Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Обоснование синергетического подхода к культурной динамике как пути выхода из альтернативы ее моно- и полилинейности



Синергетическая трактовка культурной динамики Волны — чередование периодов господства гармонии и хаоса:

♦ плавные подъемы и спады волн — эволюционный тип развития культурной системы;

♦ верхние и нижние «точки перегиба» — моменты неустойчивости и взрыва.

Культурная традиция и новация. Причины культурной динамики. Традиционный и инновационный типы культуры. Понятие культурного наследия; универсальных, региональных и уникальных черт культуры. Ксенофобии.

Традиции (от лат. traditio – «передача ценностей от поколения к поколению») составляют фундамент культурной жизни человеческого общества.

Традиции охватывают объекты наследия, процессы передачи этого наследия от поколения к поколению, а также процедуры и способы наследования.

В качестве традиций могут выступать определенные общественные нормы и правила, ценности, идеи, обычаи, ритуалы, отдельные предметы. Традиции присутствуют в любом проявлении социальной жизни, однако их значимость неодинакова. В одних сферах (религии) они имеют принципиальный характер, в других их присутствие может быть минимальным.

Традиции есть «коллективная память» общества и культуры. Они обеспечивают преемственность в развитии людей. На традициях в значительной степени основывается процесс социализации и инкультурации. Именно через традиции индивиды подключаются к групповой памяти, осваивая опыт прошлого, лучше ориентируются в настоящем.

Но каждое новое поколение людей не механически осваивает традиции, на каждом новом этапе эволюции люди осуществляют собственную интерпретацию традиций, их выбор, наделяют их конкретным смыслом. Одни элементы культурного наследия принимаются, другие отвергаются, признаются пагубными и ложными. Поэтому традиции могут быть как позитивными, так и негативными. Позитивный полюс определяется совокупностью того, что из наследия предков перенимается, воспроизводится, реализуется в жизни последующих поколений. В негативные традиции включаются те объекты и ценности прошлого, которые признаются излишними, требующими искоренения.

Нередко случается, что традиция из образца для подражания превращается в механизм принуждения. Это может обернуться для отдельного человека и даже целых социальных слоев трагедией (например, конфликтом отцов и детей).

Противоположностью традиции являются новации – механизмы формирования новых культурных моделей самого разного уровня, которые создают предпосылки для социокультурных изменений.

Способность к развитию, обновлению является важнейшим свойством культуры.

Изменения могут быть постепенными (реформистскими) или скачкообразными (революционными).

Когда сумма позитивных последствий изменений превышает негативные, тогда говорят о прогрессе культуры.

О регрессе говорят в противном случае.

Для прогрессивного развития культуре в равной степени необходимы и традиции, и новации. Абсолютизация одной из сторон ведет к негативным процессам.

От того, насколько удается согласовывать и реализовывать обе позиции, зависит успешность культурной эволюции.

Динамика

Первопричиной изменений в культуре является общественный вызов, иначе говоря, новые социальные или экологические ситуации, возникшие в обществе, которые, во-первых, угрожают его существованию, а, во-вторых, не могут быть решены людьми при помощи освоенных моделей культуры (А.Тойнби).

Появление этих ситуаций не случайно. Социальные процессы в обществе протекают неравномерно, повинуясь своим собственным ритмам. Причем, ритмы культуры наиболее замедлены. Шаг культурных перемен равен жизни поколения: 25-33 гг. (З.И.Файнбург) так что конфликты между культурной и иными социальными подсистемами общества определяются природой социальных изменений.

Вызов принимает разные формы; но всегда конфликтные.

Первым случаем конфликта можно считать оппозицию культуры другим подсистемам общества: экономике, политике...

Вторым - встречу с иной культурой, принадлежащей самим народам, создателям собственной цивилизации.

Оба этих конфликта влекут за собой культурный шок. Выйти из него можно разными способами, в том числе и замкнуться хотя бы на время от импульсов, поступающих извне. В этой ситуации общество вызова не принимает.

Иным вариантом является ответ на вызов, т.е. обновление культуры в соответствии с ее традициями и изменившимися условиями.

Выбор вариантов зависит от содержания культуры, столкнувшейся с иными культурами, либо с новыми ситуациями.

Если культура по своей природе замкнута на самое себя, враждебна всяческим новшествам, она не в состоянии принять вызов и в конечном счете гибнет.

Если, напротив, культура открыта для новшеств, она справляется с шоком и приобретает иное содержание, не утратив своей иден- тичности.

ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Отличительной чертой традиционной культуры является неукоризненное следование образцам поведения предшествующих поколений: обычаям, ритуалам, способам и приемам деятельности. Эти образцы поведения усваиваются с детства от старших.

Отсюда обязательно в традиционной культуре почитание старших, которые выступают хранителями опыта.

Традиционной культуре присуще также высокий уровень нормативности, в связи с чем, устанавливается множество различных запретов.

Человек живет по заданным канонам. Необходимо компонентом традиционной культуры являются традиционно мифологические представления.

Все, кто нарушает заветы отцов, встречают осуждение в обществе. Осуждаются также любые попытки творчества, которые направлены на обновление традиционных форм жизни. Закономерным следствием этого является устойчивость быта, житейской психологии и хоз. уклада.

Традиционными были культуры, возникшие в государствах древнего мира: Египет, Китай, Индия, Культура Средневековой Европы и России.

ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

- противоположная традиционной.

Восприимчива к новациям и динамична.

Не озабочена сохранением прошлых традиций.

Коллективистское начало уступает место индивидуализму

Личность получает автономию и возможность определять свои личные цели.

В инновационной культуре происходит быстрое развитие искусства, науки, техники.

Творческие личности: художники, поэты, ученые пользуются авторитетом и уважением.

Высоко ценятся знания, образование, самостоятельность мышления.

Распространяется вера в огромные возможности человеческого разума.

Стремление к новому – характерная черта этой культуры.

Инновационная культура появляется с эпохи Возрождения. Появляются новые формы творчества, великие мастера, каждый из которых вписал свое имя в эпоху.

Конец 19, начало 20 века – происходит быстрое развитие инновационных культур. Об этом свидетельствую научно – техническая революция, ускоряющая темпы производства, изменения повседневной жизни, калейдоскоп моды, погоня за новыми во всех областях жизни знаниями.

Мы можем найти черты традиционной культуры в мире: мусульманские государства, государства Востока. Полностью она не исчезла!

Будущее за инновационной культурой.

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ, часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое. Далеко не все из того, что создано руками и умом человека, удостаивается этого имени. Сегодняшняя мода не входит в КН., а прошлая часто попадает лишь в число музейных экспонатов. Если же к предметам одежды, бывшим в моде у дедушек и бабушек, возвращаются внуки, эти предметы становятся частью К.Н Оно часто идеализируется, пользуется авторитетом и окружено ореолом. Положительные стороны преувеличиваются, а негативные преуменьшаются. В конечном итоге К.Н. становится фактором сплочения нации, средством объединения в периоды кризисов и нестабильности.

-Универсальные культурные черты суть такие свой­ства, которые присущи всему человеческому роду и отличают его от других видов живых существ. Прежде всего это социобиологические черты, присущие всему человеческому роду, в частности, длительный период детства, круглогодичный (а не сезонный) характер сек­суальной активности и сложно устроенный мозг, бла­годаря которому мы пользуемся символами, языком и инструментами, присущая всем людям необходимость длительного и заботливого воспитания потомства и привязанность детей к родителям.

Среди социальных универсалий К. Коттак выделяет групповую жизнь, распределение пищи и построение семьи. Они присущи сегодня или были присущи на ран­них стадиях развития буквально всем обществам. К их числу следует добавить также экзогамию и запрет кро­восмешения (запрет на половые отношения и брак меж­ду ближайшими родственниками). Нарушение последнего называется инцестом, он наказуем во всех культурах, правда, в разной степени строгости и разными способа­ми. Но как только человечество запретило инцест (крово­смешение), оно автоматически перешло от эндогамии к экзогамии — бракам с членами чужой группы.

Межгрупповые браки способствовали развитию межгрупповых отношений и объединению множества групп в единые государства. В результате экзогамия стала решающим фактором эволюции гоминид. Имен­но гоминид, так как в последнее время экзогамия обна­ружена и у других приматов. В частности, обезьяны предпочитают не вступать в половые отношения с чле­нами своей группы и близкими родственниками.

- На шкале культурных черт между универсальны­ми и уникальными расположены общие черты. Они присущи целому ряду обществ и народов, поэтому их можно еще называть региональными.

Благодаря диффузии (спонтанному проникнове­нию) и независимым открытиям некоторые культурные черты настолько же широко распространены, насколь­ко распространены и культурные универсалии. Пер­вая причина зарождения региональных сходств за­ключается в том, что некоторые народы общаются и обмениваются между собой культурными достижения­ми более активно, чем с другими народами. Вторая при­чина — общий этнический предок. Третья причина сходства объясняется одновременными и независимы­ми культурными изобретениями, произошедшими у на­родов, живущих в разных районах земли.

К общим культурным чертам относится нуклеарная семья. Она есть у многих, но не у всех народов. Для среднего класса Америки нуклеарная семья выступает такой ячейкой, в которой отношения между мужем и женой и отношение родителей к своим детям являются главными, а для народности найяров, живущих на Ма-лабарском побережье в Индии, главным является боль­шая многопоколенная семья, в которой отношения ме­жду мужем и женой отступают на второй план. И в других обществах кланы и большие родственные груп­пы занимают доминирующее положение, вытесняя на периферию нуклеарную семью. В то же время ученые обнаруживают в современной Америке значительное число расширенных семей, а у примитивных охотников и собирателей — нуклеарные семьи.

- "Уникальные черты часто называют экзотически­ми, непривычными или не общепринятыми. В одних культурах считается, что щедрыми должны быть похо­роны, а не рождения людей. В других культурах дума­ют иначе. Обряд инициации в древних племенах для современного европейца представляет уникальное зрелище, т. е. экзотическую черту примитивной куль­туры, так как в европейской культуре переход от юно­сти к зрелости не является важным событием и почти никак не отмечается. Напротив, у североамериканских индейцев и племен, обитающих в Папуа-Новой Гвинее инициация считается чуть ли не главным событием в жизни мужчины.

На Мадагаскаре похороны представляют собой измерение достигнутого в течение жизни социального статуса и уважения человека в сообществе. Поэтому для прощания с одними стекаются тысячи людей, а к дру­гим приходят единицы. Прощание с умершим у некото­рых племен растягивается на целые недели. Напротив, и современной России или США похороны проходят за несколько часов. Различие в подходе к одному и тому же событию у разных народов можно объяснить куль­турными факторами. Примитивные народы верят в духов умерших, в посмертное существование как орга-11 ичное продолжение посюсторонней жизни, поэтому го­товятся к встрече с иным миром основательно.

Ксенофобия - ненависть, нетерпимость или неприязнь к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. Восприятие иного как непонятного, непостижимого, а поэтому опасного и враждебного. Воздвигнутое в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления. Изредко может трактоваться буквально, как навязчивый страх перед другими людьми, то есть фобия в клиническом смысле.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 255 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...