Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Афанасий Афанасьевич Фет

* * *

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, —
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

<1842>

Афанасий Афанасьевич Фет (Фёт) родился 5 декабря (23 ноября по старому стилю) 1820 года в усадьбе Новоселке, Мценского уезда, Орловской губернии. Поэт, мыслитель, публицист, переводчик.
Отец - Иоганн-Петер-Карл-Вильгельм Фёт (1789—1825), асессор городского суда Дармштадта.
Мать - Шарлотта-Елизавета Беккер (1798—1844). В 1818 году сочетается браком с Иоганном-Петером-Карлом-Вильгельмом, а в 1820 году на седьмом месяце беременности тайно уезжает в Россию с Афанасием Неофитовичем Шеншиным, оставив свою дочь Каролину-Шарлотту-Георгину-Эрнестину на воспитание мужа. Иоганн-Петер-Карл-Вильгельм не признавал своим сыном Афанасия Афанасьевича Фета. Вот что писала своему брату Шарлота-Елизавета Беккер: «Очень мне удивительно, что Фёт в завещании забыл и не признал своего сына.».
Отчим - Афанасий Неофитович Шеншин (1775-1855). Ротмистр в отставке, принадлежал к старому дворянскому роду и был богатым помещиком. Обвенчался с Шарлотой Беккер в 1822 году, которая перед венчанием приняла православие и стала называться Елизаветой Петровной Фет.
А.А. Фет родился 1820 году и в том же году крещен по православному обряду. В метрической книге записан как сын Афанасия Неофитовича Шеншина. Четырнадцать лет спустя, духовные власти Орла обнаружили, что ребенок родился до венчания родителей и Афанасий был лишен права носить фамилию отца, и лишен дворянского титула. Это событие ранило впечатлительную душу ребенка, и он почти всю свою жизнь переживал двусмысленность своего положения. Отныне он должен был носить фамилию Фет, богатый наследник внезапно превратился в "человека без имени", сына безвестного иностранца сомнительного происхождения. Фет принял это как позор. Вернуть утраченное положение стало навязчивой идеей, определившей весь его жизненный путь.
Учился в немецкой школе-пансионате в городе Верро (ныне Выру, Эстония), затем в пансионе профессора Погодина, историка, писателя, журналиста, в который поступил для подготовки в Московский университет. Окончил университет, где учился сначала на юридическом, а затем на филологическом факультете. В это время, в 1840 году он и издал отдельной книгой свои первые произведения, не имевшие, однако, никакого успеха.
Особое положение в семье повлияло на дальнейшую судьбу Афанасия Фета, он должен был выслужить себе дворянские права, которых его лишила церковь и в 1845 году Фет поступает на военную службу в один из южных полков.
В 1850 в журнале "Современник", хозяином которого стал Некрасов, публикуются стихотворения Фета, которые вызывают восхищение критиков всех направлений. Он был принят в среду известнейших писателей (Некрасов и Тургенев, Боткин и Дружинин и др.), благодаря литературным заработкам улучшил свое материальное положение, что дало ему возможность совершить путешествие по Европе.
В 1853 году Фета переводят в гвардейский полк, расквартированный под Петербургом. Поэт часто бывает в Петербурге, тогда - столице. Встречи Фета с Тургеневым, Некрасовым, Гончаровым и др. Сближение с редакцией журнала «Современник».
С 1854 года служба в Балтийском Порту, описанная в его мемуарах «Мои воспоминания».
В 1856 году печатает сборник Фета под редакцией И.С. Тургенева.
В 1857 в Париже он женился на дочери богатейшего чаеторговца и сестре своего почитателя критика В. Боткина - М. Боткиной.
В 1858 году поэт выходи в отставку в чине гвардейского штаб-ротмистра и поселяется в Москве. Служба в армии не вернула Фету дворянский титул. В то время дворянство давал только чин полковника.
1859 - разрыв с журналом «Современник».
1863 – выход двухтомного собрания стихотворений Фета.
В 1867 году избран мировым судьей в Воробьевке на 11 лет.
В 1873 году Фету возвращено дворянство и фамилия Шеншин, но литературные произведения и переводы поэт и в дальнейшем подписывал фамилией Фет. Он посчитал днем, когда ему вернули фамилию "Шеншин", "одним из счастливейших дней своей жизни".
В 1877 году Афанасий Афанасьевич купил в Курской губернии деревню Воробьевку, где и провел остаток своей жизни, лишь на зиму уезжая в Москву.
В конце 1870-х Фет с новой силой начал писать стихи. Сборнику стихотворений шестидесятитрехлетний поэт дал название "Вечерние огни". (Более трехсот стихотворений входят в пять выпусков, четыре из которых вышли в свет в 1883, 1885, 1888, 1891. Пятый выпуск поэт подготовил, но не успел издать.)
21 ноября 1892 — кончина Фета в Москве. По некоторым данным, его смерти от сердечного приступа предшествовала попытка самоубийства. Похоронен в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных.


Венецианов Алексей Гаврилович (1780—1847), художник.

Родился 18 февраля 1780 г. в селе Поддубье Тверской губернии. Выходец из купеческой семьи. Систематического художественного образования не получил, но некоторое время учился у знаменитого портретиста В. Л. Боровиковского.

Поселившись в Петербурге, первое время служил чиновником и при этом занимался усердным копированием старых мастеров в Эрмитаже. В конце 1807 г. Венецианов создал четыре офорта для предпринятого им издания «Журнал карикатур на 1808 год в лицах».

В 1811 г. его избрали членом Академии художеств. Во время Отечественной войны 1812 г. художник совместно с И. И. Теребенёвым и М. М. Ивановым сделал серию сатирических рисунков, высмеивающих завоевателей и галломанию русского дворянства. Карикатуры продавались во всех и пользовались успехом. После изгнания наполеоновской армии Венецианов издал азбуку, в которой каждая буква сопровождалась остроумным рисунком и двустишием, рассказывающими о событиях войны.

Летом 1819 г. живописец покинул Петербург и поселился в принадлежавшей ему деревне Сафонково под Тверью. Там он создал свой знаменитый крестьянский цикл, включивший в себя такие картины, как «Гумно» (около 1821—1823 гг.), «Спящий пастушок» (1823—1824 гг.), «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Крестьянка с васильками» (все 20-е гг. XIX в.) и др. Эти произведения наполнены поэзией, любовью к красоте родной земли и живущим на ней людям.

Автор отступил от традиционного для классицизма пристрастия к эффектному пейзажу, обратившись к неброскому очарованию русской природы — её необозримым просторам, прозрачным небесам и мягкому, рассеянному солнечному свету. Тихое обаяние северной земли Венецианов передаёт посредством светлых, лёгких красок. Вместе с тем ни одно из полотен мастера не обходится без присутствия человека, ведь гармония для Венецианова заключалась в духовном единстве людей и природы.

Стремясь поведать зрителю о красоте, являющейся основой такого союза, художник идеализирует образы крестьянского быта. Создавая свои полотна, Венецианов продолжал преподавать. Школа Венецианова — это плеяда талантливых живописцев 20— 40-х гг. XIX в. (Г. В. Сорока, А. В. Тыранов, Е. Ф. Крендовский, К. А. Зеленцов, Н. С. Крылов, С. К. Зарянко и др.).

16 декабря 1847 г. жизнь Венецианова прервала трагическая случайность: повозка, на которой художник ехал в Тверь, слетев с обледеневшей горки, разбилась о каменную постройку.


Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 511 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...