Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Природа, наслаждающийся, сознание



В главах с 7 по 12 Господь Кришна описывает бхакти-йогу, а в главах с 13 по 18 - гьяна-йогу. Может возникнуть вопрос: "Если бхакти - высшая ступень лестницы йоги, то почему после раздела, описывающего бхакти, идет гьяна?" Понимание взаимосвязи между разделами бхакти и гьяны поможет понять причину этого.

В тексте (12.7) Господь обещает спасти своего преданного из круговорота рождений и смертей. Главы 13-18 исполняют это обещание, предоставляя философское знание, необходимое для того, чтобы выпутаться из сетей материального мира.

Мы называем этот раздел разделом гьяны, но в действительности вся Бхагавад-гита - это бхакти. В первых шести главах обсуждается, как достичь бхакти посредством совершения деятельности (карма-йоги). В последних шести главах обсуждается, как достичь бхакти с помощью знания. Шесть средних глав обсуждают саму бхакти.

Использование гьяны помогает отрешиться от майи и впоследствии обрести привязанность к Кришне. Если мы используем знание как средство для достижения преданности, оно становится частью бхакти. Без примеси бхакти и карма, и гьяна бессмысленны. Это - еще одна причина того, почему тема бхакти обсуждается в средней части «Бхагавад-гиты», где она связана и с кармой, и с гьяной, и таким образом придает им ценность.

Шесть вопросов Арджуны: поле деятельности и знающий поле (13.1-7)

Арджуна начинает 13-ю главу (13.1) с просьбы описать:

материальную природу - пракрити,

наслаждающегося материей - пурушу,

поле, в пределах которого можно действовать в материальном мире - кшетру,

того, кто воспринимает это поле деятельности - кшетра-гью,

знание и процесс обретения знания - гьянам

объект, достойный познания - гьеям

Основная тема:

Познание действительности означает обретение знания о материи, душе, Верховном Господе и их взаимосвязи.

Подпункты:

А. Поле деятельности (кшетра) - это материальное тело (13.2-7).

Тело есть конгломерат материальных элементов (перечисленных в стихе 6), посредством которого обусловленная душа воздействует на материальный мир и воспринимает материальные явления.

Б. Тело состоит из чувств (13.2, 5-6)

Чувства, посредством которых человек получает знание: глаза, уши, нос, язык и кожа.

Чувства, посредством которых человек действует: голос, ноги, руки, анус и гениталии.

Живое существо получает определенный набор чувств, подходящий для того, чтобы оно могло исполнить свои желания и одновременно испытать последствия своей деятельности, которую оно совершало в прошлых жизнях.

В. Тело не является сознающим "я", это всего лишь предмет, которым манипулирует душа согласно своим желаниям. Оно - не главная часть личности, а инструмент, используемый личностью, которая владеет этим телом.

Г. Два вида кшетра-гьи - Господь и живые существа (13.2-3,4,5). Душа обладает знанием о своем собственном поле деятельности. Сверхдуша обладает знанием обо всех полях. 1

Д. Пять стадий осознания Абсолюта:

Анна-майя. Для живых существ, находящихся на этом уровне, еда является высшим объектом осознания. Это сознание амебы или маленького ребенка.

Прана-майя. На этом уровне Абсолютная истина видится как признаки жизни. Живое существо заботится о сохранении своей жизни.

Гьяна-майя. Человек ощущает тонкие взаимодействия ума, разума, эмоций и эстетических чувств как высший объект осознания.

Вигьяна-майя. Человек осознает, что сам он отличен от поля деятельности, в том числе и от тонкого тела. Это похоже на осознание безличного Брахмана, т.к. душа сама по себе становится высшим объектом осознания.

Ананда-майя. Человек осознает различие между своим собственным «я» и Верховным «Я» и вступает в исполненные блаженства отношения любви со Всевышним.

С точки зрения кшетры и кшетра-гьи: 2

1. Кшетра ----------- грубое тело ----------- анна-майя

прана-майя

Кшетра-гья ---- тонкое тело ----------- гьяна-майя

индивидуальная душа --- вигьяна-майя

Высшая Душа ----------- ананда-майя

Процесс познания и освобождения (13.8-12)

В этих текстах Господь Кришна объясняет, что кшетра-гья (душа) может освободиться от тела (кшетры) при помощи развития знания (гьяны).

Основная тема:

Господь открывает истинное знание тем, кто его заслуживает, поэтому способ получения этого знания - развитие божественных качеств, первое из которых - смирение.

Подпункты:

А. Шрила Прабхупада пишет: «Этот процесс познания неразумные люди иногда неправильно понимают как взаимодействие элементов поля деятельности. Но на самом деле это - истинный процесс познания».

Процесс познания включает в себя правильное поведение как на уровне тела, так и на уровне ума. Поэтому человек может ошибочно считать это частью поля деятельности (кшетры).

Однако поскольку эти действия освобождают дживу из тела, мы не считаем их частью деятельности тела.

Б. Практика чистого преданного служения - первейший элемент знания. Если человек начинает практиковать преданное служение, то проявляются и все остальные важнейшие элементы знания. Принятие духовного учителя - также один из наиболее важных элементов.

Объект познания (13.13-19)

Описав в стихах 8-12 процесс познания, Господь Кришна объясняет теперь цель познания (гьеям) - Сверхдушу. 3

Основная тема:

Сверхдуша - высший объект познания.

Подпункты:

А. Только преданный может глубоко понять истину о взаимоотношениях между материальной природой, Сверхдушой и душой (природой, наслаждающимся и сознанием).

Б. Цель духовного знания - понять природу души и Сверхдуши, а также их взаимоотношения.

В. Большое количество стихов в этом разделе описывают Господа противоречивым образом. «Он - изначальный источник всех чувств, но Сам Он не имеет чувств». Эти описания показывают, что качества Кришны не похожи на известные нам качества материального мира. Качества Господа трансцендентны.

Г. Индивидуальная душа - кшетра-гья (знающий поле), но она подчинена Сверхдуше(13.13-15,18). В любом случае, духовная частица есть слуга, а Сверхдуша - Господин.

25. Власть индивидуальной души распространяется только на ее собственное тело, в то время как Сверхдуша всепроникающа.

26. Три гуны природы держат в своей власти живое существо, но Сверхдуша повелевает этими тремя гунами.

Д. Обычное живое существо может увидеть Сверхдушу только тогда, когда его материальные чувства очищены благодаря практике бхакти-йоги (13.15-16)

Е. Сверхдуша - единая сущность, хотя и кажется, что Она разделена между всеми живыми существами. (13.17) 4

Пракрити, пуруша и их союз (13.20-26)

В предыдущем разделе Господь Кришна определил, что гьеям (объект познания) - это душа и Сверхдуша. Теперь Он описывает душу и Сверхдушу (пурушу) с точки зрения их связи с материальной природой (пракрити). 5

Основная тема:

Желание обусловленного живого существа властвовать над материей и наслаждаться ею привязывает это живое существо к материальной природе. Сверхдуша - истинный наслаждающийся и властелин.

Понимание этого приведет обусловленное живое существо к освобождению.

Подпункты:

А. И джива, и Сверхдуша ведут себя как пуруша (наслаждающийся), хотя истинным наслаждающимся и повелителем является Сверхдуша.

Б. И материальная природа, и живое существо вечны (13.20)

Хотя конкретные проявления материи временны, общая масса материальной энергии существует вечно. 6

27. Живые существа - вечные неотъемлемые частицы Верховного Господа.

28. Хотя и материальная природа, и живое существо (пракрити и пуруша) являются вечными, они отличаются друг от друга. Природа пракрити - постоянно претерпевать изменения, в то время как природа пуруши - быть всегда неизменным.

В. Все, что происходит в материальном мире, есть результат желаний живых существ. И, как следствие этого, живое существо испытывает страдания и наслаждения, так как, находясь в иллюзии, считает себя единым с материей. (13.21-22)

29. Поскольку желания и поступки живого существа являются причиной его страданий и наслаждений, можно сказать, что живое существо само является причиной собственных страданий и наслаждений.

Г. Свободы от пракрити может достичь лишь тот, кто признает истинного пурушу, Сверхдушу (13.23-26)

30. Поскольку причиной рабства живого существа является его желание занять положение Господа, то обусловленная душа может освободиться от этого рабства, признав, что Господь - единственный истинный наслаждающийся.

31. К такому пониманию можно прийти через гьяна-йогу, аштанга-йогу, карма-йогу и бхакти-йогу, которая начинается со слушания.

Гьяна-чакшуша - видение глазами знания (13.27-35)

В этой главе Господь описал, как понять положение пракрити, пуруши, кшетры, кшетра-гьи, гьянам и гьеям. Сейчас Он опишет, каково понимание того, кто видит все это в правильном соотношении. 7

Основная тема:

Тот, кто видит Сверхдушу, живое существо и материальную природу в их истинной взаимосвязи, смотрит глазами знания.

Подпункты:

А. Материальное проявление - это просто сочетание поля деятельности и знающего это поле (13.27-29)

Б. Сверхдуша всегда находится рядом с душой, сопровождая ее на протяжении всего пути материального существования (13.28-29). Тот, кто понимает это, "не деградирует из-за разрушительного образа мышления" (13.29, комм).

32. Когда человек во всем, в связи с любым явлением видит Сверхдушу, он не будет чувствовать себя жертвой, если возникнет неблагоприятная ситуация, также как не будет он оскорблен или обижен поведением другого человека по отношению к нему. Он будет видеть, как Сверхдуша использует эти ситуации и этих людей в качестве инструментов для его очищения.

В. Чистая душа никогда не смешивается с телом и не подчиняется обозначениям, которые даются телу.

Г. Душу можно узнать по присутствию в теле сознания. (13.31-34)

Д. Трансцендентная душа никогда не принимает участия в деятельности тела. Материальная природа производит тело под руководством Сверхдуши. (13.30,32)

Глава 14





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 294 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...