| В начале XVIII века вдоль берегов Мойки простирались царские Летние сады, в которых размещались Летний дворец Петра I и Золотые хоромы Екатерины I.
На этих же территориях по проекту Ф.Б.Растрелли к 1745 году был построен Третий Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны, в котором родился в 1754 году Павел Петрович – будущий император Павел I.
Проект Михайловского замка создавался на протяжении двенадцати лет выдающимся русским архитектором В.И.Баженовым, но известно, что сам Павел принимал активное участие в проектировании своей резиденции. Проект Баженова воплотил в жизнь придворный архитектор Павла I- В.Бренна (о котором мы писали чуть выше).
В первой комнате, в которую нас привел наш экскурсовод – был расположен макет Михайловского замка.
Макет Инженерного замка показывает, как выглядела императорская резиденция в 1801 году, в то время, когда здесь жил Павел I. Макет создан в архитектурной мастерской О.С. Романова в 1997 году. В этом же помещении представлены фотографии круговой панорамы Санкт-Петербурга, сделанные с крыши замка.
Фото Сокол Д.
Слово «замок» указом Павла применяли и в названиях других резиденций, как городских, так и загородных. Так, например, Зимний дворец, стал Зимним Замком, а Гатчина и Царское Село-Гатчинским и Царскосельским замками.
Так же близок был императору образ архангела Михаила - предводителя небесного воинства, его Павел считал своим небесным покровителем. Во имя архангела Михаила была освещена церковь в замке, и его имя дало название резиденции. Замок располагался на обширной территории вдоль реки Фонтанки - от Невы по направлению к Невскому проспекту и включал так же и бывшие Летний царские сады. Главный въезд на территорию «Замка Михайловского дворца», как тогда называли резиденцию, находился на месте нынешней Манежной площади и был отмечен пышно декорированными тройными воротами (разобраны в 1830 году).За въездными воротами начиналась протяженная аллея из лип и берез, которая проходила по центральной оси Михайловского замка. По обеим сторонам аллеи были симметрично расположены два служебных корпуса. Справа-придворные конюшни, слева-экзерциргауз (манеж)В 1820–е годы торцы этих корпусов, обращенные на Манежную площадь были оформлены К.И.Росси, тогда же поменялся цвет этих сооружений, с красно-кирпичного – идентичного Михайловскому замку, на желтый – характерный для стиля Ампир. За служебными корпусами ближе к дворцу были построены два павильона (кордегардии), выполнявшие роль пропилеев при въезде на плац – парадную площадь Коннетабля. Площадь по периметру ограничивал канал, берега его напоминали полубастионы, на которых были установлены пушки. Таким образом, чтобы попасть на площадь, необходимо было преодолеть подъемный деревянный мост.
В центре площади по указу Павла I от 3 марта 1799 года был установлен конный монумент Петру I в образе римского императора, выполненного по модели скульптора Б.К.Растрелли. Со всех сторон дворец был окружен водой.
Северный берег острова, омываемый рекой Мойкой, был одет в гранит. На западе и юге были прорыты каналы. План дворца - квадрат со скругленными углами, в центр которого вписан восьмигранный замкнутый двор. Въезд во двор со стороны главного фасада отмечен Воскресенскими воротами с ведущим к ним тройным каменным мостом.
Фото из Интернета.
Фото из интернета
Над колоннадой проходит фриз из шокшинского порфира, на котором и в наши дни золотыми буквами начертана надпись: «Дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней» – это заключительные строки одного из псалмов Давида.
Есть легенда, которая повествует о том, как известная юродивая Павловских времен Ксения (причисленная позже к лику святых - Ксения Петербургская), предсказала императору Павлу, что он проживет столько лет, сколько букв в этой надписи. Предсказание сбылось, Павел I действительно был убит в Михайловском замке, в ночь на 12 марта 1801 года, на 47- м году жизни.
На всех фасадах дворца «сверх крыши» были установлены скульптуры. Так на парапете главного южного фасада находились статуи, олицетворявшие российские губернии. В 1830-е годы скульптурное убранство полностью было снято, в том числе исчезли и мраморные статуи «Аполлон Бельведерский» и «Диана»,
стоявшие в нишах центрального портика, по сторонам от обелисков. Ничего из скульптурного убранства не сохранилось до наших дней.
|
|
Западный фасад-церковный, оформлен центральным ризалитом, а церковную колокольню венчает шпиль. К церковному входу и сегодня ведут полуциркульные лестницы, когда-то украшенные вазами и скульптурой. Декор западного фасада был подчинен церковной тематике. Севернее от церковного выступа расположены Рождественские ворота, они поддерживают балкон бельэтажа. Ворота ведут в небольшой дворик, откуда можно было подняться в личные жилые покои императора и императрицы. Обращенный к Летнему саду северный фасад в центре украшает терраса с широкой лестницей из сердобольского гранита. По сторонам установлены на гранитных постаментах бронзовые статуи Геракла и Флоры Фарнезских (копии античных статуй) - символы процветания и мощи.
Скульптурный декор северного фасада, не сохранившийся до наших дней напоминал об итальянских виллах, что было продиктовано его близостью к природе-Летнему саду.
Во внутреннем убранстве замка с помощью языка аллегорий, эмблем и символов, была выражена идея прославления самодержавия и российской государственности. Для современного человека аллегорический подтекст не понятен, даже при помощи справочников и словарей, но в XVIII и XIX веках подобный язык был хорошо знаком любому образованному человеку. Так, например, центральная стена торжественной парадной лестницы была украшена, бронзовым гербом Российской империи, дополненным в годы Павловского правления мальтийским крестом.
Замок воспринимался не только как резиденция дома Романовых, но и как место пребывания Великого Магистра мальтийского ордена. Над главными Воскресенскими воротами располагался большой Воскресенский зал. Павел лично утвердил тематику картин, которые должны были его украсить - это были сюжеты из истории России.
В замке было пять тронных залов: два-самого государя, государыни, наследника великого князя Александра Павловича, и цесаревича Константина Павловича. Вдоль северного фасада замка тянулись апартаменты императрицы мари Федоровны. На большой балкон к Летнему саду выходил общий Столовый зал. В северо-западной части дворца находилась Галерея Рафаэля, название которой связано с четырьмя шпалерами, которые подарил Павлу французский король Людовик XVI. Личные покои обитателей замка примыкали к залам парадной анфилады.
После просмотра макета замка нас проводили в церковь Михаила Архангела. На сегодняшний день, в храме ведутся реставрационные работы.
Фото из интернета
Обычно во дворцах русских императоров возводилась дворцовая церковь (вспомним хотя бы Екатерининский дворец в Царском селе или Зимний в Санкт-Петербурге).
Павел не отступил от традиции: особое место среди парадных апартаментов замка занимала церковь, освященная во имя Архангела Михаила, в ней до сих пор сохранились уникальные элементы убранства: огромный полуциркульный образ святого покровителя, написанный польским художником Францишеком Смуглевичем
(восточная стена храма) и иконостас — подлинный шедевр русского камнерезного искусства, отделанный яшмой, лазуритом разноцветным мрамором, чудом сохранившийся до настоящего времени. Церковь украшают также мощные гранитные колонны с золочеными базами и капителями, которые первоначально поддерживали хоры. Церковь Михаила Архангела находится в западном выступе Михайловского замка. Входом в этот богато убранный двусветный храм, увенчанный золоченым шпилем высотой в 10 саженей, служило высокое крыльцо из серого гранита со стоящими по краям вазами. В нишах второго этажа красовались статуи Веры и Надежды, над окнами - барельефы из белого мрамора с изображением евангелистов, аттик украшали фигуры апостолов Петра и Павла. Церковь закладывалась вместе с замком 26 февраля 1797 архиепископом Псковским Иннокентием в присутствии Павла I и его семьи. Название храма связано с преданием о видении Архангела Михаила часовому, охранявшему деревянный Летний дворец на Фонтанке. О видении доложили Императору. Император приказал именовать заложенный на этом месте по проекту архитектора В. И. Баженова и В. Бренны замок Михайловским. В Михайлов день, 8 ноября 1800 года Митрополитом Амвросием соборне со всеми членами Синода, в присутствии Императора и знати замок и церковь были освящены.
Далее мы пошли путем заговорщиков. Этот путь шел по узкой, темной, винтовой лестнице на второй этаж прямо в личные комнаты императора, 74 каменные ступени вверх... Поднявшись, мы увидели место, где произошло цареубийство, узнали всю историю мрачного царствования и заговора против императора.
Фото из интернета.
Спальня Павла была декорирована белыми деревянными панелями, здесь находилась маленькая походная кровать императора, а так же кресла, стулья и канапе. Письменный стол из красного дерева был украшен балюстрадой из слоновой кости с фризом из копий античных камей и бронзовыми деталями (сегодня в ГМЗ Павловск). На столе чернильный прибор и канделябры из слоновой кости и янтаря с портретами членов императорской семьи в медальонах. Стены спальни украшали двадцать два полотна работы западноевропейских художников. Именно в Спальне Павел был убит заговорщиками в ночь на 12 марта 1801 года. Долгожданное освещение Михайловского замка состоялось 8 ноября 1800 года в день Святого архангела Михаила.
Сразу после смерти Павла, утром 12 марта 1801 года августейшее семейство покинуло резиденцию. После похорон Павла из замка начали вывозить уникальные памятники искусства и предметы обстановки. Само здание определили для размещения в нем государственных учреждений и квартир служащих Придворной конторы. В 1822 году Михайловский замок перешел в распоряжение Военного инженерного ведомства. С 1823 года указом императора Александра I замок стали называть Инженерным.
Здесь разместилось Инженерное училище. Комнаты, где произошло убийство Павла I в 1801 году оставались закрытыми и лишь в 1857 году помещения, где произошла трагедия отворили свои двери вновь. Тогда по указу императора Александра II и на его личные средства, в Спальне и Угловом Будуаре устроили домовую церковь во имя Св.Апостолов Петра и Павла для Николаевской инженерной академии и училища. Проект храма был составлен архитектором К.А.Ухтомским. После революции 1917 года церковь была закрыта и разграблена.
В анфиладе бельэтажа поражают воображение роскошная Тронная императрицы Марии Федоровны, галереи Антиков и Рафаэля. Но с исторической точки зрения самое интересное помещение - Общая столовая. Здесь Павел ужинал в последний раз, через два с половиной часа он был мертв. По воспоминаниям Кутузова, выходя из столовой, император посмотрел на себя в зеркало, которое оказалось кривым, и весело сказал: "Удивительное зеркало, когда я смотрю в него, мне кажется, что у меня шея свернута".
Общий столовый зал, как и тронный зал входил в анфиладу парадных покоев императрицы Марии Федоровны.
Фото Сокол Д.
Его отделка была осуществлена по проекту архитектора Винченцо Бренны в 1799 –1801 гг. с использованием 2 люстр напятьдесят свечей, исполненные по рисункам Дж. Кварнеги и предназначавшиеся первоначально для Георгиевского зала Зимнего дворца и двух каминов из сибирского порфира.
В середине XIX века Общий Столовый Зал разделен на три самостоятельных помещения, в которых располагались классы Главного Инженерного училища. В процессе проведения реставрационных работ 2002-2003 годов восстановлен первоначальный объем этого зала.
Тронная императрицы Марии Федоровны была исполнена по проекту Винченцо Бренны в 1799—1801 годы. В центре потолка находился расписной плафон «Суд Париса», выполненный художником Я. Меттенлейтером. Его сюжет в аллегорической форме прославлял красоту императрицы. Реставрация Тронной Марии Федоровны была также произведена совсем недавно, в 2002—2003 годы.
Фото из интернета
В Михайловском замке было пять тронных залов: два принадлежали императору Павлу, один - императрице Марии Федоровне, великому князю и наследнику Александру Павловичу и его брату Константину.
Анфилада парадных галерей - зал Антиков, галерея Рафаэля, галерея Лаокоона, галерея Арабесок - располагалась по периметру внутреннего двора и была наполнена первоклассными произведениями искусства из коллекции Павла I. Многие предметы дворцового убранства исполнялись по рисункам Винченцо Бренны и его молодого ученика Карло Росси.
Галерея Рафаэля
Название залу дали располагавшиеся здесь четыре шпалеры на сюжеты росписей Рафаэля. В галерее сохранились подлинные плафоны павловского времени работы И.Я. Меттенлейтера.
Экспозиция "Эпоха Ренессанса и творчество русских художников" представляет картины мастеров русской академической школы – копии с произведений художников эпохи Возрождения.
Фото Сокол Д.
|