Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Массовая культура



Массовая культура (от лат.massa – ком, кусок, и cultura – возделывание, воспитание) – это совокупность явлений культуры ХХ века, характерных для экономики, управления, досуга, общения и особенно для сферы художественной культуры.

Интенсивное развитие средств массовой коммуникации, эра электронной информации радикально изменили как среду обитания человека в индустриальном и постиндустриальном обществе, так и его самого. Новые СМИ и ЭВМ уничтожают на планете пространство и время, устраняют все границы, связывая в единую сеть самые отдаленные уголки (феномен «глобальной технической деревни», по М. Маклюэну). Всё население, независимо от национальных, классовых, возрастных характеристик, приобщается к одной и той же информации, и культура становится массовой. Массовая аудитория потребителей культурной продукции требует ориентации на «усредненный вкус», а знания приобретаются скорее зрительной памятью, чем работой мозга. Происходит унификация вкусов, взглядов, утрата самостоятельности, стандартизация, «омассовление» культуры.

На смену традиционным формам производства культурных ценностей приходит индустрия культуры, основанная на безграничных возможностях тиражирования в современной технике. В отличие от социальной практики предшествующих эпох массовое искусство начинает подчиняться законам рынка, становится одной из прибыльнейших отраслей экономики и получает соответствующие названия: «индустрия развлечений», «коммерческая культура».

Родина массовой культуры - США. Отсюда началось её шествие по миру. Термин «массовая культура» был впервые обозначен немецким философом М. Хоркхаймером в 1941 году и американским ученым Д.Макдонольдом в 1944 году. В содержательном плане он достаточно противоречив, ибо означает не только «культуру для всех», но и «не вполне культуру».

Характерными чертами массовой культуры является:

- общедоступность, упрощенность, легкость восприятия;

- развлекательность, забавность;

- сентиментальность, доминирование чувственного начала;

- мифологизация и мистификация реальных процессов, происходящих в природе и в человеческом обществе;

- примитивизация человеческих отношений, игра на самых низменных чувствах и побуждениях (вплоть до биологических инстинктов);

- натуралистическое смакование секса, насилия, жестокости;

- культ сильной личности, культ успеха;

- ориентация на искусственно создаваемые имиджи и стереотипы;

- ставка на зрелищность и т.д.

Мир массовой культуры многолик. Её основными жанрами являются детективы, комиксы, мелодрамы, мюзиклы, фильмы ужасов (триллеры) с драками, вампирами, убийствами, эротикой, сексом, фантастика, поп-музыка, сенсационные новости, очерки о колдовстве, гаданиях, чудесах, массовые зрелищные представления – шоу и т.д.

Несмотря на кажущуюся бессодержательность, массовая культура имеет весьма четкую мировоззренческую программу, основанную на философии позитивизма, фрейдизма, прагматизма, и выполняет ряд социальных функций:

1) социализации и адаптации человека к условиям рыночной экономики. Цель – помочь приспособиться к господствующему образу жизни, увековечить существующую систему ценностей, отвлечь от социальной активности, воспитать конформизм, предложить убежище от реальности;

2) релаксации (компенсаторская), которая должна обеспечить психологическую устойчивость населения в непростой социальной ситуации, отвлечь от интенсивной гонки в сфере жизненного успеха приобщением к миру грез, несбыточных надежд или путем создания упрощенных версий жизни, сводящих все социальное зло к психологическим или моральным факторам;

3) распространения и внедрения «модернизационных» образцов поведения, норм, стереотипов, в основном, западного образа жизни, что, по мысли Н.А. Бердяева, приводит к «истончению культурного слоя» и, в конечном счете, - к кризису национальной культуры;

4) распространения и популяризации классического наследия;

5) трансляции культурных смыслов от специализированной культуры к обыденному сознанию.

Выполнение массовой культурой двух последних функций говорит о том, что эту культуру нельзя оценивать однозначно негативно. Критический подход к массовой культуре (О. Шпенглер, Х. Ортега-и-Гассет, Д. Белл, Н.А. Бердяев, Г. Маркузе и многие другие) сводится к её обвинениям в сознательном манипулировании людьми, в унифицировании человека – творца культуры, в том, что эта культура формирует массовое сознание, отличающееся консервативностью, ограниченностью, самодовольством, инертностью.

Противоположный подход (Л. Уайт, А.Я. Флиер, Э.А. Орлова и ряд других исследователей) выражается в том, что «массовая культура» – это закономерное следствие НТР, превращающей культуру в «планетарную». Она не только не отвергает культурное наследие прошлого, но делает его лучшие образцы путем тиражирования и перевода на обыденный уровень достоянием широких народных масс. Именно эта тенденция способствует появлению мидкультуры, т.е. культуры «среднего уровня».

Литература

1. Флиер А.Я. Массовая культура и её социальные функции [Текст] / А.Я. Флиер // Общественные науки и современность. – 1998.- №6.- С. 138-148.

2. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс [Текст] / Х. Ортега-и-Гассет // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры.- М., 1991.- С. 309-311.

3. Гофман А.Б. Дилеммы подлинные и мнимые, или о культуре массовой и немассовой [Текст] / А.Б. Гофман // Социс. –1990. - №8. – С.106-111.

4.Кравченко А.И. Культурология [Текст]: хрестоматия для высшей школы / А.И. Кравченко. – М.: Академический Проект, 2000. – 640 с.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1678 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...