Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Предфилософия Индии как переходная форма от мифологического мировоззрения к философскому



(Веды, Упанишады)

Перед возникновением древнеиндийской философии уже сло­жились (начали складываться в 3 тысячелетии до н.э.) Веды - грандиозный свод мифологизированных "священных" текстов, яв­лявших собой плод откровения мудрецов и представлявших собой очень разнообразное древнее знание (веды - знание), начиная от картин мироздания и гимнов богам и кончая практическими настав­лениями жизни вплоть до заговóров.

В ведах уже намечаются контурно философские образы, напри­мер, Притхиви - безграничная мать-земля, родительница богов, ми­роздание (джагат) как область и результат заведования богов и, конечно, учение о человеке, доводимое до оригинальнейшего уче­ния о его душе. Человек здесь - часть живой природы, имеющий как и все ее жители смертное тело и бес­смертную душу. Последняя существует, странствуя, переселяясь со смертью организма в другие организмы. Такое ее существование наз­вано сансарой. Души в растениях, животных и людях разносовершенны, а их попадание в новое тело зависит от поведения и благоче­стия человека. За неради­вое исполнение закона варны новорожденная душа могла оказаться в более низкой варне. (Это карма - закон возмездия). Души благо­честивых брахманов в награду освобождались от новых рождений (мокша) и тем самым освобождались от мук, связанных с пребывани­ем в телах. Это учение о душе, пожалуй, становится стержнем древнеиндийской философии. Теперь отме­тим два важных события: 1) возникшую борьбу кшатриев с брахмана­ми за идеологическое господство, побудившую последних усложнить религию, создав так называемый брахманизм (и ныне господствующий в Индии); 2) благодаря этому лесные отшельники, не имевшие средств для осуществления брахманских обрядов, сделали из них свертку, превратив их во внутричеловеческие ритуалы, подготовив тем самым йогу и буддизм. И еще отметим важный факт: преодоление мифологии началось (осознанно или нет) ее же последними твор­цами в последних частях Вед, где, творцы гимна о сотворении мира вопрошали: "Кто воистину знает? Кто здесь провозгласит? Откуда родилось, откуда это творение?... Откуда это творение появилось: может, само создало себя, может нет" /1, с. 70-72/.

Поскольку веды должны были доходить до низов, из них сдела­ли популярное сжатое изложение, содержащее плоды только челове­ческой мысли, а не сверхъестественного откровения. Упанишады (буквально: "сидеть около") - мудрые наставления учителя ученикам, сидящим около его ног. И в тех, и в других сделан шаг от мифоло­гии к философии, но все еще не радикальный. И, более того, мифо­логия своеобразно еще и усилена введением атмана и брахмана (брахмо). Атман это не только генетическое начало, от которого все происходит, но и сознательное существо, творец мира. Брахмо - это отвлеченное философское начало, абстрагированное от бога Брахмана. Атман, Брахмо и Пуруша (ведийский мужчина - Вселенная, которого боги принесли в жертву и создали из него все наличности мира) по со­держанию синонимы, однако не заменяются одним словом из-за важ­ных различий для человека. Определяющийся в мире человек может стать Брахманом и обрести высшее, божественное состояние. Он может стать атманом как активным началом всего сущего. Если же он станет атманом-брахманом, то окажется началом, причиной, вызы­вающей соединение. Он может стать таковым, но... через осозна­ние (самозаверения) и веру в это. Последнее и есть фактически не ослабление, а усиление мифологии в жизни.

В Упанишадах намечаются гносеологические находки. Так, поскольку знание о жертве,как знание вообще, ценится столь высо­ко, что заменяет саму жертву, то из этого впервые возникает ритуал сосредоточенного размышления (указываются поза размышля­ющего, способ дыхания, местоположения и т.д.), трансформирую­щийся в познании высших истин в метод йогической интуиции (сдер­живай дыхание, прекрати деятельность чувств, сосредоточенно размышляй и предайся созерцательному исследованию в полном слия­нии этих операций).

В Упанишадах рассматривается и такая философская проблема, как цель жизни. Высшая цель жизни - слияние с атманом-брахманом еще при жизни, освобождение от сансары и достижение "мира Брахма­на" после смерти. Это путь отречения от утилитарных ценностей жизни, подавления страстей, добродетели к нищим, освобождения от привязанностей.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 243 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...