Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 7. Благотворительность и меценатство в истории России. Семинар № 13. Меценатство в России



Семинар № 13. Меценатство в России.

Вступление:

С конца XIX в. открываются и другие проявления благо-творительности в виде «меценатства» — покровительства искусст-ву, наукам, собирания больших библиотек коллекций, созда-ния художественных галерей, театров и т. д. то есть всего того, что входит в широкое понятие культуры. Культура во все вре-мена оказывалась тесно связанной с богатством и без его под-держки не могла полноценно существовать. Меценатство на Западе — это явление, которое, наряду с нравственным, имело и юридические основания (снижение налогов или освобождение от них). В России оно чаще было связано с религиозными, нравственными понятиями, подчинялось требованиям общест-венного мнения. Можно рассматривать меценатство как причуды обеспеченных людей, не знающих, куда девать деньги. А можно и иначе. Среди предпринимателей, как и среди других слоев населения, были люди, желавшие жить какой-то другой, более духовной жизнью, начинавшие понимать в ней смысл, желавшие подняться над течением обыденной жизни, найти в ней какие-то другие отношения.

Сначала молельни и домашние церкви русских купцов пре-вращались в настоящие музеи. Да и само музейное дело в России было поставлено купцам-промышленникам. Благо-даря им были созданы в течение XIX в. сотни музеев — в крае-вых губернских, уездных городах России.

Внуки крестьян и мещан1- отпрыски богатейших купеческих семей, пройдя через университет а также деловые и увесели-тельные путешествия по Европе, становились ценителями ли-тературы и искусства.

Поддержка всякого рода культурных начинаний была осо-бенностью русской торгово-промышленной среды: Третьяков-ская галерея, Щукинский и Морозовский музеи современной французской живописи, Бахрушинский театральный музей, собрание русского фарфора А. В. Морозова, собрания икон С. П. Рябушинского, собрания картин В. С. Гиршмана, Е. И. Ло-севой и М. П. Рябушинского, Частная опера С. И. Мамонтова, Опера С. И. Зимина, Художественный театр К. С. Алексеева-Станиславского и С. Т. Морозова. Связаны В. А. Морозов и "Русские ведомости", М. К. Морозова и Московское философ-ское общество, С. И. Щукин и Философский институт при Мо сковском университете, Найденовские собрания и издания по истории Москвы, Московии и, в частности, московского ку-печества.

Клинический городок и Девичье поле в Москве созданы главным образом семьей Морозовых... Солдатенков — и его из-дательство, и "Щепкинская" библиотека... Больница имени Солдатенкова, Солодовниковская больница, Бахрушинские, Хлудовские, Мазуринские Горбовские странноприимные дома и приюты; Арнольдо-Третьяковское училище для глухонемых; Шелапутинская и Медвединская гимназии; Александровское Коммерческое училище; Практическая академия коммерческих наук; Коммерческий институт Московского общества распро-странения коммерческого образования, где каждая аудитория, каждый кабинет или лаборатория были сооружены либо какой-то семьей, либо в память какой-то семьи... Много было и дру-гих, и можно ли вообще припомнить все те памятники жерт-венности представителей "темного царства", того "чумазого", который неустанно шел вперед и не хотел только торговать миткалём а интересовался категорическим императивом, Штейнеровской антропософией и картинами Матисса Ван Гога и Пикассо'.

Наибольшего размаха достигла меценатская деятельность со второй половины Х1Х в. Именно к этому времени российская буржуазия осознала свою экономическую мощь, стала искать свое место в общественной жизни. Поскольку от политической деятельности царское правительство держало предпринимате-лей на расстоянии, а профессиональной деятельностью заслу-жить общественное признание было трудно, учитывая усили-вающиеся настроения против эксплуататоров, буржуазия пыталась уходить в иные области, пользовавшиеся большим общественным престижем: занятие благотворительностьюи меценатством.

Поскольку меценаты хотели не только спасти свою душу, сделать добро людям, но и оставить память о себе среди людей, закрепляя в названиях свои имена, необходимо назвать каждого поименно, вернуть в историю память об этих людях.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 157 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...