Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Девиз: сражаться и любить!!!

Идеал рыцаря далёк от христианства

Жизнь простых людей была пронизана религиозностью до мелочей, но она, выглядела богохульством из за потери дистанции между божественным и человеческим, своеобразном проявлением культуры были праздники карнавалы, в заде которых потребность веселья вливалась в пародийное осмеяние всего высокого и серьёзного в крестьянстве.

3) перестает быть подражание природе

Согласна правилам икона графической традиции условным смыслом наделялся каждый живописный или скульптурный образ, каждый элемент культуры!

Появились изображения странных почти бестелесных фигур, поражавших силы страдания и скорби.

Романский стиль сжился в 10-11в. Архитектура отличалась суровостью и тяжеловесностью, романский стиль был распространен во Франции,германии,Италии, Испании

Готика пришло на смену в 12-15в. Термин появился в Италии

Соборы строились виде каркасного строения промежутки между столбами заполнялись не стенами, а окнами украшенными витражами. Нетер дам допори

4). В 11-12в. Система образования, наука и знания были подчинены божественному откровению.

ЛЕКЦИЯ 3

Культурология. Лекция

Тема: Средневековая западноевропейская культура.

1 вопрос. Христианство как основа средневековой культуры, христианский идеал

2 вопрос. Рыцарская и народная культура. Романский и готический стиль

3 вопрос. Средневековье. Образование, наука и литература.

Средневековье – период феодализма. Этапы средневековья:

1. Ранний: с 5-9 век

2. Зрелый: 9-13 век

3. Поздний: 14-16 века

Особенности средневековой культуры: догматизм, абстрактность и условность. Знаки, под которыми родилась средневековая цивилизация: 1)знак апокалипсиса 2)соединение несоединимого (античной культуры и варварства) 3)варваризация 4)знак жеста.

Основой взаимоотношений средневекового человека с миром составляли: 1)феодальная форма собственности 2)сословно-иерархическая структура общества, сословная замкнутость 3)бесконечные войны, отсюда ощущение трагизма человеческой жизни 4)духовная атмосфера эпохи, в которой переплелись античность, христианство и духовная культура варварских племен

1 вопрос. Христианство возникло в 1 веке как религия единобожия. Особенности христианства:

1. Способность влиять на огромные массы людей

2. Укрощение и германизация культа

3. Христианская церковь не отказывалась от наиболее распространенных обрядов и это облегчало переход в христианскую веру

4. В христианстве изменился образ бога. Христианство утверждало бога сотворившего мир и господствующего над ним, как единую духовную сущность: бог-отец и бог-сущность. Христианство предложила идеал в образе Иисуса Христа. Христианский образ человека разделен на два начала: тело и душа, главенство отдавалось душе. На смену античному атлету пришел аскет (немолодой, молящийся, смиряющий свою плоть во имя возвышения духа над телом)

5. Христианство утвердило особый тип духовности и сформировало более высокий уровень самосознания человека

Сущность нравственного образца: Вера, Надежда, Любовь

Вера -

Надежда – идея спасения души через загробное воздаяние

Любовь – любовь к богу противостоит плотской любви

Христианский идеал – человек глубоко религиозный и нравственный

Был ли реализован христианский идеал в жизни средневекового человека?

Вопрос 1.2

Монашество возникло…

Виды монашества:

1. Василий Великий в 4 веке оказал решающее влияние на формирование обще-житийного монастыря. Послушание, повиновение игумену, безбрачие и личный аскетизм

2. Бенедиктин кий орден, основанный в 6 веке святым Венедиктом. Монахи должны были обеспечивать себя всем необходимым и помогать крестьянам из близких деревень

3. В 6 веке по образцу бенедиктинцев была основана обитель Флавия Кассиодора. На первое место выходил не физический, а интеллектуальный труд. Монастырь состоял из 3 частей: книгохранилище, книжная мастерская и школа.

4. В борьбе с ересью и еретиками возник Доминиканский орден, названный по имени испанского монаха Доменика, которому папа римский предоставил полномочия для борьбы с еретиками. Родилась святая католическая инквизиция.

5. Франциск Ассизский основал орден нищенствующих странствующих монахов.

Вывод: христианский идеал не был реализован даже в среде духовенства и монашества, причина которому – реальная жизнь средневекового общества.

2 вопрос.

Рыцарские добродетели:

1. Благородное происхождение.

2. Сила, храбрость война.

3. Постоянная забота о славе рыцаря.

4. Внешняя красота, дополненная красотой костюма, коня.

5. Верность.

6. Щедрость.

7. Благородство в бою, благодушие к сопернику.

8. Служение прекрасной даме. Девиз рыцаря: «Сражаться и любить!»

Идеал рыцаря далёк от христианского образца.

Жизнь простых людей была пронизана религиозностью до мелочей, но эта религиозность была богохульством из-за потери… Своеобразным проявление народной культуры были праздники-карнавалы, в ходе которых потребность в веселье выливалась в пародийное осмеяние всего высокого и серьезного в христианстве.

3 вопрос.

Изобразительное искусство в средние века перестает быть подражанием природе. Согласно канонам (правилам) икона-графической традиции… Появились изображения странных, почти бестелесных фигур, поражавших силой страдания и скорби.

Романский стиль сложился в 10-12 веках. Архитектура отличалась суровостью и тяжеловесностью. Романский стиль был распространен во Франции, Германии, Испании. Готика пришла на смену Романскому стилю… Переход от романского стиля к готике можно назвать сменой замкового, т.е. оборонного стиля жизни к дворцовым. Отличительная особенность готики: соборы строились в виде каркасного строения, промежутки между столбами заполнялись не стенами, а окнами, украшенными витражами. Здания казались легкими и устремленными в высь. Во Франции особенным зданием был Натурам-де-Пари, собор Реймс и Амьен.

4 вопрос.

В 11-12 веках формируется система образования. Наука и знания были подчинены божественному откровению. Занятия ученых заключались в толковании символов и чисел священного писания. С 11 века в Европе появляются университеты. Главная форма образования в университетах – диспуты. Само обучение велось по латыни. Наука делилась на низшую, основанную на познавательной способности человека и высшую, т.е. божественное знание. Изобретены ветряные мельницы…

Светская литература. Рыцарский роман, сатирические городские повести, куртуазные романы и любовная лирика трубадуров. Появились также исторические хроники. Зародилась Европейская народная поэзия – это была лирика Ваганты во Франции и Миннезингеры в Германии

ЛЕКЦИЯ 4

18 век разума эпоха просвещения

Формирование развития культуры индустриального общества

1) особенности европейской культуры 18в. Антропоцентричный характер европейской культуры - человек есть мера всех вещей. На лавное место воздвигается отдельная личность и ее притязание

Понятие "я" стало отправным пунктом такой черты европейской культуры как национализм.

Ценности европейской культуры:

Уважение к личности

Право человека на свободу радости, удовольствия.

Свобода личности стала основной ценностью западной культуры.

Инновационный характер европейской буржуазной культуры, это означает ее общею ориентированность на изменение привычного.

Внесение подвижности в заменённый экономический порядок. Более высокий уровень предприничества и творчества.

Формирование цивилизации технического типа.

Полицентризм властей, рассосредочение власти в обществе. Разделение властей на политические и духовные носителей, которые были гос-во и церковь.

В Европе политическая власть не смогла подчинить себе духовную.

Прогресс науки культуры и техники.

4)европеизм - такое мышление, когда каждая проблема рассматривается в европейском контексте.

Христианская церковь объединяла Европу "сверху", христианская вера объединяет Европу "снизу"

Наука утверждается как самостоятельная отрасль культуры. Возникает капиталистическая система хозяйства как еще одна автономная культуры. Новое правовые отношения зарождаться новая ценностная нормативная система правосознания. Складывается характерная для нового времени сознание личности. Индивид становиться сам себе интересен, появляется человек творец. К концу 18в. религия перестает быть универсальной организующей формой общества. Начинается проц. с секуляризации, отделении государства от церкви. Провозглашается новый идеал.

18 век разума, эпоха просвещения - широко использовался человеческий разум для реализации социального равенства. Научное знание распространяется в ширь становиться обсуждением публицистов.

Дидро, Руссо, Вольтер, Гольбах... Выступали за науку и прогресс, апеллировали к научному разуму. Отношении к религии разное, но основ составлял деизм. Они рассматривали бога в качестве разумной первопричиной мира, а религию в качестве социального регулятора исторического процесса.

Культура нового времени основана на утверждении идеи прогресса в познании и в различных областях...

2) промышленный переворот, техническая революция в средствах транспорта, пост богатство могущества буржуазии.

В Европе все больше рассматривались черты индустриального общества.

Европейски наука стала ключевой частью культуры.

19в. ознаменовался развитием океанского пароходства, ростом сети железных дорог, завершение механизации текстильной промышлености, созданием ряда двигателей (паровая турбина) появление автомобиля, аэропланов, развитием электрод энергетики, появлением телеграфа, телефона, радио. В 1825 была открыта 1 жди дорога и, начиная со 2 четверти 18 века научилось массовое производство жди. В 1837 году одновременно и независимо друг от друга изобрели телеграф Морзе и..

Телефон. В конце 19в. зародилась электротехника, вычислительная техника, создаться новые искусственные материалы. Открыт фотоэлектрический эффект и фотоэлемент.

1873г англичанин макс вел, открыл электромагнитную теорию. Теорию происхождению видов. Исследование закономерностей механизма наследственности - генетика. Утопический социализм Сен-Симон, Фурье.. Критиковали пороки капитализма и высказывали мысли об обществе социальной справедливости. Немецкая классическая философия Гейгель Фейербах. Английская полит экономика Смит... теория стоимости.

Художественная культура:

Романтизм возник в конце 18в. начале 19в. и существовал до 40 годов 19в.

Зародился в гармоники широко распространился в Европе. В основе романтизма признание грамматического не разрешимого противоречия между низкой... И высоким идеалом.

Натурализм его возникновение было связано стремление....

Зародился во Франции, быстро распространился по Европе.

Биологическая и общественная история одно семьи.

Реализм: большак... Марк Твен, Джон Лондон.

Символизм сформировался во Франции 19в.

ЛЕКЦИЯ 5

1. 19 век - золотой век

2. Серебряный век - жизнь на кануне.

1) 19 век характеризуется культурном подъёмами, взлетом духа. Многоаспектность полифоничность и одновременно уникальность, и традиционность. 19 век выразил синтезирующий философски моральный, соборно собирательный и патриотический идеологический характер русской культуры. 19 век стал этапным завершением развития русской культуры 9 веков. Духовные последствия 19 века осмысливались на протяжении 2 х столетий. Это время не бывалого развития, рассвета художественной культуры.

Рамки начинается 1979 году и завершение 1870 год. 19 век особо социум культурная эпоха, представляет новый уровень осмысления поиск себя в проблеме взаимоотношения между востоком и западом. 19 век выразил особый путь российского евразийского человека с большой буквы.

Общественная мысль от религиозной до революционной

Русская идея это всеобщее стремление к убеждению российской исключительности, мессианства, предопределенности. (Достоевский 1980г в речи о Пушкине)

Россия это великое еврейство, особое крестьянство, особый вид лидера пророка, особый тип человека ищущего высоко духовного.

Интеллигенция особый социокультурный слой, занимающийся высоко квалифицированным умственным трудом, отличающийся свободы мысли свобода любим и оппозиционностью к любому режиму. Разночинная интеллигенция. Интеллигенция создала образ народа страдальца, ждущего избавителя. Интеллигенция воспринимала народ как воплощение истины православия и морали, как силу противостоящего к власти потерявшее крестьянскую сущность. Интеллигенция выдвинула установку на революцию как единственный способ перехода к новому.... Революция ведет к земному граду, создала устойчивую традицию, внутреннего духа отвергало мещанство, ориентировалось на народную трудовую этику. Таким образом, в России сложилась оппозиционная культура протеста и инакомыслии

Русская литература,

Литература в условиях самодержавия играла особою роль компенсируя отсутствие вбирая в себя этику, философию, полит прутику различных социокультурных слоев

Проблемы Русской классической литературы

· Раздумья о судьбах родины о путях и поисках

· Предвиденья

· Вечны вопросы бытия, проникновения в таинство...

· Тема любви

Величие крестьянской любви и все прощения, активно взаимодействуют с особым типом любви мужчины и женщины, в основе которых социальные идеалы и жертвенность.

Русская литература продемонстрировала величайший взлет духа, предоставила нравственно культурную пищу для размышления 2 векам, запрограммировала проблему поиска человека в бедующем

Живопись

В 1865 художник Крамской организовал товарищество передвижных художественных выставок. Тема передвижников народная жизнь, пейзаж, исторические сюжеты, сказочные сюжеты.

2) рубеж начало 19-20веков и конец октябрь 17 или 1942

Что нового:

· Менталитет социокультурного человека освобождающего от политизированного движения

· Религиозно философский ренессанс Нео крестьянские поиски богоискательства,

· Интерес к тайне психики в иррациональном человеке

· Разрыв социокультурной тенденции определенных

· Культ творчества как единственной возможность прорыва к новым реальностям

· Выдающиеся открытия

Особенности художественной культуры, уход от нравственных заветов классики, усложнение приобретение элитарно изысканного характера, сосредоточенность на религиозных соисканиях, на анализе личности в стадии разрушении

Символизм интерес к смерти

ЛЕКЦИЯ 6

ЭПОХА ВОЗРАЖДЕНИЯ.
1. Этапы возрождения. Гуманистический идеал эпохи.
2. Реформация как попытка преодоления противоречий раннебуржуазной культуры.
3. Барокко и классицизм - основ. Направления культуры 17 века.
Эпоха возрождения - ренессанс (2 половина 13 в. До нач. 17 в.)
Этапы:
1. Раннее возрождении (2 пол. 13-15 век)
2. Высокое (конец 15 до первой трети 16 века)
3. Позднее (со второй трети 16 до начала 17 века)
Начало ренессанса во Флоренции. Затем Нидерланды, запад и восток. Впервые Европа могла объединиться на основе идей, имевший не религиозный, а общечеловеческий гуманистический характер. Родилась идея о безграничный способностях человека, носитель этой идеи - новый субъект культуры - гуманист. Возрождение античной культуры. Человек приравнивается к богу, но человек не бог.
Новые идеалы: сочетание силы и красоты, беспечности и отваги, высокое искусство презирать смерть и в то же время страстно любить жизнь.
Уходит рыцарство, одерживает верх духовное начало.
Образование включает в себя знание древних языков: греческого и латыни. Знание литературы (читать, обсуждать, делать анализ), умение играть на муз.инструмантах, умение танцевать, занятия спортом, верховая езда, охота. Особенность эпохи и человека - титанизм.
Результаты:
1. Эпоха великих географический открытий.
2. Эпоха первоначального накопления капитала.
3. Появление первых колоний и эксплуатация завоеванного населения - первые колониальные войны.
4. Борьба за самостоятельность городов, коммун.
5. Завершение формирования абсолютных монархий.
6. Бюргерская культура превращается в культуру национальной Европы.
7. Разделение на крестьян-католиков и крестьян-протестантов.
Эпоха от возрождения до реформации внутренне противоречива. Противоречие состояло в том что: на смену средневековому образу жизни приходил раннекапиталистический. Необходимо было полагаться на себя, а не на феодала. А также и в том, что особенности культуры, обнаруженные гуманистом в эпоху возрождения, не могли реализоваться столь идеально красиво, какими казались.
Гуманистический идеал потерпел поражение. Гуманизму чужда идея греховности человека.
Литература возрождения.
Данте. 1265-1321. - божественная комедия.
Франческа Петрарка. 1304-1374. Статьи о гуманизме.
Джоване Боккаччо. Любовь к жизни, воспевание ренессанса.
Шекспир. 1566-1616 - трагедии, комедии, сонеты. Сон в летнюю ночь, много шума из ничего, укрощение строптивого.. - дух ренессанса.
Вера в человека отражает надежды Шекспира.
Франсуа Рабле. 1490(1494)-1553. Два великана.
Поэты плеяды:
1. Ронсар дю Бели
2. Дор
3. Белло
4."стерла сучка"
В Германии родилась литература сатиры - лит о дураках. "Корабль дураков"
Нидерландские гуманисты - Брандт, Роттердамский.
М. Сервантес и Лопе де Вега.
Живопись.
1. Джотто (просматриваются определенные элементы реализма).
2. Боттичелли (фантастические пейзажи).
Титаны возрождения
1. Леонардо да Винчи. 1452-1519. Был не только худож - скульптором, анатомиком, математиком и т. д. "Моно Лиза"
2. Рафаэль. 1483-1520. Сумел связать с традициями западной Европы. "Сикстинская мадонна"
3. Мекилянжело. 1475-1564. Худож, скульп, архетек, поэтом. Автор скульптуры "Давид"
Нидерландское возрождение - 15 век. Братья Шуберт и Янг Ван Эйк, И.Боск("Сад наслаждений") П.Бгайгель.
Немецкий ренессанс возрождения - А.Дюрер(гравюры "Страсти Христовы").
Французское - Фуке, Клоэ.
Наука.
1. Натурфилософия - философия природы. (Парацельс, Джордано Бруно, Кампанелла)
Законы, управляющие миром, натурфилософы истолковывали, как внутренние закономерности природы. Бог из сверхъестественной силы превращался в силу, равную природе. Мир рассматривался как живой, саморазвивающийся организм, а человек - как часть природы.
Важное изобретение эпохи - книгопечатание.
1436 год - печатный станок.
Развиваются астрономия (Коперник и его Гелиоцентрическая картина мира, учение Галилея, Кэплер-законы движения планет), картография, океанография.
1492 год - Колумб в Америке.
Вывод:
Эпоха возрождения освободила мысль, привела к победе образования над высокомерием аристократии и сняла оковы с личности. Поэтому эту эпоху называют ЗОЛОТОЙ ВЕК ЧЕЛОВЕЧЕСТВА!
ВТОРОЙ ВОПРОС.
Буржуазная революция.
М. Лютер выдвинул ряд идей - новая церковь. Протестантизм.
Индульгенция - письменное отпущение грехов за деньги. Это возмутило Лютера. Он оспаривал право католич. Церкви отпускать грехи человеку.
Основы его учения:
Главное -
1. Христиане спасаются только через полное самоуничижение (признание человеком своего ничтожества по отношению к богу, а любые другие попытки отыскать более прочные гарантии спасения - кощунственны).
2. Самооценка человека эпохи реформации - не я бог, но бог во мне. Бог из внеш. опоры превращался во внутреннюю. Это позволяло человеку преодолеть все трудности жизни и обрести спасение.
Проблема формирования личности.
Лютер выступал за всеобщее священство - каждый может исполнять должность Пастера.
3. Протестанты выступали за плохую церковь, отрицали поклонение иконам, статуям и т д.
4. Богослужение велось не по латыни, а на народных языках.
5. Библия переводилась на народные языки.
6. Из 7ми таинств Лютеранство признавало 2: крещение и причастие.
Идеи протестантизма распространились во Франции, Англии и нашли там поддержку.
Для противодействия протестантам основан орден Иезуитов Игнатием Лателой. 1572 год, август - Варфаламеевская ночь - убито более 2 тыс. франц. протестантов. И еще тыс. за след ночь. Христиане убивают христиан.
К концу 16 в. Италия, Испания, Франция, Швейцария, Шотландия за Лютера. В европейской культуре произошло разделение на христиан-католиков и христиан-протестантов.
Протестанты: путь к спасению - соблюдение правил веры, доверять собст.разуму, но проверять в библии.
Эпоха от возрождения до реформации была временем колоссальной подготовительной работы по переориентации человека и всей европейской культуры ценностей - культурный переворот.
Результаты:
1. Появление нового субъекта культуры - человека-индивидуалиста. Индивидуализм - установка на самозначимость уникальной человеч.жизни и высшую ценность интересов отдельного человека.
2. Новый объект человеч. деятельности - практически изменяемый мир одновременно природный и божественный.
3. Новое отношение к богу.
4. Новые соц. связи, обусловленные новой соц. структурой общества и профессионализацией всех видов деятельности.
5. Новое отношение человека к самому себе: у гуманистов-твори добро, у протестантов-личное спасение и всеобщая полезность друг другу.
ТРЕТИЙ ВОПРОС
17 век - переход от средневековья к новому веку. Угасание феодальной К и утверждение К буржуазной.
Центры развития бурж. К - Нидерланды и Англия.
Германия, Испания - католическая церковь, феодальная К.
Во Франции - относительное равновесие феод. и бурж.
Барокко пыталось совместить несовместимое: личность и фантастичность, иррациональность, повышенную экспрессию с Бюргерской деловитостью и рассудочностью.
Барокко - жемчужина неправильной формы.
Наиболее полное проявление барокко в Испании - скульптор Бернини. Демонстрировало роскошь и величие, но неуверенность в зав.дне. Желание получить максимум от сег. дня.
Живопись:
Испанские: Эльгрекко, Сульбаран, Веласкес.
Фломанские: Снайдес, Ван Дейк. Отсутствие мистики.
Литература:
Жизнь человека - случайные обстоятельства, невозможность изменить судьбу.
Появилась опера.
Классицизм.
Был попыткой преодоления противоречий искусства барокко. Наивысшего развития достиг во Франции при Людовике 14.
Центральные идеи:
Разумность, правильность, упорядоченность. Силу разума ворощало гос-во. Оно вмешивается в духовную сферу через регулирование. Создаются академии.
Архитектура. Дворец и пар Версале. Четкость и определенность(клумбы, дорожки, кусты).
В литературе было строгое разделение жанров, единство. Ясность идеи. Комедия - низкий жанр. Трагедия - высокий. Жан Батист Мольер создал "высокую" комедию.
В 17 веке в европейской культуре сложилось относительное равновесие бурж. и дворянск. К. Это равновесие не могло быть устойчивым. В 18 веке буржуазная К победила.

ЛЕКЦИЯ 7

Отечественная культура советского периода. 1917-1991

1. Культура первые годы советской власти

2. Культурная революция 1930 годов

3. Культура в годы великой отечественной войны

4. Оттепель 1950 годов как импульс к развитию культуры.

5. Официальная и диссидентская культура 1970 первой половине 1980 годов.

Советская культура это не только официальная культура, но и культура оппозиций и инакомыслия. Включает в себя советскую и так же культуру русского зарубежья.

1) с октября 1917 до конца 1920 годов. В качестве основы партия большевиков провозгласила марксизм, но в ленинской большевицкой интрепитации, в первые недели советской власти было ликвидации неграмотности. Разработка политики новой власти по отношению к буржуазным специалистам. Приниматься меры по подготовке новых кадров специалистов. Открывают первые рабочие факультеты. В отношении художественной культуры и ее деятелей государство стремилось к диалогу.

К концу 1920 годов творческому плюрализму пришёл конец

2)данный период характеризуется невиданными культурными преобразованиями, которые можно назвать культурное революция. Поиски новой культуры прекратились, она была найдена, найден художественный метод, социалистический реализм. Традицией культуры стала идеологизированность.

Плюсы:

· Ликвидация неграмотности

· Крупные успехи подготовки специалистов по всем отраслям хозяйства

· Успехи советской науки (Павлов, жуковский, Лебедев, Иоффе)

Особенно противоречиво развивалась художественная культура. Уничтожить свобода мыслей и оппозиционность

В середине 1930 годов государство прочно монополизировала духовную жизнь страны

В 1930 годы постепенно утвердилась как ведущая официальная о государственная культура призванная служить власти, прославлять ее политику и вождя.

3) в августе 1946 появилось партийное постановление о журналах звезда и Ленинград.

Критика творчества Ахматовой и Зощенко. Развитие культуры не остановилось и даже пошло в спять.

4)центральное событие 20 съезд КПСС разоблачение культа личности Сталина

Подъем художественной культуры. 1966 год дело писателя и Даниил

5) 1970-85 год с крушение оттепели культуры, отличие дисенства от шестидесячтениства заключалась в том, что первые бросили вызов системе в целом, а только боролись с крайностями... Часть мировой и отечественной культуры 20 века, главной ее заслугой является то, что ценность она поставила человек с большой буквы


Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 209 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...