Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос 6. Как понималась красота в различных культурах и культурных эпохах?



Принято считать, что сутью, сердцевиной искусства является красота. Наши представления о красоте имеют европоцентристский характер и опираются на эстетические идеалы античности. Для характеристики прекрасного употреблялись такие понятия как гармония, симметрия, пропорциональность, целесообразность. В античности Платон утверждал, что прекрасное - это вечная, божественная идея, а Сократ отождествлял красоту и пользу. В эпоху средневековья Ульрих Страсбургский видел “единственный истинный свет” в Боге, который “есть причина действующая, причина-образец и причина конечная всей созданной красоты”. Итальянский ученый, архитектор, теоретик искусства эпохи Возрождения Л.Б. Альберти писал, что “красота есть строгая соразмеренная гармония всех частей, объединяемых тем, чему они принадлежат, - такая, что ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже”. И в дальнейшем общественные ценности отождествлялись с красотой: для Гете красота - это любовь, для Гегеля - “чувственная видимость идей”, Чернышевский утверждал, что “прекрасное есть жизнь”, у М. Горького прекрасное - реализованная способность к творчеству. У немецких романтиков (Шлегель, Шеллинг, Новалис) красота и жизнь объединялись в искусстве: вся действительность рассматривалась как эстетический феномен, искусство провозглашалось первоосновой мира, отображая сокровенную сущность его и одновременно являясь ее самым совершенным и прекрасным воплощением. Г.Г. Гадамер назвал одну из своих последних работ “Актуальность прекрасного”.

Но эти взгляды и высказывания принадлежат европейцам. Специфичны представления о красоте, назначении искусства, его эстетических идеалах в культуре народов Азии, Африки, других регионов нашей планеты. Непривычность, необычность того или иного искусства не могут считаться аргументом в пользу того, чтобы считать будто “искусство, которым мы обладаем, есть все искусство, настоящее, единственное искусство, а между тем не только две трети человеческого рода, все народы Азии, Африки живут и умирают, не зная этого единственного высшего искусства, но мало этого, в нашем христианском обществе едва ли сотая доля всех людей пользуется тем искусством, которое мы называем всем искусством”. Начиная с античности, именно европейское искусство провозглашалось “единственным”, “настоящим” искусством. Одно из достижений эпохи Просвещения исследование Лессинга “Лаокоон. О границах живописи и поэзии” утвердило в качестве цели живописи и скульптуры изображение “прекрасных тел”. Поэтому столь непривычны для европейского взгляда художественные образы других культур, например, мусульманской, где изображение запрещено, а декоративность является ведущим принципом искусства. Каждая этническая культура имеет свои традиции и для каждой из них характерны собственные представления о красоте.

Вопрос 7. Какова специфика двух различных способов отражения действительности в искусстве?

В искусстве существуют два способа образного отражения мира: реалистический и условный. Уже в самых ранних дошедших до нас художественных произведениях палеолита присутствуют оба. Первобытные художники были прекрасными мастерами реалистического изображения, неплохо разбирались в анатомии животных, могли передать движение с исключительной выразительностью. В условных образах фиксируется попытка обобщения, желание выйти за рамки простого подобия, соответствия природе. В искусстве оба способа отражения действительности присутствуют всегда, либо параллельно, либо один из них является ведущим. Необходимо отметить, что реалистическое искусство не просто слепок с действительности; его художественные образы представляют жизнь как бы в концентрированном виде, фокусируют наиболее значимые для данной культурной эпохи персонажи, события, чувства, идеи, проблемы. Условное искусство дает больше возможностей для расширения и интерпретации содержания художественных образов, может быть символическим. Американский социолог П. Сорокин связывал символическое искусство с идеациональным типом культуры, ориентированным на сверхчувственное, сверхрациональное мироощущение, то есть на Бога. Так, в европейской культуре искусство средневековья было в большей степени условным, символическим: живописные и скульптурные образы, далекие от правдоподобия, служили религиозным идеям, торжеству духа над телесностью. Именно поэтому скульптуры готических соборов столь условны, фигуры скрыты за складками одежды.

В современной художественной культуре реалистическое и условное искусство существуют параллельно: в театральном искусстве - направление, идущее от К.С. Станиславского, стремившегося к правдоподобному воплощению на сцене “жизни человеческого духа”, и направление, представленное сторонниками “условного театра”, “монтажа аттракционов”, созданное В.Э. Мейерхольдом; в кино - фильмы реалистические (как мы говорим “жизненные”) и условные, с подтекстом, с использованием специально подбираемой режиссером символики (А.Тарковский, Ф. Феллини). В литературе и живописи на рубеже XIX - XX веков появляется новое художественное направление - символизм (П. Верлен, М. Метерлинк, А. Рембо, А. Блок, А. Белый, М. Врубель, М. Чюрленис и др.). Однако, в широком смысле вся живопись модернизма (сюрреализм, кубизм, экспрессионизм, абстракционизм, фовизм и др.) может рассматриваться как символическое воссоздание отношений человек - мир в наш противоречивый век с сенсационными научными открытиями, достижениями техники, войнами, экологическими катастрофами и кризисом духовности.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 571 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...