Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Билет 30 Судьба и труды Гумилёва



Лев Николаевич Гумилёв родился 1 октября 1912 года в Царском Селе в семье знаменитых русских поэтов Николая Гумилёва и Анны Ахматовой. Когда мальчику исполнилось 9 лет, его отец был обвинён в участии в белогвардейском заговоре и расстрелян. Позже этот факт не раз служил поводом для политических обвинений «сына врага народа».

В 1930 году Льву Гумилёву отказали в поступлении в Ленинградский пединститут им. А.И.Герцена. Причиной отказа послужило непролетарское происхождение и отсутствие рабочего стажа. Четыре года Гумилёв зарабатывал своё право на образование. В 1934 году он поступил на исторический факультет Ленинградского государственного университета, в 1935 году был арестован по ложному доносу. Это был второй арест Гумилёва, его быстро выпустили, но отчислили из университета. В течение следующих двух лет он продолжал своё образование самостоятельно, изучая историю древних тюрок и восточные языки. В 1937 году его восстановили на исторический факультет ЛГУ. Но в марте 1938 года арестовали вновь практически по тому же самому обвинению в контрреволюционной деятельности, в подстрекательстве к свержению советской власти. В сентябре 1938 года Льву Гумилёву был вынесен приговор – 10 лет исправительно-трудовых лагерей и 4 года поражения в гражданских правах с конфискацией имущества. В декабре 1938 года Гумилёв был доставлен на строительство Беломорканала, в Медвежьегорск. Здесь он валил лес, полуголодный, по пояс в снегу, без тёплой одежды, в рваной обуви. В январе 1939 года, выпавший из рук обессилевшего заключенного топор разрубил его ногу почти до самой кости. Рана загноилась. В это время, благодаря хлопотам Анны Ахматовой, союзная прокуратура опротестовала уголовное дело Льва Гумилёва и его подельников, дело было направлено на переследствие. Гумилёв и товарищи были этапированы в ленинградскую тюрьму «Кресты». Это спасло Гумилёву жизнь. Повторное следствие длилось полгода. Его результатом стал приговор – 5 лет лишения свободы с отбыванием в исправительно-трудовом лагере в г.Норильске.

В Норильлаг Лев Гумилёв прибыл в сентябре 1939 года. Норильлаг, по свидетельству очевидцев, был местом удивительного скопления интеллектуальных ресурсов страны и одновременно с ними наиболее опасных бандитов и рецидивистов. У Гумилёва здесь был свой круг общения: астроном Н.Козырев, поэт М.Дорошин, философ С.Снегов (псевдоним С.Штейна), химик-органик Н.Палицын, инженер Е.Рейхман и др. Вплоть до своего освобождения, в марте 1943 года, Лев Гумилёв успел поработать землекопом, горняком меднорудной шахты, книгохранителем библиотеки на руднике, техником-геологом, лаборантом-химиком.

По воспоминаниям Д. Быстролетова, фигура Гумилева - смесь физического унижения и моральной стойкости, социальной обездоленности и душевного богатства... Он был наследственный, хронический заключенный, сидевший и за отца, и за свой длинный язык... Человек он был феноменально непрактичный, неустроенный, с удивительным даром со всеми конфликтовать. Поэтический ореол отца и матери и в лагере бросал на него свет, и все культурные люди всегда старались помочь ему вопреки тому, что он эти попытки неизменно сводил на нет.

Воспоминания самого Гумилева многое проясняют. Он вспоминает, что в ленинградской тюрьме на переследствии: "...Днем лежать можно было только под лавкой, иначе надо было сидеть, а сидеть трудно - я был в очень тяжелом состоянии..." (8) Из Медвежегорска в "Кресты" его доставили с травмой ступни и в сильном физическом истощении. Затем был этап, тоже едва ли способствовавший улучшению самочувствия. Судя по всему, в Норильлаге он был по-прежнему слаб, болен и, лежа под лавкой, отдыхал. И носилки с мертвецом, если внимательней прочитать воспоминания Быстролетова, дались ему нелегко. Остается только удивляться, что в таком тяжелом состоянии Гумилев мог продолжать интеллектуальную деятельность.

В Норильске у Гумилёва родились первые научные гипотезы о единообразии законов природы. Последующая его научная деятельность была посвящена доказательству норильских гипотез о мере влияния природы на историю человечества. Объектом изучения стал этнос как природный феномен. Методом научной деятельности Льва Гумилёва в лагере мог быть только метод наблюдения. Наблюдая за жизнью заключенных, он описал поведенческий феномен комплиментарности у людей, присущий также всем высшим животным. Это группы людей по два-четыре человека, которые вместе делят трапезу. Феномен комплиментарности – перспектива зека на выживание в лагере. Феномен комплиментарности, по Гумилёва, всецело лежит в сфере эмоций. Благодаря положительной комплиментарности (тяге к бескорыстной дружбе) одни люди в лагере выжили и вышли на волю интеллектуально обогащёнными, сохранили приобретённых друзей и помогли друг другу освободиться от недругов. Другие, с отрицательной комплиментарностью (нацеленные на неприязнь), замкнулись в себе, надорвались от эмоционального перенапряжения, начали жалеть себя, снизили свою резистентность к воздействиям окружающей среды, потеряли пластичность и сломались. Несмотря на то, что деление по комплиментарности прослеживалось во всех слоях зеков, наиболее наглядно оно проявилось у представителей народностей, где были сильны родоплеменные связи.

Норильский период оказался самым плодотворным для Гумилёва-поэта. В лагере инженеры, геологи, химики, строители не интересовались историей, но ценили поэзию и литературу. В Норильске Львом Гумилёвым были написаны историческая драма в стихах о Чингиз-хане – «Смерть князя Джамуги», две поэмы-сказки – «Посещение Асмодея» («Осенняя сказка») и «Волшебные папиросы» («Зимняя сказка»), стихи и рассказы. Большую часть всего этого он не записал, а хранил в своей памяти. Свои поэмы-сказки он прочитал наизусть своей жене - Наталии Викторовне Гумилёвой в конце 70-х годов, она и уговорила записать их. Поэмы были напечатаны в начале 90-х годов. В норильском лагере были также написаны рассказы «Герой Эль-Кабрилло» и «Тадду-вакка».

В марте 1943 года закончился пятилетний срок Гумилёва. В качестве техника-геолога он был направлен в экспедицию на Хантайское озеро, а потом – на Нижнюю Тунгуску. Там экспедиция обнаружила крупное месторождение железной руды, Льва Гумилёва наградили недельной поездкой в Туруханск. Гумилёв добровольно вступил в армию, освобождал Варшаву, дошёл до Берлина, где встретил победу русской армии над фашистской Германией, был демобилизован.

Сразу после демобилизации Лев Николаевич экстерном закончил исторический факультет Ленинградского госуниверситета, получил диплом, поступил в аспирантуру Института востоковедения. Гумилёв опасался, что на свободе ему долго находиться не дадут, срочно готовил к защите диссертацию. Времени и сил для поэтического творчества у него не было.

Менее чем через год, Лев Гумилёв был вновь арестован и приговорён к 10 годам заключения, с отбыванием срока в лагере особого назначения около Караганды. Благодаря смерти Сталина, вместо 10 лет, он отсидел 7,5. В лагере Гумилёв надорвался от тяжёлого физического труда, много болел. Всё своё свободное время он тратил на научную работу, писал «Историю Срединной Азии». Принимал участие в литературно-поэтических вечерах, читал стихи своего отца - Николая Гумилёва, Алексея Толстого, Александра Блока и др., читал свою драму в стихах о Чингизхане.

Лев Гумилев в философской научной среде известен как создатель оригинальной теории формирования и развития этносов. Согласно гумилевской теории этногенеза, этнос – это не социальный феномен, а элемент биоорганического мира планеты (биосферы Земли). Его развитие зависит от потоков энергии из космоса. Под воздействием очень редких и кратковременных космических излучений (за всю историю Евразии их было только 9) происходит генная мутация (пассионарный толчок). В результате люди начинают поглощать намного больше энергии, чем им необходимо для нормальной жизнедеятельности. Избыток энергии выплескивается в чрезмерной человеческой активности, в пассионарности. Под воздействием экстремально энергичных людей, пассионариев, происходит освоение или завоевание новых территорий, создание новых религий или научных теорий. Наличие большого числа пассионариев на одной территории, благоприятной для их размножения, приводит к образованию нового этноса. Энергия, полученная пассионарными родителями, отчасти передается их детям; кроме того, пассионарии формируют особые стереотипы поведения, которые действуют еще очень долгое время.

Пассионарную теорию Гумилева ученые считают потенциально социально опасной. Обоснование запрета браков между представителями «несовместимых» этносов многие критики расценивают как расизм. Кроме того, теория этногенеза оправдывает межэтнические конфликты, которые, по Гумилеву, являются естественными и неизбежными в процессе рождения нового этноса. Однако идея, будто этносы подобны живым организмам, осталась за пределами как науки, так и массового сознания. И в наши дни труды Л.Н.Гумилева продолжают переиздаваться крупными тиражами, но их рассматривают скорее как своеобразную научную публицистику, чем научные труды. Философское сообщество готово видеть в Гумилёве историка или поэта, но не философа. Возможно, философские труды Льва Гумилёва ещё ждут своего признания.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 678 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...