Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Особенности развития цивилизаций Востока



Вопрос о том, были ли на Востоке свои Средние века, точнее, о возможности применять это понятие для периодизации истории стран и народов Востока, давно и остро обсуждается историками. Отвечают на него по-разному. Две крайние точки зрения таковы: Средние века - явление уникальное, они были только у Европы; Средние века - это прежде всего феодализм, который был и на Западе, и на Востоке (здесь он имел свои особенности, связанные с существенно более значимой ролью государства). Многие историки согласны с тем, что выделение эпохи Средневековья в истории Востока позволяет установить ее периодизацию, дает возможность глубже ее исследовать. Суть и хронология средневековой эпохи могут трактоваться по-разному в зависимости от того, какие события и процессы считать определяющими. Средние века в европейском смысле этого термина, как стадия господства в обществе феодальных (прежде всего в сфере социально- экономической) отношений, на Востоке явно отсутствовали. Но этот период истории Востока и Запада характеризуется политической децентрализацией. В Европе феодальная раздробленность базировалась на гораздо более высокой хозяйственно-технической основе и была кратковременной, однако города смогли ею воспользоваться для резкого повышения своей роли не только в экономической, но и социально-политической жизни европейского общества. На Востоке политическая децентрализация была длительной, базировалась на более низком, чем в Европе, уровне развития производительных сил и товарно-денежных отношений: такой «политический феодализм» не способствовал прогрессивным сдвигам в экономике, политике и культуре, воспрепятствовал обретению городами самостоятельности и возникновению особого сословия горожан. Таким образом, параллельно процессу становления, развития и разложения феодализма в европейской ветви развития, шел процесс совершенствования и укрепления прежних древневосточных структур в рамках единой докапиталистической стадии развития восточной ветви (без феодализма и средних веков). Однако, в связи с тем, что Запад с начала Нового времени стал играть моделирующую роль в истории человечества, категории и стадии европейской истории используются как универсальные: так, в результате механического переноса с европейской почвы существует категория «восточного средневековья» (без качественного содержания средневековья европейского, но с его хронологическими рамками). Введение в научный оборот термина «восточное средневековье» с европейскими хронологическими рамками упростило периодизацию всемирной истории, но осложнило периодизацию самого Востока, для которого ни английская буржуазная революция середины XVII в., ни французская конца XVIII в. не являются событиями, существенно повлиявшими на его развитие. Хронология восточного средневековья может быть завершена только существенным событием развития самого Востока: начало капиталистической трансформации традиционного восточного общества как грань между докапиталистической и капиталистической стадиями развития восточной ветви человеческого общества. Капитализм не мог самостоятельно возникнуть в недрах азиатского способа производства вследствие отсутствия на восточной почве элементарных гарантий прав личности и собственности. Даже «оптимисты» из числа специалистов, допускающие такую возможность, полагают, что для этого Востоку потребовалось бы еще как минимум 700 - 800 лет развития. Традиционные восточные структуры оказались настолько устойчивыми, что могли трансформироваться только под мощным внешним воздействием. Как отметил К. Маркс, только европейский колониализм мог способствовать «единственной социальной революции, пережитой когда-либо Азией», то есть переходу на буржуазный путь развития. Начало капиталистической трансформации азиатского способа производства приходится на середину XIX в. в связи с переходом Европы от точечной к массированной колонизации, вынужденной вестернизацией и приспособлением Востока к мировому рынку (Фань Вэньлань датирует начало Нового времени в Китае 1840 г., т.е. началом насильственного открытия страны в ходе 1 Опиумной войны, через три десятилетия начинаются буржуазные реформы в Японии) С середины XIX в. начинается стадиально-формационное сближение двух основных ветвей развития человечества на базе вестернизации Востока, т.е. восприятия им западных структур, институтов, идей, технологий. Восток вступал в мировую капиталистическую систему в качестве ее периферии с запозданием минимум 200 лет, но специфика периферии не может влиять на периодизацию Нового времени как всемирно исторической эпохи утверждения капитализма. Поэтому изучение истории условно существовавших на Востоке «средних веков» заканчивается, а Нового времени - начинается с сер. XVII в. В любом случае важно иметь в виду, что очевидной грани, отделяющей древность от Средневековья, на Востоке, в отличие от Запада, не было. Многое из того, что сформировалось в древности, плавно перешло в Средневековье: особый тип государства, определяемый понятием «восточная деспотия» с развитым и прекрасно организованным бюрократическим аппаратом (классический пример - Китай), сильная и сплоченная община как ключевой элемент социальной жизни, преобладание государственной собственности на землю. Постоянным фактором развития большинства средневековых государств Востока было мощное давление на них со стороны находящейся на племенном уровне или переходящей к государственной стадии кочевой периферии (особенно ярко это давление проявилось в Китае, где в 1280 - 1368 гг. у власти находилась монгольская династия Юань, а с середины XVII в. воцарилась маньчжурская династия Цин). На обширных просторах Евразии, от Дуная до Хуанхэ, протянулся пояс степных земель, на юге ограниченный пустынями Средней Азии, горными вершинами Тибета и Гималаев, на севере лесами и болотами Восточно-Европейской равнины и Сибири. Пригодной для обработки земли было мало. Основной ценностью живущих здесь кочевых племен был скот. Степные просторы обеспечивали возможность прокормить большое количество скота лишь при кочевом образе жизни. Каждое кочевое племя контролировало огромную территорию. Непросто складывались отношения кочевников с земледельческими народами. Лавины конных воинов нередко обрушивались на соседние оседлые племена, облагали их данью, грабили их поселения, уводили людей в рабство. При этом у кочевников сражались почти все взрослые мужчины, что позволяло им, несмотря на небольшую численность племен, выставлять крупные силы. Военные экспедиции, предпринимавшиеся империями против кочевников, чаще всего оказывались бессмысленными. Одним из самых сильных кочевых народов в начале новой эры были гунны. Под их властью находились территории от Забайкалья до реки Хуанхэ. Во II веке начались глобальные изменения климата, произошло похолодание, достигшее максимума к V веку. Во время так называемого малого ледникового периода на юге началось наступление пустынь, на севере местность заболачивалась, менялся характер растительности. Эти перемены оказали большое влияние на жизнь народов Евразии. Обострилась борьба за землю между кочевыми племенами. Гунны начали двигаться на запад и юг, возобновив нападения на Китай. Под ударами кочевых племен и из-за ухудшения условий земледелия к III в. пришли в упадок государства Средней Азии (Kyшанская империя и Хорезм), распалось Парфянское царство, на его землях возникло государство династии Сасанидов. Частное землевладение и частная власть, система вассалитета, условная земельная собственность в форме феода на Востоке развития практически не получили (за исключением Японии). Что касается религий, возникших в середине I тыс. до н. э., то их духовное влияние сохранялось. Средневековый Китай - это в первую очередь конфуцианское государство и общество. Индия до начала XIII в. - общество, в котором очень многое определялось индуизмом, сумевшим оттеснить буддизм. В период Делийского султаната (1206-1526) и империи Великих моголов (1526-1858) в Индии получил распространение ислам. Именно в Средние века ислам стал основной религией в Иране, Средней Азии, Северной Африке, Малой Азии. В Японии в целом прочно утвердился буддизм, хотя и был вынужден считаться с традиционным японским синтоизмом. Приверженность традиции, готовность к воспроизводству давно сложившихся и испытанных форм государственной и социальной жизни - таковы, по мнению историков, особенности средневекового Востока. Перед нами традиционное общество со всеми его достоинствами и проблемами. Две оговорки, однако, необходимы. Во-первых, европейское средневековое общество тоже было традиционным. Преобладание аграрных занятий и интересов, сельское хозяйство и ремесло, основанные на ручном труде и непосредственной передаче накопленных производственных навыков из поколения в поколение, следование обычаю, возведенное в высший нравственный закон, устойчивая и малоподвижная система ценностей, основанная на христианских заповедях и учении церкви, стремление к внутреннему единству и внешнему обособлению, корпоративная замкнутость сословий и социальных групп, дорожащих свободами и привилегиями, за ними закрепленными, общинность, поглощающая личность, - таковы его основные черты. Во-вторых, по уровню развития ремесел, торговли, техники обработки земли, благосостояния общества Восток вплоть до XVI в. опережал Европу.




Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1916 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...