Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема. 10 XX век как завершающий этап культуры Нового времени



Социокультурные причины разрушения гуманистического сознания в XX в.: изменение традиционной естественно-научной картины мира (теория относительности А. Эйнштейна, квантовая физика М. Планка, энергетизм В.Ф. Оствальда), переоценка ценностей, кризис религиозного сознания и разочарование в идее прогресса.

Культура модернизма. Философские идеи А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, З. Фрейда, О. Шпенглера – основа формирования иррационального и субъективного миропонимания человека начала XX в. Модернистские направления в европейском и русском искусстве XX века (набизм, фовизм, абстракционизм, экспрессионизм, кубизм, сюрреализм).

Рождение нового эстетического сознания. «Крушение гуманизма» в авангардистских и неоавангардистских направлениях. Идеи отчуждения и абсурдности человеческого существования в искусстве и философии экзистенциализма (А. Камю, Ж.-П. Сартр) и экспрессионизма (Ф. Кафка).

Теории кризиса культуры. Технократизм, космополитизм, урбанизм, демократизация и массовизация культуры как основные признаки цивилизации. Идеи кризиса культуры в работах О. Шпенглера, X. Ортеги-и-Гассета, Н.А. Бердяева, П.А. Сорокина, И.А. Ильина.

Актуализация проблем культуры и природы на рубеже XIX-XX в. как следствие тупика технократической цивилизации. Роль научных открытий в формировании новых представлений о человеке как органической части макрокосмоса.

Теории русского космизма. Идея «регуляции природы» Н.Ф. Федорова. Космическая утопия К.Э. Циолковского. Гелиоцентрическая концепция мировой истории А.Л. Чижевского (гелиотараксия). Теория биосферы и ноосферы В. И. Вернадского.

Исследование микрокосмоса человека наукой и искусством конца XIX-XX в. Концепция человека как биосоциального существа. Идеи рефлексологии И.М. Сеченова, И.П. Павлова и В Бехтерева. Натурализм Э. Золя. Соотношение «естественного» и «культурного», сознательного и бессознательного в теории З. Фрейда, значение его открытий для искусства XX в. Теория культуры З. Фрейда.

Технократические формы культуры XX в. Техника как качественно новая ценность в культуре XX в., как орудие господства человека над природой, как главная цель общественного развития.

Понятие технократии: сущность и идеалы. Массовая коммуникация как совокупность средств, форм и способов распространения культуры (фото, кино, радио, ТВ). Особенности «культурного кода» в «экранной» коммуникации (М. Макллюэн). Проблема взаимоотношения СМК и массовой культуры в XX в. Массовая культура как средство социализации и самореализации человека в технократическом обществе.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 399 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...