Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Материализм и социальная философия ХVIII века



3.4.1. Предпосылки возникновения и условия формирования
философии ХVIII века

Восемнадцатое столетие вошло в историю западноевропейской культу­ры как эпоха Просвещения - закономерный исторический период развития человечества, сущность которого состоит в утверждении широкого исполь­зования человеческого разума для реализации задач социального прогрес­са. Наука и прогресс - эти два лозунга стали главными для просветите­лей. Философы обращаются не просто к разуму, а к разуму научному, ко­торый опирается на опыт и свободен от метафизических сверхопытных "ги­потез". Все должно предстать перед судом разума - обретающее особый размах развитие науки, становящейся достоянием широких кругов мыслящих людей, внедрение в социальную практику идей общественного прогресса. "Восемнадцатый век собрал воедино результаты прошлой истории, которые до того выступали лишь разрозненно и в форме случайности и показал их необходимость и внутреннее оцепление. Бесчисленные хаотические данные познания были упорядочены, выделены и приведены в причинную связь; знание стало наукой, и науки приблизились к своему завершению, т.е. сомкнулись с одной стороны, с философией, с другой - с практикой" /1,с.599/.

Восемнадцатое столетие стало ареной нарастающей борьбы между от­жившим свой век феодальным обществом и развивавшемся в его недрах капитализмам.

Социально-экономической основой Просвещения был переход от мануфактурной стадии к развитому капитализму, что и опреде­лило специфические черты этой особой формы осознания глубинных всемир­но-исторических процессов, ее характер и эволюцию. Но задолго до гибе­ли феодализма, феодального образа жизни, всей системы крепостнических привилегий, всей совокупности уже подорванных историей ценностей ста­рого общества, его политические и правовые нормы, этические и эстети­ческие идеалы были развенчаны просветителями ХVIII века. Самой беспо­щадной критике подвергалось все - религия, понимание природы, общест­ва, государственный строй.

Мыслители ХVIII века создавали свои концепции, опираясь на дости­жения философской мысли прошлого. Подход к человеку Мишеля Монтеня (1533 - 1592) как к природному существу, скеп­тицизм гносеологии Пьера Бейля (1647-1706), критицизм Пьера Гассенди (1592-1655) нашли определенное продолжение в работах философов ХVIII века. Философия Р.Декарта достаточно откровенно оттесняла религиозную веру, расчищая место разуму. В философии Нового времени Ф.Бэкон и Т.Гоббc cтавили и пытались материалистически решить основной вопрос философии - вопрос об отношении мышления к бытию. Проблемы обществен­ной и государственной жизни, принципы этики, вошедшие в систему новых просветительских ценностей, рассматривались Б.Спинозой и Т.Гоббсом. Важным источником просветительской философии стада сенсуалистическая гносеология Д.Локка - не случайно, что он, занимавшийся философской деятельностью в основном в ХVII веке, считается одним из основопо­ложников философии Просвещения. Вершиной философских поисков стал французский материализм ХVIII века.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 254 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...