Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В организации процесса музыкального воспитания главная роль традиционно отводится музыкальному руководителю — педагогу, обладающему специальной музыкальной подготовкой. Музыкальный руководитель отвечает за правильную постановку музыкального воспитания детей. Он занимается музыкально-педагогическим просвещением своих коллег, способствует организации музыкально-художественной среды, в которой работает педагогический коллектив, проводит работу, связанную с тем, чтобы музыка постоянно присутствовала в повседневной жизни детского сада. Музыкант-педагог осуществляет взаимодействие с родителями:
■ оказывает помощь в организации домашней фонотеки;
■ дает рекомендации по подбору и использованию детских музыкальных инструментов, репертуара для слушания и др.
Вместе с тем организация процесса музыкального воспитания дошкольников невозможна без активного соучастия в этом воспитателя, который хорошо знает своих воспитанников, особенности их семейного воспитания, может дать психолого-педагогическую характеристику каждому ребенку и группе в целом, что позволяет ему выдвинуть общеразвивающие цели и задачи. Поэтому музыкальный руководитель должен ориентироваться на педагогов в вопросах воспитания и развития детей, прислушиваться к исходящей от них оценке способностей ребенка, описанию индивидуальных детских музыкальных проявлений.
В связи со сказанным в настоящее время говорится (Т. Торяник и др.) не о подчиненной позиции воспитателя в вопросах музыкального развития ребенка, а о личностно-равноправной позиции, что выдвигает к нему ряд требований.
Прежде всего у воспитателя должна быть сформирована готовность к музыкальному развитию дошкольников, предполагающая владение твердыми навыками элементарного музыкального исполнительства (пение детских песен, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах) и способность организовать музыкально-дидактические игры.
В этой ситуации музыкальному руководителю не нужно учить воспитателя (что, впрочем, и невозможно сделать за короткое время, отведенное на консультации), а необходимо лишь актуализировать его музыкальный опыт (в противном случае музыканту-педагогу все проще сделать самому и привлекать воспитателя только для поддержания
Окончание таблицы
дисциплины). Только в этом случае музыкальный руководитель и воспитатель будут дополнять усилия друг друга, произойдет распределение их функций и зон деятельности.
Роль педагога в процессе музыкального воспитания меняется в зависимости от возраста детей, вида музыкальной деятельности и формы ее организации.
Воспитатель является активным помощником музыкального руководителя в организации праздников, в проведении игр и развлечений. Но прежде всего он отвечает за постановку музыкального воспитания в своей группе. От него во многом зависит, чтобы музыка вошла в жизнь детей, стала их потребностью.
Особо важную роль играет воспитатель при руководстве самостоятельной музыкальной деятельностью детей в их повседневной жизни.
Он создает условия, способствующие возникновению музыкальной деятельности детей по их собственной инициативе — музыкальную зону в группе, атрибут, пособия и т.д., организует и поддерживает возникающие по инициативе детей песни, игры, вводит музыку на утренней гимнастике и на других занятиях. Это позволяет также закреплять навыки и умения, полученные детьми на занятиях и осуществлять преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями комплексного процесса музыкального воспитания и развития детей.
Воспитатель помогает музыкальному руководителю в проведении занятий. При этом его функции в каждой из возрастных групп различны, а степень его активности на занятии обусловлена возрастом детей и теми конкретными задачами, которые стоят на данном занятии (Е.А.Дубровская и др.).
Наибольшая роль воспитателю отводится в тех разделах занятия, которые связаны с музыкально-ритмической деятельностью (упражнения, танцы, игры), меньшая — в разделе «Слушание музыки».
Младшая Воспитатель является активным участником
группа педагогического процесса на музыкальном занятии: он
поет вместе с детьми, следит за правильной позой детей, помогает им при выполнении различных действий. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю — оказывать помощь каждому ребенку, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии
Средняя Самостоятельность детей возрастает и функции
группа воспитателя становятся иными. Он действует лишь
Средняя группа |
по необходимости, зачастую в косвенной форме напоминает, показывает отдельные фрагменты песен, танцев, оценивает деятельность детей
Старшая Детям предоставляется больше самостоятельности,
и подгото- но все же помощь воспитателя необходима. Он
вительная осуществляет в основном контроль за поведением детей
группы и за качеством исполнения
Таким образом, лишь тесный педагогический контакт музыкального руководителя и воспитателя может дать положительный результат в организации музыкального воспитания дошкольников.
Для успешного выполнения задач музыкального воспитания детей и квалифицированной организации музыкальной деятельности в группе воспитатель должен (Е.А.Дубровская, Г. А. Праслова и др.):
■ знать теорию и методику музыкального воспитания детей;
■ знать программные требования в области музыкального воспитания детей;
■ знать музыкальный репертуар своей группы;
■ знать методы диагностики музыкального развития детей и уметь оказывать помощь музыкальному руководителю в ее проведении;
■ обладать развитой музыкальной культурой, владеть общими сведениями по музыкальной грамоте, музыкальной литературе;
■ владеть музыкально-исполнительскими навыками (в области
ритмики, пения, игры на детских музыкальных инструментах) и
методикой проведения игр.
Организация работы по музыкальному воспитанию на этих основаниях позволит обеспечить компетентность педагогического воздействия на детей (схема 33).
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 2843 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!