальная,

исключающая для скорбящих родственников необходимость встречаться с ма-

лознакомыми и вовсе незнакомыми людьми. Во время заупокойной службы род-

ные и близкие могут находиться в соседней комнате, слушая службу в уеди-

нении.

Раньше при организации похорон дома музыка звучала редко, потому что

ни один музыкальный инструмент не может заменить глубоких, проникновен-

ных звуков органа. Однако в настоящее время существуют прекрасные записи

органной музыки и церковного хора, приобрести которые не составляет

проблемы. Такая музыка вполне может быть использована во время прощания

с покойным дома.

Обычно служба проводится в гостиной. Гроб можно поместить перед ками-

ном или в простенке между двумя окнами, но в любом случае так, чтобы он

находился не у самой двери. Гроб устанавливается на подставку, которую

приносит распорядитель похорон, обязанный позаботиться и о складных

стульях, чтобы пришедшие на панихиду могли сесть, а не толпиться в две-

рях.

Во время заупокойной службы ближайшие родственники покойного могут

находиться либо подле гроба, либо в соседней комнате.

Если в доме прохладно, женщины остаются в верхней одежде. Мужчины

держат плащи, пальто и шляпы в руках.

На кладбище из дома отправляется совсем небольшая группа ближайших

родственников и друзей покойного.

Панихида в похоронном бюро или часовне

В последние годы к помещениям похоронных бюро, где работают распоря-

дители похорон, стали пристраивать небольшие красивые часовни. Там же

специально оборудуют комнаты для отдыха и приемов, где члены семьи по-

койного могут принимать соболезнования друзей или оставаться наедине со

своим горем.

Панихиды в таких часовнях проводятся так же, как и в церкви, хотя

обычно в одной из их стен есть альков, где во время церемонии может на-

ходиться семья, вместо того чтобы занимать первые ряды скамей в помеще-

нии церкви.

Похороны

К траурному кортежу, отправляющемуся на кладбище, могут присоеди-

ниться все желающие. На кладбище гроб обычно ставят рядом с могилой,

вокруг него расставляют цветы, присланные в похоронное бюро или в цер-

ковь, родственники и друзья покойного встают рядом. Священник читает мо-

литвы, являющиеся частью заупокойной службы. Нередко распорядитель похо-

рон дает каждому из присутствующих по цветку. После того как супруга или

другой ближайший родственник покойного бросит свой цветок на крышку гро-

ба, за ним следуют остальные, отдавая покойному последние почести. Затем

все направляются к машинам и разъезжаются с кладбища. При этом порядок,

соблюдавшийся при формировании похоронного кортежа, может быть нарушен:

кто-то, возможно, задержится на некоторое время на кладбище, ктото волен

уехать сразу же после похорон.

Реже гроб опускают в могилу до того, как священник прочел молитвы, а

после этого - перед уходом - родные и близкие предпочитают бросать в не-

зарытую могилу цветы, а не горсти земли.

Кремация

Многие предпочитают похоронам кремацию - естественно, если это допус-

кается религиозными предписаниями. Заупокойная служба проводится при

кремировании точно так же, как и при захоронении тела в землю. Семья по

желанию может отправиться в крематорий или остаться дома. В том случае,

если близкие приезжают в крематорий, краткая панихида может состояться и

там. Однако многие священники читают молитвы, которые принято произно-

сить перед погребением, во время заупокойной службы, и надобность семье

ехать на кремацию отпадает.

Через какое-то время урна с прахом покойного доставляется его

родственникам, которые могут распорядиться ею так, как он завещал (если

это не нарушает существующее законодательство). Иногда урну замуровывают

в колумбарий на кладбище или в церковном дворе, бывает, что ее захорани-

вают в земельных владениях, принадлежащих семье покойного.

МЕМОРИАЛЬНАЯ ПАНИХИДА

В тех случаях, когда кремация проводится сразу же после смерти, или

погребение проходит вдали от дома, если покойный скончался за рубежом,

либо останки его не сохранились, вместо похорон может быть организована

мемориальная панихида. Как правило, это делается в течение одной-двух

недель после кончины. Объявление о мемориальной панихиде дается в газете

в разделе некрологов так же, как и объявление о похоронах.

На такой панихиде, конечно, нет ни почетных участников траурной цере-

монии, ни церемониймейстеров. Кроме того, среди присутствующих обычно

распространяют специально напечатанные бюллетени. Все пришедшие на мемо-

риальную панихиду могут записать свои имена, и этот список позднее будет

передан семье покойного.

Во время мемориальной панихиды принято читать стихи, молитвы, церков-

ные гимны; священник и/или родственники и друзья покойного произносят в

его память речи.

Вместо мемориальной панихиды можно провести "Благодарственный молебен

в память о Джоне Доу". Такая служба проста, она состоит из двух-трех ре-

чей или выступлений родных и близких, молитвы священника и, возможно,

исполнения церковных гимнов или музыкальных произведений, которые осо-

бенно любил покойный. Бюллетень, подготовленный для благодарственного

молебна, является одной из разновидностей бюллетеня, подготовленного для

обычной церковной службы. На его обложке указывается имя покойного, а

иногда дата его рождения и смерти:

Благодарственный молебен в память

Питера Марка Лэттимера 1 января 1925 г. - 24 июля 1991 г.

В дополнение к разделам о порядке службы в самом бюллетене для тех,

кто ее посетил, дается дополнительная информация: "Погребение состоялось

на кладбище Святого Патрика 26 июля". Кроме того, присутствующих пригла-

шают заехать к семье покойного после службы: "По окончании службы всех

присутствующих приглашают к родственникам покойного на ленч (на кофе с

тортом) по адресу: 100, Эндрьюс-роуд, Кас Коб". На мемориальной службе в

память отца одной из моих невесток в бюллетень был вложен отдельный лис-

ток, на котором было написано: "Если вы хотите поделиться воспоминаниями

о Питере с членами его семьи, пожалуйста, напишите об этом и положите

листок в корзину у выхода из церкви. Семья будет вам очень призна-

тельна". Служба прошла настолько гладко, насколько это может быть при

таком печальном событии, а просьба поделиться воспоминаниями о покойном

сделала ее еще более трогательной.

Вне зависимости от того, какую именно заупокойную службу вы выберете,

родственники, друзья или сослуживцы покойного обычно заказывают цветы

только для украшения алтаря. Если кто-то еще принесет букеты, их тоже

можно поставить к алтарю.

Члены семьи, поднявшись после службы с первых рядов и пройдя к выхо-

ду, могут там задержаться, чтобы поблагодарить пришедших на церемонию. В

таких случаях принято говорить то же самое, что и при посещении друзьями

и знакомыми похоронного бюро. Родственники могут пригласить священника и

всех присутствующих по окончании службы посетить дом семьи покойного или

того его друга, который решил устроить в его память прием. Если же они

хотят пригласить лишь избранных, поблагодарив после окончания церемонии

всех собравшихся, тем, кого они желают у себя видеть, можно вручить

приглашения.

ЕВРЕЙСКИЕ ПОХОРОНЫ

Несмотря на то что у евреев в некоторые дни предавать покойников зем-

ле не принято, похороны надо провести как можно скорее после смерти,

поскольку бальзамирование тела запрещается, а скорые похороны считаются

знаком уважения к памяти покойного. Если члены семьи скончавшегося чело-

века должны проехать на церемонию похорон долгий путь, или если смерть

наступила, когда человек был далеко от дома, похороны могут быть отложе-

ны на срок до трех дней, чтобы дать семье скончавшегося время приехать.

В самом благоприятном случае отпевание должно состояться утром на следу-

ющий день после кончины в часовне похоронного бюро, реже - в синагоге.

Ортодоксальная иудаистская традиция предписывает хоронить покойного в

простом деревянном гробу, сколоченном деревянными гвоздями, который

нельзя ни покрывать лаком, ни украшать резным орнаментом и узорами. Во

время отпевания на гроб кладут скромное покрывало, предоставленное либо

похоронным бюро, либо синагогой. Цветов не должно быть ни на крышке гро-

ба, ни в часовне. Вместо того чтобы покупать цветы, друзья и родные мо-

гут израсходовать деньги на благотворительные пожертвования в память о

покойном.

Люди, придерживающиеся консервативного течения в иудаизме, обычно

также следуют этой традиции, а обряд похорон у реформаторов позволяет

хоронить покойника в украшенном гробу и приносить на траурную церемонию

цветы. Если вы не уверены, можно приносить цветы или нет, а в газетном

объявлении об этом ничего не сказано, будет лучше, если вы позвоните

раввину, который проводит панихиду, или в похоронное бюро и прокон-

сультируетесь.

У ортодоксальных и консервативных иудеев гроб во время церемонии ос-

тается закрытым, и тело покойного никто не видит. Ритуал реформаторов

иногда позволяет оставлять гроб открытым.

Во время отпевания умершего раввин читает псалмы, потом он и кто-то

из близких друзей или родственников усопшего произносит речь в его па-

мять, после чего читается поминальная молитва. Семья может попросить

кантора пропеть псалмы или другие части литургии.

После поминальной молитвы первыми из часовни выходят члены семьи,

следуя сразу за гробом, когда его выносят и водружают на катафалк, чтобы

везти на кладбище, где перед захоронением совершается погребальный об-

ряд. Все, кто туда едет, составляют из машин похоронный кортеж и следуют

за катафалком.

У могилы читается первая поминальная молитва, или "Каддиш". Ближайшие

родственникимужчины бросают в могилу по горсти земли, их примеру по же-

ланию следуют остальные. Обычно присутствующие остаются у могилы до тех

пор, пока гроб не будет покрыт землей или даже до того момента, когда

могила будет зарыта полностью.

Если похороны покойного прошли вдали от дома, родные и близкие могут

позже заказать мемориальную панихиду.

ПОСЛЕ ПОХОРОН Взносы и пожертвования

Ни священник, ни раввин никогда не обращаются с просьбой об оплате их

услуг, однако правила хорошего тона требуют, чтобы семья сделала взнос

на нужды церкви или синагоги. Размер его может колебаться от 25 долларов

за очень скромные похороны или мемориальную панихиду до 100 долларов за

пышную траурную церемонию. Чек можно передать священнику до или после

исполнения обряда, либо выслать спустя день или два с написанной от руки

запиской со словами благодарности за проведенную службу.

Если во время церемонии играет органист, семья должна оплатить его

услуги. О размере вознаграждения справляются у священника, пономаря или

какого-нибудь другого церковного служителя во время обсуждения предстоя-

щей церемонии.

Когда в похоронном обряде принимает участие кантор, ему также надо

заплатить. Сумма вознаграждения кантора оговаривается с раввином.

Встречи родных и близких в память о покойном Поминки после похорон

Обычай справлять поминки после похорон часто помогает тем, кто поте-

рял близкого человека, смириться с тяжелой утратой. Однако некоторые

считают, что эта традиция не выражает ни скорби, ни уважения к покойно-

му. Тем не менее, у ряда этнических групп, представители которых прожи-

вают в разных районах страны, обычай этот уходит своими корнями вглубь

веков, и там, где принято справлять поминки, они приносят собравшимся

некоторое облегчение, возвращая их от тяжелых переживаний к проблемам

будней. Если кому-то из друзей и близких не по душе царящее иногда на

поминках показное веселье, они могут ненадолго зайти к близким покойно-

го, чтобы отдать дань уважения. Их никто не заставляет оставаться надол-

го, много пить и принимать участие во встрече, которая кажется им неу-

местно веселой.

Обычно кто-то из родственников покойного приглашает друзей и родных к

себе домой на ленч или скромный прием. Если поминки проводятся в доме

семьи покойного, приглашенные часто приносят с собой что-нибудь к столу.

Родственники, которые давно не виделись, особенно те, кто приехал изда-

лека, могут возобновить общение, поговорить и подкрепиться.

Обряд "шива"

Семь дней после еврейских похорон считаются днями скорби по усопшему.

В это время его близкие исполняют обряд "шива" (на иврите "шива" означа-

ет "семь"). Обряд начинается сразу же после возвращения семьи с кладби-

ща. В дом покойного заходят друзья и знакомые, чтобы выразить членам его

семьи соболезнования и поддержать их в горе. Однако эти визиты, как пра-





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 173 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.049 с)...