Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Теория познания и логика 2 страница



2.духовное поучение исходящее от Бога Бог и человек не противостоят друг другу -это взаимное единство.2. Натурфилософия Ренессанса. ДЖОРДАНО БРУНО Основной призыв его философии:борьба за добро.Осн задача чел-преодоле-ние страха. Мерило нравственности -поступки чел.Чел должен стремиться к бесконечности. Кузанский Гл смысл его уч-я – обоснов-е пантеизма. 1)гл способ позна-я сравнение(но его невозм прим-ть к познан Бога или прир) 2)Их позн-е возможно только ч/з символы выявляющ-е всеобщ х-ки бож-ого и прир-ого 3)=> всякая вещь есть символ выр-я бога а Б вкюч в себя все вещи 4)отнош-е бога и мира: Б абс max вкюч-й в себя все сущее, Б абс min он прояв сибя в кажд вещи, в Б совпадают абс min и абс max. Вывод: всё во всём т.е Б прониз-т собой всё сущее => всё божес-но и достойно; т.к.чел подобие Б то он связ-т в своём сознании всё сущее явл-сь центром вселенной.

13. Философия Нового времени: эмпиризм (сенсуализм) Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Д. Локка.

14. Рационализм Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница.

Хар-рна ориентация на познание реальности, основанное на чувственном. Формирование естествознания связано с тенденцией познания на единичных, изолированных фактах, не определяющих систему целостно. Встает вопрос о сущности и характере самого познания, что приводит к повышению значимости гносеологической ориентации новой философии. Стремление к систематизации, количественный рост и усилившаяся дифференциация познания вызывают развитие теоретического мышления, не только ищущего причинно следственного (связанного с законами) объяснения взаимосвязи между отдельными явлениями и областями явлений, но и стремящегося к созданию целостного образа мира, опирающегося на новую науку и ее данные. Стремление к выяснению взаимосвязей и взаимодействий закономерно ведет к повышению роли рационального рассмотрения, поэтому с развитием чувственного эмпирического познания мира развивается и точное, рациональное математическое мышление. СЕНСУАЛИЗМ БеконОсновная задача- познание природы и подчинение ее власти человека. Истина двойственна: от бога, от природы. Философия материалистична. Предпассудки мешающие нашему сознанию (идолы или призраки): Первая группа - идолы рода (родовая сущность человека переносится на природу). Вторая группа - пещеры (в процессе воспитания у человека складывается определенное мировосприятие, которое переносится им на природу). Третья группа - идолы рынка (обыденный язык в науке приводит к несогласованности мнений). Четвертая группа - идолы театра (вера в

авторитеты). Познание начинается с чувственного опыта. Чувственнное познание - это опыт и эксперимент. Метод: индуктивный метод исследования. ГоббсРационалист и материалист. Существуют только конкретные вещи. Показатели познания - чувства. Гоббс разработал теорию: истина не свойство вещей, а свойство суждений о вещи. Гоббс - представитель механистического материализма. Человек-механизм, действующий по законам механики. Социальная доктрина: люди от природы равны, у всех страсть: сохранить себя, свою свободу, господствовать над другими и возникает война всех против всех. Затем по договору создаются государства. Работы: "Левиафан", "О человеке", "О гражданине", "О теле". ЛоккНет врожденных идей, все познается из опыта и в опыте. Душа (разум) - "чистая доска". В интелекте нет ничего, чего бы не было в чувствах.В своем сознании можно обнаружить общее. Качества вещей имеют двойственную природу: первичные - присущие вещам (объем, форма, число, расположение, движение). Вторичные, возникающие в результате действи тел на наши чувства (цвет, запах и т.д.). Нет врожденных нравственных идей. Работы: "Опыт о человеческом разуме".РАЦИОНАЛИЗМ Декарт Считает основой познания- логику. Ставит проблему нового метода научного исследования. Выдвигает четыре принципа: считать истиной лишь то, что с очевидностью считается таковым; каждое затруднение в процессе познания надо разделять на столько частей, сколько возможно, и разрешить его; мыслить по порядку, начиная с легкого и простого; составить такие полные перечни и обзоры, что быббыть уверенным, что ты ничего не забыл. Не вызывает сомнения факт - я сомневаюсь. Сомнение- деятельность мысли. Я сомневаюсь, я мыслю, я существую. Проблема причины - все имеет свои причины. Существует объективный мир (субстанция). Кроме субстанции выделяются модусы и атрибуты - необходимые свойства субстанции; модусы- случайные свойства субстанции. Метод познания - дедукцияю. Декарт - дуалист материальные и духовные начала независимы в мире, эти две субстанции соединеы в людях. Считает, что есть врожденные божественные идеи. Работы: Начала философии. Спиноза Субстанция - реальный мир, она Бог (пантеизм). Модусы - движение; движение - бесконечный модус субстанции. Выделил четыре способа получения - знаний:_понаслышке, из беспорядочного опыта, познание причин из следствий, интуиция_(логическое познание). Человек должен познать свои аффекты вожделение,_радость и печаль). Люди эгоистичны, естественное состояние - воина. Существование государства - способ обуздания человеческих страстей. Спиноза критиковал библию. ЛейбницОсуществил филосовский переход от материализма к объективному идеализму. Монада - первоначальная вечная проматерия, в манаде присутствует внутренняя активность или энтомиля. Эту активность Лейбниц называет душой, а ее проявление - это жизнь. Каждая монада - соединение прошлого и будущего, это живое вселенной. Каждая монада занимает определенное место и в мире царит гармония преустановленная богом. Теология Лейбница доказывает бытие Бога. Работы: "Новые опыты о человеческом разуме", "Теодицея".СУБЪЕКТИВНЫЕ ИДЕАЛИСТЫ БерклиДоказывает абсолютность вторичных качеств и субъективность первичныхкачеств. Вывод: вещи - комплексы наших ощущений. Создал иерархию существования: существовать - быть воспринятым данным субъектом; существовать на основе возможности восприятия; существовать на основе восприятия другими людьми; существование в восприятии Бога. Переход от субъективного идеализма к объективному. Раюоты: "Опыт новой теории зрения".ЮмЧел даны ощущения и на их основе возникает эмоцеональное состояние. Люди считают источником ощущений оьъективный мир, но это не так. Юм пытается доказать, что причинно-следственных связей не существует в объективном имре, а люди подменяют хронологической последовательностью необходимой зависимостью. Человек - хаос впечатлений, ощущений. Есть ли бог - неизвестно. Работа: "Трактат о человеческой природе.

15. Философия Просвещения. Французский материализм XVIII века и его основные проблемы.

Просвещение- общ-ое движение, представители кот.стремились установить недостатки современного общ-ва, изменить его нравы, политику, быт, установить идеи добра, справедливости, познания. В основе просвещения - идеалистические представления о определенности знания, объясняющие пороки людей непониманием ими своей природы. Боролись против церкви, религиозной догматики, схоластических методов мышления. Человек, его свобода, свобода человеческой воли, устройство общ-ва - это те вопросы, кот.в то время обсуждались не только в философских дискуссиях, но и в практической каждодневной политике. Ф-я просвещения выступала против всякой метафизики. В области морали и педагогики просвещение проповедовало идеалы гуманности и отвечающую запросам времени систему воспитания молодежи; в области политики, юриспруденции и общественно-эконом.жизни - освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом, перед человечеством. Последнее представляет собой понятие, разработка кот.является главной заслугой просвещения. Вольтер 1694-1778 Материя вечна и несотворена, она объективно существует и движется вечно. Естественные и общественные явления происходят раздельно, религиозное объяснение природных явлений исключается. Сознание является атрибутом материи и зависит от строения тела. Но конечная причина движения, мышления и других явлений божественна. История - творчество людей. Работы: "Филосовские письма", " Трактат о мегафизике".Жан Жак Руссо1712-1778 Реальный мир вторичен, порожден богом. Познать сущность материи и сознания невозможно. Всех необходимо наделить равной собственностью. Идеальное государство - республика. Дети лишины порочных черт характера, но в последствии приобретают их в обществе, поэтому надо воспитывать их на лоне природы. Работы: "Об общественном договоре или Принципы политического права." МАТЕРИАЛИЗМ Дени Дидро 1713-1784Вечная, единая, несотворенная материя - обыкновенная реальность, а все явления - конкретные формы ее существования. Матаерия - единственная субстанция, причем ее причина заключена в ней самой. Движение не сводися к пространственному перемещению, оно еще и развитие, изменение. Обясняется оно своей противоречивостью и разнородностью. Матери и сознание едины. ознание - свойство ысокооргнизоанной материи. В политие нужо установить конституионну монархию или республику. В социологии себялюбие являеся ванейшим мотивом поведения людей. Работы: "Энциклопедия", "Филосовские мысли". Ламетри Существует единая материальная субстанция; присущая ей способность ощущать и мыслить прояляется в организованных телах: эти способности обнаружиабтся при воздейтвии тела на мозг. Человеческий организм - самозаводящаяся машина, подобно часовому механизму. Происхождение растительного и животного мира едино говорит о постепенном совершенствовании материи. Вншний мир отражается на "мозговом экране". Развитие общества зависит от деятельности выдающихся людей и успехов просвещения. Труды: "Человек - машина", "Человек-растение", "Система Эпикура". ГольбахМатерия вечна и несотворена, она в процессе постоянного развития и изменения, пораждает все многообразие реального мира. Движение - способ существования материии, необходимым образом вытекающим из ее сущности. Материя первична, а все формы сознания вторичны. Человеческий разум способен познавать мир и его законы. Сознание и воля выдающихся личностей есть решающая сила общественного развития. Работы: "Естественная политика".

16. Классическая немецкая философия: И. Кант: теория познания – априорные формы чувственности и рассудка. Антиномии Канта.

17. Этические проблемы в философии И. Канта.

И.Кант нем.философи ученый, родоначальник нем.классич.идеализма. К.-основатель “критического”идеализма. К.док-ет невозможность построить систему умозрительной философии впредь до предварительного исследования форм познания и границ наших познавательных способностей. Исследования эти приводят К.к агностицизму- к утверждению, будто природа вещей, как они сущ-т сами по себе (“вещей в себе”), принципиально недоступна нашему познанию: последнее возможно только относительно “явлений”, т.е.способа, посредством кот.вещи обнаруживаются в нашем опыте. Существуют две формы познания: чувственность (способность к ощущениям), рассудок. Чувственность дает возможность познавать явления (феномены). Рассудок дает возможность познавать мысленные представления. Имеются субъект и предикат (то, что говорится о данном субъекте). Существует два вида суждений: предикат повторяет то, что заключено в субъекте: аналитическое суждение(не дает нового знания о субъекте); синтетические суждения (предикат добавляет новое к характеристике субъекта). Кант создает две сферы науки: метафизика природы, метафизика начала естествознания; метафизика нравов. Они не дают познания природы. Кант вводит термины: вещь для нас и вещь в себе. Вещь в себе непознаваема. Мы можем познать мир явлений.

Вид знан-я Априор ф-мы науки
Чувствен-е познание Время и простр-во (не объективны) Алгебра (вр-я) Геометрия (прост-во)
Рассудок (оперирует понятиями и умозаключе-ниями) 12 категорий: модальность(3) отношение(3) кол-во(3) кач-во(3) Все фундамент науки (физика, химия)
разум Бог, душа, космос Психол-я ф-я богословие космология

К был негативным диал-м считая что там где наблюд-ся против-я там обнаруж-ся границы познания. Этика К:стремится найти такую априор ф-му кот бы позволяла оставаться нравств-м всегда: Категорический императив. св-ва: внеситуативность, не связан с идеалами рел-ии, не связ с удовольств и радостью от чувства выпол-го долга и не знает никаких исключ-й. 1)поступай так, что бы максима твоего поступка была нормой для окружающих. 2)не делай др-м того чего бы тыне хотел получ-ть от них 3)всегда рассматр чел как цель но никогда как ср-во.

18. Философия Г. Гегеля: философская система и диалектический метод.

19. Социально-историческая проблематика в философии Гегеля.

Гегель - нем.философ, объективный идеалист, Исходное положение философии Г.- тождество бытия и мышления,т.е.понимание реального мира как проявление идеи, понятия, духа. Это тождество Г.рассматривал как истор развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самой себя. Полож-я: 1)действит-сть есть Дух 2)форма бытия Духа-диалектика (т.е. движ-е в 3-х тактном режиме: тезис, антитезис, синтез) 3)св-ва Духа: активность, бесконечность, постоян самопознание 4)из этого => 2принципа: тождество бытия и мышления, всё действит-ное – разумно, а всё разум-е действ-но. 5) Система Гегеля- это раскрытие этапов самопознания Духа.

Логика (дух в себе) Природа (дух в ином) Чистый дух (дух в себе и для себя)
Бытие (кач-во, кол-во, мера) Механика (врем/прост, матер/движ, всемир тяг-е) Субъек-й дух (феноменолия, антропология, психология)
Сущность (чист сущ-ть явление, действит-ть) Физика (магнет-м, элек-во, химизм) Объек-й дух (этика, право, нравствен-ть)
Понятие (субъективное объект-ое, идея) Органика (геология, ботаника, зоология) Абсолют дух (искусство, религия, фил-я)

Метод Г это послед-ть и способ самопознания духа наз-щийся диалек-й. Гегель сформулировал з-ны и категории диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Кол-во безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера. Три закона диалектики (суть истории развития). 1. Закон перехода количественных отношений в качественные (при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры). 2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание. Развитие происходи по спирали. 3. Закон единства и борьбы противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Это присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие. Тождество - различие - противоположность. Противоположности взаимодействуют, то есть борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс. Выводы: 1)фиксир-ся противор-я м/д его системой и методом: сис- конечна, метод- бесконеч. 2)Разраб-л диал-у до уровня з-нов 3)давал поводы: оправдывать всё сущее т.к. оно разумно и действит-но, стремится к рев-м преобраз-ям т.к. всякий синтез это тезис для последующего антитезиса.

20. Антропологический материализм Л. Фейербаха и его концепция сущности религии.

Хар-ая особенность мат-ма Фейербаха- антропологизм, явившийся следствием историч.условий предреволюц-ой Германии и выражением идеала революц.буржуазн.демократии. исходным пунктом фил-ой эволюции Ф.была критика идеалистического понимания Гегелем человеч.сущности, сведение ее к самосознанию. Отказ от подобной точки зрения неминуемо вел и к отказу от идеализма вооюще. Заслугой Ф.явл.подчеркивание связи идеализма с религией. Резкой критике подвергает Ф.также идеалистич.хар-ер гегелевской диалектики. Критика Гегеля открывала путь к использованию рацион-го содержания гегелевской философии и в этом отношении способствовала формированию марксизма. Однако Ф.просто отбросил фил-ию Гегеля и поэтому не сумел увидеть главного его достижения- диалектики. Осн.содерж.и смысл фил-ии Ф.-отстаивание мат-ма. Антропологизм Ф.проявл-ся в выдвижении на первый план сущности человека, кот.рассм-ся им как “единственн.,универс-ый и высший” предмет фил-ии. Но провести последовательно матер-ую точку зрения в этом вопросе Ф.не удается, т.к.человек для него- абстрактный индивид, чисто биологич.существо. в теории познания Ф.отстаивает точку зрения эмпиризма и сенсуализма, решительно выступает против агностицизма. Вместе с тем он не отрицал и значение мышления в познании, пытался хар-ть объект в связи с деятельностью субъекта, выссказывал догадки об общ-ой природе чел познания и сознания и т.д. Но в целом Ф.не преодолел созерцательности домарксовского материализма. Это связано с тем, что в понимании истории Ф.еще целиком оставался на позициях идеализма. Идеалистич.воззрения на обществ.явл-я вытекают из стремления Ф.применить антропологию как универсальную науку к изучению общественной жизни. Идеализм Ф.особенно ярко проявляется в исследовании религии и морали. Религия рассматривается им как отчуждение чел свойств: ч как бы удваивается и в лице бога созерцает свою собственную сущность. Т.о. религия выступает как “бессознательное самосознание” ч. Причины такого удвоения Ф.видит в чувстве зависимости человека от стихийных сил природы и общества. Особый интерес представляют догадки Ф.о соц.и историч.корнях религии.

21. Философия марксизма.

Маркс создал самую влият материалист ф-кую концепцию.1)впервые объед мат-м и диалектику (мат-диал-ка: источником развития явл матер-й мир в котором всё взаимос-но и подчин-ся единым законам. 2)впервые разраб-л материал-й подход к истории: двигателем истории явл удовлетворение матер потребностей. История членится М на 5 периодов (общественно-эконом формаций) фундаментом котор выступает экономика определяющая все сферы об-ва Переход от одной формац к др проис-т революционно в следствии несоотв-я производств-х отношений произ-м силам 3)М опр-л предмет ф-ии (всеобщие з-ны природы чел-а и общ-ва) и выявил 2 функции: мировоз и методолог-ую 4) М впервые построил принципиально незавершённую матер ф-кую систему 5)М преодолел созерцательный х-р ф-ии своего времени: раньше ф-фы объясняли мир наша задача его преобразовать. Судьба м-ма: М был прав: 1)в материал подходе к общ-ву 2)отметив классов антагонизм в об-ве 3)в делении истории на формации. Неправ: 1)считая что рев-ция будет носить мировой х-р 2)что капит-м к концу 19в изживёт себя 3)что раб-й класс самый прогресс и самодостаточный. В центре внимания Маркса - анализ О.труда, при помощи кот.он хар-ет систему капиталстич. отношений и положение пролетариата. Признание О.труда в качестве основы всех др., в т.ч.и идеологических, форм О.давало возможность понять искаженное, ложное сознание как результат противоречий реальной общественной жизни. Таким образом, устанавливалась зависимость теории от практики и на этой основе перестраивалась ф-я. Одновременно Маркс обосновал задачу ликвидации О.путем коммунистического переустройства общ-ва. В дальнейшем в своих классич. произведениях Маркс вычленяет различные аспекты О.и обосновывает методологическую роль этой категории для анализа функционирования и развития всей системы общественных отношений капитализма. Концепция разработана на основе классич.нем.фил-ии. Повторял путь Фейербаха, но считал, что ч не только природное сущ-во, а есть природное сущностно-родовое существо и поэтому к себе относится как к универсальному и свободному существу. Природа сущ-ет как продолжение человека и способ жизнедеятельности. Растения, камни - человеческого сознания, как объект природоведения и частично как объект искусства. В этом специфика и оригинальность гуманистического материализма Маркса. Универсальность человека - в его общественной природе. Общественный человек по Марксу видит перспективу в возможности активного преобразования природы в интересах человека. Диалектика - единство противоположно направленных процессов. Гуманизм природы и натурализации человека приводит к световой гармонии.

22. Формирование философских взглядов в Киевской Руси.

Философская традиция в Древней Руси формировалась в той же мере, в какой развивалась традиция общекультурная. Характер древнерусской культуры в решающей степени определялся важнейшим историческим событием - крещением Руси. Усвоение византийского и южнославянского духовного опыта, становление письменности, новые формы культурного творчества - все это звенья единого культурного процесса, в ходе которого складывалась и философская культура Древней Руси. Памятники древнерусской мысли свидетельствуют о том, что на этом этапе ее путь практически совпадал с "путями русского богословия" (выражение известного богослова и историка русской мысли Г.В. Флоровского). Также, как и в средневековой Европе, в Киевской, а затем и в Московской Руси философские идеи находили свое выражение прежде всего в богословских сочинениях. Через духовный опыт патристики происходило и знакомство Руси с философским наследием античности. Усваивался не только опыт христианской критики "языческой" философии как "внешней мудрости", свидетельствовавшей, по утверждению одного из самых почитаемых в Древней Руси отцов церкви - Иоанна Златоуста, лишь о "духовной немощи" древних философов, но и достигалось понимание основополагающих принципов древнегреческого любомудрия. Во многом это стало возможным благодаря влиянию идей ведущих представителей раннехристианского богословия: Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского ("каппадокийская школа", IV в.). Отношение каппадокийцев к древней философии было достаточно критическим, но в то же время они признавали ее несомненную культурную ценность. Григорий Богослов писал, что "всякий имеющий ум признает... благом не только ученость, которая, презирая все украшения и плодовитость речи, принимается за одно спасение и за красоту умосозерцаемую, но и ученость внешнюю, которою многие из христиан по худому разумению гнушаются как... удаляющею от Бога" [1]. На религиозно-философские взгляды каппадокийцев определенное влияние оказал платонизм. Можно сказать, что платонизм как тип философского умозрения сыграл немаловажную роль в формировании древнерусской философской культуры. Впрочем, в Древней Руси очень рано стали известны идеи и другого великого греческого философа - Аристотеля, прежде всего благодаря знакомству с трудами крупнейшего представителя поздней патристики Иоанна Дамаскина (VIII в.), глубокого знатока аристотелевской метафизики и логики.

23. Киево-Могилянская Академия как центр философской мысли XVII-XVIII вв. в Украине.

В XVII веке на Украине происходит зарождение философской мысли, которая формируется в стенах основанной Петром Могилой Киево-Могилянской академии (1632). В то время Украина находилась под властью Польши, поэтому на украинскую философию через иезуитов проникали идеи и методы католической схоластики, томизм и картезианство. Однако Киево-Могилянская академия сохраняла православную конфессиональную идентичность и пользовалась покровительством украинских гетманов. Стефан Яворский читал лекции об акцидентальном и потенциальном сущем, о его противоположностях, родах и видах сущего, проводилось различие между материей и формой. Большое внимание уделялось классификации философского знания на логику, натурфилософию, метафизику или на теоретическую и практическую философии

Становление профессиональной философии на Украине происходило в пределах схоластики эпохи барокко (второй схоластики) — философского течения, которое сформировалось в XV-XVI вв. в Испании, представители которого старались теоретически обобщать новые проблемы социального, культурного и научного развития того времени, опираясь на средневековый образ философствования.

Философия Киево-Могилянской академии была первым этапом развития профессиональной философии на Украине и одной из модификаций школьной философии, распространенной в европейских учебных заведениях, в том числе и университетах. Ее значение состоит в создании собственного информационного поля – основы, необходимой для дальнейшего развития национального философского мышления.

Яркими философами Киево-Могилянской академии были Иннокентий Гизель, Иоасаф Кроковский, Феофилакт Лопатинский, Стефан Яворский, Феофан Прокопович, Георгий Конисский. Часть из них повлияла на становление светской культуры в России (Феофан Прокопович - глава петровской ученой дружины)

24. Сковорода Г.С. – основоположник украинской классической философии.

Философия, по определению Сковороды, — главная цель человеческой жизни, ибо глава дел человеческих есть дух его — мысли, сердце; философия стремится дать жизнь нашему духу, благородство сердцу, светлость мыслям, как главе всего. Библия также учила, как облагородить человеческое сердце. Тут у него совпадение философии и религии, но эта последняя у него не базировалась на откровении. Он называл свою философию христианской, но в ней было мало христианско-религиозного. Будучи религиозным мыслителем, Сковорода не переставал быть философом, ибо целью своей жизни ставил только разыскание истины. «Изъясняет, — говорит он, — боговидец Платон: нет сладчае истины. А нам можно сказать, что в одной истине живет истинная сладость и что она одна животворит владеющее телом сердце наше. Жизнь живет тогда, когда мысль наша, любя истину, любит выслеживать тропинки ее, и, встретив ее, торжествует и веселится этим незаходимым светом». Учение Сковороды, как видим, является не материалистическим, а идеалистическим: идеализм был ступенью, которую проходила западноевропейская философия в XVIII столетии и дань этому господствовавшему тогда направлению отдала в своей первой попытке философствования и украинская мысль. Один из исследователей считает Сковороду философом без системы, но это неверно. У него есть система, хотя очень простая и элементарная. Умозрительная философия Сковороды такова. Есть два начала — видимое и невидимое, тленное и вечное, вещественное и духовное. Этими двумя началами проникнуто все во вселенной. Таким образом Сковорода является как бы дуалистом, но этим двум началам он придает далеко не одинаковое значение: первому субстанциальное, второму атрибутивное, сопутствующее. И таким образом, он является в сущности монистом. Этими двумя началами проникнута все три мира — большой обительный, или космос, состоящий из многих других (не только земля, но и другие планеты, на коих могут быть обитатели); малый, или микрокосм, т. е. человек и символический мир, или Библия. В великом и малом мире, по его учению вещественный вид дает знать об утаенной под ним форме или вечном образе; так же точно и в символическом мире, или Библии, собрание тварей составляет материю (здесь, как мы видим, материя не отрицается), но над нею стоит начало вечности — это есть образ или форма. Таким образом, во вселенной собственно два мира — невидимый и видимый, как яблоня и ее тень: она стоит неподвижно, а тень ее то увеличивается, то уменьшается, то родится, то умирает. Так в природе, так в человеке. В нем также два начала: ветхое и новое, временное и вечное, они совмещаются друг с другом, как тень с деревом, но в тленном отражается нетленное. В Библии под буквальным ее смыслом (материей) таится высший духовный ее смысл (начало вечности, или Бог). Учение о человеке тесно связано у Сковороды с учением о мире. Человек заключает в себе и мир — вселенную, и Бога. Другим вечным началом в природе является господственная натура, или Бог. Он все вещество проницает. Кроме большого мира (вселенной) и малого (человека) Сковорода признавал еще и третий мир — символический, или Библию. В нем, как и в первых двух, также два начала — вечное и тленное, с одной стороны это сам Бог, говорящий к людям образным языком — аллегорически, с другой — это змий, наводящий на человеческий род величайшие суеверия.

25. Украинская философия XIX-XX веков.

Фил.хасидизма. Параллельно рационалистической традиции Киево-Могилянской академии на Украине в XVII веке появилась мистическая философия хасидизма. Хотя носителями этой традиции были евреи-ашкеназы (Бешт), тем не менее это течение зародилось именно на территории Украины. Основой хасидизма было учение Каббала, которое трактовалось в моральном ключе. Личность Иннокентия Борисова связывают с таким понятием как духовно-академическая философия, которая очень сильно повлияла на течение философской мысли Украины. Именно при ректорстве Иннокентия, было начато «историческое направление» духовно-академической традиции в Киевской духовной академии, которое коренным образом отличалось от «догматического направления» Московской Духовной Академии. Как и большинство религиозных философов XIX в., И. Скворцов соотносил идеи философии с истинами откровения, хотя, в общем, не всегда предполагал абсолютную подчиненность одного к другому. Он считал, что не существует собственно религии в пределах одного сознания, и что любая другая, в том числе и так называемая «философская религия», достойна имени и внимания. Он был глубоко убежден в необходимости философского образования. Карпов считал рационализм чужим для своих соотечественников мировоззрением, поскольку он противоречит православной вере и особенностям, скрытым в национальных и психологических началах славянского естества. То есть характер философии зависит от особенностей нации и её вероисповедания.Карпов являлся сторонником так называемого дедуктивного направления развития отечественной логики, и при этом придерживался позиций традиционной аристотелевской логики. Вячеслав Липинский призывал Украинцев к окончательному национальному освобождению, и образованию собственного государства. Он считал, что внутренняя борьба украинского народа может быть и творческой, при условии ее осуществления во имя государственной и культурной независимости украинской нации. Именно благодаря его высказываниям оппоненты в сфере политики характеризовали его как консерватора, аристократа и националиста.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 156 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...