Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Парадоксы нравственной культуры



В любом обществе существует господствующая форма нравственной культуры, эти ценности внедряются в умы людей с помощью воспитания, убеждения, принуждения и т.п. Но в любой культуре нет ни одного нравственного принципа, который бы соблюдали все члены сообщества без исключения, любая моральная норма постоянно кем-то нарушаются. В то же время подлинно нравственные поступки люди совершают без расчета на приобретение каких-либо выгод. Возможно, пороки даже необходимы для общественного блага, но люди из поколения в поколение внушают подрастающим потомкам, что они должны быть честными и порядочными, видимо, никому из родителей не хочется, чтобы их дети были подлецами и негодяями, даже если житейский опыт как будто требует совсем иного отношения к высокой нравственности.

Примером парадокса нравственной культуры является заявление М.Горбачева в 2000 году в американском университете в Анкаре, где он обосновал свои действия как первого лица великого государства: «Целью моей жизни было разрушение коммунизма, который представлял собой невыносимую диктатуру над народом. В этом отношении меня поддержала и укрепила моя жена, у которой это мнение сложилось еще раньше, чем у меня. Успешнее всего я мог это сделать, исполняя высшие государственные должности. Поэтому моя супруга Раиса рекомендовала мне постоянно стремиться к высшим должностям. И когда я лично познакомился с Западом, мое решение стало бесповоротным. Я должен был устранить все руководство СССР и КПСС». Как сказал один умный человек, некоторые после таких заявлений ищут осину повыше, а иные выступают с лекциями, в которых прославляют самих себя.

Рекомендованная литература:

1. С.П.Мамонтов. Основы культурологии. М.: Олимп,1999,гл.3

2. Э.А. Поздняков. Философия культуры. М.: интурреклама, 1999.

3. А.Кармин.Культурология.СПб.:Лань,2001.Часть 2.Анатомия культры.

4. Н.А.Бердяев.О России и философской культуре. М.,1990

5. Х.Ортега - и- Гассет. Восстание масс. // Вопросы философии,№3

1989.

6. И. Кант. Основы метафизики нравственности. Соч. т.4. ч.1

7. В.С. Библер. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в 21 век. М.: Политиздат, 1991.

8. Л. Росс, Р. Нисбетт Человек и ситуация(уроки социальной психологии). М..,2000, гл.7 с.295

9.Л.В. Лесков Футуросинергетика. М.,2008.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Культурные регулятивы.

2. Интегративные свойства нравственности.

3. Полярные категориальные координаты нравственности.

4. Эволюция и динамика изменения нравственных ориентиров общества.

5. Возможны ли кризисы нравственности на сломе культурных эпох.Каковы их проявления?

6. Этические идеалы и соответствующие им типы морали.

7. Нравственность и право как органические части общей культуры общества.

8. Нравственная основа талиона.

9. Золотое правило нравственности - основной закон морали. Категорический императив И. Канта и отражение в нем основных функций культуры.

Практические задания:

1. «Академика Д.С. Лихачева спросили, трудно ли быть порядочным человеком, он ответил, что….». Что ответил уважаемый ученый, обоснуйте Ваш вариант ответа.

2. Прокомментируйте с позиций категорий нравственности, культурного фактора совести следующие строки Б. Пастернака:

…Цель творчества –самоотдача,

А не шумиха, не успех…

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

3. Охарактеризуйте нравственные безвыходные коллизии перечисленных литературных героев: царя Эдипа, Гамлета. Отелло, Фауста, Дона Кихота

Лекция № 4





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 720 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...