Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Методические указания. Приступая к изучению культурологии, прежде всего, следует уяс­нить смысл и назначение культурологии как науки и учебной дисциплины



Приступая к изучению культурологии, прежде всего, следует уяс­нить смысл и назначение культурологии как науки и учебной дисциплины. В современных программах вузовского образования она выступает как одна из важных гуманитарных дисциплин, необходимых для подготовки бакалавров и специалистов разного профиля. Невозможно стать образованным человеком, не разбираясь в культуре, не понимая ее проблем, не имея достаточно широкого культурного кругозора. Изучение культурологии — путь к обогащению духовного мира личности.

Культурология — сравнительно молодая наука. Условно можно принять за дату ее рождения 1931год, когда американский профессор Лесли Уайт впервые прочел курс культурологии в Мичиганском университете. Культурология как наука возникла в середине ХХ века. Однако культура стала предметом исследования задолго до этого. Начиная с античных времен, философы ставили и обсуждали вопросы, связанные с культурой. В средневековье культуру в основном рассматривали в контексте религии. Светский контекст культуры появился лишь в эпоху Возрождения. И только в XVIII веке — в эпоху Просвещения — понятие культуры вошло в язык науки и привлекло внимание исследователей как обозначение важной сферы человеческого бытия. Само понятие культуры появилось впервые в Древнем Риме и обозначало «обработку почвы», а затем и обработку человеческой души, воспитание и образование человека (Цицерон). В научный оборот термин культура одним из первых ввел И.Гердер(1744-1803гг.). Хотя культурология как наука связана с именем Л.Э. Уайта, впервые этот термин был предложен в 1909 году немецким философом Вильгельмом Фридрихом Оствальдом, который под культурологией понимал науку, изучающую культуру, общие закономерности культурно-исторического процесса и специфики человеческой культуры. В настоящее время культурология превратилась в фундаментальную науку и учебную дисциплину. Формирование и развитие культурологии выражает общую тенденцию интеграции научного знания о культуре. Она возникла на стыке гуманитарных дисциплин, синтезируя и систематизируя под единым углом зрения данные этих наук. В нынешнем своем виде культурология представляет собой науку о наиболее общих законах развития культуры как системы со сложной внутренней структурой, находящейся в постоянном развитии и взаимосвязи с другими системами и обществом в целом. Необходимо не только назвать основные законы, но уметь объяснить их сущность. По мнению ряда авторитетных ученых (Л.Н.Коган и др.), их несколько: закон единства и разнообразия культуры; закон преемственности в развитии культуры; закон прерывности и непрерывности развития культуры; закон взаимодействия и сотрудничества и взаимовлияния часто противоречивых культур. Культурология как и любая наука, предполагает методы исследования. Методы культурологических исследований изучаются в разделе прикладной культурологии. В их числе: диахронический метод, предполагающий исследование культуры в хронологической последовательности появления и существования феноменов культуры (вертикальная линия). Данный метод сопрягается с синхроническим методом, суть которого состоит в анализе нескольких культур на протяжении определенного времени, с учетом их взаимосвязи и взаимодействия (горизонтальная линия, пересекающая несколько вертикалей, каждая из которых олицетворяет историю культуры какой–либо одной страны. Более универсальные возможности у сравнительно-исторического метода. Наряду с данными методами принято выделять эволюционный, функциональный, структурный, типологический. Ряд ученых предлагают и другие методы: семиотический, психологический, биографический, метод моделирования, методы полевой этнографии. Макс Вебер считал, что науки о культуре и обществе должны одновременно пользоваться методами понимания и объяснения, называя это «объясняющим пониманием». Что касается принципов изучения культуры, то здесь принято выделять принцип культурно-исторического подхода, принцип целостности.

Интенсивный рост разнообразных культурологических исследований во второй половине ХХ века и начале ХХI века привел к дифференциации знаний о культуре и выделению нескольких разделов в культурологии. Прежде всего, в связи с исследованием культурных процессов, принято выделять фундаментальные теоретические исследования и прикладные и соответствующие разделы культурологии. Важно знать и уметь объяснить такие понятия, используемые в теоретической культурологии, как: культурные универсалии; культурные образцы, или паттерны; культурные архетипы; понятие парадигмы культуры, введенное Т. Куном и обозначающую классическую научную разработку, которая становится образцом для дальнейших научных исследований. Теоретические исследования в культурологии постоянно стимулируются взаимодействием с социологией, антропологией, лингвистикой, историей, философией и др. В связи с этим в широком смысле культурология ныне трактуется как комплексная гуманитарная дисциплина, включающая в себя теорию культуры, философию культуры, историю культуры, культурную антропологию, социологию культуры, прикладную культурологию, историю культурологических учений. Безусловно, необходимо представлять основную проблематику этих отраслей культурологического знания.

Как бы мы не определили объект и предмет культурологии (что необходимо сделать и запомнить), исходной проблемой кульурологии является проблема: а что же такое культура? В современных исследованиях насчитывается более 500 определений культуры. С одной стороны, культура понимается очень широко, как вся человеческая деятельность и ее результаты. И. Кант определяет ее как «вторую природу» в дополнении к первой. В другой формулировке эта точка зрения трактуется как совокупность материальных и культурных артефактов. При всей простоте данной трактовки культуры существует трудность такой формулировки для определения предмета культурологии. Попытайтесь объяснить, почему. Достаточно распространенным является аксиологический подход, понимающий культуру как совокупность ценностей-идеалов, их иерархию. Вопрос лишь в субъективности понимания ценностей. На ряду с перечисленными, выделяются деятельностный подход, личностно-атрибутивный, информационно-знаковый, социологический, определяющий культуру как подсистему общества. В контексте определения предмета культурологии более приемлемым представляется определение культуры как совокупности человеческих смыслов, выраженных посредством знаний, ценностей и регулятивов и проявляющихся при помощи языка культуры. Впрочем, опираясь на культурологические знания, вы можете сформулировать свое представление о культуре. Постарайтесь самостоятельно разобраться с проблемой субъекта и объекта культуры.

Следующий, весьма важный вопрос теории культуры, это — языки культуры. Если исходить из того, что язык культуры — это те средства: знаки, символы, тексты, при помощи которых выражаются человеческие смыслы, то язык — это то, что позволяет существовать и развиваться культуре, это «дом бытия культуры» (М.Хайдеггер). При этом важно понимать, чем отличается знак от символа, роль символов в культуре. Говоря о классификации языков, надо иметь ввиду, что существует несколько подходов, которые надо знать. Объединяет их деление языков культуры на естественные (язык сигналов, вербальные и невербальные) и искусственные, конвенциональные, к которым относятся индексы, языки наук, сигналы, образы; вторичные языки, относящиеся к искусству и т.д. Подробнее остановитесь на отдельных искусственных языках. Объясните, почему продолжают создаваться все новые и новые языки культуры.

Важный вопрос о функциях культуры. Необходимо подробно раскрыть содержание таких функций, как: адаптационная, продуцирующая, преобразующая, консолидирующая, защитная, познавательная, коммуникативная, аксиологическая (ценностная), регулятивная, воспитательная, информационная, коммулятивная, семиотическая, рекреативная и т.д.

Изучая морфологию культуры, следует иметь в виду, что культу­ра как деятельность (внешняя и внутренняя) и как предметная ре­альность всегда представляет собой процесс и результат взаимодей­ствия двух взаимодополняющих видов деятельности: опредмечива­ния и распредмечивания. В соответствии с этим можно всю культу­ру разделить на материальную и нематериальную (духовную). При всем разнообразии проявлений к материальной культуре, как пра­вило, относят физические объекты, созданные руками человека (ар­тефакты), то есть, по существу, любое опредмеченное явление куль­туры. При этом следует отчетливо представлять, что любое, даже самое утилитарное явление культуры (стул, топор, лопата) со­держит в себе и нечто духовное в смысле отражения духовной (мыс­лительной, творческой) деятельности человека. Человеческие смыслы не могут существовать вне языка культуры, материализации. В свою очередь любое явление культуры продуцирует новые смыслы, что часто обусловливает необходимость обращения к герменевтике.

Духовную культуру человека и человечества представляют, преж­де всего, идеи, представления, нормы, правила, традиции, знания, ценностные ориентации, целевые установки и т.д., которые проду­цируются и накапливаются в определенных сферах культуры (ре­лигия, искусство, мораль, наука, философия и т.д.). Итак, при всей кажущейся простоте структурирования культуры на материальную и духовную, необходимо понимать относительность такого деления.

Если взять за основу морфологии культуры человека как субъекта и объекта культуры, то структурировать (различать, разделять) культуру можно будет по разным основаниям и признакам: профессиональным, нацио­нальным, демографическим, географическим, классовым, возраст­ным и т.д. Целесообразно для изучения культуры разделить ее на мировую и национальную (с последующим делением), светскую и религиозную. В современных условиях очень важное деление куль­туры на элитарную и массовую. Но такое деление бесконечно и не всегда продуктивно.

Следуя за философами — эволюционистами прошлого века, и современными подходами, целесообразно дифференцировать культуру на обыденную и специализированную в соответствии с основными функциями человеческой жизнедеятельности. В рамках деления культуры на обыденный и специализированный уровни имеет смысл выделить основные блоки человеческой жизнедеятельности, культуры, представленные следую­щими областями социальной практики:

1. Культура социальной организации и регуляции:

а) хозяйственная (на специализированном уровне — экономика, торговля, финансы и т.д., на обыденном уровне — домашнее и приусадебное хозяйство);

б) правовая;

в) моральная;

г) политическая и т.д.

2. Культура познания и рефлексии.

а) религиоз­ная; (обыденный и специализированный уровень)

б) художественная;

в) научная;

г) философская.

3. Культура социальных коммуникаций, накопления, хранения и трансляции информации (культура межличностных информаци­онных контактов, культура массовой информации, информацион­но-кумулятивная культура: музеи, библиотеки и т.д., культура трансляции социального опыта и знаний).

4. Культура физической и психической репродукции, реабили­тации и рекреации человека (культура физического развития, куль­тура поддержания и восстановления здоровья, культура восстанов­ления энергобаланса человека, культура отдыха, психической рек­реации и реабилитации человека и т.д.).

Рассматривая структуру культуры, необходимо хорошо уяснить, что культура представляет целостный организм, что любая структу­ризация ее условна, необходима для лучшего понимания содержа­ния культуры, ее функций.

При изучении культуры, понимая сложность, многогранность ее проявлений, важно уяснить, что эта многоликость культуры связана со сложностью ее бытия: миром природы, общества и человека. Развитие культуры происходит во взаимосвязи с развитием природы, общества и человека, это единый взаимообусловленный процесс. При этом природа является основным фактором, детерминирующим возникновение культуры. Созданная трудом человека, культура как искусственная среда, является своеобразной системой внебиологических механизмов, которую И.Кант назвал «второй природой, созданной человеком». По мнению З.Фрейда, культура возникла как средство защиты человека от природы, призвана сделать возможной нашу общественную жизнь. Вместе с тем, необходимо помнить о том, что природа — это не только окружающий нас мир, это еще и то, чем мы одарены от рождения, от рода. Культура связывает человека с природой, которая, в свою очередь, формирует национальный характер, культуру, практическую деятельность людей.

Создавая искусственный мир, называемый культурой, человек противопоставляет ее природе. С другой стороны, социобиология не столь категорична в вопросе о взаимоотношениях культуры и природы, утверждая, что нет четких границ между поведением животных и людей. Культура в этом случае рассматривается как особый этап эволюции природы.

Прослеживая тесную связь культуры и природы, необходимо учитывать наработки в этой области В.И.Вернадского(1863-1945), его учение о «ноосфере», т.е. сфере разума, которая является продолжением и высшей формой биосферы и которая за миллионы лет превратилась в геологический фактор, меняющий нашу планету. Вместе с человеком на Земле появился новый вид энергии, связанный с разумом. В контексте развития идей Вернадского в настоящее время развивается теория культурного ландшафта, антропогенного ландшафта. Имеет смысл познакомится с этими идеями подробнее.

Наряду с Вернадским создателем теории ноосферы считается французский ученый Тейяр де Шарден(1881-1955), который считал человека создателем и воплощением ноосферы. Согласно его концепции, Земля в своей эволюции проходит 4 этапа: «преджизни в литосфере», «жизни» (биосфера), «мысли» (ноосфера) и «сверхжизни» (божественная сфера), которая соединит человечество с Богом, религию с наукой.

Рассматривая разные точки зрения на взаимоотношения культуры и пророды, необходимо помнить о их тесной взаимосвязи, поскольку культура возникает из природы, рождаясь из взаимодействия человека и природы. Опираясь на знание истории человечества и культуры, важно вспомнить, как менялись эти отношения на разных этапах, в разных цивилизациях. Уместным будет вспомнить характеристику Н.А.Бердяева, характеризующего 4 периода в отношениях человека к природе: 1. погружение человека в природу; 2. выделение из природы — противопоставление природы и борьба с ней; 3. обращение к природе для овладения ею; 4. восстановление связи человека с душой природы и духовное овладение природой. Не менее интересна восточная традиция этих отношений (традиция даосизма, брахманизма, буддизма).

Специального рассмотрения требует вопрос воздействия природы на культуру. В числе важных проблем можно выделить следующие:

влияя на потребности людей, природа меняет потенциал человека;

влияние на хозяйственную культуру, государство, образ жизни людей, их менталитет;

влияние на процесс художественного творчества, нравственные характеристики и т.д.

Важно уметь проследить воздействие культуры на природу на разных этапах ее развития, особенности современного этапа с его глобальными экологическими проблемами, поставившего на повестку дня формирование экологической культуры, гармонизацию отношений человека с природой.

Отдельного рассмотрения требует вопрос отношений культуры и техники, гуманитарной и технической культуры, социокультурная роль техники и науки.

При изучении вопроса о взаимоотношении культуры и общества необходимо понимать, что это близкие, взаимосвязанные системы. Имеет смысл познакомиться в научной литературе с основными интерпретациями отношений общества и культуры. Важно уяснить, что общество является целостной, самодостаточной системой. И способом реализации этой самодостаточности является культура, а ее межпоколенная трансляция позволяет обществу воспроизводить себя. Потребуют внимания понятия социальных и культурных институтов, их роли в развитии общества.

Исследование проблем взаимосвязи личности и культуры предполагает уяснение роли человека по отношению к культуре как ее продукта, как потребителя, производителя и транслятора культуры. Не менее важно уметь объяснить суть и различие понятий «социализация», «инкультурация», «аккультурация». Поскольку каждый человек одновременно является членом нескольких социальных и культурных общностей, с неизбежностью встает вопрос о его культурной идентичности. С неизбежностью встает проблема «свой», «чужой», «другой». Особенно остро эта проблема проявляется в процессе формирования этнической, религиозной идентичности. Все это настоятельно требует внимания к воспитанию личности.

ТЕМА 2





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 247 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...