Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Зигмунд (Сигизмунд Шломо) Фрейд (1856-1939)

Цель и задачи

- осмысление сущности культуры, ее качественных характеристик, закономерностей, форм и способов функционирования;
- анализ генезиса культуры и определение места и роли субъектов общества в формировании культурно-исторических парадигм;
- выявление универсальных принципов типологии культуры;
- рассмотрение специфики основных этапов развития культурологического знания;
- освоение категориального аппарата, методов и средств изучения культуры;
- изучение достижений мировой культуры, культур отдельных сообществ, цивилизаций, этносов, наций;
- исследование ведущих способов социокультурной коммуникации.

Структуру культурологии составляют три слоя наук о культуре:

- антропологический, опирающийся, прежде всего, на этнологию, т. е. науку, изучающую состав, происхождение и культурно-исторические отношения между собой народов мира;

- гуманистический, включающий в себя весь комплекс так называемых наук «о духе» (философию, филологию, педагогику, психологию и др.);

- социологический, где определяющим является изучение современной массовой культуры, способов ее производства и функционирования и обществе.

2.методы культурологии

  • Логический метод: предшествует историческому. Исследователь создаёт общий взгляд на данную культуру, сравнивает с другими;

· Исторический метод: направлен на изучение того, как данная культура возникла, какие этапы в развитии проходила и чем она стала в своём зрелом виде. Для изучения истории культуры, применяют различные варианты исторического метода: - Генетический: направлен на обнаружение генезиса. - Сравнительно-исторический: сопоставление периодов развития данной культуры или следующих друг за другом культур (диахронический метод), а так же сопоставление сосуществующих культур или культурных явлений (синхронический подход). Сравнительный подход является основой современной компаративистики (методология сравнительно-исторических исследований. Арнольд Тойнби "Постижение Истины").

3. понятие культуры и цивилизации эволюция развития этих понятий

В первом случае цивилизация рассматривается как определенная ступень в развитии культуры отдельных народов и регионов (А. Тойнби, П. Сорокин). Во втором случае цивилизация толкуется как конкретный этап общественного развитии, наступивший в жизни народа после эпохи дикости и варварства, для которого характерно появление городов, письменности, сознательная стратификация и формирование национально-государственных образований (Л. Морган, Ф. Энгельс). В третьем случае цивилизация интерпретируется как ценность всех культур, подчеркивая тем самым их единый общечеловеческий характер (К. Ясперс). В четвертом случае цивилизация истолковывается как конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона, означающий ее "закат" или упадок (О. Шпенглер). В пятом случае цивилизация отождествляется с высоким уровнем материальной деятельности человека: орудий труда, технологии, экономических и политических отношений и учреждений, а культура как Проявление духовной сущности человека (Н. Бердяев, С. Булгаков).

Возможна и обратная комбинация, когда цивилизация трактуется как высшее проявление духовной сущности человека. Но во всех случаях понятия культура и цивилизация тесно связаны друг с другом, и в основе этой связи лежит определенная концепция культуры.

Во временном измерении культура более объемна, нежели цивилизация, поскольку она охватывает культурные достояния человека дикости и варварства. В пространственном же измерении правильнее, очевидно, говорить о том, что цивилизация представляет собой сочетание множества культур.

По Канту цивилизация начинается с установления человеком правил человеческой жизни и человеческого поведения. Культуру он связывает с нравственным категорическим императивом, который обладает практической силой и определяет человеческие действия не общепринятыми нормами, ориентированными, прежде всего на разум, а нравственными основаниями самого человека, его совестью. О. Шпенглер рассматривает переход от культуры к цивилизации как переход от творчества к бесплодию, от живого развития к окостенению, от возвышенных устремлений к неосмысленной рутинной работе. Для цивилизации как стадии вырождения культуры характерно господство интеллекта, без души и сердца. Цивилизация в целом есть культура, но лишенная своего содержания, лишенная души.

4. Функции культуры

1. Гносеологическая функция (гносеология – учение о познании). Она позволяет получать знание о мире и человеке в нём.

2. Трансляционная функция. Её ещё называют эпистемической. Храня в себе духовные ценности как конкретного общества, так и всего человечества, культура передаёт информацию во всех сферах жизни от поколения к поколению. Она избирательно сохраняет и приумножает духовно-культурную сокровищницу человечества.

3. Аксиологическая функция (аксиология – учение о ценностях). Она означает, что культура – это величайшая сокровищница ценностей, идей, идеалов, образов и т.д. Культура – это нормативная система, а потому она формирует у человека ценностные потребности и интересы.

4. Практическая и регулятивная функции. Если рассматривать культуру как творчество, поскольку оно преобразует, реконструирует действительность, приводит её в соответствие с общественными потребностями и человеческими представлении о совершенстве, то в этом и скажется ее практическая функция.

5. Семиотическая функция. Семиотика – это общая теория знаков и знаковых систем. Она изучает те средства, с помощью которых можно передавать информацию в процессе общения. Данная функция связана с тем, что усвоение культуры человеком невозможно без знания им определённых знаковых систем.

6. Коммуникативная функция культуры. Коммуникация является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Коммуникация – это процесс взаимодействия субъектов: социальных групп, общностей, личностей, в котором происходит обмен мнениями, чувствами, желаниями, настроением, социальным опытом, способностями и результатами деятельности.

7. Социализирующая функция. Она сводится к формированию и воспитанию человека. Вне культуры, без её освоения новорождённый не может стать человеком.

8. Гуманистическая функция. Культурой можно считать то, что гуманно, человечно, т.е. одобрено людьми.

5.Периодизация в развитии культуры

Тысячелетняя история культуры позволяет условно выделить в ней пять больших периодов.

Первый начинается 150 тыс. лег назад и завершается примерно в IV тыс. до н.э. Он приходится на культуру первобытного общества и может быть назван периодом младенчества человека, который во всем делает первые робкие шаги. Он учится и научается говорить, но не умеет еще как следует писать. Человек сооружает первые жилища, сначала приспосабливая для этого пещеры, а затем строя их из дерева и камня. Он также создает первые произведения искусства — рисунки, живопись, скульптуры, которые подкупают своей наивностью и непосредственностью.

Второй период длился с IV тыс. до н.э. до V в. н.э. Его можно назвать детством человечества. Он по праву считается самым плодотворным и богатым этапом человеческой эволюции. С этого периода культура развивается на цивилизационной основе.

Третий период приходится на V-XVII вв., хотя в некоторых странах он начинается раньше (в III в. — Индия, Китай), а в других (европейских) заканчивается раньше, в XIV-XV вв. Он составляет культуру Средневековья, культуру монотеистических религий — христианства, ислама и буддизма. Его можно назвать отрочеством человека, когда тот как бы замыкается в самом себе, переживает первый кризис самосознания. На этом этапе наряду с уже известными культурными центрами появляются новые — Византия, Западная Европа, Киевская Русь

Четвертый период является относительно небольшим, охватывает XV-XVI вв. и именуется эпохой Возрождения (Ренессанса). Он соответствует юношескому возрасту человека. когда тот ощущает необычайный прилив сил и наполняется безграничной верой в свои возможности, в способность самому творить чудеса, а не ждать их от Бога.

В строгом смысле эпоха Возрождения характерна главным образом для европейских стран. Ее наличие в истории других стран достаточно проблематично. Она составляет переходный этап от средневековой культуры к культуре Нового времени. В культуре этого периода происходят глубокие изменения. В ней активно возрождаются идеалы и ценности греко-римской античности. Главным идейным течением становится гуманизм, в котором вера в Бога уступает место вере в человека и его разум. Человек и его земная жизнь провозглашаются высшими ценностями.

Последний, пятый период начинается с середины XVII в., вместе с Новым временем. Человека этого периода можно считать вполне взрослым. хотя ему далеко не всегда хватает серьезности, ответственности и мудрости. Данный период охватывает несколько эпох.

XVII-XVIII вв. в социально-политическом плане именуются эпохой Абсолютизма, в течение которой во всех областях жизни и культуры происходят важные изменения.

В XIX в. в европейских странах утверждается капитализм, опирающийся на достижения науки и техники, рядом с которыми начинают неуютно чувствовать себя не только религия, но и искусство.

XIX в. в мировой истории возникает еще одно важное явление — вестернизация, или экспансия западноевропейской культуры на Восток и другие континенты и регионы, которая в XX в. достигла впечатляющих масштабов.

6. Культура и язык

Язык — средство человеческого общения, вид речевой деятельности, и по определению — часть культуры. Культура – цемент здания общественной жизни. И не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры.

Язык – явление социальное. Им нельзя овладеть вне социального взаимодействия, т. е. без общения с другими людьми. Хотя процесс социализации в значительной мере основан на имитации жестов – кивков, манеры улыбаться и хмуриться, – язык служит основным средством передачи культуры. Другой его важной чертой является то, что на родном языке практически невозможно разучиться говорить, если его основной словарный запас, правила речи и структуры усвоены в возрасте восьми или десяти лет, хотя многие другие аспекты опыта человека могут быть полностью забыты.

Хотя язык является могучей объединяющей силой, в то же время он способен и разобщать людей. Группа, использующая данный язык, считает всех, говорящих на нем, своими, а людей, говорящих на других языках или диалектах, – чужими.

Язык – универсальное хранилище национального самосознания, свойств характера в грамматических категориях. Есть языки с преимущественно глагольным (динамическим) изображением действительности, а есть – с именным (статическим) обозначением понятий. Этот последний тип языка характерен для становления индийской и греческой культур и соответственно для развития поздней европейской логики.

7. Этнонациональное измерение культуры

Под этнической понимают культуру, в основе которой лежат этнические ценности, принадлежащие той или иной этнической группе. Признаками такой группы являются общность происхождения (вплоть до мифологической), расовые и антропологические особенности, язык, религия, традиции и обычаи, фольклор, быт, предпочтения пищи и форм досуга, ориентации на определенные виды хозяйственной деятельности и др. Но самым главным является чувство этнической идентичности -общей истории и культуры, отличающей «нас» от «них». Этнической является культура, носители которой прежде всего связаны единством «крови и почвы», четко осознают свою принадлежность к родной культуре (причем, что очень важно, независимо от места проживания), имеют самоназвание и гордятся им, обладают особым психическим складом, групповым менталитетом.

(Этнология рассматривает сущность культуры на базе изучения традиционных обществ, в котоҏыҳ находит зачатки всех позднейших социокультурных феноменов и институтов. Возникшая на основе применения эволюционных методов исследования, этнология вскоре подразделилась на три ветви: культурную, социальную и структурную антропологию. Примечательно, что в центр своего интереса она помещала человека, потому и получила свое второе название антропология, что значит учение о человеке. Этнологию привлекали проблемы генезиса культуры, роли языка, мифа и символа в осуществлении межкультурной коммуникации. Ее ведущие представители Э. Тейлор, Л. Леви-Брюль, Ф. Боас, А.Л. Кребер, А.Р. Радклифф-Браун, Б.К. Малиновский, К. Леви-Строс.)

8.Понятие массовой и элитарной культуры

Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших

объемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации.

Элитарная культура. Массовой культуре часто противопоставляют элитарную. «Элита» – с французского языка – лучшее, отборное. Элитарная культура – это культура для избранных, посвященных, которая создается и потребляется людьми широкого умственного кругозора, высокого интеллекта. Элита – это лучшие представители какой-нибудь части общества, группировки и т.п.Основной задачей элитарной культуры является сохранить в культуре творческое начало.

9.Оптимистические и пессимистические взгляды на европейскую культуру

Оптимистический взгляд на культуру возник и развился в новое время, тогда, когда человечество переходило к новым формам материального производства, обмена и потребления, связанным с использованием машин, энергии пара, созданием железных дорог и других регулярных средств сообщения. Одним из основоположников оптимистических воззрений на культуру был немецкий ученый Иоганн Готфрид Гердер (1744—1803). Он считал, что прогресс предполагает развитие в человеке чувства гуманности, именно это отличает человека от животных.

Пессимистический взгляд на культуру берет свое начало в работах Жан-Жака Руссо (1712—1778), который рассматривал человека как совершенное существо, а его жизнь на лоне природы как наиболее простую и одновременно наиболее правильную форму жизни человечества. Если многие, идя вслед за Руссо, заговорили о том, какими путями и средствами спасти подрастающие поколения от пагубной культуры крупных городов и предложили воспитание молодежи на лоне природы, в процессе овладения ремеслом и положительными профессиями, то другие обратили главное внимание на господствующие в цивилизованном обществе деспотизм, произвол и имущественное неравенство, считая, что совершенствование культуры ведет, в первую очередь, к уничтожению язв общественной жизни, что предполагает уже и революционную борьбу.

9.Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского

H. Я. Данилевский выдвинул идею о разнородности цивилизаций, наличии множества несхожих, «своеземных» культурно-исторических традиций. Прогресс, с его точки зрения, «состоит не в том, чтобы исходить все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, во всех направлениях». Из этого, однако, не следует, будто каждый народ способен создать собственную самобытную культуру. В истории выработалось только десять культурно-исторических типов: 1) египетский, 2) китайский, 3) халдейский, или древнесемитический, 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7) греческий, 8) римский, 9) ново-семитический, или аравийский, и 10) германо-романский, или европейский.

11.Философия культуры О. Шпенглера

Шпенглер Освальд (1880 -- 1936) -- немецкий философ-идеалист, махровый реакционер, идеолог прусского юнкерства, один из идеологических предшественников фашизма. Основное произведение Шпенглера, излагающее его философию истории, -- "Закат Европы" вышло вскоре после поражения Германии в первой мировой войне и имело огромный успех среди идеологов империализма. В этом произведении Шпенглер предрекает неизбежное крушение капиталистической цивилизации, которую он отождествляет с европейской культурой. Философия Шпенглера проникнута злобной ненавистью к трудящимся, к социализму и революции. Рабочих ("четвертое сословие") он объявляет "вне культуры", "вне истории"; масса, заявляет Шпенглер, есть конец всего, "радикальное ничто". Шпенглер восхваляет "старопрусский дух", монархию, дворянское сословие и милитаризм. Война для него -- "вечная форма высшего человеческого бытия". Шпенглеровская "философия истории" основана на отрицании научного познания. Исторический исследователь, по его мнению, тем значительнее, чем меньше он принадлежит науке. Логическому, рациональному познанию Шпенглер противопоставляет интуицию. Борясь против научного, материалистического понимания истории, он отрицает принцип причинности и закономерности в общественной жизни. Шпенглер отрицает возможность познания объективной истины, отстаивая абсолютный релятивизм. Вместе с исторической закономерностью Шпенглер отбрасывает и понятие исторического прогресса, пытается доказать бессмысленность истории и отсутствие в ней развития. Научному пониманию закономерного исторического развития Шпенглер противопоставляет исторический фатализм -- предопределенность, "судьбу". Шпенглер отрицает также единство всемирной истории. История распадается у него на ряд совершенно независимых, неповторимых "культур", особых сверхорганизмов, имеющих индивидуальную судьбу и переживающих периоды возникновения, расцвета и умирания. Задачу философии истории Шпенглер сводит к постижению "морфологической структуры" каждой "культуры", в основе которой якобы лежит "душа культуры". Согласно Шпенглеру, западноевропейская культура вступила в стадию упадка уже начиная с XIX в., т.е. с победой капитализма; периодом ее расцвета была эпоха феодализма. Воинственное, черносотенное мракобесие Шпенглера, враждебное научному мышлению и выдвигающее против "марксистского социализма" "немецкий социализм", под которым разумеется реставрация феодально-милитаристского старопрусского режима, послужило одним из источников идеологии германского фашизма -- "национал-социализма". Близкую к воззрениям Шпенглера "философию истории" пропагандирует в настоящее времяодин из идеологов американо-английского империализма, английский историк А.Тойнби.

12.Культорологическая концепция Ф. Ницше

Фридрих Ницше (1844-1900) - немецкий мыслитель, основатель философии нигилизма, автор известных работ: "Так говорил Заратустра", "По ту сторону добра и зла", "Антихристианин", "Воля к власти".

Концепция философа выразила трагедию современной ему культуры, о которой он говорил как о движущейся в "какой-то пытке напряжения" и направляющейся к катастрофе. Называя два основных источника западноевроᴨȇйской культуры - античность и христианство, Ницше современное ее состояние не приемлет за ᴨȇссимизм, массовость, феминизм, религиозность, социализм, главным же образом - за распространение идей, призванных всецело подчинить человека обществу.

Культурологические взгляды Ницше основываются на ярко выраженной антихристианской направленности, имморализме, нигилизме. Культура отрицается им как абсурдное измышление, как средство подавления и порабощения человека, по природе своей "антикультурного". В его представлении воля выступает основой жизни и раскрывает себя в образно- чувственном восприятии действительности. Однако духовная эволюция человека пошла по пути развития не чувств, а интеллекта. Интеллект гасит в человеке волю к жизни и ведет к деградации личности

13.Психологическая интерпритация культуры З. Фрейда

Зигмунд (Сигизмунд Шломо) Фрейд (1856-1939).

Фрейд известен как основоположник психоанализа — концепции, в которой ключевым для понимания абсолютного большинства психических процессов является понятие бессознательного. Идея выявления и изучения содержаний бессознательного для лечения психических болезней (первоначально истерии и невроза навязчивых состояний) возникла и начала разрабатываться Фрейдом в конце 80-х гг. XIX в. В 1900 г. он опубликовал свой знаменитый труд “Толкование сновидений”, ставший на долгие годы “библией психоанализа”. Таким образом, психоанализ — ровесник века и можно сказать, что вся духовная жизнь нашего столетия в той или иной мере несет на себе отпечаток этого учения, по праву называемого коперниковским переворотом в системе наук о духе.

Надо заметить, что Фрейд переносит на все человечество психологические черты не просто индивида, а невротика. На этом пути ученый выдвинул целый ряд утверждений. По его мнению, во-первых, все люди в большей или меньшей степени являются невротиками. Во-вторых, каждый ребенок в своем индивидуальном развитии проходит фазу невроза. В-третьих, стадия невроза является характерной и для первобытного человека. Через нее проходят все народы в своем культурно-историческом развитии. Рассматривая культуру сквозь призму невротического сознания индивида, Фрейд квалифицировал ее как систему запретов, блокирующих природные влечения человека. По его мнению, вытеснение влечений - это мерило достигнутого культурного уровня, а культурное развитие человечества является отречением от природных страстей, удовлетворение которых гарантирует элементарное наслаждение нашему "Я"

14.Религия в мировом культурном процессе

Мировые религии

Этимологически термин религия восходит к латинскому глаголу religate (связывать).

Культовая практика даже в рамках одного вероучения может изменяться в очень широком диапазоне в зависимости от географии, этнографии, государственного устройства, языковых различий и других субъективных элементов. Культовая практика определяет только способы отображения вероучения в конкретной этно-конфессиональной общности и никаким образом не может являться описанием вероучения.

Религия как явление включает в себя ряд компонентов:

· вероучение: верования, составляющие систему догматов, ведущую начало от мифологии данной религии;

· бог (или боги) как верховная сущность, наделенная высшим разумом;

· культ как совокупность обрядовых и/или магических действий, выполняемых в соответствии с каноническими установлениями данной религии;

· церковь как общественный институт, объединяющий приверженцев данной религии;

· нормы нравственности, получившие освящение в системе догматов данной религии

Практически все религии согласуются друг с другом по следующим вопросам:

· человеческая жизнь не ограничена земной жизнью;

· человеку предоставлена возможность выбора между различными нравственными категориями; возможность принесения добра или зла есть следствие этой свободы;

· человек способен на определенных условиях воздействовать на высшую сущность.

Подавляющее большинство верующего человечества разделено между четырьмя так называемыми "великими религиями" (данные на конец XX века, в процентах от общей численности человечества):

· христианство - 28%

· ислам - 18%

· индуизм - 15%

· буддизм - 5%

Полностью неверующими считают себя 29% человечества

15.Место мифологии в культуре древнего мира

Культура Древнего Египта

Египтяне полагали, что вечной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от света и посторонних взглядов усыпальницы - пирамиды. Пирамиды строились для фараонов и знати, хотя по вероучению египетских жрецов всякий человек, а не только царь или вельможа обладал вечной жизненной силой - "ка", т. е. бессмертием, при условии, что будет полностью соблюден ритуал погребения. Забота о сохранении тела умершего привела к возникновению искусства изготовления мумий и бальзамирования.

Культура древней Индии

Вера в чудодейственную силу природы стала основой индийской мифологии, всей индийской культуры. Индийская мифология служила неиссякаемым источником для изобразительного искусства и архитектуры. Индийская культура никогда не была замкнутой, но ее своеобразие и уникальность заключаются в чрезвычайной устойчивости традиций.

Культура древнего Китая

Непрерывность развития китайской культуры -- одна из важнейших ее особенностей, неразрывно связанная с такими чертами этой культуры как традиционализм и замкнутость. Замкнутость китайской культуры основана на убеждении китайцев в своей исключительности, в том, что их страна является центром обитаемой земли и всего мироздания. Поэтому китайцы называли ее Срединной империей.

16.Назовите церты и особенности возникновения первых древних цивилизаций

МЕСОПОТАМИЯ, ДРЕВНЯЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. Месопотамия – страна, где возникла древнейшая в мире цивилизация, просуществовавшая ок. 25 веков, начиная с времени создания письменности и кончая завоеванием Вавилона персами в 539 до н.э.


Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 218 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...